Что важно помнить, выбирая название для стартапа (часть вторая)

1702
7

О том, как правильно выбрать название для своего интернет-проекта, мы начали говорить на прошлой неделе. Предлагаем продолжить обсуждение:

Выбор имени проводится в несколько этапов:

  • Cоставьте список ключевых слов: Вашему вниманию — списки от The Next Web’s Insider, скопируйте оттуда все названия стартапов, которые работают в области, схожей с вашим проектом. Выберите из списка самые интересные для вас названия и изучите, как и по какому принципу они построены. Размышляя над сделанной выборкой, ведите также лог всех новых названий проектов и списки ключевых слов, с ними связанных. Обдумайте потенциальный рынок вашего проекта, сопоставьте ключевики, название конкурентов и аналогов, ваши собственные идеи по поводу названий. Наконец, для поиска синонимов и аналогов используйте Thesaurus.com.
  • Прогоните ключевые слова через генератор: В этом вам поможет LeanDomainSearch.com и Domai.nr а также Wordoid.com. С их помощью можно отобрать наиболее удачные словосочетания, выбрать уникальные комбинации и проверить, не зарегистрированы ли уже такие домены.
  • Поройтесь на вторичном рынке в поисках идей для доменного имени и названия компании: При помощи таких сайов, как BuyDomains.com и Sedo.com можно найти домены, которые вам подходят, сопоставить цены на них, выбрать подходящие по цене и названию варианты.
  • Полистайте доменные портфолио регистраторов: Тут будет полезно использовать сайты наподобие Namecore.com. Помимо тех вариантов, которые вы уже выбрали, тут наверняка найдется парочка оригинальных и свежих идей для названия.

Готовность заплатить определенную сумму денег за выбранное доменное имя определяется рядом факторов:

  • Релевантность названия и сферы деятельности: К примеру, название вроде Securit.ee вряд ли будет воспринято серьезно в качестве имени для консалтингового проекта по интернет-безопасности; зато для фото-приложения название Photoshoot.it отлично подойдет.
  • Вы работаете в сегменте B2C или B2B: Зависимость сегмента, в котором вы работаете, от аудитории и механизмов распространения информации очень сильна. Для В2С стоит выбирать имя, которое теснее связано с «вирусным» эффектом и способностью легко и просто находиться / запоминаться. Для крупного бизнеса в В2В важно, чтобы бренд не просто привлекал внимание, но и не нес двойственных ассоциаций или разночтений в восприятии на слух, чтобы его не путали с конкурентами или аналогами.
  • Сколько у вас свободных средств: Иногда имя красивое, короткое и звучное — но вам не по карману, тогда лучше средства направить на разработку. Иногда лучше купить имя, чем сэкономить. Тут всё зависит от специфики вашей деятельности и сегмента рынка.

Не менее важно, чтобы имя нашло адекватный отклик у широкого круга пользователей и не только:

  • Внимательно отнеситесь к тому, какую эмоциональную реакцию пробуждает в аудитории ваше название: Начать стоит не с фокус-групп, а с ваших родственников, коллег, друзей, знакомых, мнению которых вы доверяете. Какую ассоциацию /реакцию вызывает у них выбранное вами название стартапа? Запомнили ли они его с первого раза? Что им кажется всякий раз, когда вы произносите это слово?
  • Убедитесь в том, что ваши сотрудники поддерживают выбранное название: Неудачное название исподтишка будут критиковать / высмеивать / обыгрывать в шутках в первую очередь те, кто работает над проектом. Если этого не происходит — значит, выбор правильный.

После того, как всё, казалось бы, уже сделано правильно, отдельно стоит остановиться на примерах удачных и неудачных названий для стартапов:

Неудачные названия

MarketHear.com: Tакое название не выдерживает «проверку в баре» (“Bar Exam”) — оно произносится и пишется неоднозначно «на слух». Поэтому представьте, что кто-то кричит вам его на вечеринке в баре через пару столиков: сможете ли вы даже со второго раза безошибочно записать это название? Скорее всего, у вас получатся MarketEar.com, MarketHere.com и MarketHear.com. Видите, сколько путаницы. Это всё — потенциально потраченное время на поиски и клиенты, которые к вам не попадут.

ForkBug.com: Тут проблема с контекстом и негативными ассоциациями: вы-то имели в виду «баг», тот, который в программном обеспечении или в проблемах работы сервиса; а в таком контексте получается “Bug”, который с английского «жук». Вы бы съели жука на вилке? Не думаю. Особенно — если это не дай бог название для сайта, связанного с отзывами о ресторанах.

Choosarity.com: Тут использован странный как для английского / американского уха суффикс. В результате чего сокращение можно расшифровать и как “choose state”, и как “choose quality”; и вообще неясно по названию, о чем этот проект и что именно выбирать придется.

DataOracle.com: С таким именем ждите тучу исков: мало того, что вы назвали проект так, что он ассоциируется с известной корпорацией, так еще и привязали название к одной из основной форм деятельности этой корпорации. Плохая идея для имени стартапа, очень плохая.

Xobonko.com: Тут не только звучание дурацкое, но еще и записать ЭТО с первого раза без ошибок или продиктовать в телефонную трубку (особенно не-англоговорящему) крайне непросто. Не говоря уже о том, что суть названия покрыта мраком и навевает ассоциации с чем угодно.

BettrBoom.com: Упустили 1 букву? Уверены, что такое название удобно будет продвигать в поиске и не спутать с правильно написанным доменом, которым — к примеру — владеют киберсквоттеры или конкуренты?

MobileMonkey.com: Вы наверняка слышали про SurveyMonkey, MailChimp и SpaceMonkey. Так что ж вы теперь подражаете им в названии? Просто скопировать название и переставить 1 слово — это не слишком этично, кроме того, вы неизбежно будете сидеть в «ловушке ассоциации» и восприниматься не как самостоятельный проект, а как «дешевый аналог» или «вот тот стартап, который скопировал известную компанию».

Удачные названия

Localytics.com: Звучное и броское название, пусть и не самое простое в наборе на клавиатуре, но зато логический паттерн и ассоциации соблюдены.

IntenseDebate.com: Тут сразу возникает стойкая ассоциация с дискуссиями (“intense debates”) — ну и тут же понятно, чего ради был создан этот проект.

Sendoid.com & ReMail.com: Удачная игра с суффиксами и корнями приносит свои плоды в виде легкости запоминания и целого ряда ассоциаций с мобильными сервисами и электронной почтой.

Etsy.com, Veri.com: Короткие слова, которые не существуют в литературном языке, но легко запоминаются, их ни с чем не спутать и это — всего 4 буквы в определенной последовательности, которую можно выучить и легко записать или произнести (даже по буквам).

Но самый культовый пример удачного названия — Digg.com. В англоязычной среде “Yeah, I dugg that story” — это как само собой разумеющееся, все понимают о чем речь. Если вы такого рода название выберете для своего проекта — не прогадаете.

Источник: The Next Web

Оставить комментарий

Комментарии | 7

  • Круче было бы рассмотреть нашенские имена. Все-таки с английским даже у наших якобы подкованных в техническом плане граждан далеко не всегда настолько хорошо, чтобы они смогли записать название западной службы на слух.

  • Понимаю, что это перевод, но тем не менее, в примерых много глупостей. 
    http://forkbug.com/ — судя по всему, проект для разработчиков, а им плевать на вилки и жуков, как fork, так и bug это устоявшиеся термины (пусть и жаргонные) и ассоциации у целевой аудитории они вызывают именно связанные с разработкой. А нравиться домохозяйкам для такого сайта не обязательно, домены типа 
    http://stackoverflow.com/ могут не такие ассоциации у них вызвать, что никак не сказывается на популярности проекта. 

    Ну и это только один из примеров, полагаю, ко многим успешным ныне доменам тоже можно было бы докопаться до того, как они стали успешными (особенно, фликр, тумбрл, plantyoffish итд). Не так много значит домен, на самом деле. и odnoklassniki.ru, которые половина ца и написать то без ошибки не сможет, это прекрасно доказывают.

    • поддерживаю. Жаргон все больше проникает в нашу жизнь. Однажды, будучи на олимпиаде по информатике, когда бумага застряла в унитазе и после чего произошел потоп, мы назвали это событие переполнением буфера 🙂

  • Бред) но автору спасибо, что то таки видно нужно было разместить)

  • Абсолютно не согласен с первоисточником.

  • Это только бюрократы начинают дело с названия. Реальный стартап рождается от идеи — сырой и без названия. По ходу фильтрации и обогащения 90 — 99% что идея сдохнет. И практически 100% что изменит привязки к реальному миру.
    Только после этого можно говорить о каком-то названии. В противном случае само название поставит палку в колёса стартапа.

    Например, Firefox — это браузер. Mozilla в девичестве. Ну подумайте, что бы получилось из стартапа, если бы он изначально назывался Firefox? Я думаю он бы так и остался мелким стартапом. Тогда как Mozilla Firefox стал идеей-вирусом.

    Приведу простой пример. Если есть человек-паук, человек-муха, человек-волк и ещё с полсотни человеко-ужасов, что 51-й ужастик не будет успешен? Вовсе нет! Мы, человеки, вообще склонны к шаблонному мышлению. Потому если я назову очередную онлайн-игру MonkeyZombie или сервис погоды PalmWeather, меня всего-то правильно поймут. Тогда как bash.org.ru — его кстати ребрендили в bash.im

  • еще раз говорю, начинайте с продукта (разработки) и продаж.

Поиск