12 ошибок, которые могут погубить стартап в первый же год его существования

1067
5

Как известно, 90% стартапов проваливаются. Чаще всего это происходит в первый же год после запуска проекта, и, как ни крути, из-за одних и тех же ошибок. Мы много пишем о том, что надо делать молодому предпринимателю, чтобы добиться успеха, и реже — о том, чего делать не нужно, если в хотите избежать поражения.

Как не наступить на те самые грабли, которые уже погубили огромное количество стартапов? AIN.UA предлагает перевод статьи Элисон Шонтелл, в которой она анализирует 12 распространенных ошибок молодых предпринимателей в самом начале их пути.

Не пытайтесь засветится в прессе раньше времени и «просто так»

Если вы — стартапер, который пытается засветится в прессе, первый вопрос, который вы должны себе задать: «Зачем?» Зачем вам так нужно попасть в СМИ? Готовы ли вы к этому? Чего поможет вам достигнуть эта статья? Если вы стремитесь попасть в прессу, чтобы выглядеть круче в глазах ваших друзей или сотрудников, вам, очевидно, не стоит туда торопиться. Если вы делаете это, чтобы привлечь пользователей, эффект, вероятнее всего, будет временным. Взгляните хотя бы на Turntable.fm, Airtime или Brewster.

В некоторых случаях пресса — это хорошо. Она может привлечь инвесторов, если вы нуждаетесь в финансировании. А статья в Ad Age вполне может привести к вам рекламодателей. Но если вы еще не до конца проработали свой продукт или бизнес-модель (а в первый год вы скорее всего этого не сделали), действительно ли вы хотите, чтобы ваше имя в дальнейшем ассоциировалось с провалом? Это куда более стыдно, чем вообще не появляться в прессе в первый год существования проекта.

Не привлекайте больше денег, чем нужно

Запуск стартапа — это страшновато (с финансовой точки зрения). Никому не хочется наблюдать за тем, как тает его кубышка, накопленная годами. Но когда вы полагаетесь на пришлых инвесторов, которые вроде как берут весь риск на себя, вы можете превратится в транжиру. Также это может привести к тому, что в будущем продажа бизнеса будет гораздо менее выгодна вам.

Если поначалу вы развиваете стартап на собственные средства, вы можете работать над бизнес-моделью и достижением трекшена без давления со стороны совета директоров или инвесторов, которые кружат у вас над головой, как навязчивые вороны. Кроме того, поскольку вы самодостаточны, вы можете выторговать у инвесторов более выгодные условия. И если никто со стороны не пытается контролировать вашу компанию, вы можете выйти из нее когда захотите и не волноваться, что другое заинтересованное лицо вас попросту уволит.

Если у вас нет по меньшей мере $50 тыс. или вы не в том положении, чтобы рисковать такими деньгами, вам вообще не стоит браться за стартап.

Не пытайтесь сделать стартап в одиночку

Стартап — дело стрессовое. Никто не может быть хорош во всем. Чтобы не прогореть, вам нужен партнер или ментор, который возьмет на себя часть нагрузки и на которого вы сможете положится. Вы также сможете быть более продуктивными, если у вас будут помощники. Кроме того, у вас будет больше денег на старт!

Стартапы отнимают много времени, поэтому нормально чувствовать себя прикованным к рабочему столу. Очень важно общаться с людьми и устраивать продуктивные совещания, чтобы двигать ваш бизнес вперед. Никто не может сделать бизнес в одиночку.

Слишком много со-основателей — тоже плохо

Может показаться, что основать бизнес в компании своих четырех лучших друзей — это отличная идея. Но это значит, что вы стартуете всего навсего с 25% в компании еще до поднятия первого раунда. Кроме того, тяжело, если с вами в упряжке еще четыре человека и не все могут внести равносильный вклад в общее дело. Большинство стартапов, которым управляют несколько кофаундеров, заканчивают тем, что один из них все-равно становится лидером. Вспомним Facebook, Quora, Path и Foursquare.

Делайте стартап самостоятельно (как Девид Карп) или с одним человеком, которого вы хорошо знаете и с которым вам комфортно работать. В любом случае, у вас может случится тяжелое и дорогостоящее расставание.

Не перебарщивайте с деловыми тусовками

Существует множество ивентов и деловых вечеринок в стартап-среде. Случается, что стартаперы слишком много времени уделяют налаживанию связей и слишком мало работе.

Стремитесь к гармонии. Если вы хорошо известны в стартап-тусовке, вам, наверное, стоит больше времени проводить на рабочем месте. Кроме того, постоянные походы на ивенты могут напрягать ваших сотрудников и инвесторов.

Не пытайтесь сделать бизнес из того, что не работает

Вы уволились с работы, потому что у вас есть великолепная идея, которая выстрелит — вы в этом уверены. Вот только… она не выстреливает. Что теперь?

Во-первых, никогда не торопитесь уйти с работы до тех пор, пока не протестируете свою концепцию и не убедитесь, что у нее действительно есть потенциал. Но даже тогда тяжело предугадать будущее вашего стартапа. Вы не можете знать наверняка, как люди будут использовать ваш продукт и будут ли ваши клиенты любить его в будущем.

Двигайтесь быстро, продвигайте проекты и убивайте проекты. Не хватайтесь за стартап только потому, что влюблены в него. Выдерните чеку из идеи, которая работает, и взорвите ее в ядерный бизнес или сделайте пивот без каких-либо угрызений совести. Некоторые из успешнейших компаний современности выросли из пепла прогоревших стартапов.

Общайтесь с людьми и прислушивайтесь к конструктивной критике

Когда вы держите карту движения вашего стартапа в голове, вам может быть сложно объяснить направление пути окружающим. Будьте открыты для общения и заставляйте себя прислушиваться к критике. Учитесь управлять людьми — это работает. Но если вы не умеете с ними просто общаться, вы уничтожите ваши отношения с клиентами и сотрудниками.

Не жадничайте

Быть умным предпринимателем означает знать, когда пришло время выйти из-за стола. Многие очень занятые стартаперы продали свои компании за $100 млн и ушли. Как правило, это замечательное, но глупое решение.

Foursquare могли продать за $150 млн, когда он поднял всего $5 млн. Видео-стартап Qwiki предлагали купить более чем за $100 млн, а сейчас его могут продать Yahoo всего за $50 млн. За Path компания Google готова была выложить кругленькую сумму, но основатель стартапа Дейв Морин показал кукиш, выбрав езду по ухабистой дорожке.

Оценивайте возможности, которые могут изменить вашу жизнь — в первую очередь это касается предпринимателей-новичков. Двигайтесь вперед осторожно и с умом — это пойдет вам на пользу в следующем вашем стартапе. Иногда лучше продать проект за меньшие деньги, чем за сотни миллионов долларов. Экзит в $20-30 млн займет меньше времени и потребует меньше вливаний, чем экзит в $200 млн.

Лучше черная правда, чем белая ложь

Поскольку стартапы являются частными компаниями, их представители могут лгать журналистам и инвесторам, которые не владеют данными экспертизы. Если вы отчаянно пытаетесь поднять раунд или удержать ваш проект на плаву, то можете поддаться искушению приукрасить истинное положение вещей в вашем бизнесе и приврать о том, как быстро вы растете и сколько зарабатываете.

Если ваш стартап идет ко дну, правда рано или поздно выплывет наружу. Ложь может дать небольшую отсрочку, но при этом отвлечь вас от чего-то действительно стоящего.

Наберитесь терпения

Инвесторы говорят, что 10 млн пользователей — это один миллион в современных реалиях для стартапа, который пытается расти быстрее. Но если ваша единственная цель — рост, ваш проект за это поплатится.

Разные стартапы по-разному растут. Поставьте перед собой целевые точки роста, основанные на динамике похожего стартапа, и в соответствии с этим организуйте свои ожидания. Если вы управляете медиа-компанией, вам придется подождать, пока вы вырастите настолько, чтобы позволить себе нанять качественную команду в отдел продаж. Только тогда вы начнете по-настоящему зарабатывать. А на это могут уйти годы. Если у вас бизнес, основанный на транзакциях, вы должны понять, какой должна быть ваша маржа, чтобы бизнес был продолжительным.

Не стоит недооценивать то, насколько тяжелой может быть реальность стартапера

Большинство историй стартапов, которые мы читаем — это истории успеха. Но на самом деле основатели не так уж часто выигрывают в эту лотерею.

«Это была адовая работа за отнють на адовый возврат, — рассказывает основатель и СЕО 500Startups Дэйв МакКлур. — Бывают дни, когда ты сидишь и плачешь в углу. Ты просто больше ничего не можешь делать. У тебя нет личной жизни. Тебе не хочется общаться с семьей и друзьями, потому что просто не позволяют обстоятельства. Весь твой мир вращается только вокруг твоего стартапа, и вся твоя жизнь — это попытки выжить и не выглядеть идиотом в глазах сотрудников.

Нужно понимать, что это не одна из перворазрядных проблем, вроде войны, голода или чего-то подобного. Но когда весь твой мир — это попытки всем показать свой успех и удержать его, выглядеть совершенно спокойным и уверенным в себе, когда на самом деле внутри ты ужасно напуган и психологически неустойчив, найти способ свести дебет с кредитом… Это чрезвычайный стресс».

Мечтать — так с размахом!

Есть люди-практики, а есть мечтатели. В лучшей стартап-команде работают и те, и другие — таким образом удается удержать мечтателей на земле, добиваясь космических целей.

Если вы мыслите узко, вы ограничиваете себя и не даете развернуть крылья на полную. Но создавая что-то с нуля, вы можете создать что угодно таких размеров, как вам хочется.

Источник Inc.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • В соседних абзацах две противоречивые фразы:
    «Никто не может сделать бизнес в одиночку»
    «Делайте стартап самостоятельно»

    • Нет там «делайте самостоятельно». Суть обоих правил — сам не потянешь, но и уборщицу офиса тянуть в кофаундеры не нужно. Оптимально два-три основателя, остальные по найму.

  • «Если у вас нет по меньшей мере $50 тыс. или вы не в том положении, чтобы
    рисковать такими деньгами, вам вообще не стоит браться за стартап.»

    … и вообще идите в фастфуд работать, неудачники….)

  • А мне, гениальному, наплевать на всякие «низ-з-з-з-з-зя». Если нельзя, но очень хочется — то можно!….

  • Майя, опять перевод неправильный статьи, например: «Многие очень занятые стартаперы продали свои компании за $100 млн и ушли», а в оригинале «A lot of buzzy start-ups have gotten $100 million acquisition offers and decided to walk away.», buzzy не равно busy :). Правильно: «Многие стартапы , которые были на слуху, получали предложения о покупке в размере 100 миллионов долларов, но предпочитали отказаться».

Поиск