Как стартап GetTaxi вышел на четыре рынка за один год

1101
4

В этом году на IDCEE рассматриваются конкретные проекты, которым удалось быстро завоевать свой рынок и выйти на мировой уровень. В первый день такой проект — израильский GetTaxi — представлял его сооснователь Шахар Вайзер. Это сервис, позволяющий заказывать такси прямо с мобильного  — мобильное приложение (iOS, Android, BlackBerry), которое позволяет путешествующему пользователю, даже не знающему языка и адреса, заказать такси в один клик. Приложение определяет положение пользователя на карте, дает выбрать ближайшие популярные места, покажет все свободные такси (зарегистрированные в системе), а также данные о водителе, машине, даст проследить за тем, как подъезжает машина. За год команде GetTaxi удалось запуститься в четырех странах — в Израиле, России, Британии, и в США. Каждые три месяца сервис запускался в новом городе. Недавно он заработал в Санкт-Петербурге, а вскоре — запустится в Нью-Йорке.

О том, как быстро выйти на новые рынки, о том, когда стоит задумываться о выходе и об основных рисках «мирового господства» Вайзер рассказал в своем выступлении. AIN.UA предлагает основные тезисы его презентации. 

С самого начала команда проекта думала над тем, чтобы запустить по-настоящему массовый сервис, которым будет пользоваться каждый и в теории, какой бы ни была страна, ее жители всегда будут нуждаться в услугах такси. «С самого первого дня проекта у нас было глобальное видение — сервис, который будет использоваться, фактически, во всех столицах мира, — рассказал Шахар, — мы видели перед собой огромный рынок в $30 млрд и решили выходить в стольких городах, сколько у нас получится».

Команда старалась создать приложение, которое можно использовать в любой стране, которое будет работать по принципу одного клика. Пользователю это позволяло найти такси в Израиле, не зная адреса и зная только русский. «Что же касается водителей, мы хотели, чтобы каждый мог присоединиться к нашей системе. Поэтому не стали просто выкладывать приложение (при том, что в некоторых странах, как Украина или РФ, проникновение смартфонов все еще низкое). Мы разработали софт и устройство к нему, так чтобы водители могли участвовать в проекте без проблем», — рассказал он.

 

Что было важно для глобальной стратегии — сотрудничать с городскими властями. «Мы поняли, что наше решение помогает местным властям, они заинтересованы в том, чтобы общественный транспорт работал лучше. Мы довольно тесно сотрудничали с Блумбергом в Нью-Йорке, мэрами Лондона и Тель-Авива», — пояснил  Вайзер. Также, с самого первого дня существования проекта команда разрабатывала бизнес-решения. Сейчас у GetTaxi  в клиентах Google, PwC, Warner Music, Goldman Sachs, DHL.

Для проекта, который хочет стать глобальным, важно знать: нельзя выходить на глобальный рынок, не меняя продукт.  К примеру, чтобы прорекламироваться в России офис GetTaxi нанял два Mercedes C-класса и запустил «русскую рулетку»: клиенты получали шанс при заказе проехаться на мерседесе за ту же цену. «Людям очень понравилось, они звонили семье, друзьям, постили в Facebook, «ВКонтакте», — рассказал он.

Вайзер озвучил основные советы тем стартапам, которые задумываются о глобальных рынках:

Подумайте, прежде чем выходить на новые рынки

Часто выход в новую страну — решение скорее подсознательное, но дело в том, что это далеко не так круто и просто, как кажется. Когда запускаешься на втором для себя рынке, инвестируешь вдесятеро больше усилий, потому что приходится нанимать людей удаленно, контролировать работу офиса, согласовать финансовую отчетность, юридические вопросы. К примеру, Израиль — хороший рынок, но маленький. А рынки вроде России или Украины достаточно большие, чтобы проект развился. «Если ваш рынок достаточно большой, я бы советовал расти, пока не вырастет проникновение вашего сервиса, пока не получите отточенный продукт и совершенную команду. И только затем выходите на новые рынки», — советует эксперт.

Изначально закладывайте возможность масштабирования

«Наше решение — быть сразу глобальными — стоило нам кучи денег и усилий, даже до запуска. Обычно советуют: сделайте небольшой запуск в своей стране, посмотрите, как пойдет, и выходите на внешние рынки. Но когда вы выходите, перестраивать компанию и продукт уже поздно. А если у вас еще и нет доказательства, что ваша модель работает, вы рискуете впустую потратить много денег и усилий», — говорит Вайзер. Также, стоит обращать внимание на юридические и финансовые тонкости работы на каждом из рынков, получить консультации, и затем начинать работу.

Мы приняли этот риск и вложили все свои деньги в проект. потому что когда мы стартовали — никто из инвесторов не был готов инвестировать.

Если не имеете «правильного человека» на месте, даже не думайте там запускаться

«Я ничего нового не открою, если скажу : «Команда, команда и еще раз команда!», но это — самое важное при запуске в новой стране или городе. У вас может быть чудесный продукт, но если исполнители на местах не справляются, вам конец, — советовал Шахар. — Мы запускали  «Выгоду» — российский клон Groupon — в 94 городах, позже мы закрыли офисы в 15 городах, после операционного контроля. Неприбыльные офисы были там, где была слабая команда».

Он рассказал, что никогда не запускает новый офис, не найдя предварительно лидера, который будет за него отвечать. Например, GetTaxi не собирался выходить на сложный рынок США так быстро, несмотря на то, что у Щахара был опыт ведения бизнеса в Америке. «Но я получил e-mail, который все изменил. Девушка по имени Джин написала мне: «Я буду вашим человеком в Нью-Йорке». Когда я прочитал ее резюме, я не поверил своим глазам. Она получила должность вице-президента JP Morgan в 26 лет, была названа Forbes в числе 30 самых впечатляющих женщин в хай-теке и инвестициях в Нью-Йорке в 30 лет. Она была совершенством, потому что кроме всего этого обожает водить такси. Она получила специальное разрешение от JP Morgan раз в неделю работат водителем такси, просто потому что ей это нравится», — рассказал эксперт.

Планируйте расходы

Не выходите на глобальные рынки без хорошего финансирования за спиной, советует Шахар: «Ваши планы могут поменяться, возможно, вам придется потратить вдвое больше. Вы должны учитывать, что придется локализовать ваш продукт множество раз».

Проверьте маркетинговую стратегию до выхода на глобальный рынок

Если вы не определились со стратегией продвижения в родной стране, не нужно выходить на мировые рынки. Когда GetTaxi только запускался в Израиле, о нем знали единицы, сейчас, через год, за 3 минуты можно получить машину GetTaxi в любом районе Тель-Авива. «Мы не тратились на маркетинг, мы все вкладывали в продукт, люди пробовали, им нравилось, и они рассказывали остальным», — расказал Вайзер.

 

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск