Портфель аукциониста: главное в венчурных инвестициях — сделать больше ставок

1908
21

На четвертом курсе мехмата Львовского университета Ярослав Максимович прочитал первую часть “Трилогии желания” Драйзера – “Финансист”. Перевернув последнюю страницу, он решил начать бизнес. Когда через десять лет Максимовичу покорилась следующая часть трилогии, “Титан”, он продал свою первую фирму. Интернет-аукцион, на развитие которого Максимович потратил вырученные деньги, принес ему около $ 1 млн.

В конце 2003-го, когда появился сайт auction.ua, в портфеле Максимовича уже было несколько небольших интернет-проектов. Особых денег они не приносили, но и больших расходов не требовали. Вскоре auction.ua стал самым популярным интернет-аукционом страны. Добиться этого было не сложно. Сайтов, которые предлагали пользователям торговать между собой, было больше сотни, но денег на продвижение они не тратили. Как извлечь из лидерства прибыль, Максимович не придумал и, оставив на поддержке одного человека, переключил внимание на другие проекты.

Через пару лет, разгребая электронную почту, он наткнулся на письмо от владельцев шведского интернет-аукциона Tradera. Те предложили инвестиции в размере $1,5 млн. в обмен на контрольный пакет. Для первой половины десятилетия сумма выглядела фантастической, тем более что единственным реальным активом проекта было доменное имя. “Для меня письмо стало потрясением ”, — вспоминает предприниматель. До сделки дело не дошло. Сначала ломался Максимович, не хотевший уступать контроль. А потом и шведам стало не до Украины: весной 2006-го было объявлено о поглощении Tradera американским гигантом eBay.

Максимович понял, что сайт можно хорошо продать. И развернул ресурсы в его сторону. Основным донором стала компьютерная фирма “Комплекс”, которую он создал в 1995-м с однокурсником Андреем Степанюком. В 2006-м Максимович продал свою долю в “Комплексе”. Большую часть вырученного – порядка $ 150 000 – он инвестировал в аукцион. На эти деньги проект просуществовал еще год, в течении котрого Максимович получил предложения от семи инвесторов.

Когда собственные деньги уже месяц как закончились, предприниматель все еще выбирал между тремя дошедшими до финиша претендентами: інвесторами из Великобритании, Польши и России. Британцы давали менше всех, поляки предложили самую заманчивую сумму. “Они готовы были привезти деньги буквально “послезавтра”, — говорит Максимович. Но он выбрал третьего претендента.

Тогда наш рынок покорял альянс “Русских фондов” Сергея Васильева и Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера. Их первой и крупнейшей инвестицией стала покупка контрольного пакета поисковика “Мета”. Васильев попросил одного из основателей “Меты” – Юрия Назарова порекомендовать еще несколько интернет-проектов. Одним из первых Назаров назвал auction.ua, он же и помог организовать встречу Максимовича с Васильевым. Россияне предлагали на 25% меньше, чем поляки, но при личном общении они произвели на предпринимателя лучшее впечатление. “Львовские друзья и партнеры говорили мне: не связывайся с русскими, они бандиты, они обманут, но я поверил инвестору и не пожалел об этом”, — говорит Максимович. Судьба auction.ua была окончательно решена на встрече Васильева, Мильнера и Максимовича в Москве. В ноябре 2007-го Максимович получил около $0,5 млн за контрольный пакет. Львовянин сохранил за собой 45% компании и пост генерального директора. DST и “Русские фонды” делали именно то, за что стартапы Силиконовой долины так любят инвестиции Мильнера, — не вмешивались в деятельность компании. Но уже через несколько месяцев польськая Grupa Allegro (принадлежит южноафриканской медиакорпорации Naspers), лидер рына онлайн-аукционов в Восточной Европе, начала агресивно продвигать свой украинский проект aukro.ua. Васильев с партнерами не были готовы к повышению ставок “Доих прихода можна было особо не вкладываться в маркетинг, мы былибезусловно №1,- вспоминает Васильев. — Но с появлением aukro.ua нужно было либо тратить наравне с ними, либо продаваться”. Уже к концу 2008 года aukro.ua опережал auction.ua по количеству выставленных лотов почти вдвое (100 000 против 55 000). Этот показатель тогда был чуть ли не самым главным для украинских аукционов. Они зарабатывали не на комиссии, как eBay, а на продаже хорошо заметных ссылок на товары. Данные о продажах аукционы или не разглашали, или приукрашивали. В 2009-м году Максимович в одном из интервью называл цифру в $15 млн на 70 000 проданных лотов. Она выглядит завышенной: получается, что средняя цена транзакции на auction.ua — $200, притом что у Allegro, которая работает в нескольких десятках стран, этот показатель равняется $18.

Выгодно выйти из аукционного бизнеса Максимовичу помог конфликт интересов, возникший у инвесторов. Если в Украине Allegro запускалось с нуля, то в России Naspers вместе с DST были совладельцами Mail.ru, которой принадлежал интернет-аукцион molotok.ru. “Получилось, что в России DST и Allegro были партнерами, а в Украине – конкурентами. Поэтому мы предложили полякам купить auction.ua”, — объясняет Васильев. Сделка была закрыта в начале 2010-го, поляки заплатили около $3 млн.

Свою долю от сделки двух зарубежных корпораций украинский предприниматель направил на реализацию новых идей. “Шило в заднице не давало остановиться”, — усмехается Максимович. Сейчас его основные инвестиции сконцентрированы в сфере интернет-комерции. Среди проектов – рекламный сервис kartinka.net, львовский интернет-магазин bezgmo.ua, сервис сравнения цен oceni.ua.

Инвестируя в стартапы, Максимович отлично осознает, что далеко не все из них станут успешными. По его мнению, 3-4 проекта из десяти окажутся провальными, 4-6 – средними, а 1-2 окупят все расходы. “Сейчас у меня два проекта с неопределенным сроком возврата инвестиций, пяток добротных середняков и парочка потенциальных звезд”, — говорит предприниматель. Среди последних – kartinka.net и пока только анонсированные игровые приложения для социальных сетей “ТОП Турнир”.

Более-менее существенные деньги Максимовичу сейчас приносит только один проект – сеть баннерной рекламы banner.ua. Бизнесмен остновал ее еще в — 2001 году. Владелец УБС, одной из крупнейших баннерных сетей страны, Алексей Мась рассказывает, что поначалу Максимович пытался за счет финансовых вливаний вывести banner.ua в лидеры рынка. “Сейчас они на 3-4м месте среди крупных баннерных сетей (в Украине их насчитывается около полутора десятков – Forbes)”, — говорит Мась. По оценке одного из конкурентов Максимовича, годовая выручка banner.ua – порядка $200 000.

Глава украинского подразделения Allegro Юлия марищук верит в предпринимательский дар Максимовича. “Это потрясающе редкий случай, когда бизнесмен сам создал интернет-аукцион, который без внешних инвестиций и международной экспертизы стал лидером рынка, — восхищается она. – Без него рынок был бы совсем другим”.

Каждый из стартапов делает Максимовича на сотню-другую тысяч гривен беднее. Но это его не беспокоит. Он уверен, что по крайней мере один из проектов повторит судьбу аукциона. В украинском Интернете у Максимовича еще остались неоконченные дела. И даже несколько не начатых. Открывать третью часть “Трилогии желания”, которая рассказывает о закате империи Фрэнка Каупервуда, предприниматель пока не собирается.

Автор — Роман Судольский. Материал опубликован в журнале  Forbes Украина и размещен на AIN.UA с разрешения редакции.

Оставить комментарий

Комментарии | 21

  • >>По оценке одного из конкурентов Максимовича, годовая выручка banner.ua – порядка $200 000.

    Как-то мало очень. С другой стороны, конкуренты, они любители оценивать=)

  • >>По оценке одного из конкурентов Максимовича, годовая выручка banner.ua – порядка $200 000.

    Как-то мало очень. С другой стороны, конкуренты, они любители оценивать=)

  • Из новых проектов созданных не могу сказать что хоть одни мне понравился (хотя у оцени интересная задумка и шансы есть). На мой взгляд лучше создать один и постоянно над ним работать чем распыляться на 4-5 и надеяться что какой то из них выстрелит.

    • Есть разные стратегии. Прав тот, кто выигрывает:)

    • Собственно есть две стратегии. Первая — не держать все яйца в одной корзине. Вторая — держать все яйца в одной корзине, но очень следить за корзиной. 

      Вторая стратегия мне нравится больше. Поэтому, в каждом проекте отдельный директор, отдельный штат, отдельный бюджет. Моя работа — стратегия и курирование, и иногда первичная генерация идеи.
      Кстати по Oceni.ua — я как раз не относил бы его к звездам, обычный бизнес.
      Кроме Kartinki.net, мне больше всех нравится идея интернет-магазина продуктов BezGmo.ua, Это ж надо было чтобы такой бренд валялся невостребованным. Идея в том что это самый популярный бренд товаров, написанный на каждом продукте питания в Украине. Каждое скольжение взглядом по такому товару — напоминание что этот продукт можно было купить в магазине с таким наименованием.
      Довольно сложная маркетинговая задача с изменением менталитета в национальных масштабах, но посмотрим.

      • Я с Вами спорить точно не заинтересован ))) так как я смотрел сугубо как потребитель на новые проекты и задавал вопрос себе буду ли я ими пользоваться. Вы же смотрите как руководитель понимая их ценность и задачи )))).

        Просто у меня как у руководителя Интернет проектов иной подход к построению стартапов, по этой причине как бы и высказывал свое мнение по поводу на мой взгляд не совсем правильных инвестиций.

         

      • Сугубо мое мнение, так, пару книжек прочитал: а вам не кажется что «без гмо» — не «самый популярный бренд товаров», а скорее название-обобщение категории товаров, а из этих слов редко когда получаются хорошие бренды?

  • Из новых проектов созданных не могу сказать что хоть одни мне понравился (хотя у оцени интересная задумка и шансы есть). На мой взгляд лучше создать один и постоянно над ним работать чем распыляться на 4-5 и надеяться что какой то из них выстрелит.

  • Конечно комментарии конкурентов про баннерку неправдивы. Ну знаное дело, конкуренты.

    По моим оценкам, из тех рекламных денег, которые остаются, а не уходят за границу типа мейл.ру и гуглу, то мы помогаем оставлять украинским сайтам порядка 5-7% от рынка. Этой цифры, Алексей, кстати мог и не знать.

    Другое дело, что пару месяцев назад мы общались с Алексеем по расстановке сил на рынке, и зная реальную ситуацию, откровенно «не то»  прокомментировал по оценке места Banner.ua на рынка баннерной рекламы в Украине.

    Если не вникать, то наша Banner.ua формально на втором месте среди всех, с чуть более 12 млн. показов за вчера.
    А если копнуть поглубже, по баннероместа они разными бывают. Есть 120*60, и есть 240*400. Наша стратегия, в том, что мы концентрируемся, только на том что приносит доход. То есть, по тем форматам, которые «монетизируемы» за реальные деньги и продаются рекламными агенствами — то мы на первом месте в Украине. Имеются в виду те баннероместа, которые находятся вверхней части сайтов, и имеют коммерческие размеры 728*90, 240*400, 300*250. 
    Хотя нижние и даже мелкие баннеры мы тоже имеем, но даем вебмастерам самостоятельно продавать их на встроенной бирже, но как-то сильно мало показов там, и пока туговато откручиваются показы. Поэтому цены на эту чупуху сейчас меньше даже чем на УБС.

  • просто очень сложно быть специалистом в рекламе, играх и екоммерсе. Плюс все три ниши довольно тяжелые даже в Украине сотней тысяч гривен не обойтись. А вообще я оптимист )

  • $3 млн за auction.ua хорошая цена.

Поиск