Remote.st — сервис для распределенных команд с удаленными сотрудниками
На сегодняшний день на тему удаленной работы написано сотни статей и созданы десятки приложений, призванных ее оптимизировать. То ли еще будет. Интерес к этой теме не угасает, но имеет волнообразный характер. Именно в момент пика этой волны, который вызван выходом книги Remote от 37signals, хочу поделиться своим опытом удаленной работы, как это начиналось и к каким решениям впоследствии привело.
Откуда ноги растут?
Идея работы на расстоянии появилась у нас более 4 лет назад. Не многим позднее она перешла из эфемерного состояния «задумка» в реализованный проект, который работает по сей день.
Выстраивание правильной работы распределенной команды — это долгий путь. Как и в любом другом проекте — это путь проб и ошибок, возвратов, улучшений и изменений и снова проб. Мы с отвагой приняли этот вызов и как результат нашего «путешествия» родился интересный проект.
Скажу сразу, в разработке участвовало две распределенные команды с многолетним опытом работы и удаленными сотрудниками. И прежде чем вынести все на суд зрителя, естественно, технологии отрабатывались внутри, на нас. В проекте есть ряд отличных нововведений, в т.ч. в по юзабилити, есть и спорные решения. Но хочется отметить, что практика все же показала нам — время и силы были потрачены не зря.
У истоков любого толкового начинания, любого проекта лежат человеческие потребности. Мы тоже не стали исключением. Сделав осознанный шаг в пользу удаленной работы, мы столкнулись с потребностью повышения качества наших коммуникаций, ведь все знают, что при личном разговоре до 80% информации передается невербально. А нам очень хотелось не терять и не искажать эту самую, драгоценную, информацию. Особенно при условии того, что удаленная работа не позволяет подойти к коллеге еще раз и объяснить “на пальцах”.
Задачей №1 для нас стал поиск сервисов, которые помогут нам полноценно держать связь и оставаться командой, несмотря на громадные расстояния. И тогда началось…
Первое, что мы опробовали в своей работе — системы управления проектами. Их оказалось великое множество. Мы перебрали ни мало ни много — 16 систем. Встречали всякое:
- юзерфрендли системы;
- системы ракетного навдения на проекты;
- паникконтрол системы;
- ничего не контролирующие системы;
- системы с бложеком для каждого отдельного пользования, но без таймтрекинга;
- системы, в которых есть место для «а там еще помидорки посажу» и т.п.
Мы работали в них. Плакали, кололись, но продолжали работать.
Одно время даже плюнули на все и приспособили под работу гуглокалендарь с напоминаниями, задачами и т.п. Но мы регулярно сталкивались со срывом сроков задач, с перебросом ответственности и т.п.
Кроме систем управления проектами, мы также не обошли своим вниманием инструменты видео\аудио\текстового общения.
Мы использовали Skype, Hangouts, Lync.
Lync — как концепт очень удобен. Понравилась куча наворотов, и много возможностей. Но какое-то паршивое ощущение майкрософтности. Часть функций, за которые ты платишь — вообще не ясно зачем нужна. Вы же не покупаете себе штангенциркуль, чтоб поля в тетради делать? Нет. Он не для этого. Вернее, можно его и так применять, но создали то его с другой целью. Вот где-то так и с линком. Мы от него быстро отказались.
Skype — это отдельная песня. Пока в рамках бесплатного тарифа было много возможностей, мы работали только в нем. Распространенная система, видеопотоки, чаты — удобно. Но продукт стал меняться со сменой собственника.
Одно дело — ввели оплату за функции, которые мы часто использовали. Но это нормально. Хочешь отличный сервис — плати. Но куда делось качество продукта? Мы для себя не смогли ответить на такой вопрос.
Как вам вот такая штука: текстовое сообщение будет передано только тогда, когда оба человека одновременно в скайпе? Выглядит так: вы онлайн, собеседник оффлайн. Вы ему пишете и выключаете компьютер. В свою очередь он включает онлайн, а сообщение ему не приходит. Наши сотрудники работают в разных часовых поясах и получается, что для эффективной передачи информации нельзя выключать компьютер. Зимой это приемлемо, он комнату греет. А летом как?
Мы пользовались Hangouts. Удобное решение для организации связи на четкое количество лиц с четкими временными рамками. Но цепочка действий для организации встречи приводила к тому, что для небольшой встречи тратится много времени. Зайди G+, зайди в круги, создай встречу, пригласи собеседников. Приглашение приходит с только ему понятной скоростью. Тем, кому приглашение не дошло, перезвони по скайпу. В итоге, на организацию встречи на 4-5 человек уходит около 5 минут. Если это еженедельная встреча нас час, то это можно принять.
В ситуациях, когда есть потребность уточнить\донести информацию за 30 секунд, он усложняет менеджмент. Спонтанность — не его конек.
Есть удобные сервисы текстовых обсуждений. Но если вы попробуете когда-то что-либо объяснить человеку текстом, то вы поймете сложность этого процесса. Особенно правки в картинку или видео.
“Тут ракурс нужно вот так поменять (и рукой жест, ага). Потом вот этот блок, который между красными и синими огнями в верхней четверти правой плашки, переместить ниже на расстояние половины высоты плашки справа в нижнем блоке. Понял?”
Для таких комментариев нужны все 3 канала передачи информации — текст, голос и видео. И оптимально, чтоб комментируемый объект и видео собеседника были в одном окне.
В этом процессе непрерывного тестинга всяческих систем мы заметили, что все они направлены на информацию. Не на людей, а именно на информацию. Какое-то время мы этим и ограничивались. Но постепенно пришли к тому, что мы группа фрилансеров, а не команда. И тогда стал вопрос о принципиально новом решении, для закрытия наших потребностей.
В итоге, этим решением стало появление сервиса Remote.st, который создавали две распределенные команды: Shopium.ua Сергея Кириллова и команда AmVitam.in Creative Agency.
Конечно, мы отталкивались от созданных на тот момент прототипов, моделировали уже существующие распределенные мировые команды. Но и собственный опыт работы на расстоянии тоже помог нам учесть и изменить замеченные нами неудобства существующих систем в разработке нового сервиса.
При воплощении Remote.st мы попытались сделать приложение таким образом, чтобы между членами распределенной команды существовали обычные человеческие связи как в настоящем живом коллективе.
Для этого необходимо было соблюсти следующие критерии:
- Обязателен постоянный контакт. Людям нужно видеть друг друга.
- Нужен способ организации связи не просто быстрый, а за один клик мышки.
- Наличие всего необходимого в рамках системы для организации общения, передачи файлов, ввода комментариев, обсуждений и т.п.
Все это мы попытались вложить в новый сервис.
Как это работает?
C технической стороны Remote.st — это бэкэнд на Python (Flask, PostgreSQL, Gevent, Gevent-websocket) и фронтэнд — это одностраничное приложение на JS (AngularJS).
Главной для нас была реализация возможности в одну секунду подключить несколько коллег к звонку и с такой же быстротой оставить их разговаривать без вас, выйдя из звонка. И чтобы при этом, каждый участник звонка тоже легко мог выйти или подключить еще людей. И нам это удалось.
Хотя, конечно, слово “удалось” здесь не самое уместное. Удача, как настоящая женщина, приходила и уходила по своему личному желанию. А мы же в это время разрабатывали планы и расписывали тех. задания. Несколько раз на дню мы принимали решения и отметали их. Задавались вопросами: делать полноценное ПО или быть в браузере? Если в браузере, то в каком? Или может во всех? Но наше изначальное желание быстроты и легкости, расставило точки над і. Мы выбрали браузерный вариант, а конкретнее Chrome. И работа закипела. Писали, тестировали, ловили баги (их было достаточно).
Например, в первой версии мы показывали живое видео даже для неактивных участников, но это давало серьёзную нагрузку на CPU. Решением стало в пассивном режиме показывать фотографии, обновляемые каждые 20 секунд.
Благодаря этому у нас появился корпоративный альбом неудачных снимков. И тогда, мы добавили к обновляемой фотографии и пикселизацию.
Еще одним важным вопросом было — создавать ли опцию “ответить/отклонить” при звонке, и решили, что это негативно скажется на скорости коммуникаций. Поэтому в Remote не нужно отвечать на звонок, клик на картинку сразу открывает видеопоток.
Все время сервис дорабатывался и изменялся, мы делали его не “как для себя”, а именно для себя. Но в какой-то момент поняли, что получается неплохой сервис и из этого можно делать бизнес.
Удаленная работа даже в нашем обществе — уже не новость, не говоря об остальном мире, а мы создали инструмент, способный помочь распределенным командам в работе. И когда пришло время показать его потенциальным клиентам, мы получили массу откликов. Кто-то хвалил, кто-то указывал на ошибки, а были и такие, кто просил добавить какую-нибудь фичу, например режим невидимости (но мы же не шпионский сервис). Проблемой было то, что некоторые пользователи оценивали Remote только как сервис для веб-конференций. И, как следствие, стали задавать вопрос: “Чем мы лучше Skype или Hangouts?”. Мы не лучше. Даже хуже по некоторым параметрам. Skype и Hangouts предназначены для организации видеовстреч с определенным кругом лиц в заранее оговоренное время. В своей работе мы тоже их используем.
Remote же выполняет другие задачи — он предназначен для ежедневной рутинной работы и гибкой коммуникации. Его создавала распределенная команда для себя и таких же команд, разбросанных по миру. Именно в этом его жирный плюс для использования в удаленной работе.
И еще немного о том как…
Так как изначально Remote.st — онлайн офис, то он оптимизирован для режима «Всегда включен», и при этом не отвлекает от текущей работы. Заходя в “комнату” сразу видишь всех приглашенных сотрудников.
Неактивные в данный момент рабочие места пикселизируются во избежание неудачных кадров и обновляются каждые 15 секунд. Чтобы начать общение, достаточно кликнуть на картинку пользователя, чтобы добавить еще кого-то в ваш разговор, нужно просто еще кликнуть на новом участнике и так далее. Чтобы выйти из разговора, нужно нажать всем интуитивно понятную красную кнопку. Сбоку есть чат — в нем можно писать сообщения, добавлять ссылки.
Как мы с этим работаем
Remote.st — это наш виртуальный офис, где мы все время видим друг друга и со скоростью одного клика организовываем встречи. Видно, кто на месте, кто отошел на обед. Именно благодаря ему мы не стая фрилансеров, а распределенная команда. Благодаря Remote.st у нас отпали вопросы дисциплины и пропали навязчивые идеи «как узнать, чем занят твой сотрудник сейчас?» Создавая Remote, мы пытались максимально приблизиться к ощущениям работы в одной комнате. Мы, как и в реальном офисе, находимся на работе, а значит, и в Remote, с 9:00до 18:00. Но, в отличие от работы в реальном офисе, в 18:00 мы уже дома, а не в вечерней пробке. Еще одно большое преимущество приложения заключается в том, что Remote.st стал для нас стимулятором спонтанного общения. Он сокращает время обратной связи, что позволяет увеличить производительность работы команды на 10-15%. Но что самое главное — участники команд начинают больше общаться между собой. Сделав свою распределенную работу эффективной с помощью Remote.st, у нас появилось много преимуществ, от которых мы теперь ни за что не откажемся:
- Экономия. Мы минимизируем оверхеды и направляем освобожденные средства на развитие сотрудников.
- География. Наши сотрудники проживают в трех странах — Украина, Россия и Германия (буквально в процессе написания этой статьи мы приняли на работу крутейшего иллюстратора из Германии).
Границы стерты.
Пациент скорее жив
Появившись на свет летом 2013 года, Remote.st в первую очередь был протестирован нами. Потом мы передали его друзьям и знакомым, для получения объективной критики. Параллельно велась активная работа с журналистами, публиковались статьи в тематических журналах и порталах. Разрабатывались маркетинговые ходы: свободная регистрация в первую неделю, бесплатный тестовый продукт, после приглашения в систему друзей.
По сегодняшним данным, у нас более 500 зарегистрированных команд. География пользователей — Россия, Украина, США, Канада, Австралия. Это хороший промежуточный итог для проекта, который был создан практически без финансовых вложений (лишь огромное количество времени и усилий). Но мы делаем ударение на слове «промежуточный», потому что все еще только начинается. Рост и совершенствование — вот приоритеты на ближайшее будущее.
Комментарии | 13
Вот по сути ключевая фраза:
Благодаря Remote.st у нас отпали вопросы дисциплины и пропали навязчивые идеи «как узнать, чем занят твой сотрудник сейчас?»
О какой команде может идти речь, если нет элементарного доверия? Ну а вопросы с дисциплиной — они очевидны. Если у человека отсутствует самодисциплина — то и результатов не будет и это сразу будет заметно для управленца.
В общем вы подарили миру еще одну версию потогонной системы со шлюхами и покером (то есть я хотел сказать с удобненькими фигнюшечками). А вся болтовня что это круто и удобно для разработчиков (про руководителей естественно я не говорю) — элементарное лицемерие. Не обманешь — не продашь.
уважаемый Наемник пролетариата, спасибо вам за высказывание и за честность.
Я не буду вас переубеждать в обратном. Тут скорее речь о том, что вы хотите видеть, чем то, что есть.
У каждого человека есть свое мнение.
Может вы подскажите, что именно стоит внедрить в сервис, чтоб и вам он не казался «потогонной системой»?
Еще раз спасибо за честность.
А можно сразу стоимость уточнить?
на данный момент стоимость составляет 9 у.е. человекомесяц. Сейчас работаем над тарифными планами
Где стоимость и кнопка регистрации через TB или TWITTER? Это прошлый век — формы заполнять
Вячеслав, спасибо за комментарий. Мы подумаем над внедрением регистрации при помощи соц. сетей.
Пока данный момент кажется спорным, т.к. при таком подходе мы получаем только замену логинапароля пользователя. А у нас есть еще потребность получать данные об организациикоманде, контакты человека.
Но спасибо вам за то, что хотите сделать сервис лучше
Не пускает дальше если нет на компе вебки, сделайте хоть кнопку настроить видеозахват позже, без настроенной камеры невозможно зайти в систему
Ярослав, спасибо за описание такого момента.
Да, сейчас если вы не даете доступ к камере (или у вас нет камеры), то сервис вас дальше не пускает.
Основное назначение сервиса — это средство для общения.
Это не средство контроля, а именно средство общения.
К нам ранее уже поступали пожелания сделать для руководителя «режим невидимки» или «режим паранджи». Таких режимов либо их аналогов не будет.
Если вы хотите видеть других людей, то у них есть право видеть вас. В противном случае это будет средством слежки, а не общения.
Спасибо вам за информацию и ценные наблюдения
орфографическая ошибка в слове
системы ракетного навЕдения на проекты;
У хенгауте вибере и скайпе есть убойные преимущества.
Любая ось, любой девайс, практически free, подходит для миллионов.
А тут вышел из Хрома и большой привет.
Как вернуть человека или пригасить его в диалог? Небось по хенгауту, скайпу, виберу?
Remote absolutely FREE, no obligations
Мы сделали сервис бесплатным
и он накрылся
И что с проектом????