Итоги-2013: Как развивался украинский рынок электронной коммерции в уходящем году
Интернет-торговля в Украине растет примерно на треть в год по оборотам и входит в тройку самых быстрорастущих рынков Европы. От уже «классической» продажи электроники интернет-торговцы постепенно переходят к новым нишам: одежде, билетам, обуви, парфюмерии, мебели, автомобилям.
E-commerce остается очень привлекательной нишей для старта своего бизнеса. На украинском рынке за последний год было проинвестировано немало проектов по онлайн-торговле (Topmall.ua, Chooos, Pufetto, Bazzilla и другие). Появился даже новый венчурный фонд Bull Ventures, ориентированный сугубо на стартапы в сфере e-commerce. Кроме того, в прошлом году впервые прошел конкурс украинских проектов по интернет-торговле.
Украинские магазины открывают для себя мобильный канал продаж, ведь более 14% мобильных абонентов в Украине — владельцы смартфонов. По данным исследования Google, 85% из них используют смартфоны для поиска информации о товаре в онлайне. Хотя мобильные продажи пока что и измеряются долей в 5-10%, количество таких покупателей быстро растет (к примеру, у modnaKasta доля таких продаж уже почти достигла 20%).
Интернет-магазинами продолжают активно интересоваться политики и чиновники. Министерство экономики уже который год пытается протолкнуть закон, согласно которому всем онлайн-магазинам придется обзавестись офисом — идею поддержал и премьер Азаров. Продолжаются проверки крупных и мелких интернет-магазинов (по схеме: изъяли технику — магазин простаивает и несет убытки). С другой стороны, в госполитике есть и позитивные сдвиги: так, в этом году группа депутатов подготовила проект закона об электронной коммерции, который узаконит понятие «электронной сделки» и упростит жизнь интернет-магазинам. Правда, в этом году принять законопроект уже не успеют.
Об изменениях на украинском рынке онлайн-торговли редакция спросила у Андрея Логвина (modnaKasta), Сергея Кравца (Tickets.ua), Николая Палиенко (Prom.ua) и Владислава Чечеткина (Rozetka.UA). Они рассказали о том:
- как оценивают рост рынка e-commerce (объем рынка, сегменты, основные сделки и проекты, мобильные продажи)
- что считают основными проблемами рынка в 2013 году
Сергей Кравец, директор Tickets.ua
Ярких и запомнившихся сделок или событий в украинском e-commerce в уходящем году я назвать не могу. Но в целом рынок растет, скорее не за счет общего увеличения интернет-аудитории или за счет того, что у интернет-пользователей появилось больше денег, а за счет перехода традиционных покупателей в онлайн. Этот показатель, как мне кажется, за год увеличился где-то на 60%.
Если говорить о нашем travel-сегменте, то очень хорошо заметен рост мобильных продаж. К примеру, по нашим проектам общий рост от июля (пика продаж) к ноябрю составил где-то 40-60%, несмотря на то, что традиционным для travel в этот период был бы спад в 15%. А рост мобильных транзакций за этот же период составил где-то 30-40%. Сейчас около 5-6% продаж у нас осуществляется через мобильные устройства (без учета планшетов).
Основной проблемой, или скорее, особенностью нашего рынка является то, что интернет-магазины пока не используют потенциал оплаты банковскими картами. Тем, кто говорит о нехватке пользователей, готовых оплачивать товары онлайн, я бы посоветовал посмотреть на динамику онлайн-оплаты билетов «Укрзалізниці». Мне кажется, крупные магазины смогли бы подключить такую схему оплаты, не теряя в марже. Кроме того, переход на онлайн-оплату мог бы уменьшить серый сегмент и увеличить капитализацию e-commerce-проектов, которые используют такие прозрачные механизмы расчета с клиентами. Тем более, что в последнее время банки вводят добавочную ценность для таких услуг, к примеру недавно «ПриватБанк» запустил для e-commerce сервис оплаты по частям. Это лишь первая ласточка в развитии таких услуг.
Андрей Логвин, директор modnaKasta
Точных цифр по объему украинского рынка e-commerce нет, но, по нашим оценкам, его рост составил около 45-50%. Продажи электронной техники – это самый большой сегмент рынка, но темпы его роста не такие высокие – около 30%. В то же время, сегмент fashion retail в 2013 году вырос более чем в два раза.
Из новых игроков в сегменте fashion retail можно выделить Topmall.ua, но в 2013 году проекту не удалось существенно вырасти. Стоит также отметить выход на украинский рынок LaModa.ru в конце 2013 года.
В наших продажах доля мобильных устройств выросла за год с 10% до 20%. Тут сыграли роль два фактора: год назад мы запустили мобильное приложение, плюс сказывается рост популярности планшетов.
Николай Палиенко, директор Prom.ua
Мы оцениваем рост рынка электронной коммерции в Украине в текущем году в пределах 35-45% — почти как в прошлом году. Можем отметить, что украинцы все больше привыкают ходить за покупками в интернет. Объем заказов через нашу торговую площадку Prom.ua в этом году вырос в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом. Основные драйверы роста для нас, как и для всего рынка в 2013 году: одежда и обувь, авто-мото-, велотехника, строительство, товары для дома и товары для детей.
Доля мобильных продаж по-прежнему мала, и очень небольшое количество интернет-магазинов имеют мобильные версии. По нашим прогнозам, в следующем году именно здесь будет наблюдаться рост, а покупка товаров с мобильных устройств станет удобнее.
[blockquote]Очень небольшое количество украинских интернет-магазинов имеют мобильные версии[/blockquote]
Этот год также отметился началом тренда по переходу с модели CPC (cost per click или «оплата за клик») на CPA (cost per action или «оплата за заказ») у сайтов сравнения цен. Так, по нашей статистике увеличивается количество средних и крупных компаний, которые хотят размещаться на торговых площадках и переходят на модель CPA — «оплата за заказ». Однако этот тренд — пока все еще вопрос перспективы следующих лет, так как для того, чтобы CPA победил CPC на торговых площадках, нужно время.
В этом году, как и в ближайшем будущем, интернет-магазины продолжали развиваться и улучшать качество сервиса. По нашему мнению, в будущем году конкуренция между ними развернется в плоскости подтвержденного высокого качества обслуживания покупателей.
Глобальных проблем на рынке я не вижу, рынок органически развивается. Есть вещи, которые могли бы помочь ему развиваться немного быстрее — это принятие закона об электронной коммерции и улучшение правового поля в стране. В этом году было много силовых конфликтов, и это, конечно же, понижает привлекательность отрасли для инвесторов.
Владислав Чечеткин, директор Rozetka.UA
Если говорить о сегменте электроники, рынок за год вырос на 25-30% — это немало. Но вопрос в том, как именно он вырос? Объемы продаж в штуках увеличились, но пользователи стали чаще покупать планшеты, которые в разы дешевле ноутбуков. Также теперь чаще покупают не брендовые, а noname-телефоны и смартфоны. В результате средний чек падает.
Но при этом, если говорить о покупательском профиле, покупатели в интернете более обеспечены, чем клиенты «кирпичного» ритейла. Покупатели в рознице выбирают из того, что есть в магазине, а посетители интернет-магазина подходят к выбору более осознанно.
Рост мобильного трафика есть, но здесь нужно учитывать его особенность: транзакций все еще мало, единицы процентов от общих продаж. Запуская мобильное приложение, мы хотели дать покупателям удобную возможность доступа на сайт с мобильного устройства и не нацеливались на реальный рост продаж через этот канал. Смартфон все чаще используется, как промежуточный этап в поиске информации о товаре, для сравнения характеристик и цен, для выбора.
[blockquote]На рынке остается большое количество интернет-магазинов, которые торгуют контрабандой[/blockquote]
Что касается проблем рынка, то на нем остается большое количество интернет-магазинов, которые торгуют откровенной контрабандой. Мелкие магазины часто уходят в эту нишу, поскольку здесь не нужно конкурировать с крупными игроками. Простейший вопрос: сколько смартфонов iPhone въехало в страну официально и сколько наших интернет-магазинов продают «айфоны»? На рынке достаточно много подделок, еще больше контрабанды. Это большая проблема для тех игроков, которые пытаются продавать товары официально. Без усилий вендоров она не решится, а большинство местных представителей брендов не задумываются об этой проблеме в долгосрочной перспективе. Еще одной проблемой является усиление давления на рынок со стороны государства, рост числа проверок.
Комментарии | 1
Судя по количеству ошибок в статье и количеству комментариев, ее читал только я