Я жду перемен

1481
37

Итак, я еду на Startup Crash Test 11, чтобы поучаствовать в круглом столе в качестве человека, изрекающего авторитетные мысли про e-бизнес из президиума (или как сейчас  называется это место на модных интернет-тусовках). Самое время ответить на вопрос: зачем оно мне надо?

Тщеславие, желание посветить фейсом перед фотообъективами или «расширить и углубить» личный авторитет среди присутствующих? Это точно не про Олейникова — мне куда комфортнее с моего уставленного цветами балкончика в Одессе управлять компанией в столице и достигать личных целей, избегая общения с незнакомыми людьми. Я вообще не очень люблю большие компании…

Консалтинг или чего-то продать стартаперам? Моих деловых интересов на Startup Crash Test 11 не больше, чем в будний день на углу Дерибасовской и Ришельевской — в смысле стартаперы точно так же носят футболки и пьют из чашек, как и неинтернетные люди. А для того, чтобы обсудить со мной какой-то интересный проект, совсем необязательно добиваться личной аудиенции — почту читаю сам, в Скайпе и Гуглталке тоже я.

Привлечь инвестиции, познакомиться с инвесторами? Так «я не продаю, я сама покупаю» (с) группа «Сливки» — моим проектам хватает собственных ресурсов для поступательного развития, а макароны на уши доверчивым инвесторам про «взлет ракетой» к вершинам интернет-бизнеса за полгода (и конечно же, за венчурные бабки) — не по мне, совесть врать не позволяет, да и возраст уже не тот.

Тогда ради чего пилить, пардон за мой французский, 500 километров по раздолбанному автобану «Одесса-Киев», чтобы потом безвозмездно — то есть ДАРОМ! — провести три часа вместе с интернет-коммьюнити, пренебрегая делами и встречами, коих в течение одного дня пребывания в Киеве нужно сделать и провести в огромном количестве?

Попробую объяснить.

За последние годы я был на нескольких встречах интернет-предпринимателей, кроме того, регулярно читал отчеты о тех мероприятиях, на которых присутствовать не доводилось. На подобных «краштестах», «баркэмпах» и прочих неконференциях в изобилии можно встретить участников, которые доходчиво объяснят вам отличие веб 2.0. от пылесоса, красочно опишут радужное будущее социальных сетей и расскажут о последних венчурных инвестициях на Западе, в России, а иногда и в Украине.

Надо отдать должное организаторам — они с удовольствием и часто бесплатно пришлют вам инструкции по подготовке Investment Summary, Executive Report и еще каких-нибудь премудрых документов. И, разумеется, на Startup Crash Test 11 придут представители стартапов с прекрасно подготовленными презентациями.

Наконец, я не сомневаюсь, что в пятницу, 26 февраля, я услышу людей, которые представят очередной «мегапроект, не имеющий аналогов в мире», для успеха которого не хватает всего-навсего жалкого миллиона…

Пусть это прозвучит немного жестоко — но многие из тех, кто представлял собственные проекты на предыдущих тестах-кэмпах, не только не привлекли инвестиции, но даже не смогли толком стартовать с ними.

Почему? Да потому что 90% отечественных старт-аперов до недавнего времени не хотели заниматься БИЗНЕСОМ.

В смысле — получать и тратить деньги они очень даже хотят. Если найдется дурак… пардон, венчурный инвестор. Но делать бизнес — это так НЕИНТЕРЕСНО! Это скучно и совсем не так захватывающе, как придумать какую-то интернетную фишечку, которая вот может делать то и то, а еще вот то, и в социальных сетях тоже, и через p2p-сети…

Кто заплатит за эту услугу? Сопоставима ли выручка, которую генерирует проект, с затратами на его разработку, поддержку и развитие? Когда проект станет самоокупаемым и начнет приносить возврат на инвестиции? Как правило, ответы на эти вопросы в презентациях героев  «краштестов» и «баркэмпов» отсутствуют, либо размытыми формулировками вынесены на последнюю страницу. В конце концов, всегда есть шанс, что именно нас купит Гугл — как «лаки панч» у боксера.

До недавнего времени, приходя на встречи интернет-предпринимателей, я видел людей у которых в глазах не «бизнес-модель», «операции» и «развитие», а «инвестиции», «много» и «куплю себе МакБук и крутой мотоцикл». А с такими сложно реализовать какие-то интересные проекты, поскольку они хотят получать, а не зарабатывать — при этом не отягощая себя бременем ответственности.

Изменилось ли что-то сегодня? Стало ли больше среди старт-аперов людей, которые понимают, сознательно или нет, что для начинающего интернет-проекта инвестиции — это скорее зло, чем благо, и отправляются на мероприятие за другими вещами — опытом, контактами, новыми идеями?

Поиск ответов на эти вопросы как раз и заставляет меня покинуть любимый балкончик и отправиться в столицу. Приходите на Startup Crash Test 11 — попытаемся разобраться вместе.

Оставить комментарий

Комментарии | 37

  • Будет интересно узнать впечатления после мероприятия:)

  • Да… Да… Требуем продолжения банкета.

  • Денис, есть один момент — сами инвестиции конечно зло в основном, а вот сам процесс их поиска и получение вопросов на которые у тебя пока нет ответов, все таки добро 🙂

  • Что-то мне подсказывает, что куда большее доброе это все же развитие бизнеса:-)

  • Идеи возникают постоянно, но как на них зарабатывать, это действительно вопрос. Вот мне интересно, как будет монетизировать свой сервис disqus? Контекстная реклама?

  • Сриди молодых стартаперов (сори за тональность) почему-то бытует мнение, что успешный проект можно сделать только за чужие деньги.

    Я так понял, роль Дениса на краш-тесте — рассказать, что это не так 🙂

  • Имхо стартап можно и нужно делать за свои деньги, а если в итоге получится что-то достойное, то развивать это и выходить на новые рынки — уже за инвесторские.

  • +100500 Особенно когда Денис увидит проекты с уже положительным кешфлоу 🙂

  • +100500 Особенно когда Денис увидит проекты с уже положительным кешфлоу 🙂

  • Инвестиции все равно дадут только под масштабирование бизнеса. Чем позже берешь инвестиции — тем лучше. Но вот совсем без инвестиций большой бизнес строить очень долго и не имеет смысла.

  • Развитие бизнеса должно быть здесь сейчас, а не через 2 года когда появятся свои бабки. Ну конечно если это не лайфстал бизнес или семейное кафе которое передается по наследству…

  • Сделать прибыльный проект — самое сложное. Еще сложнее сделать его масштабируемым.

    А за свои бабки или нет — это уже детали. Если у меня будет возможность взять бабки с самого старта, без кабальных условий — конечно возьму. Зачем рисковать своими деньгами на стадии идеи?

  • Мой опыт подсказывает, что — как раз таки не детали. Риск СВОИМИ деньгами за идею — самый верный тест того, насколько вы верите в эту идею, насколько вы убеждены (и сердцем, и разумом) в её успехе…

    Чужие деньги расслабляют. Чужие деньги хуже мотивируют, чем реальная возможность потерять свои :-).

  • Много таких проектов будет?

  • Кто ж спорит. А получается, что часто не развитием занимаются, а поиском денег, а потом «а что же с деньгами то делать».

  • Плагины часто продаются большим компаниям либо получают плату за включение их в пакет чего-то там.

  • У венчуров есть такая проверка на вшивость: когда всё по их мнению красиво, они говорят, что готовы предложить инвестирование с вхождением в 80% бизнеса, хорошо зная, что лишних денег у стартапера нет — смотрят на реакцию.

    Если чел пытается обосновать, что готов отложенно финансировать свою долю сам — это хороший знак. Значит, чел не просто и не только хочет дешёвые деньги получить, но и сам в бизнес верит.

  • Agree with you, Denis.

    I am a Russian in USA, anyone can reach me via @mylifeandart Twitter. We have a similar startup methodology that we teach for free, over the Internet. Our project is based in Silicon Valley, USA, everyone is welcome (it is in English though) here is the link to our workshops:
    http://www.sramanamitra.com/entrepreneurship-st

    Here is what we teach:

    1. Build your business methodically block by block, don't count on being lucky. You might get lucky, but don't count on that.

    2. Don't take any money, bootstrap your business while you are validating your business idea. Look for outside money only when your business model is validated.

    3. Make clear what your positioning is, practice to explain your positioning in 30 seconds.

    4. Remember that knowlegable VCs are looking to fund businesses scalable to revenues in billions. If your business is only scales to millions, you'd be better off to own your business all by yourself. It is possible for a team of founders to bootstrap and build a $50-million-a-year business without VCs, we teach that. If you get bad VCs you will end up with zero of ownership of your company, sad story.

    5. To get to $$ revenues quickly, identify a promising customer segment and zero your sales and marketing efforts on only that segment at first. Don't spray and prey.

    6. Build a solution to a problem, sell it many times to different market segments, segment by segment.

    Feel free to ask questions.
    Irina Patterson
    1M/1M Project
    http://bit.ly/cGiRbs

  • У тебя были проекты которые не пошли? Сильно приятно терять свои деньги?

    Вера и надежда — это не совсем бизнес 🙂

  • 80% бизнеса? Это не венчуры 🙂

  • Копейкофф, Визитки… А в зале сколько их 🙂

  • Искать то можно, а вот найти можно только точно зная на что они пойдут 🙂

  • Денис, с вами полностью согласен — участие личным капиталом это самое лучшее подтверждение веры в проект. Но ведь не всегда у стартапера есть деньги. У него может быть крутая идея в которую он верит на все 100%, при полном отсутствии каких-то денег. Что ему делать тогда? Брать кредит под мамину квартиру?)) Вы бы так поступили?

  • Я именно так и поступил. Когда мне нужны были деньги на развитие FUTBOLKA.ua в 2006 году — я заложил свою квартиру. Если вы готовы рисковать своими деньгами за идею — да, это идея. А если исключительно чужими — так, баловство одно.Очень показателен Шопиум (презентация на краштесте). У ребят в системе аж 4 магазина, и им нужно от ста тысяч баксов инвестиций :-). Удачного поиска инвесторов, ага.

  • Были. Неприятно. Но только такие уроки учат. Потеря чужих денег, как правило, ничему (путному) не учит. Как раз наоборот — укрепляет в сознании собственной гениальности, «но всему виной кризис, обстоятельства, дурак-инвестор, плохое развитие е-коммерции в Украине и т.п.» (нужное обвести кружочком).

  • Вы не поняли меня до конца, да и настаивать на ответе в таком не принципиальном вопросе я считаю как то глупо. Насколько я понимаю, Вы заложили СВОЮ квартиру. Если бы таковой не было, заложили бы Вы мамину квартиру?) Ведь когда у тебя ничего нету, нечего и заложить.

  • Вывод — скучно тебе там сидеть, вот и решил сгонять в кыйив на денек, тусануть. А что, вполне понятно.

  • Самое время вторую часть с ответами на вопросы и выводами 🙂

  • Читай выше «делают проверку» )

  • Если ты не готов потерять свои деньги — то ты готов потерять деньги инвесторов?То есть инвестор больше верит в идею, чем ты?Поэтому на начальных этапах на западе и инвестируют бизнес-ангелы, которые в отличие от инвестора могут больше тебя верить в идею.

  • Отложенно финансировать это как? :)Это вы мне дадите деньги, а я сних отдам потом? 🙂

  • На самом деле бизнесы очень медленно развиваются.И нужно быть готовым к этому в том числе.Инновационный бизнес, чтобы выстрелить должен как минимум три года изрядно потрудиться.И деньги тут время не ускоряют. Даже если принять факт, что они очень хорошие.

  • Это значит «выкупать свою долю постепенно, по мере возможности».

  • На многие мероприятия хожу «послушать Олейникова», очень импонирует манера подачи информации и общая подготовленность)вижу и мнение по отношению к старпе.. стартапам у нас сходное.Шопиум встречал на 2-х конференциях — ни до ни после них у ребят ничего не изменилось, как было сыро так и осталось.Где-то вышел читал про стартап «магазин подгузников»… ну раз так, то у меня под домом на днях открылось очередное отделение стартапа «Океан Пива»

Поиск