ИМУ-2010: нет ни денег, ни проблем

1811
53

Одно из самых ожидаемых интернет-мероприятий в нашей стране «Интернет-Маркетинг в Украине» в этом году вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Полупустые залы, доклады, основная цель которых пропиарить компанию докладчика. Искренне непонимание и удивление на лицах интернет-тусовки это то, что характеризует первый день конференции.

Естественно есть удовлетворенные контентом люди и действительно толковые доклады, но их, в отличие от прошлых лет, совсем не большинство. Что стало причиной? Обилие мероприятий по тематике, общий кризис в экономике, весьма высокая стоимость участия (около 2500 грн)? По всей видимости, наложилось все. Но главное, что удивляет — некоторые доклады.

Нет, они любопытные, временами интересные, в них хорошо рассказывают про возможности компаний, их успехи. Только вот разве место для такого PR на профессиональном мероприятии? Формат отлично подходит для презентации компании, на которую приглашают потенциальных партнеров и демонстрируют все возможности. Обильно подливая коньяк, забывая упомянуть про эффективность и подводные камни.

Удивительно, но точно также на профессиональном мероприятии, посвященном маркетингу, почему-то совершенно не говорили о проблемах. После прослушивания некоторых презентаций пытаешься понять как снять эти розовые очки — так вокруг все хорошо и море возможностей.

Только денег у нас мало, инвесторы к нам не идут, проекты слабо развиваются, кейсов нет, клиенты козлы, а так все замечательно.

Ни проблем

Самое интересное, что деревней, по которой чуть ли не медведи ходят, нас воспринимают не только где-то далеко, а даже в России. По всей видимости очень смешной выглядела шутка представителя московского агентства GRAPE когда узнав, что у нас нет Ikea, тот спросил пользуются ли украинцы Одноклассниками и Вконтакте. Шутка года, несомненно.

Только вот совершенно не смешно воспринимается тот факт, что на мероприятии стоимостью 2500 грн он в течении 50 минут демонстрировал прекрасные ролики с YouTube и различные международные кейсы digital-маркетинга. Приложение для iPhone в котором можно растянуть пальцами цифровую пиццу и выбрать таким образом ее размер — это, по всей видимости, то, что волнует сегодня маркетологов в Украине. Пришедших, замечу, на доклад с темой «Обзор рынка».

При этом вопросы эффективности, почему-то, не то, что были отодвинуты на второй план, они попросту были упущены. Как необходимо ее измерять, каким образом убеждать заказчика, что определенное решение эффективно — этому, по мнению Grape, не место на ИМУ. Когда же я таки задал этот вопрос — вместо толкового ответа мне сообщили, что точных инструментов метрики нет и приходится довольствоваться числом подписчиков группы вКонтакте и показывать заказчику стоимость контакта.

Аналогично про контекстную и медийную рекламу. Прозвучало множество интересной информации, но опять же — про проблемы ни слова. А не на этом ли рынке каждый пятый клик является мошенническим? Не тут ли клиенты временами специально занижают эффективности рекламных кампаний конкурентов, а площадки и провайдеры смотрят на это с закрытыми глазами, поскольку деньги то все равно капают. Цель достигнута. Краткосрочная.

Только вот про долгосрочную опять забываем. Постоянно введутся разговоры о том, что рынок нужно образовывать, приводить сюда новых рекламодателей. Только когда доходит до дела — тишина. Николай Шестаков, эккаунт директор Яндекса, честно сказал, что 15-20% кликов в Яндекс.Директ они не засчитывают, поскольку считают их фродовыми либо просто подозрительными. А сколько не засчитывают? Сколько проходит незаметно? Почему бы не поговорить на профессиональной конференции о маркетинге именно об этом. О повышении эффективности. Только эффективность это завтра, а вот PR — сегодня.

Ни денег

Опять же удивительно, но на «рынке» объемом 20 млн долларов в год (экспертные оценки по затратам на медийную и контекстную рекламу) всех меньше всего волнует вопрос заработка денег.

У нас все богатые и успешные. Не то, что на Западе. Где на любой конференции главный вопрос уже долгое время — где деньги. Мы же постоянно ходим вокруг да около, говорим о чем угодно, только не о заработке. Что в бизнес-сообществе как-то ну совершенно абсурдно.

Специалисты отлично знают как потратить деньги, более того — как красиво потратить. Но на этом их способности ограничиваются. Если нет — почему тогда не говорим об этом?

Некоторые честно сообщают, что на таком маленьком рынке делиться эффективными рецептами с конкурентами совершенно нецелесообразно. И это, замечу, логичный, достойный и, главное, честный ответ.

Только в таком случае давайте все дружно согласимся, что играем в какой-то спектакль и задумаемся не поставить ли в нем точку.

Ни рынка

Резюмируя констатацию столь грустных фактов, становится отчетливо понятно, что дело совершенно не в конференции ИМУ. Она лишь отражение рынка и ее организаторы делают, не смотря на трудности, все же непростое и полезное дело, за что им честь и хвала. Конференция — это отражения рынка.

Того рынка, на котором участники мероприятия во время доклада смотрят на сцену удивленными глазами, в кулуарах говорят все, что искренне думают о содержимом, не стесняя себя в выражениях, но встретив самого докладчика с радостью на лице благодарят его за шикарное выступление, а на логичные вопросы организаторов — что необходимо улучшить или изменить — хлопают по плечу, говорят, что все ок и с нетерпением ждут вечеринки.

Артур Оруджалиев, [email protected]. Главный редактор AIN.UA. Редакция всегда готова предоставить слово на нашей площадке любому желающему эксперту, в том числе для аргументипрованного альтернативного мнения.

Оставить комментарий

Комментарии | 53

  • Двадцять мільйонів? Та ну. Не може бути. Хіба що тільки якась частина банерки.

  • А сколько?
    Только сегодня Заблоцкий говорил, что по из данным (ассоциация интернет-рекламы) объем медийки в прошлом году — 85 млн грн

  • Артур, все очень правильно написано. Спасибо за Вашу статью! Мне как специалисту нужно ходить на подобные мероприятия, но у меня рука не поднялась потратить такие деньги.

    «что все ок и с нетерпением ждут вечеринки» — это наш менталитет такой )))

  • Кстати, стоит отметить, что указанное выше касается именно рекламной части — как основной. Там где говорили про ту же оптимизацию — все было здорово и полезно, поскольку касалось практических вещей и опять же проблем. Только вот все-равно рынок держиться именно на рекламе.

  • Конечно оно критиковать легче чем делать, и тут Артур немного перегибает, особенно про контекст. Никто не станет говорить как они ловят мошенников, ибо зачем их учить, обычно все говорят просто — ловим.
    Но в целом теперь становится понятно, что конференция грустная не только на фото. Остается надеяться, что в будущем что-то поменяется, или формат или цена или рынок.

  • Рынок Инренет-рекламы который включат в себя баннерную, контекстную и SMM в прошлом году составил около 145 млн. грн. В этом году планируется рост 25-40%.

  • Необходимо, чтобы прошло время, для становления рынка. Еще много над чем работать. Но я верю, что все будет нормально!

  • Кстати, а тебя почему не было — цена, занятость, не интересно?

  • Один раз был на ИМУ — 2 года назад. Тогда, чуть не заснул, и сейчас ни капли не жалею, что не пошёл в этом году. После прочтения статьи укрепился в своей уверенности.

    Спасибо!

  • Я с вами не соглашусь. Как раз 2 года назад была очень интересная конференция. В прошлом по слабее уже, но атмосфера все равно была очень достойная.
    Хотя, опять же, кому-то и сегодня было интересно.

  • Если два года назад была интересная, то тогда я ещё раз укрепился в своем мнении!
    Спасибо!

    Помниться, только Денис Олейников разбавил скуку, да нет, не просто разбавил, а разворошил зал!

  • Ну Денис знатный шоу-мен украинских интернет-конференций. Всегда полный зал, интересно и полезно.

  • Не пошел исключительно из-за стоимости билета.

  • на него одного стоит ходить смотреть 🙂 человек очень позитивный!
    Икается ему небось 🙂

  • Не пошел. За такую цену там должен приехать лично Стив Джобс и эксклюзивно представить для участников новый iPhone 4G. Еще и станцевать в конце )

  • Аналогично! Теперь понимаю, что правильно сделал.

  • Попал только на ПРОпеллер, так что судить трудно. Но два года назад да, была отличнейшая конференция и спать там уж точно было некогда.

  • Собстенно не пошел так как не оправдано дорого! за 2500 можно викенд на теплоходе устоить а не пару десятков презентаций (ИМХО)
    Если цель отсеить таким образом публику — то удалось!
    2500 — отсеивает почти всех интересуюшихся

  • Юлия, а чьи это данные, если не секрет 🙂

  • Вот насчет здоровой и полезной оптимизации я лично несколько удивлен. Если целенаправленно поискать, то можно найти пару десятков статей и по продвижению интернет-магазинов, и по продвижению крупных сайтов, по сути продвижение сайта любого калибра так или иначе расписано. Не только статей и презентаций, а и видео докладов, мастер-классов.
    Вспоминая главу по поисковому продвижению новостных сайтов, которую мы писали с Антоном Санченко для книги Ашманова в 2005 году (!), я бы на сегодняшний день ее не сильно и менял — базовые принципы остаются в силе, а детали в поисковой оптимизации быстро «палятся».

  • Рабочий график загружен. Но, на такие мероприятия имеет смысл приходить только как партнеру. Конечно, цена завышена.

  • Начало статьи — хорошее, а вот с концовкой я не согласна.

    1. На откровенно отстойных докладах слушатели выходили из зала в количестве 10-15 человек уже на первых минутах выступления. Учитывая, что в зале сидело около 60 — это ощутимо и показывает отношение к презентации и докладчику.

    2. Не стоит винить в провальном мероприятии рынок и слушателей (!). Во многом виноваты организаторы — непрофессиональный подход и невнимательность к деталям. Совсем не слушатели и не рынок виноваты в том, что тема мероприятия интернет-маркетинг В УКРАИНЕ, а докладчики — представители агентств из МОСКВЫ, которые не провели ни одного проекта в Украине, не имеют здесь представительств и не потратили время чтобы проанализировать рынок и украинские кейсы.

    3. Не видела чтобы заискивающе улыбались тем, презентаторам, которые не понравились. Мерника чуть камнями не забросали прямо на сцене.

  • Артур, спасибо за правду. Приятно тебя читать. Метко и актуально.

  • Полностью согласен со вторым пунктом. Подход организаторов во многом действительно непонятен. Зачем приходить на мероприятие, чтобы послушать многие доклады месячной давности с iForum? При том, что стоимость iForum в десятки!!! раз ниже.
    И почему бы не позвать украинских специалистов? Да, возможно, их меньше. Но тогда можно не растягивать все на 2 дня.

  • Артур, переход на личности докладчиков лишил твой текст объективности. Дело в том, что на каждый доклад всегда есть как позитивные, так и негативные отзывы. Не понравившийся тебе лично Грейп некоторые назвали лучшими докладчиками.

    За текст — спасибо.

  • Женя, в смысле переход?
    Я лишь написал, что он был на сцене и что говорил. Т.е. если он не этим занимался, поправь меня:)

  • Артур, со многим согласен, только не хороните рынок рекламы в Украине. Вспомните количество участников на Iforum и сравните его с ИМУ.

    Мероприятие печальное. Уже в прошлом году было понятно, что что-то нужно менять. Слишком широкий формат заявлен и слабый отбор участников, как по мне. А 150 деятелей Интернета для такого формата – мелочи, которые, как вы правильно заметили, терялись в залах, даже больше в кулуарах.
    И не рынок тут виноват, вина исключительно на организаторах мероприятия, больше внимательности к деталям, меньше внимания пьянке. Что было нового в этом году? Где нормальное питание за заявленную сумму участия, где зал и организация мероприятия?

    Кто эти люди, которые сидели на круглом столу, посвященному рынку рекламы в социальных сетях? 20 минут разговора ни о чем и самопиара? Отвратительно находиться в зале, когда все общение происходит между тех людей, которые сидят на сцене. Хоть один вопрос из заявленой темы затронули? Никто даже не представился.

    Я уже молчу за Интернет, который всегда лежал…..

    Организации просто не было. И если раньше мы все съезжались по интуиции, дабы увидеть знакомые лица, то в этом году половина лиц явно увяла, многие не пришли вовсе. Что будет дальше? Ответ найдет каждый для себя свой. Если все тусовщики собрались пить, то стоимость должна быть 200-300 грн. Печален и тот факт, что 2500 грн. за участие кажется нам высокой ценой, хотя за такой же контент в Москве люди платят $800-1000.

    С объемами рынка в Украине также явно занизили, если верить этим цифрам, то у нас рекламы совсем нету. Хотя все мы видим, как рынок просто кишит потенциальными заказчиками, бюджеты растут семимильными шагами. Только на рынке электронной коммерции посмотрите, что происходит…

  • Как мне кажеться, это болезнь всех конференций в Украине, когда одни и те же доклады везде. Такое положение дел откровенно достало.

    На этом фоне мастер-классы SmartMe смотряться очень свежо.

  • … ни проблем, ни денег, ни рынка. Откуда взяться? основная масса уч-ков дотируемая, спецы за рубежами, бюджеты тоже из-за бугра (основные). Откуда 20 лимонов — с потолка, цифра «значимости» чтоб «за копейки» перед инвесторами не срамиться. Любопытно и показательно: круглый стол, кто уч-ки? если не брать Обоз, непонятно по какому принципу там оказался, то кроме Меты это представители зарубежных компаний … пожинаем плоды нашего родного, хохляцкого, «синдрома меншовартости» , а жаль!

  • Когда я раскритиковал ИМУ 2008 — только ленивый меня не облаял в каментах, а ведь я был до этого на всех конференциях. В прошлом году заехал на второй день — послушать три доклада, в этом году не пошел вообще. Причина простая — ничего полезного не узнаю. А слушать самовосхваления и тусоваться — нет времени. Нужно переформатировать мероприятие в сторону получения ценных знаний от узких специалистов, отделить оптимизаторов от монетизаторов и всех их от маркетологов. Может нужно три разных конференции, не знаю, но то, что удавалось в 2005м и 2006м, уже не получается. А на худшее народ не согласен. Может не нужно обнимать необъятное, а выбрав 1-3 темы их профессионально расковырять, с москвичами или без — неважно. Важна доскональность. А «широкоформатных» докладов и на ютюбе можно насмотреться. От общей эрудиции пора перейти к анатомии ебизнеса, что ли, пардоньте за многа букаф.

  • Браво, Артур! И это не только ИМУ, это кассается многих подобных мероприятий, на которых я был в Украине.

    Ничего конкретного, чаще чужие кейсы, чем свои. Рассказываем, что-то в общем, а конкретно не о чем. Некое абстрактное выступление, а в центре пиар своего сервиса или компании.

    И потом, замечаю, что слушатели — это в основном юные основатели своих интернет-проектов, реже — зрелые бизнесмены и маркетологи, им то тут делать нечего.

    А завтра, вчерашний слушатель ИМУ придет с докладом, например «о контексной рекламе» попутно продвигая свою веб-студию. Опять же рассказывая все это таким же юным предпринимателям.

    И это все при том, что напрочь нет эксклюзива, и когда платишь 2500 грн. вот за такие доклады, чувствуешь, что тебя где-то кинули.

  • Неудивительно, что мы за три года не нашли компанию, которая могла бы принять в управление наши бюджеты, это порядка 2-3 т. долларов ежемесячно. Медиа-планирование, баинг, аналитику, сео и смо и все-все-все делаем сами. Потому что все хотят «освоить» бюджет клиента, надуть щеки чтобы сожрать побольше процент от бюджета, а как бюджет вернется продажами никто думать не хочет. И НЕ МОЖЕТ! Я в шоке от количество дипломированных куриц и лохов-директоров с пузами, галстуками и портфелями. Кроме скроить откат извилина не работает. Вы не представляете, какую ахинею я ежедневно отправляю в спам. так что… Все очень грустно, ребята.

  • На Дениса не пойду, мне повезло — его контора в соседнем доме. Так что пропустил мероприятие с чистой совестью. А деньги сэкономленные деньги с легким сердцем потрачу на контекст в гугле.

  • А ещё можно на пиво с докладчиками выйти, и точно больше узнать в результате 🙂

  • Мы точно с Вами на разных конференциях были 🙂

  • Если не секрет кого пробовали? (можно в личку) >> Неудивительно, что мы за три года не нашли компанию, которая могла бы принять в управление наши бюджеты, это порядка 2-3 т. долларов ежемесячно.

  • Все ходят к нам на кофе — ни малейших проблем с коммуникациями. http://domkofe.kiev.ua/page/contact.php Смотрите, как у нас уютно! И не надо никакого вредного пива.

  • Не всегда нужно пробовать дерьмо, которое явно воняет. Заходи на кофе — расскажу.

  • Ой, спам!

    Кофе тоже не слишком полезно!
    А пиво я люблю больше!

  • Не спам, хорошее место:) Рекомендую

  • А зачем вы тогда в нем участвовали? Я так понимаю еще и спонсором были.

  • Про конференции согласен. Про смартми — это все же весьма отдельная вещь. Конференции и небольшие семинары одного специалиста — совершенно арзные форматы. Да и смартми больше по технологиям

  • Ой, кстати. Я ведь активно по СЕО сейчас консультируюсь. Нужно к тебе заехать пообщаться на эту тему. Когда удобнее будет?

  • у меня сейчас с заходи сложности.. лучше здесь рассказывай да и полезней будет, м?

  • Не хочу выглядеть полным мудаком, переходя на личности. Я просто лет 20 проработал в рекламе. И от всех этих методов — просто рыгать охота. В общем, я работаю сам на себя — и почти полностью доволен. Почти, потому что например медиа-планирование или там закупка ссылок для меня слишком скучное занятие. Даже если руководить, а не только делать. Отдал бы на аутсорс, или на фриланс — но практика показывает, что это лучший способо похоронить и деньги, и бюджет. Работал по контракту два года — сначала все устраивало, а потом сделал пару исследований — и понял, что мои бюджеты тратят кое-как. Лишь бы потратить. Растут позиции? Ну и ладно… Так вот, после разрыва контракта бюджеты уменьшились, а рост ускорился. Так-то.

  • С удовольствием расскажу о своей теории «Облачного Маркетинга». Пока устно. Письменно — готовлю главу для книги. Все вопросы о сроках выхода — к Alexei (http://twitter.com/Forward25). Вроде обещают к сентябрю дать пощупать первые бумажные экземпляры.

  • Интереса к событию все еще много, плюс были другие причины участвовать и выступать спонсором мероприятия. Лично к Жене и его компании у меня нет никаких замечаний, мы прекрасно общаемся и «дружим семьями», но это не мешает мне сказать свое мнение о мероприятии. Пока к этому мероприятию будет интерес, мы будем там. На следующий год будем думать.

  • Я б тоже с удовольствием послушал, как представил SEO-агентства.

  • Артур, спасибо, что озвучил проблему. К сожалению, пока хорошо и за деньги продается креатив ради креатива, ну и ради фестивалей. Здравому смыслу и цифрам там пока нет места. Надеюсь, до тех пор, пока бюджеты на Интернет не перевалят рубеж статистической погрешности 🙂
    Грейпу спасибо за качественные переводы западных обзоров рынка.
    Жене спасибо за то, что он пока один тянет непосильный камень конференций.
    Бигмир тоже все ругали за подсчеты, вместо «спасибо» за хоть какие-то ориентиры для планирования, причем бесплатные!

Поиск