Флэшмоб в рейтинге украинских SEO-компаний

3293
65

С момента появления и признания интернет-рынком такой услуги, как SEO, все время встречались попытки определить компанию, предоставляющую эту саму услугу лучше всех. И это ни какая-то там случайность – обычная практика эволюционирования, пожалуй, любой отрасли B2B, возникшая в силу огромной любви многих нас ко всякого рода пузомеркам. Не обошла стороной эта идея и украинский рынок. В последнее время она все чаще и весьма горячо обсуждается на форумах и профессиональных тусовках. Идея сама по себе не плоха. И если действительно кому-то удастся сделать адекватный рейтинг, то ему можно смело давать премию в решении самых сложных маркетинговых задач. Он будет полезен всем — и клиентам, и компаниям, и рынку в целом.

Немного истории

Попытки определить «VIP-тусовку» или же сделать подобного рода мерило уже встречались. Первой попыткой облагородить рынок SEO-услуг было написание т.н. “Кодекса оптимизатора”, с подписанием которого каждому участнику выдавалась красивая кнопка, вещающая всем посетителям сайта, что мол именно тут сидят настоящие оптимизаторы. Показателями качества компании считались ссылки на ее работы, клятвы в применении только белых методов оптимизации и т.п. Впрочем, на определенном этапе появились разногласия по методам оценки тех самых “избранных” и сомнения в отношении некоторых участников. И рейтинг перестал быть актуальным. Как в глазах самих оптимизаторов, так и клиентов.

С появлением портала SeoNews.ru попытка создать рейтинг повторилась, но уже в более замысловатом формате. При подсчете принимались во внимание такие показатели, как отзывы клиентов, оценки некоторых экспертов рынка, возраст компании, оценка эффективности продвижения сайтов-клиента и т.п. Полученные данные обрабатывала “независимая экспертная комиссия”, выдавая результаты на всеобщее обозрение. Как мне показалось, идея с этим рейтингом умерла и причин на то несколько: во-первых – сомнительность и необъективности некоторых показателей, во-вторых — аффилированность портала с небезызвестной компанией InGate.ru, чье имя ни раз подвергалось обвинениям в продажности рейтинга и взгляда на рынок “из окна Тульского офиса”. Дополнительным и весомым минусом рейтинга SeoNews.ru является нежелание участвовать в нем многих известных компаний. А без всех участников рынка, рейтинг теряет смысл.

Получив много критики со стороны видимых на рынке компаний, в 2009 году был предложен свежий взгляд на оценку SEO-компаний, который в этот раз оценивал узнаваемость бренда компании. Впрочем, как мне кажется, интерес к рейтингу от SeoNews.ru пропал у основных игроков еще с момента первой фатально ошибочной методики определить лидера, поэтому эмоции вокруг графиков и формул поугасли.
Существуют и другие вариации рейтингов. Например, http://www.cmsmagazine.ru/seo/, в расчет которого закладывается показатель суммарного ТИЦ сайтов-клиентов компании. Мало того, что такая методика попросту бредовая, так в Украине еще и лидирует Google, так что даже при желании просто на ТИЦ нельзя опираться.

Другой пример — Рейтинг Рунета и Кто продвинул. Оценка компаний в них предоставлена на основе, цитирую, “Открытых данных. В основе методологии лежит портфель актуальных проектов — сайты клиентов, продвижением которых занимается SEO-компания. Чем больше компания продвигает, тем выше SEO-компания находится в рейтинге.” Опять же — спорная методика, если брать во внимание, что не все компании “светят” своих клиентов и явно заметно отсутствие неких громких имен. А если посмотреть отчет по SEO-компаниям Украины, то и вовсе становится страшно.

Популярностью в некоторых рейтингах, также используется такой показатель, как «Работа с публичными компаниями». Отличное определение «публичности» дал Дмитрий Васильев, АИСТ/NetCat на портале Roem.ru. Он вкратце дал понять, что на практике сайт публичной компании от непубличной отличается ровно 3-мы разделами : «Экология», «Социальная ответственность», «Инвесторам».
В Украине, если я не ошибаюсь, первой публичной оценкой выстроить рейтинг SEO-компаний была попытка агентства «SECL Group» , который с их слов, цитирую: «основывался на исследовании наших конкурентов». При одной такой формулировке уже хочется закрыть и не читать то, что там описано.

Формула

В расчет брались: 30% — Гарантии, 25% — Цена, 25% — Отношение к клиенту и 20% — Опыт работы.

Сеоправдизм на рынке Интернет-маркетинга состоит в том, что давать гарантии на вывод в топ 10-5 или любой другой как-то не этично. С одной стороны вы предлагаете услугу, и якобы оперируете тем, что знаете (скорее — догадываетесь), как работать с сайтом и поисковой системой. С другой — есть поисковая система со своими алгоритмами, апдейтами и прочими вещами, которая везде и всегда вещает о своей закрытости и непрозрачности работы. Так что как тут можно говорить о гарантиях? Поэтому, обещая клиенту те самые 100% гарантии, которым так много мы отдаем (целых 30% веса) – первая компания в рейтинге обманывает больше всех, вторая чуть меньше ну и дальше по лестнице вниз.

Идем дальше – Цена. Понимают ли создатели рейтинга, что величина стоимости услуг – показатель, скорее качества работы компании, а не наоборот. Отдавая предпочтение компаниям с низкой стоимостью услуг, мы автоматически подымаем в рейтинге тех, кто: не умеет обосновать свою цену, только выходит на рынок, не умеет конкурировать с другими компаниями и т.д. Если такой методике следовать, то мы должны все кланяться АвтоЗАЗу и ходить в кроссовках Abidas.

Если рассмотреть такой показатель, как “ПУК” (показатель удовлетворенности клиента или же отношение к клиенту), то и тут можно долго и бесконечно спорить. Опять же мы упираемся в тех самых клиентов, которых не каждая компания хочет светить или же наоборот — предоставлять выборку наиболее лояльных клиентов для предоставления отзывов. Да и давайте быть объективными, для многих клиентов топ-3 по запросам может быть не результатом (жизненный максимализм), а для другого клиента — увеличение продаж на 10% — цель всей жизни. Даже на практике методика оценки результатов работы для отдельных клиентов сугубо индивидуальна.

Такой показатель, как опыт работы компании на рынке, я бы объединил с числом сотрудников компании и ее возрастом. Число сотрудников — весомый показатель, но и он не без минусов. Представим себе компанию из 10 гуру Интерент-маркетинга. Соглашусь, миф, но многие компании, заявляющие о своем большом штате содержат огромные штаты “продажников”. Опять же, для тех, кто в “теме”, примером могжет послужить ООО “Продвижение” (кстати, занимающие 15 позицию в рейтинге SeoNews 2008) — говорит ли нам этот показатель, что компания — лидер и специалист в области Интернет-маркетинга? Конечно же нет. Специалист в области продаж — можно спорить, но на рынке Интернет-маркетинга – нет!

Добавим еще фактор мобильности работы некоторых специалистов Интернет-маркетинга, работающих удаленно, из дома или же просто “на лево”. Как вести их учет? Предоставлять отчеты по уплате отчислений в пенсионный фонд и трудовые договора? А если у нас 10 ФЛП на Ольгу Ивановну и всех ее кумовей? Стоит ли говорить о числе сотрудников компании и юридическом лице вообще?

Соглашусь с многими, что та же описанная выше схема – лишь повод снизить налоги и все в рамках существующего нашего законодательства, но, друзья, мы же говорим о крутизне компании, а не кучки людей, собравшихся в подвале.

В эту же область попадает и еще один фактор, на котором спекулируют многие компании — число клиентов. Многие даже приписывают в число клиентов “Microsoft” и “Adobe” — отличный ход, если назвать портфолио “Наши друзья”. Казалось бы — “а почему и не друзья?” Windows знаем, красные глаза в Photoshop убирать умеем.

Мало того, многие указывают в клиентах даже тех, с кем просто вели переписку или же однажды общались. Если ставить задачу на объемы, то можно завтра предоставить услугу “бесплатного прописания тега Title” на форуме Searchengines.ru и вполне честно повесить себе медаль “я оптимизировал сайты для 500 клиентов. Да, это правда” (и это будет так!). Чек клиента, объем работ при этом мягко умалчивается.??Возраст компании — показатель, часто имеющий весомые показатели в подобного рода пузомерках. И если сравнивать ведущие компании, то можно смело и справедливо заявить, что корреляция в показателях существует. Но каждый, наверное, и сам может придумать ряд примеров прямо противоположных. Вспомним поисковую систему Aport с когда-то лучшим поиском в Рунете, куда делся Rambler? Кто был лидером, когда запускался Google?

Реальность

Самое важное, что стоит учитывать в рейтинге, на мой взгляд, — это рынок, на котором многие из нас работают. Трудно сказать, что Интернет отрасль у нас развита, не говоря уже об услугах, возникающих на платформе всемирной сети. Ведь если взять долю активных пользователей Интернет в Украине и сравнить ее с существующим покрытием активных пользователей, скажем в Англии, то мы находимся на 20-30% уровне развития сети по сравнению с Европейской практикой. Рынок попросту не сформирован, как собственно и лидеры, работающие на нем. Стыдно, но у нас сплошь и рядом встречаются представители “SEO-компаний” оценивающих работу по принципу “одно слово в топ — 10 долларов, два слова — 20, 3 слова — 30 и т.д.”  — о каком рынке может идти речь?

Позиции сайта компании или же клиентов служат иногда весомым показателем лидеров подобных рейтингов. Давайте подумаем — разве позиции проекта 100% обеспечивают продажи? Как не прискорбно, но очень часто — Нет!?? Вот почему нельзя брать показатель нахождения сайта в топ клиента (да и сайта компании тоже), как показатель качественной оценки компании, предоставляющей услуги по поисковому продвижению.

Вспомним времена безвылазного нахождения компании Matik в топ 10 Yandex на протяжении двух лет. Вспомним Kokoc.ru и других представителей. Что являлось залогом успеха? Тут далеко ходить не нужно. Matik были первыми, кто создал большую сеть своих же сателлитов, а Kokoc.ru уже чуть позже переработал эту идею и поставил задачу на промышленный масштаб. Помнятся мне заявления Андрея Воронкова – директора компании Kokoc, на конференции Optimization.ru: «Вы забанили сетку моих сателлитов из более, чем 1000 штук, но я вам еще покажу…Я сделаю еще больше!»

Друзья, этими ли показателями мы меряем Интернет-маркетинг о котором сейчас так уместно и модно говорить?

Идем дальше — кому интересны просто позиции проекта? Только малообученому и неподготовленному клиенту. И здесь вина не в самом клиенте. Проблема в необразованности рынка. Акулам электронной торговли зачастую позиции уже не “впаришь”, им нужны продажи, конверсия, стоимость клиента. А это говорит о том, что мы говорим уже об услуге маркетинга, но никак не о SEO в чистом виде.

Критериями качественной оценки работы компании, если на то пошло, должно быть качество предоставляемых услуг Интернет-маркетинга. Комплекс услуг, включающих в себя поисковое продвижение, контекстную рекламу, работу с системами учета трафика и аналитики поведения пользователей (Google Analytics, Yandex-Метрика), юзабилити анализ, технический консалтинг структуры и программной части проекта, медийную рекламу, работу с социальными сетями, поведенческий маркетинг и т.д. можно продолжать очень долго. ?А оценить все эти показатели и свести воедино для оценки “крутизны” в рамках формирующегося и меняющегося рынка — нереально.

Что же считать мерилом? Далеко идти и много думать не стоит. Вспомним основную задачу бизнеса. Бизнес должен приносить прибыль, все остальные цели, как мне кажется, теряются на фоне основной. Поэтому и оценивать рынок уже не SEO, а Интернет-маркетинга правильно с точки зрения прибыльности и оборота компании. Ведь если взглянуть на известные рейтинги дизайн-студий, то именно оборот и прибыль учитываются при подсчете. К ним я бы еще добавил честные имена клиентов, узнаваемость бренда на рынке. Стоит учесть и такие показатели, как отзывы сотрудников компании, уровень ЗП и условий работы, влияние компании на рынок и его развитие.

Почему на основе этого нельзя сделать подобные рейтинги в SEO?

1. Несформированность рынка. Не стоит доказывать, что интерес к услуге постоянно растет. Растет и число компаний, фрилансеров, желающих заполучить клиента. Часто — любым способом. По этой причине, и по многим другим, о которых, я считаю, не стоит упоминать, не все участники рынка желают светить имена своих клиентов. Пока не сформируется рынок, не определится состав 3-5 лидеров с суммарной долей около 70 % (а этот час несомненно настанет), способных между собой договорится, стихийный SEO-рынок будет в состоянии “не скажу, не дам”, следовательно и стоимость рейтингов и их показателей будет ничтожно мала и не отображающая действительной реальности.

2. Нежелание открывать карты по оборотам компании. Давайте подумаем, есть ли организация на нашем украинском рынке, кому можно доверить раскрыть всю бухгалтерию и имена клиентов. Боюсь, пока некому.

3. Считаю, стоит затронуть такой вопрос, как “белизна” оборотов многих компаний. Раз мы уже заговорили о комплексности услуг в Интернет-маркетинге, то давайте не забывать и о том, что компания Google открыла офис совсем недавно жарким летом 2010 года. Как много компаний побежали платить Google.Adwords и 20% НДС в свою бухгалтерию? Отсюда и повторно возникает вопрос — чистоты проверки оборотов многих кампаний и участников рейтинга. Увы, рынок диктует многие правила.

Итоги каждый для себя может сделать свой, но я бы резюмировал следующими выводами:

Нужно работать и развивать рынок SEO. К большому сожалению, еще достаточно много вопросов клиент задает в формате “когда я буду в топ”, “а почему я упал” и т.д. и т.п. До тех пор, пока рынок Интернет-маркетинга не формируется и его не перестанет трясти, говорить о лидерах по крайней мере рано, да и неуместно.

Давайте все мы вместе подумаем как рынок поднять, а второй задачей уж будем думать как измерить лидеров. К большому сожалению направление Интернет-маркетинга в Украине настолько слабо, что нужно приложить огромные усилия в то, чтобы его не стыдно было назвать рынком. В этом есть большой плюс, все мы это прекрасно понимаем, и плюс этот не только в финансовых возможностях многих из нас, а в престиже нашей страны и будущем наших детей и компаний.

Оставить комментарий

Комментарии | 65

  • Хорошая статья, во многом согласен.

  • Автор — безграмотный графоман. А от первых двух абзацев и оборотов мой моск перестал воспринимать реальность..

    • Да, вы правы. Саша блистательно пишет (начинать ведь нужно), не силен в
      таких комментариях как у вас. Зато создал одну из самых успешных в СНГ
      SEO-компаний:)

      • Кстати, Артур, статья у оптимизаторов получилась какой-то уже совсем неоптимизированной.

        Я бы на твоем месте добавил к ней облако тегов, расширил title ключевыми словами вроде ‘поисковая оптимизация’, ‘продвижение сайтов’ и так далее по Я.Директу, попросил побольше ретвитов и ссылок, и сделал бы одной этой статьей всех в Гугле. 🙂

  • «Критериями качественной оценки работы компании, если на то пошло, должно быть качество предоставляемых услуг Интернет-маркетинга. Комплекс услуг, включающих в себя поисковое продвижение, контекстную рекламу, работу с системами учета трафика и аналитики поведения пользователей (Google Analytics, Yandex-Метрика), юзабилити анализ, технический консалтинг структуры и программной части проекта, медийную рекламу, работу с социальными сетями, поведенческий маркетинг и т.д.»

    Уважаемый Александр, зачем же подменять понятия?
    Вы же пишете о SEO компаниях, а не о комплексном интернет-маркетинге.
    По Вашему много компаний которые оказывают такой список услуг на сегодня что-бы задумываться о таком рейтинге. Или Вы считаете что любой SEO специалист это интернет маркетолог?
    Давайте обратим свой взор на более знакомый вид продвижения, баннерная реклама, этот рынок по старее, но на нем тоже полно агентств, которые открутят баннера и будь здоров, хвосты прикрутят если их не забудешь об этом попросить, разве не так?
    Так зачем же так много перекладывать на такой понятный способ привлечение посетителе на сайт как SEO?

    Для SEO важны запросы в ТОП и большинство компаний этим отчитывается перед клиентами, а все остальное перечисленное Вами уходит далеко за рамки SEO и не имеет отношения к рейтингу SEO компаний.

    Кто из компаний обеспечивает вывод большего количества конкурентных запросов в ТОП, тот и выше должен быть в рейтинге, это если говорить только о SEO.

    • Костя, абсолютно согласен с подменой.
      Но заметьте, что именно это я и пытался донести в своей статье!

      Кому сечас интересно SEO в чистом виде? необразованному клиенту и тем, кто не умеет работать с современными иструментами продвижения проекта, так и пытаясь впарить топ 3 за две недели и выпросить побольше бюджет.

      В рейтингах, которые я приводил в примеры (SeoNews, SECL Group, Кто продвинул и т.д.) нет ни одной чистой компании, занимающейся исключительно SEO, так давайте тогда рейтинги называть своими именами. Уместно ли сравнивать лопату и экскаватор?

      SEO в чистом виде умирает, поэтому и рейтинг SEO нужен начинающим оптимизаторах, где здесь рынок и кому это интересно?

      • «SEO в чистом виде умирает…»

        Вы это веб-спамерам расскажите

        • Максим, а где они, спамеры-то? Времена Гринвуда и четырех серваков на балконе прошли безвозвратно! Топ Умакса по заработкам абсолютно несерьезен, так это топовые дорвейщики, а сколько их всего?

          Не лучше ли эти силы направить на создание хотя бы нормальных аптек, или вменяемых проектов, для которых не нужно многопоточным скриптом регистрировать домены и спамить форумы 🙂

          P.S. А вообще, между SEO и дорами мало общего, раз об этом уже речь зашла.

          • Спамеры остались, да и Умакс делится информацией, если задавать правильные вопросы. А вот нынешние дорвеи претерпели изменения. Теперь вы дорвей узнаете только, если внимательно его изучите.

            Согласен, лучше создавать сайты для людей. Но и Вы согласитесь, что сроки окупаемости «вменяемых проектов» начинаются от 6 месяцев. И не каждый веб-мастер-одиночка возьмется инвестировать свое время и деньги в проекты, которые начнут приносить первый доход через полгода.
            Не подумайте, я не агитирую и не защищаю дорвейный бизнес. Да и разговор наш не об этом…

            p.s. Если я правильно понимаю суть, SEO — это привлечение релевантного поискового трафика на сайт. Заметте, в это понятие я включаю не только оптимизацию но и поисковое продвижение, ибо одно без другого бесполезно. Отож, если исходить из моего понимания SEO, то между SEO и дорами различен лишь предмет продвижения. Имхо.

      • За три года SEO так и не умерло и никогда не умрет. А вот ваше мнение о том, что «чистое SEO» никому не интересно — согласен с вами полностью! Особенно эта фраза актуальна сейчас, в 2013 году.

  • Статья неплохая, но уж слишком большая. Можно было бы и сократить немного. Но тема затронута актуальная. Автору респект.

  • Забавно, но единственное о чем я подумала прочитав статью — то, что она отличная, с очень системным подходом к раскрытию вопроса, написана на хорошем языке.
    А по сути, перспектива появления «честных пузомерок» не представляется у нас реальной в ближайшие годы, потому что, как правильно отметил автор, сами показатели результативности, да и сама шкала измерений — пока вопрос открытый, а степень открытости данных — вообще отдельная тема для беседы.
    Я даже больше того скажу, вопрос с оценкой эффективности PR-коммуникаций обсуждается уже очень много лет, и до сих пор единого либо радикального решения вопроса так и не нашлось, потому что даже репутационный аудит не всегда дает четкую картину происходящего, особенно в вопросе доли участия сторон в конечном результате.

  • Рынок сам постепенной поймет что к чему. Потеряют на этом только самые твердолобые бизнесмены, не желающие менять что-либо.

  • Компания Kokoc.ru на самом деле Kokoc.com.
    Сократив статью и добавив от себя:

    1) количество и качество клиентов
    2) видимость и возраст компании
    3) кейсы по трафику и ВЧ запросам
    4) спектр услуг, нацеленный на продажи клиента (юзабилити, аналитика, понимание бизнес-процессов клиента)
    5) наличие гарантий и финансовой ответственности (на этом разводят больше всего)

    • вставлю свои пять копеек (к сожалению, не вижу имени, кому пишу) 🙂

      1) количество и качество клиентов
      Количество трудный показатель, если брать клиентов по 200$ в месяц — мы бы уже подвинули iCrossing на западе. Качество клиентов — еще сложнее. Как оценивать? BWIN и Розетка — что качественнее — бюджет или имя? А может круче какой-нибудь малоизвестный широкому кругу лиц проект по форексу или ставкам на спорт, который платит больше всех клиентов с именем?

      2) видимость и возраст компании
      Видимость — на конференциях? Возможно. Возраст тоже не всегда дает представление, а главное — проверить невозможно. Учредительные документы посмотреть?

      3) Кейсы по трафику и запросам. Возможно. Но вот у нас с BWIN NDA к примеру подписано — какие там могут быть кейсы?

      4) Спектр услуг. Тоже можно прицепиться — я у себя на сайте могу много чего написать — вплоть до менеджмента CPA кампаний и продвижения аффилейтной программы на рынок с нуля, а толку?

      5) Наличие гарантий и финансовой ответственности — вообще не согласен. Топовые игроки чаще всего гарантий не дают. Недавно пробегала в инете цитата из договора BruceClay или iCrossing — там черным по белому в договоре примерно такое по смыслу «Мы ни прямо ни косвенно не гарантируем что проводимые мероприятия дадут ощутимый эффект, а также ни прямо ни косвенно не несем ответственности за возможные последствия проводимых мероприятий». Это — западные компании, неоспоримые лидеры рынка.

      ИТОГО: мое имхо — единым реальным критерием может быть мнение участников рынка. Кого бы вы выделили среди ведущих игроков? Что вы знаете о тех-то и тех-то?

      P.S. На западе, кстати, несмотря на наличие рейтинга TopSEOs, происходит примерно так же. К примеру в рейтинге TopSEOs фигурировали и фигурируют компании с небольшими оборотами, которые недавно на рынке, не имеют крутых клиентов, и не заявляют о большом обороте. Вот вам и западный рейтинг.

      И главный вопрос — нужен ли? У каждого есть свои сотрудники, клиенты, наработки, все выступают на конференциях, зарабатывают деньги, имеют специализацию в чем-то. И выяснять/бить себя пяткой в грудь кто «самый жосткий» — нет смысла, зачем? 🙂

      P.P.S. Сорри, что так длинно, увлекся

      • 1) Опыт. Репутация. Ресурсы

        2) Видимость бывает не только на конференциях. Мы же с вами не организацией мероприятий занимаемся, есть и свои инструменты. Относительно возраста — если компанию знали 5 лет назад и сейчас она успешно работает и развивается — это показатель.

        3) ОК, но опыт вывода конкурентных запросов или трафиковых проектов у вас есть, еще раз нужно смотреть портфолио, там все понятно.

        4) Вы можете писать и не писать, тем не менее услуги веб-аналитики работают и оптимизируют рекламную кампанию, постоянно повышают ее качество. Кто этого не делает — тратит бабло заказчика на лево и таких не мало.

        5) Гарантий не дают в целях минимизировать свои финансовые риски. Это то, что нужно заказчику? У нас еще не Yandex.ru и не Google.co.uk, пока что.

  • Похоже, всякие рейтинги становятся чисто украинским хобби (как и выборы, впрочем) — за границей почему-то такого не встречал. Наверное, Top нужен больше для пиара отрасли и для привлечения внимания к себе, любимым. 🙂

    Ну а SEO — это уже не просто маркетинг в поисковых сетях, это Digital PR не только с пониманием влияния на поисковые системы, но и с оценкой отдачи для бизнеса. Зачем быть в эфемерном топе, если ты в любую секунду знаешь, что делают твои конкуренты, с какими ключевыми словами ставят анкоры, где это размещают и что у них в результате получается — но делаешь это не там, где реально нужно? 🙂

    Все мировые тренды указывают на то, что в скором будущей в отрасли дорастут не просто до оптимизации сайтов под поисковики, а до комплексного продвижения брендов (включающего, кстати, и SEO, и PR, и маркетинг), в этом случае мерять студии надо уже по успехам в проведенных кампаниях.

    Ну а теперь подходим ко ключевому пункту — чем меньше видно «следов» в Интернете (при несомненной эффективности брендинга и SEO), тем лучше для компании и тем сложнее скопировать ее удачную стратегию. Как говорится, деньги любят тишину. 🙂

    • «Все мировые тренды указывают на то, что в скором будущей в отрасли дорастут не просто до оптимизации сайтов под поисковики, а до комплексного продвижения брендов (включающего, кстати, и SEO, и PR, и маркетинг), в этом случае мерять студии надо уже по успехам в проведенных кампаниях»

      Наверное не стоит смешивать функции РА и seo-компании. SEO в первую очередь технологический процесс и всегда на рынке есть классическиее поставщики, которых аутсорсят комплексные РА.

  • А я скажу обратное — надо как раз смешать все, и посчитать эффективность по каналам коммуникаций (ибо конечная цель того же SEO — коммуникация пользователя с сайтом или брендом) — тогда бизнес будет прекрасно понимать ROI, и у вас не будет проблем с развитием рынка.

    • Друзья, а спор то о чем?
      Мне кажется, мы спорим об очевидных вещах. Не хочу обидеть SEO-студию, но они назвались «SEO…» их назначение преднаписано. И дураку понятно, что с их позиции правильно защищать свою нишу, что SEO живо, живее всех и будет жить.
      Может, не угадали с названием (что больше всего, если читать умные книги), может и сами так захотели. Речь не о том. Но назвался груздем — лезь в бочку.
      И Рома, и господин Евгений Козлов уже четко дали понять — им выгодно тянуть канат в сторону живучести SEO, ну и на том спасибо, есть огромное поле для маневра у других компаний.

      • Не хочу тебя обидеть, Саша, но ты не предсказатель. А наверное, хотел бы))
        Время нас рассудит, безусловно.

        Но сегодня ты занял очень неустойчивую позицию:
        – рассуждаешь о портфолио, нейминге и нишах
        – рассказываешь об идеальной вселенной
        – пытаешься «укусить» SEO-Studio разными высказываниями, а когда тебя просят аргументировать – отходишь в сторону и утверждаешь, что не готов бороться за пальму первенства, озвучивать примеры портфолио и т.д.

        Мне кажется, что это позиция номера второго (или н-ного) и не красит тебя как топ-менеджера.
        Это моё личное мнение.

        • Ром, ты еще не понял, что доказывать нам нечего?

          Меня вполне устраивает ваше первое место. О чем спор? В статье речь о другом совсем, я высказал свое мнение. Жаль, что многие из статьи взяли совсем не то, что я хотел донести. Буду читать дальше книжки и учиться писать.

          Касательно кусания, то, заметь, это делал ни я и сейчас от части сожеланию, что повелся на эту интригу и долгую переписку в этом топике. Просто меня, скажу чесно, раздражает, когда люди вешают себе пальмы первенства, исходя из информации, полученной в ходе своих же «исследований»

          В прочем, сделал для себя много полезных выводов, почитав отзывы.

          Я предлагаю закрывать тему.

  • На самом деле очень много примеров приводится с Запада. Да, я согласен, что они молодцы и они уже построили рынок на консалтинге и оттуда можно взять много полезных фишек, к этому надо идти. Но проблема основная в том, что они перешли на эту схему, только когда рынок был готов к этому. Мы же по развитию отрасли, по популяризации услуги, по менталитету и по бюджетам находимся очень далеко от них. Рынок не готов и всем нужны гарантии, поэтому на сегодняшний день если смотреть с точки зрения потребителя услуги гарантии должны быть плюсом в рейтинге, поскольку когда мы даем гарантии, мы продвигаем саму услугу и у людей таким образом растет доверие к ней. То есть мы тем самым показываем, что продаем мы не фуфло и таким образом растим доверие к услуге.

    • Я думаю, вы ошибаетесь, не рынок привел их к этому, а инструменты.

      Те, кто дает гарантии сейчас — решает свою же проблему косорукости и неумения объяснить клиенту, что результат можно мерять продажами, конверсией, ROI — наиболее эффективными показателями развития бизнеса в сети.

      «Мы же по развитию отрасли, по популяризации услуги, по менталитету и по бюджетам находимся очень далеко от них. »

      Не ставьте всех под одну гребенку. В сети есть компании, готовы заплатить хорошие бюджеты за выход на украинское Интернет-пространство. То, что мы их не умеем «зацепить» — проблема нас, слаборазвитости рынка и т.д.

      • Мерять то результат можно, в этом проблемы нет, проблема есть с прогнозами, ведь главный вопрос сегодняшнего бизнесмена «сколько я получу если дам вам 500 баксов?», и таких много, особенно если к тебе обращаются с новым сайтом у которого нет истории. И какими бы мы не обладали технологиями, я никогда не смогу гарантировать такому человеку конверсии. Опять же я не могу знать наверняка, что у него правильно поставлен бизнес, что продажники на телефоне у него правильно работают, какая тут может идти речь о ROI ? Тем более о гарантиях ROI.
        Если я говорю об общей ситуации на рынке, то это не значит, что именно у всех так, так что не надо утрировать, что я всех ставлю под одну гребенку, есть конечно же приятные исключения, но это нельзя назвать тенденцией.
        Насчет того, что результатом seo-работ должны быть не только позиции, но и продажи, так это итак понятно, но привязываться все равно к чему-то надо, гарантии — это забота о клиенте, чтобы он спал спокойно и понимал, что какой-то гарантируемый минимум он все таки получит, а если не получит, так ему вернут вложенные средства. Ведь если посмотреть на большинство клиентов, то SEO для них это темный лес, да еще и результат жди через несколько месяцев, многие еще там не побывали и не понимают как это работает.
        В общем суть моей мысли такова, что рынок нужно образовывать и работать с ним, так как услуга SEO все еще остается для многих рискованным предприятием, просто потому что они не знают что это такое.

        • Поэтому всегда говорил и буду говорить, что SEO — консалтинг
          Кто вам даст гарантии по рекламе на телевидении? Есть ли цифры продаж от лайтбокса на центральной улице города Киева? Нету!!!
          Так давайте же и к SEO относиться так. Есть поисковая система, есть сайт, есть компания, предоставляющая услуги. Как можно давать гарантии?
          Что касается гарантий, то мне кажется, именно позиционирование со стороны гарантий клиенту и убивает рынок. Прикрываясь жесткими гарантиями, SEO-компании в силу своей же жадности просто хотят зацепить клиента любой ценой.

          Посмотрите, что творится в Росии с компаниями, которые дают гарантии — их просто сносит с рынка и Yandex тому большой поклон с их частыми апдейтами.

          • >>> Так давайте же и к SEO относиться так. Есть поисковая система, есть сайт, есть компания, предоставляющая услуги. Как можно давать гарантии?

            Гарантии не только можно, но и нужно давать, вот только не за попадание в ТОП, а на отсутствие в ТОП, нет в ТОПе, мани бек, есть все ок.
            С другой же стороны если нет весомой вероятности в том, что можно добиться определенного топа то зачем Вам вообще заниматься СЕО и работать с клиентами?

          • Извините, но вы наверное плохо читали статью.

            Когда я прихожу к доктору в свои 80 лет с циррозом печени, со слабым сердцем, после двух инсультов, склерозом и прочими болезнями. Как он мне может гарантировать то, что операция на сердце пройдет успешно?

            Как вы можете вообще давать гарантии на работу сторонней системы, принцип работы которой вы не знаете? Это же преступление. Подумайте, что нужно клиенту — мнимые позиции или продажи?

          • ну да, берем деда на операцию на сердце, берем деньги за операцию, разрезаем и зашиваем, упс, дед просто изношен, ничем не можем помочь…
            зачем вообще за что-то браться если никаких гарантий вы клиенту не можете дать? Сделать маркет. исследованные (аля в 95% на ветер выкинутые деньги, читаем как контора срубила бабос), в которое войдут 90% стандартных рекомендаций по юзабилити и может 10% толковой инфы

        • Поэтому всегда говорил и буду говорить, что SEO — консалтинг. Нравится — работаем, не нравиться и не понимаем друг-друга, лучше не работать.

          Кто вам даст гарантии по рекламе на телевидении? Есть ли цифры продаж от лайтбокса на центральной улице города Киева? Нету!!!
          Так давайте же и к SEO относиться так. Есть поисковая система, есть сайт, есть комапния, предоставляющая услуги. Как можно давать гарантии? Это консалтинг!

          Что касается гарантий, то мне кажется, именно позиционирование со стороны гарантий клиенту и убивает рынок, SEO_компании в силу своей же жадности зацепить клиента любой ценой.

          Посмотрите, что творится в Росии с компаниями, которые дают гарантии — их просто сносит с рынка и Yandex тому большой поклон с их частыми апдейтами.

          • Мы о финансовой безопасности клиента или о прибыли сео-компании говорим?
            Рынок России преуспевает наш минимум на 2 года, и ситуация с громкими падениями «легенд продвижения» вызвана в первую очередь Яндексоидами и Снеженсками. У нас другие реалии и если даже смотреть на Россию, то сейчас топовые компании успешно работают с трафиковым продвижением и финансово это гарантируют.

          • Конечно, если мы не хотим объяснить клиенту доступно, что то, чем мы занимаемся некий миф и дать гарантии на него не совсем правильно, то проще всего закрыть глаза, залезть ему в карман, взять деньги и выставить в КП 100% гарантии. При этом мы называем себя гуру оптимизаторами, лидерами, выставляем в портфолио Microsoft и Adobe, и громко заявляем, что беспокоимся о безопасности клиента! Именно так правильно работать и никак иначе. Многие так и делают, увы.

            Если клиенту до оплаты объяснить все нюансы SEO, рассказать о принципах, рисках, чего можно ожидать и как правильно понимать услугу, то уже как бы и не обман, а в открытую работаем, правда? Только зачем заморачиваться, правда? — Тулим 100% результат, приписываем к одному высокочастотнику 10 запросов аля «продажа ноутбуков в киеве недорого оптом самовывоз», даем 80% в топ и дело в шляпе.

            Только не говорите, что вас деньги и гарантии клиента интересуют… Бред.

            Понимаете ли вы, что трафик, позиции — вчерашний день. В прочем, я уже понял, к чему вы так настаиваете на жестком SEO, я высказал свое мнение чуть выше и всячески рад этому.

          • Seo может быть как консалтингом, так и гарантиями. Пока в гугле можно гарантировать результат всегда найдутся люди, которые будут давать эти гарантии, для того, чтобы получить конкурентное преимущество. На сегодняшний день в гугле можно вывести практически все и пока есть хоть кто-то, кто может гарантировать результат к нему будет идти основная масса клиентов. Да, консалтинг лучше для крупных клиентов, в таком формате им работать выгоднее, но для стандартного бюджета 300-400 баксов в месяц гораздо выгоднее работа с гарантиями как по фразам, так и по общему списку фраз. И таких клиентов море, зачем от них отказываться, они тоже хотят чтобы их качественно продвигали хорошие компании.
            А разница между SEO и билбордами с телевидением в том, что за билборд ты заплатил и он висит, за рекламу по телеку заплатил и она уже там, также как и контекст, поэтому в контексте точно также не нужны никому гарантии.
            Тот же запад пришел к работе на консалтинг из-за того, что гугл поменял алгоритмы и им просто некуда больше было деваться, как говорить, что все это консалтинг.
            Я не спорю, что у нас тенденции движутся в ту же сторону и скоро мы сами к этом прийдем, потом что рынок меняется, но пока мы можем как можно большему количеству клиентов предоставить услугу с гарантиями, надо это делать, потому что людям это проще покупать и таким образом происходит популяризация SEO, сейчас как раз у нас наоборот есть возможность показать клиентом, что это дает отдачу и чтобы они вникли в суть услуги с минимальными рисками.

          • Друзья, вы плохо знаете рынок. Задайте вопрос о покупных ссылках — 90% западных игроков вас не поймут.Недавно клиент из Америки сидел у нас в офисе, мы обсуждали проект, первое, что он спросил нас: «Знаете ли вы сколько я заработал на вашей работе?»Потом открыл статистику, смотрели: 1. Рост трафика за год, 2. Рост прибыли за год, 3. Показатели конверсииПозиции ему, ключевые запросы — до одного места, извините.Как вы не поймете, что цель любого проекта в Интернет — прибыль, клиенту нужно это и только прибыль.Вы жалко сравниваете позиции с результатом, не понимая основной задачи сайта и того, что нужно клиенту.

            А разница между SEO и билбордами с телевидением в том, что за билборд ты заплатил и он висит, за рекламу по телеку заплатил и она уже там, также как и контекст, поэтому в контексте точно также не нужны никому гарантии.

            Извините, вам известны показатели CPM, OCR, CPA и прочие показатели?

            Интернет — чуть ли не единственный канал, который возможно просчитать, и эффективность — главный показатель, поддающийся просчету. Вы или не умеете его считать, или не хотите, прикрываясь тем, что проще продать гарантированный топ 10

        • На ROI влияют не только продажи, но и узнаваемость бренда (Share of Voice на тематических площадках), и другие рекламные эквиваленты. PR ведь не приводит к прямым продажам, но формирует мнение о товаре/услуге у потенциального покупателя, так зачастую и SEO.

      • Александр, можете ли привести пример таких компаний?

  • Пиписьками мерялись, меряются, и будут мерятся, менталитет таков.
    Как можно проводить комплексный маркетинг если средний чек не превышает 500$?
    Какой маркетинг если в контексте покупают запросы которые хочет клиент или на которых можно быстрее и больше бабла слить?
    Какой маркетинг если покупают трафик с контекста при условии что поисковый дешевле, в Украине так точно?
    Какой, какой, какой….?

    • А вас заставляет кто-то по 500 долларов работать и навязывает свои запросы? Вы пробовали клиенту раскрыть статистику GoogleAnalytics и настроить отслеживание заказов, телефонных звонков, продаж?Покажите мне завтра реальные кейсы, покажите динамику продаж моего сайта, покажите заработок мой на одном заказе, докажите, что ваше SEO мне принесет прибыль, я продам машину, квартиру и принесу вам все деньги, которые у меня только есть

      • Ваша компания, как и все остальные, последние 5 лет спокойно гарантировала позиции и раскручивала запросы, которые хотел клиент. Никто и понятия не имел, что надо клиенту. А тут резко почему-то прозрели — потому, что к-во недовольных клиентов достигло критической массы. Теперь оказывается все вокруг лохи, один я Дартаньян. Теперь оказывается, что SEO не приносит прибыль. А вы вообще разбираетесь в SEO? Если бы разбирались, то вам не нужно было бы теперь от него отрекаться!

        • Евгений, отвечу на ваш вопрос.
          Если вы так досконально изучали вопрос с нашей компанией, то у меня ответ будет следующий.

          Мы действительно работали, и даже скажу больше — продолжаем работать с некоторыми клиентами по позициям. Только все они знают реальное положение дел и как оценивать показатели эффективности.
          5 лет назад вы знали лучшие показатели оценки работы по SEO чем позиции, трафик, количество просмотренных страниц? Я разве пытался доказать обратное и поцепить себе медаль? В силу своего мышления вы пытаетесь найти между строк того, чего нет в статье вовсе.

          И даже открою вам секрет, почему я против гарантий по позициям:

          1. Наличие инструментов более эффективной оценки работы (то, чего не было 5 лет назад).
          2. Созревание рынка и наличие тех же инструментов, дают возможность, и уже даже желание клиента, воспринимать продвижение в Интернет, как комплекс услуг с возможностью оценки ROI.
          3. Большие риски компании, предоставляющие такие услуги. Вы ведь, хорошо разбираетесь в SEO? Должны знать наверное, как сыпаться компании после апдейтов Yandex.
          и др.
          Я говорю о показателях, которые с моей точки зрения правильно должны оценивать качество работы компании и ее «крутизну». Нет ни одного намека на то, кто круче, кто хуже или название каких-то имен.

          Видимо, кто-то узрел в статье свои слабые стороны и пытается их оправдать — не знаю. Это решать не мне, а всех, кто ополчился в этой ветке против.

          >>Никто и понятия не имел, что надо клиенту. А тут резко почему-то прозрели — потому, что к-во недовольных клиентов достигло критической массы. Теперь оказывается все вокруг лохи, один я Дартаньян

          У вас есть все шансы быть и стать ЛУЧШЕ, что мешает? Разве вас это не радует?

          • >>> Я говорю о показателях, которые с моей точки зрения правильно должны оценивать качество работы компании и ее «крутизну».

            Да не готов пока рынок к этому. Эти показатели оценивают исключительно те, чьи канали сбыта ограничиваются исключительно интернетом. Яркий пример СитиКом и Розетка. Сколько на интернетовской розетке сидит народа, сколько на интернетовском СитиКоме? Какие показатели они оценивают? Но никто не спорит что с ситикома можно сделать розетку 2.0

      • >>> Вы пробовали клиенту раскрыть статистику GoogleAnalytics и настроить отслеживание заказов, телефонных звонков, продаж?

        В наших «цивилизованных» условиях это достаточно тяжелое занятие. Настроить аналитикс не проблема, но научить им пользоваться человека который в этих делах далек и он ложил на ВЕБ с большой горы достаточно проблематично, особенно когда этот человек прямо с ВЕБом не связан.

        >>> Покажите мне завтра реальные кейсы, покажите динамику продаж моего сайта, покажите заработок мой на одном заказе, докажите, что ваше SEO мне принесет прибыль, я продам машину, квартиру и принесу вам все деньги, которые у меня только есть

        Показывал, на бумаге, по среднестат. цифрам. Что-то никто не хочет продавать свои машины и квартиры, не смотря на то что все очень красиво выглядит.

        То что у Вас есть крупные клиенты, которые готовы заказать все что вы скажете, это хорошо, но то что ср. ценник по рынку не превышает 500$ это плохо и совсем другое. Сомневаюсь что кто-то будет делать марк. исследование (действительно исследование, индивидуальное…) за 500$, пусть даже с высокой перспективностью того, что чек по клиенту поднимется в 2-3 раза.

        ЗЫ: 95% марк. исследований которые предлагают на рынке, тупо сбивание бабосов

  • Проблема Автора в том, что он взялся писать статью о том, что невозможно однозначно отрейтинговать SEO-компании, но попутно не удержался чтоб не забросить камень в огород своих основных конкурентов, видимо наболело.
    Неужели можно предположить что серьезные игроки рынка будут упоминать в своем портфолио те компании, которым они оказывали свои услуги (а не наоборот)? Хотелось бы видеть Автора у нас в гостях в офисе, продемонстрировать то что мы делали упомянутому Клиенту, и затем видеть официальные извинения здесь на этой странице.
    По поводу гарантий. Из всего комплекса работ по Проекту Клиента гарантии распространяются только на ТОП позиции. Понятно что невозможно гарантировать продажи. Но есть ведь косвенные составляющие которые гарантировать можно и нужно. Чем сложнее Проект и многограннее инструментарий работ по нему, тем меньше будет гарантий на что-либо.
    Вцелом статья хорошая и полезная. Но поосторожнее с выпадами в сторону конкретных компаний, особенно при недостаточной осведомленности.

  • Проблема Автора в том, что он взялся писать статью о том, что невозможно однозначно отрейтинговать SEO-компании, но попутно не удержался чтоб не забросить камень в огород своих основных конкурентов, видимо наболело.Неужели можно предположить что серьезные игроки рынка будут упоминать в своем портфолио те компании, которым они не оказывали свои услуги? Хотелось бы видеть Автора у нас в гостях в офисе, продемонстрировать то что мы делали упомянутому Клиенту, и затем видеть официальные извинения здесь на этой странице. По поводу гарантий. Из всего комплекса работ по Проекту Клиента гарантии распространяются только на ТОП позиции. Понятно что невозможно гарантировать продажи. Но есть ведь косвенные составляющие которые гарантировать можно и нужно. Чем сложнее Проект и многограннее инструментарий работ по нему, тем меньше будет гарантий на что-либо. Вцелом статья хорошая и полезная. Но поосторожнее с выпадами в сторону конкретных компаний, особенно при недостаточной осведомленности.

  • Да конечно пробовали развивать, и развивали и из 200 долларовых делали тысячники, это нормальная практика, которая присутствует уже в процессе работы, а там уже считается и ROI, и CPM, и CPA. Просто есть такие клиенты, у которых 500 баксов это предел и выше не прыгнешь не используя социалки, медийку и прочие методы продвижения.
    И опять идут сравнения с Западом. Западные клиенты они другие, у них другой менталитет, я сам лично отработал уже не с одним десятком западных клиентов, так с ними гораздо проще чем с нашими работать, они действительно смотрят на отдачу, но речь не идет о том, что мы им эту отдачу, эти прибыли гарантируем.
    Я все время говорю про украинский и действительно я хотел бы, чтоб украинские клиенты были похожи на западных, но для этого им нужно как-то показать что это круто.
    А насчет того, что мы не знаем рынок, наша компания отработала уже более 500 проектов, основная часть из них это украинские причем с абсолютно разными бюжетами от 200 баксов и до 5000, даже иногда большими. Я переобщался с многими и если начинать разговоры о ROI, о прибыли, сразу же первый вопрос «сможете ли вы прогарантировать мне прибыль?» и тогда приходится давать гарантии по фразам, Но уже после того, как мы отработали с клиентом хотя бы 4 месяца, мы уже можем говорить с ним о том, что вот можно вложить столько то денег еще и прибыль выростет, конверсия увеличиться, ну и так далее. То есть после этого он уже верит нам, верит в услугу и готов вкладывать деньги без гарантий, так что можно сказать, что мы таким образом подготовили клиента к рынку и дальше у него уже будут другие понимания на тему что такое SEO.

    • Совершенно верно. С украинским клиентом главное — ввязаться в эксперимент хотябы с минимальным бюджетом и очевидными (понятными клиенту) услугами. Далее — достижение планки по ТОПам. И только спустя пару месяцев раскодировка Аналитики и доведение Клиенту до понимания выгодные источники и пересмотр Кампании в их пользу.
      В общем зачастую работа идет как Эксперимент и Обучение Клиента.

      • >>Неужели можно предположить что серьезные игроки рынка будут упоминать в своем портфолио те компании, которым они не оказывали свои услуги? Хотелось бы видеть Автора у нас в гостях в офисе, продемонстрировать то что мы делали упомянутому Клиенту, и затем видеть официальные извинения здесь на этой странице.

        Виталий, я прошу прощения, а с чего вы взяли, что я писал о вас, как о своем конкуренте?
        Я писал об общей ситуации рынка. Если вы это приняли на свою сторону, извините.

        Я уже писал Роману, возможно вы читали, что меня не интересуют обороты других игроков рынка SEO, и не собираюсь ничего никому доказывать, я лишь высказал свое мнение — вы свое, оно тоже имеет свое право на существование. Многие, я думаю, из статьи сделают свои выводы.

        • В принципе не важно в какой ипостаси вы представляли себе компании, чьё портфолио публично подвергли сомнению. Главное отвечать за свои слова.
          Возможно теперь речь идет даже не о нашем портфолио, или мы еще какие-то слова истолковали неверно?

          • Виталий, я имел ввиду ровно то, что написал.
            Никаких портфолио я не изучал, обзвоны не проводил и не занимался прочими вещами. По-моему вы делали исследования рынка, не так ли?

            Я лишь пытался донести свой взгляд на правила оценки рейтинга, и, как мне кажется со своей стороны, дал объективную оценку показателям, которые часто применяются в составлении рейтингов.
            Вы не согласны? — это ваше право, напишите свое опровержение.

            Что касается ответа за свои слова, то извините, было как-то пару раз, когда я был в возрасте тинейджера, пару раз мне удавалось кого-то побить, пару раз мне давали поддых. Это были прекрасные годы, когда я отвечал.

            Теперь мне приятно отвечать работой.

            P.S. Опять же — я высказал свое мнение на рейтинг. Если вы нашли в нем себя, чтож, возможно это будет козырь в вашу сторону и доказательство того, что я ошибаюсь, а возможно и пути маневра для других.

          • «Многие даже приписывают в число клиентов “Microsoft” и “Adobe” — отличный ход, если назвать портфолио “Наши друзья”. Казалось бы — “а почему и не друзья?” Windows знаем…»

            За «приписки» желания ответить нету, возраст не тот. — Ок!
            Более не смею отнимать внимание у столь почтенного Гуру.

          • Извините, а они у вас в клиентах? Просто не заглядывал, не могу понять с чего это вы вдруг на себя приняли:)

          • Ждем ссылку на «фиктивное» портфолио столь недобросовестных игроков, дабы прояснить факты в статье.

          • Виталий, оставим немного интриги, как и те компании, которые подтверждают ваше лидерство, пусть эти имена будут за гранью этого топика.

          • Найти онлайн-упоминания от этих компаний о нашем лидерстве – не проблема. Был бы мониторинг)

          • Виталий, множество филлипинских и индийских вебмастеров «тулят» себе и в клиенты и в партнеры кого хотят. Сойдет для примера? 🙂

          • А, так тут речь шла о филлипинских рынках?))

          • Ром, я предлагаю закрывать тему. На твой пост выше я ответил, но вижу, что мы спорим о разных вещах.

  • Недорогая РАСКРУТКА САЙТА!

    Зачем это надо? В поисковые системы Яндекс и Гугл ежедневно заходят миллиарды людей,
    каждый из которых преследует свои цели – скачать фильм, узнать новости.
    А теперь вспомним на собственном примере, при выдаче результатов поиска куда мы заходим?
    Правильно, на первую страницу поисковика, где расположены первые сайты по искомой теме.
    Но эти сайты оказались первыми неслучайно, а в результате seo продвижения.
    То есть целью эффективного seo продвижения является вывод сайта на первые позиции поисковой системы.
    Тел: 063505007
    http://seomasterkiev.blogspot.com/

  • Прочитал комментарии. Увидел парней из Promodo, SeoStudio и Netpeak. По-моему не хватает еще представителя Aweb и seoprofy. На мой взгляд — эти четыре компании являются самыми узнаваемыми на рынке. Я хотел бы работать в одной из этих компаний 🙂 А по поводу статьи Александра — мне понравилась. Но для человека, который будет выбирать «лучшую» SEO-студию важны цифры и графики, на которых все просто. Вряд ли простые клиенты поймут всю суть статьи и абсурд таких вот рейтингов SEO-студий.

    з.ы.Кстати, по смотрел рейтинг SEONews — поздравляю, Promodo на 35 месте. Netpeak на 34, а Seo Studio на 32.

Поиск