Анчишкин, Ольшанский, Петренко и Сысоев — о том, как изменится уанет в 2014 году

1962
13

Политические и экономические потрясения не в состоянии остановить рост украинского интернет-рынка. События уходящего года, по мнению авторитетных рыночных экспертов, лишь подстегнут рост уанета в 2014 году.

Некоторые глобальные тенденции благодаря политическому кризису даже усилятся. В 2014 году в Украине резко изменится способ потребления контента в сторону видеостриминга — пример hromadske.tv вдохновит других. Грани между онлайном и оффлайном будут размываться, а в повседневной жизни украинцы все больше времени будут тратить на мобильные приложения и онлайн-сервисы.

2014

Подробнее о том, каким будет украинский IT-рынок в 2014 году, рассказали Егор Анчишкин (Zakaz.ua), Александр Ольшанский (“Интернет Инвест”), Сергей Петренко (“Яндекс Украина”) и Евгений Сысоев (AVenture Capital).

Егор Анчишкин, серийный интернет-предприниматель, основатель Zakaz.ua

Я вижу три основных тренда, которые изменят уанет в 2014 году. В первую очередь, в голову приходят мобильные приложения, которые станут очень распространенными. Их будут создавать для всего на свете — для чего надо, и для чего не надо. Второй тренд — люди станут активно использовать интернет, чтобы бороться за свои права. В-третьих, думаю, мы заметим рост видеостриминга.

Соответственно, одной из отраслей IT-бизнеса, которая покажет в 2014 году хороший рост, станет онлайн-телевидение. Думаю, успех hromadske.tv никого не оставит равнодушным и многие постараются зайти на этот рынок. В целом, будет расти рынок контента — не только видеостриминг, но и музыка, кино.

Конечно же, электронная коммерция продолжит расти на 30% в год. Как одно из подразделений e-commerce, думаю, хорошую динамику покажет онлайн-туризм — билеты на всё и для всех. Онлайн-платежи также будут расти, но не слишком бурно. Возможно, еще игры. А еще продолжит увеличиваться само проникновение интернета.

Надеюсь, потрясения, которые мы наблюдали в 2013 году, скажутся на уанете только позитивно. Чем больше потрясений, тем больше активности людей в онлайне. Например, во время оранжевой революции были популярны видеоролики, сегодня на Евромайдане растет популярность видеостриминга. Это и есть развитие, это и есть рост.

Что касается обысков — обыскивайте на здоровье! Просто компании будут размещать сервера за границей — вот и все. Таким образом чиновники ничего не исправят, этим в систему лишь вносится больше трения, а на развитие бизнеса не влияет.

Александр Ольшанский, президент холдинга “Интернет Инвест”

В 2014 году будет расти и коммерциализироваться все, что связано с тяжелым видеоконтентом. Hromadske.tv — только первая ласточка этого процесса. Монополия телевизора как сервиса в следующем году, скорее всего, рухнет. Это будет связано с тем, что телевизор как устройство будет использоваться с совершенно разными целями. Smart TV, подключения типа IPTV, технологии Google Chrome Cast, продакшн вроде Hromadske.tv, коммерциализация каналов YouTube — так выглядит повестка дня на ближайшие пару лет. С телевидением как сервисом начнет происходить то же, что происходит с печатной прессой.

IPTV станет стандартом де-факто для услуги интернет-провайдинга. Причем, нужно учитывать, что развиваться будет именно юникаст (каждому потребителю вещается свой поток). Все, что связано с мультикастом (один поток вещается всем получателям), будет уходить в историю. Это потребует серьезного апгрейда сетей.

Если говорить о платежных системах, технология Bitcoin будет шагать в массы. В Украине, учитывая наш дефицит платежных систем, этот процесс тоже будет заметен, хотя реального влияния на рынок не будет оказывать еще года два-три.

Не буду оригинальным и скажу, что в 2014 году сильно обострится конкуренция в области цифрового маркетинга, SMM и тому подобных вещей. Фокус будет смещаться с технологий поискового продвижения к технологиям продвижения социального. В связи с этим, среди цифровых агентств крупные компании с ресурсами, технологиями и знаниями будут консолидировать более мелких игроков. Но это тоже вопрос не года, а нескольких лет.

В деньгах будет продолжать расти реклама, цифровой маркетинг, будут расти объемы монетизации видеоконтента.

Сергей Петренко, генеральный директор “Яндекс.Украина”

За последние годы проникновение интернета в Украине серьезно выросло, причем не только в крупных городах — доступ в сеть становится обыденностью. Поэтому, как мне кажется, в ближайшее время мы увидим качественно иную «информатизацию» жизни — всё большее количество повседневных задач будут решаться при помощи интернет-сервисов. До сих пор для украинцев интернет был способом получения информации и начал становиться способом делать покупки. Дальше ему предстоит стать способом получения услуг, в том числе довольно обыденных.

Другая тенденция, которая уже начинает проявляться — развитие программных интерфейсов и автоматизированных сервисов-агрегаторов. Мода создавать сайты для каждого представителя малого и среднего бизнеса уходит. Агрегаторы возьмут несвойственную для таким компаний деятельность на себя. Нет никакого смысла в том, чтобы каждая пиццерия или мелкий продавец занимались разработкой и продвижением собственного сайта — их потенциальный рынок слишком мал, чтобы такая деятельность была целесообразной. Очевидно, нас ждет бурное развитие разнообразных маркетплейсов и агрегаторов, которые будут предлагать малым бизнесам отлаженные решения для обслуживания потенциальных клиентов.

В целом, не думаю, что рынок ждет спад. Скорее, можно ожидать, что процессы в интернет-экономике Украины будут всё точнее повторять происходящее в реальном секторе, а оно пока особого оптимизма не вызывает.

Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

В 2014 года я ожидаю ряд переломных моментов:

  • серьезное усиление позиций интернет-СМИ в борьбе с традиционными СМИ;

  • исчезновение грани между оффлайн- и онлайн-ритейлерами. Большинство представителей традиционной розницы выйдет в онлайн, а электронные коммерсанты усилят оффлайн-присутствие (инфраструктура, логистика, точки выдачи, представительские магазины и тд);

  • рост роли видеорекламы и потребления контента через видео;

  • глобальная экспансия украинских интернет-компаний, которые благодаря своим технологиям способны конкурировать с мировыми компанями вне Уанета. Пока в Уанете сложно создать компанию, которая будет стоить больше нескольких десятков миллионов долларов (за исключением сектора e-commerce). Но уже в 2014 году мы увидим украинские истории успеха с капитализацией $100 млн и выше.

Спада в ближайшие 3-5 лет не будет ни в каких секторах интернет-экономики и IT, если под спадом мы понимаем отрицательные темпы роста. Конечно, возможно замедление темпов роста: например с 30-40% до 25-30% в аутсорсинге, с 40-50% до 30-40% — в электронной коммерции. Сегодня IT-сектор по доле в ВВП Украины уже занимает 4-5 место и растет быстрее других. Даже при замедлении темпов роста его роль будет усиливаться и уже к 2015 году Украину будут воспринимать не только как «аграрную кормилицу Европы», но и как «IT-мозги мира».

IT-сектор давно стал очень большим в денежном выражении, и в 2013 году мы видели невероятное усиление внимания к сектору со стороны налоговых и регулярующих органов. К сожалению, намерения данных проверяющих органов зачастую носят деструктивный характер, направленный на получение мзды. В уходящем году мне лично хочется пожелать народу Украины дальновидного государственного руководства, спобосного сдерживать свои шкурные интересы перед интересами общества.

Оставить комментарий

Комментарии | 13

  • Кое-что упустили все четверо, хоть в 2013 это стало более, чем очевидно. Я имею в виду увеличение количества проектов с ярко выраженной социальной наклонностью и их монетизация. Даже знаю конкретные примеры, но говорить о них пока не готов:)

  • В 2014 ничего особо не измениццо 🙂 Ну может «стартапов» станет по меньше…

  • >> …Украину будут воспринимать не только как «аграрную кормилицу Европы»…

    А что, кто-то воспринимает Украину как «аграрную кормилицу Европы»?

  • Совершенно прав генеральный директор “Яндекс.Украина” Сергей Петренко «Нет никакого смысла в том, чтобы каждая пиццерия или мелкий продавец занимались разработкой и продвижением собственного сайта — их потенциальный рынок слишком мал, чтобы такая деятельность была целесообразной.»

    Социальные сети Вконтакте и Фейсбук уже предлагают малым бизнесам отлаженные решения для обслуживания потенциальных клиентов, фактически являясь для них IT платформой.
    Гугл тоже объявила Гугл+ новой версией Гугл, значит будет активно развивать это направление, и это замечательно 🙂

    • В социальной сети нет функции заказа онлайн. Лучше, если для таких типовых клиентов сделают платформу, для prom.ua или shopium с заточкой под определенные сервисы. Чтобы и меню удобно заливать/просматривать было и конструктор пиццы и других блюд уже был и форма заказа понятная и привычная пользователю и продавцу.

      Нормальный рынок, кстати и не только для уанета. В отличие от конструкторов магазинов, это может сработать.

      • Да Вы правы на основе prom.ua получится более удобное и функциональное решение, но я имел в виду другое: из 20 млн. Украинцев которые пользовались Интернетом в 2013г. 18,5 зарегистрированы в Вконтакте, который по сути стал у нас единым пространством для коммуникаций, к тому же явно прослеживается тенденция пользователи все больше времени проводят в соцсетях, и все реже выходят из них.
        И Фейсбук и Вконтакте и Гугл стремятся создать единую информационную платформу что бы замкнуть на себя все информационные потоки пользователя, поэтому в этом плане группа Вконтакте для малого бизнеса интереснее 🙂
        Кстати на Фейсбуке функционал интернет магазинов уже есть, правда не очень удобный, так что думаю остальные соц.сети тоже скоро подтянутся.

        • Стермиться они может и стремятся, но у них часто и с основным функционалом и юзабилити проблемы (особенно, если говорить о ФБ), чтобы лезть еще в интернет-магазины.

          Те, кто торгуют в ФБ и ВК это просто сильно начинающие, которые до собственных сайтов не дошли, слишком много недостатков у такой торговли. Даже приложения для магазинов штука спорная (хотя и лучше подходит для торговли).

          Большая часть продавцов в социаках это спаммеры. Регистрируют анекеты с красивыми девочками-мальчиками и добавляют всех подряд в друзья.

          • Имел в виду малый бизнес связанный со сферой услуг, тренингами и т.д.
            оптимальный вариант это несколько взаимосвязанных между собой групп Вконтакте с различным уровнем доступа:
            — частная группа для коммуникаций в команде,
            — закрытые группы для существующих клиентов
            — открытая группа для привлечения новых
            и мероприятия для организации встреч и семинаров.

  • Если честно, немного улыбнуло «С телевидением как сервисом начнет происходить то же, что происходит с печатной прессой». Телеку предрекают закат уже лет 10, но пока он продолжает только расти, а никак не падать — причем не только у нас, но и тех же Штатах например, где со стримингом и VOD все хорошо. В следующем году никаких радикальных изменений с этим явно не произойдет.

Поиск