Литовченко о 3G и слиянии с Beeline Президент «Киевстара» поделился своим мнением об актуальных задачах отечественного телеком-рынка. Высказал он его украинским журналистам во время визита к китайскому производителю оборудования связи Huawei.

О слиянии

На многие вопросы о процессе слияния «Киевстара» и «Вымпелкома», особенно на украинском рынке, акционеры компаний пока сами ищут ответы, подчеркивает Литовченко. Пока же мобильные операторы остаются конкурентами, по крайней мере, до 31 декабря – на этот год у них все те же бизнес-планы, которые все так же необходимо выполнить. Они также будут соперничать до тех пор, пока не будет сформировано руководство голландской компании VimpelСom Ltd., напоминает Литовченко.

Само по себе слияние компаний дает множество преимуществ «Киевстару», из которых руководитель оператора в первую очередь выделяет уменьшение стоимости закупки оборудования (в больших объемах она становится дешевле), лучшие условия для роуминга, а также обмен технологическими и маркетинговыми ноу-хау.

19 октября должен собраться совет директоров «Киевстара», на котором Литовченко собирается предложить свой вариант развития бизнеса Telenor и «Альфы» в Украине. По его мнению, оба бренда должны остаться, но каждый из них – в своем виде связи: Киевстар – на рынке мобильных телекоммуникаций, а Beeline – проводных.

При этом от сотовых активов «Вымпелкома» в Украине необязательно отказываться. Радиочастоты его «дочек» – компаний «Украинские Радиосистемы» и «Голден Телеком» – могут быть переданы «Киевстар Дж.Эс.Эм». Для этого необходимо преодолеть вето Президента на законопроект №4531, который позволяет операторам передавать право на пользование радиочастотами. И в работе над преодолением этого вето президент «Киевстара» видит возможность успеха.

О развитии 3G

Дополнительные радиочастоты диапазона 900 МГц могут пригодиться крупнейшему украинскому мобильному оператору для дальнейшего использования в третьем поколении сотовой связи, допускает Литовченко: в мире сейчас уже есть примеры их использования для 3G.

Поэтому акционерам компании необходимо определиться с дальнейшей стратегией развития как можно раньше – от этого зависит объем средств, направленных на внедрение UMTS. Ведь сейчас происходят расчеты различных вариантов разворачивания 3G-сети.

Одним из них является покупка нескольких 3G-лицензий. Поскольку условия конкурса не ограничивают участия операторов в тендере, то «Киевстар» может попытаться получить второй лот UMTS-аукциона. По словам Литовченко, оператор рассматривает возможность получения максимальное количество радиочастот. В таком случае ему необходимо будет меньше тратиться на оборудование, его установку и обслуживание.

«Киевстар» планирует выбрать свою 3G-стратегию до конца ноября – как раз к первому UMTS-конкурсу. Тогда компания сделает все возможное, чтоб заполучить лицензию, иначе есть риск вообще не получить, говорит ее руководитель. По его словам, дальнейшую выдачу 3G-лицензий может заблокировать, например, Президент.

Блокирование процесса выдачи UMTS-частот другими операторами с помощью, например, обращения в суд из-за создания НКРС неконкурентных условий на рынке, Литовченко исключает. По его мнению, условия честные и прозрачные.

Правда, не все устраивает «Киевстар»: диапазон в 25 МГц – это слишком мало, а стартовая цена – слишком высокая. Однако ради развития 3G оператор готов идти на более долгие сроки окупаемости, утверждает его руководитель. При этом Литовченко сомневается в значительном повышении цены за полноценный вход на рынок UMTS-услуг. Если какой-нибудь конкурент задумает поднять порог входа, то и «Киевстар» может ответить ему тем же на следующем конкурсе, объясняет он.

Специально для АИН Игорь Литовченко дал небольшое интервью.

Что, по-Вашему, будет с «Украинскими Радиосистемами» после объединения «Киевстара» и «Вымпелкома»?

Игорь Литовченко (И.Л.): Со стратегией развития двух компаний на Украине должны определиться акционеры. Менеджмент со стороны «Киевстар» и со стороны «Вымпелком» должен сделать какое-то предложение совету директоров, чтоб те приняли то или иное решение. Есть мое субъективное видение: я бы разделил этот бизнес на две части, оставив оба бренда – «Киевстар» и Beeline, один из которых продолжал бы заниматься мобильной связью, а второй – фиксированной связью, интернетом. И эти бренды не конкурировали бы между собой, а развивались параллельно, не мешая друг другу, а помогая. Потому что у каждого из них есть свои преимущества и свои абоненты.

После объединения операторов, по-Вашему, абоненты украинского Beeline могут быть спокойны за сохранение своего номера, тарифных условий?

И.Л.: Сегодня я ничего не могу сказать, пока наши акционеры не примут какого-либо решения о работе компаний в Украине. До конца этого года мы остаемся конкурентами.

«Киевстар» сможет предложить абонентам Beeline перейти к нему?

И.Л.: Безусловно

Как, по-Вашему, будет происходить управление бизнесом Vimpelcom Ltd. в Украине: компании будут отдельно подчиняться руководству в Амстердаме?

И.Л.: Трудно сказать что-либо определенное до тех пор, пока акционеры не определятся с будущем их компаний здесь, но я считаю, что должно быть единоначалие – чтобы решения принимались внутри страны.

По условиям объединения операторов соотношение стоимости «Киевстар» и «Вымпелкома» определено как 1:3,4. То есть «Киевстар» оценивают в 5-5,8 миллиардов долларов. Вы как менеджер довольны такой стоимостью?

И.Л.: Такой оценкой «Киевстар» лично я удовлетворен.

Вы хотели бы войти в руководство VimpelCom Ltd. и переехать в Амстердам?

И.Л.: Нет.

А если предложат?

И.Л.: Вряд ли на это соглашусь. Работа в штаб-квартире такой большой компании подразумевает пребывание, в основном, в кабинете. А мне больше нравится реальная работа, когда необходимо часто быть «в поле» и быстро принимать решения.

Госпотребстандарт должен определить правомерность использования операторами рекламы «нулевых» тарифов. Какого решения от этого органа Вы ожидаете?

И.Л.: Я ожидаю честной конкурентной борьбы. Мы никогда не обещали предоставлять то, чего у нас нет. Если вы хотите взамен получить за доступ на свою сеть 50 копеек, а всем другим говорите, что это – ноль, то должна существовать какая-то себестоимость. Нельзя обманывать себя, государство и абонентов.

Но djuice также предлагает бесплатные звонки внутри сети…

И.Л.: Мы говорим о нулевом тарифе. У нас есть «Безлим», и он не подразумевает «ноль», он подразумевает то, что вы должны что-то заплатить, чтобы пользоваться связью. Мы не позиционируем этот тариф как «ноль».

Абонентам «Киевстар» можете обещать, что ваш оператор первым получит 3G-лицензию?

И.Л.: Могу пообещать, что мы приложим все возможные для этого усилия.

Автор – Виталий Жданов