Дмитрий Шоломко, Google: “Я очень жду, когда у украинцев на улице спросят какой поисковой системой они чаще всего пользуются”

1146
33

В эксклюзивном интервью AIN.UA глава украинского офиса Google Дмитрий Шоломко рассказал о том, как компания отстаивает права на домен google.ua, поделился информацией об изменениях в поведении пользователей поисковых систем, рассказал об успехах Google на рынке интернет-рекламы и честно сказал, что думает о различных инструментах оценки рыночных долей в Украине.

Как вообще получилось так, что домен Google.UA был зарегистрирован другими людьми?

К сожалению, в то время я еще не занимался делами Google в Украине. Более того, в компании попросту не было ответственного за нашу страну. В результате — мы попросту не успели сориентироваться и быстро подготовить необходимые документы.

А разве это задача Google, ведь у компании есть подрядчик MarkMonitor, которые регистрирует домены во всех странах присутствия?

Все верно, но подрядчик, как известно, начинает работать после того, как компания примет необходимое решение о конкретном рынке. Google — компания глобальная и у нас есть стратегия развития, с регистрацией в Украине мы попросту немного не успели.

Как это сказалось впоследствии?

В 2007 году домен google.ua был зарегистрирован на имя Олега Богатова, которому принадлежат еще ряд доменных имен, схожих с товарными знаками и коммерческими наименованиями ряда известных украинских и иностранных компаний. В дальнейшем домен был им передан в пользу ТОВ «Гоу Огле». В прошлом году господин Богатов выходил на нас с предложением урегулировать спор за определенную сумму, на что мы ответили отказом.

Хозяйственный суд Киева 3 февраля 2009 года признал нарушением прав нашей компании использование коммерческого наименования «Google» в доменном имени www.google.ua и обязал ответчика, ТОВ «Гоу Огле», прекратить такое использование, а компанию «Хостмастер» — отменить делегирование домена на имя ТОВ «Гоу Огле».

Несмотря на всевозможное затягивание судебного процесса со стороны ответчиков и после прохождения нескольких судебных инстанций, включая Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины — 16 июня 2010 года указанное решение Хозяйственного суда г. Киева было оставлено в силе.

В настоящее время решение находится в процессе исполнения, и мы надеемся на скорейшее выполнение регистратором домена — компанией «Хостмастер» предписаний суда. В случае неисполнения судебного решения наши юристы планируют обращаться за защитой наших прав в компетентные органы и доводить исполнение решения до его логического завершения, в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Сказываются ли сегодня эти события непосредственно на вашей рыночной доле в Украине?

Никаких тенденций к спаду роста количества использований нет. Естественно, за исключением традиционного летнего на 5-10%. Важно понимать, что индикатором для Google является не число пользователей, а количество поисковых запросов. Только за прошлый год оно выросло раза в два. Естественно, так сильно число интернет-пользователей в Украине не увеличилось, из чего можно сделать логичный вывод, что стремительно увеличивается интенсивность использования сервиса украинцами.

А если сравнить с конкурентами?

Естественно, мы свои внутренние оценки делаем. Но они не похожи на результаты инструментов, которые оглашают подобную статистику по рынку. Опять же не стоит забывать, что использование пользователями это одно, а переходы с поиска на украинские сайты (реферралы) — совершенно другое.

Мы видим отчетливую тенденцию, что украинцы активно уходят с локального контента. Все больше пользователей Google после ввода запроса в итоге переходят на иностранные сайты. Т.е. туда, где не стоят счетчики, которые собирают статистику реферралов, о которой постоянно говорят. Пользователи сегодня проводят много времени на Facebook, во «ВКонтакте» — а там разве стоят эти счетчики?

Соответственно, пользователи уходят за пределы сегмента, который измеряется, и говорить о качестве этих данных в итоге не приходится. Более того, становится понятно, что доля поисковых реферралов практически никак не соотносится с долей использования пользователями поисковых систем. А интересна ведь именно она.

Я очень жду момента, когда исследовательские компании решатся и зададут на улице вопрос украинцам «Каким поисковым инструментом вы пользуетесь чаще всего?». Тогда все станет на свои места. Другого способа подсчитать долю поисковых систем попросту не существует.

Почему бы Google не оказать содействие в проведении подобного исследования? Ведь, по сути, вопрос лишь в деньгах, которые потом окупятся?

Наша позиция заключается в том, что мы не вмешиваемся в развитие интернета. Более того, мы стараемся не делить интернет на страны. Для Google Интернет един. Украинский рынок сам к этому придет, как пришли все остальные. Кстати, насколько я понимаю, то «правильно подсчитать украинский интернет» — как раз и является основной задачей УАИР, которой мы по мере сил и оказываем методологическую помощь.

Если так, может, стоит поставить к вам счетчик Gemius? Сервисы Google очень популярны и это сильно бы улучшило их статистику.

Скажу так — тут нужно много говорить. Насколько я знаю, в Польше мы с Gemius сотрудничаем каким-то образом. Теоретически это можно сделать и в Украине. Нужно только преодолеть определенные формальности. Всему свое время. Ничего обещать не могу, но и исключать тоже.

Перейдем тогда к рекламе. Можно ли примерно оценивать долю на рынке контекстной рекламы, исходя из доли на рынке поиска?

Однозначно нет. Во-первых, совершенно разные структуры доходов у поисковых систем. Во-вторых, совершенно разные охваты партнерских сетей, включающие сайты с блоками рекламы. Одна поисковая система может приводить пользователя на сайты с рекламой другой контекстной сети и, наоборот.

А как вы оцениваете свою долю на этом рынке?

Мы растем значительно быстрее рынка. Только за первую половину текущего года наши доходы в Украине увеличились более, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Впрочем, важно понимать, что данные об объеме рынка интернет-рекламы, которые фигурируют на рынке не очень достоверны. В основном они собираются через агентства, которые специализируются на медийной рекламе, а контекст продают клиентам как дополнение. Кроме того, они зачастую не работают со средним и малым бизнесом.

В мире у Google на поступления от SMB приходится не менее 70% дохода. В Украине структура похожа. Исходя из этого, я думаю, что оглашаемые цифры с объемами рынка нужно умножать минимум в два раза.

Совершенно другой, но не менее важный вопрос — что считать интернет-рекламой в Украине? Как я уже говорил, у разных компаний разные методологии. К примеру, у Google в Украине есть клиенты, которые фактически занимаются аутсорсингом и отсюда ведут бизнес в других странах, соответственно, там же и откручивают рекламу. Однако оплачивают они ее в Украине и для нас являются украинским клиентом, несмотря на то, что ни один украинец этой рекламы в глаза не видел.

Остальное приходится на крупных клиентов и частные лица?

Что касается именно крупных клиентов, то необходимо определиться, кого считать крупными. В контекстной рекламе есть особенность — традиционная “крупная компания”, известный на рынке бренд — это часто совсем небольшой клиент с точки зрения трат на рекламу. А на самом деле крупного часто мало кто знает. Больше всех денег на контекст тратит тот, кто сконцентрирован на онлайн-продажах, т.е. работающий в секторе электронной коммерции.

Интересно, что бюджеты всех eсommerce-проектов на самом деле намного больше, чем могут открутить системы контекстной рекламы вместе взятые. Такие заказчики работают со всеми системами рекламы и готовы тратить больше. Но всегда есть порог, где конверсия очень сильно уменьшается. Если будет выгодно тратить в 10 раз больше — они будут это делать. Ведь чем больше они откручивают рекламы — тем больше продаж получают в итоге.

У «брендов» же пока нет таких бюджетов на контекст, за которые нужно бороться, поскольку они еще не дошли до того уровня в онлайне.

Почему тогда таким компаниям не продают медийную рекламу в том же AdWords? На нее ведь бюджеты у них есть.

Почему же не продают, продают. Правда, соглашусь, что не так активно как это возможно. Прежде всего потому, что наша партнерская сеть AdSense в Украине пока не такая качественная, как нам бы того хотелось. Как минимум потому, что есть проблема с удобным получением денег для украинских веб-мастеров. Мы о ней знаем и активно работаем в этом направлении. Как только решим эту задачу — продажи медийной рекламы через Google, уверен, увеличатся. И тогда доля того, что принято называть контекстной рекламой, может еще больше возрасти.

Оставить комментарий

Комментарии | 33

  • я кроме гугла ничего не признаю больше. пользуюсь абсолютно всеми инструментами, кроме телефона, тут nokia)))

  • Мы как-то пробовали работать с AdSence, ничего хорошего из этого не вышло.
    А насчет заголовка — так закажите исследование, чего ждать-то? Фирм, занимающихся опросами, у нас пруд пруди.
    Я лично пользуюсь поиском Google, но картами и еще некоторыми сервисами Яndex, т.к. у Яндекса присутствие в Украине не номинальное, а очень активное. Поиск Яндекса не пробовал давно, тогда он был хуже, сейчас — не знаю. Но новый интерфейс гугла мне не нравится, так что посмотреть, наверное, схожу.

  • Нокией пользуются толька бабушки и лохи!

  • Если сам Гугл считает, что никакого метода, кроме банальных оффлайн-опросов нету, то может действительно нету? Или Дмитрий шифруется? 🙂

  • «Наша позиция заключается в том, что мы не вмешиваемся в развитие интернета.»

    Наверно потому, что интернет — это и есть Гугл :))

  • Почему Google AdWords принимает только международные платежные карты?

  • да, гугл реально крут, и занимает большую часть поискового интернет-рынка в мире, и в Украине в частности.
    не думаю, что доля рынка гугл будет падать — они дают бесплатный качественный сервис — что еще надо юзерам ? 🙂
    тем более вокруг этого бренда вращается очень много хороших сервисов, а в дальнейшем — будет еще больше..
    п.с. сейчас пользуюсь китайским гуглофоном 🙂

  • А есть не международные?:)

    P.S. С днем рождения!

  • В Украине Google все еще невидим настолько, насколько должна быть видима компания такого масштаба. И это при колоссальной лояльности пользователей. История с доменом может повториться и в других сегментах активности. Слова «немного не успели» настораживают.

  • Спасибо 🙂 У меня такая карточка http://vab.ua/rus/personal/deposits_cash/active_investments/, на ней только наша валюта может быть. В магазинах рассчитаться ею могу, а вот Google не принимает.

  • Ждем вывода денег из AdSense для юр лиц, пока этого не будет, моногие будут ставить РСЯ на сайтах.
    А вообще, как для такой большой и надеюсь перспективной страны как наша, присутствие должно быть более серьезным, надеюсь сейчас это осознали и будут исправляться, иначе Яндекс будет отбирать долю в поиске и сервисах, что мы и видим в последние пол-года.

  • Что Украина для гугла ? — Капля в море.
    Ну нет домена .ua ну и что?

  • Согласен. Мне вообще нравится их бизнес модель с той стороны, с которой я её воспринимаю, т.е. «Дать десятки — качественных сервисов, а зарабатывать всего лишь на одном»

  • С доменом — ясно. Я вообще не вижу смысла в локальных доменах 🙂 Что для них Украина? Google — не Макдональдс и не Кока-кола. Он носители альтернативной идеологии в огромной сфере ИТ. Они приручили к себе мир и теперь в ответе за тех, кого приручили. Дело уже не в размере рынка, а в его готовности принять эту новую идеологию. Украина — готова. Пока. Не замечать этого и тормозить — это уже больше чем ошибка.

  • >Наша позиция заключается в том, что мы не вмешиваемся в развитие интернета.

    Ну и ну!

  • Странно, что господин Шоломко, глава Украинского Офиса интернет-компании Google, показывает насколько у него отсутствует профессионализм и как он далек от самого дела 🙂 Компания Хостмастер — администратор домена .UA и не может являться регистратором, согласно его смелому утверждению 🙂

  • Здається, про щось поговорили, а в кінці враження, що ніби ні про що і не говорили)
    хотілось би почути про нові сервіси, український офіс і локалізацію

  • Очень смешное заявление.

    Напоминает вопрос — Папа Римский католик?

  • У Вас есть что сказать по сути спора с ТОВ «Гоу огле»?

  • —«Но они не похожи на результаты инструментов, которые оглашают подобную статистику по рынку. Опять же не стоит забывать, что использование пользователями это одно, а переходы с поиска на украинские сайты (реферралы) — совершенно другое»—

    Это все говорит, что Гугл в Украине еще далек от лидерства, причем мне кажется, что имеет одну из двух проблем (возможно, даже две одновременно): либо ждет когда что-то поменяется, чтобы первым вписаться на это (новое или освободившиеся) место, либо до сих пор так и не определились, как же отрабатывать те самые упущенные часты рынка (потому что ничего радикально нового по сути не предлагается.

    Мое чисто субъективное мнение.

    ЗеБдА

  • кстати, «немного не успели» в этом бизнесе можно в принципе расценивать как пролетели, ведь домен — это только предлог, если смотреть в корне дела, то момент был упущен.

    Тепер вопрос не в «сколько денег нужно, чтобы догнать и обогнать», а нужны реально креативные и адаптированые для национального рынка решения… Удачи

  • Беседа была не об этом. Более того, есть несколько интересных цифр про бизнес

  • Вы или подписывайтесь своим именем или молчите

  • >Это все говорит, что Гугл в Украине еще далек от лидерства,

    O_o, Яндекс тогда лидер в Украине??))))))) Гугл источник трафика и клиентов №1

  • очень интересное интервью.

  • Во-первых, про яндекс я еще ничего не говорил.
    Во-вторых, лидерство не подразумевает трафик, о количестве клиентов я сомневаюсь — поиски с русско язычного гугла на большинсве сайтов показывает баунс рейт 70-80%, в том же яндексе 50% (я не говорю по какому-то определенному сайту, а в общем), не говоря об общем количестве запросов сделанных обоими системами, которые, кстати, они могут посчитать.

  • Коли вийде українська локалізація Google Reader?

  • Я очень жду момента, когда исследовательские компании решатся и зададут на улице вопрос украинцам «Каким поисковым инструментом вы пользуетесь чаще всего?». —
    очень удивительна именно такая точка зрения.
    ведь именно этот воспос вошел одним из первых в регулярные маркетинговые исследования, и на сегодня существуют десятки исследований, раскрывающих тему «какой поисковик»…..
    сошлюсь, например, на ТНС-овский MMI

  • +1.Из-за этого пошел к рекламному интернет-агентству. Недоволен — комиссией в 15% от рекламного бюджета и плохой оперативностью
    Как решить проблему с непринятием карточки в Google Adsense (у меня Visa от Aval)?

    P.S. Google -это google, но в региональном поиске лучше работает яндекс.

  • Дмитрий, здравствуйте.
    5 октября на очередном заседании комитета по интернет рекламе при ИНАУ компания InMind впервые в истории украинского интернета презентует данные о посещении интернет-сайтов украинской аудиторией, собранные с использованием НАСТОЯЩЕЙ ПАНЕЛИ, сформированной оффлайн «лицом к лицу» репрезентативной выборки пользователей! Это намного точнее и информативней, чем уличный опрос. В полном соответствии с международными стандартами социологических исследований. Например, можно будет видеть количественные параметры использования. В т.ч. количество запросов к тому или иному сервису, региональное распределение долей рынка и другие «вкусности».
    Поскольку «панельное» исследование не требует установки «счетчиков» на исследуемые сайты, его результаты содержат информацию обо ВСЕХ, не требуя кооперации сайтов с исследователем.
    Вобщем, как в старом мультике — «Он нас посчитал»!:)
    Будем рады Вас видеть. Скучно не будет!:)

Поиск