Истории стартапов: как создавался сервис посуточной аренды апартаментов TimeDom

2820
31

Мы в редакции AIN.UA считаем, что самое ценное в присланных нам «Историях стартапов» — описание ошибок, совершенных молодыми предпринимателями. Судя по этому тексту,  основателя сервиса посуточной аренды квартир TimeDom Тараса Подгородецкого наделал немало ошибок, из которых сам же извлек уроки и все-таки создал работающий продукт.

Я начал этот бизнес в 19 лет, без опыта разработки каких-либо продуктов (кода, дизайна). У меня была $1000 и желание сделать сайт. Сейчас у меня есть опыт создания интерфейсов, решения сложных задач и управления IT-проектом. Эта статья о том, как человек без опыта в IT увидел новый голубой океан, пережил кризис и создал прибыльный сервис.

Вкратце мой опыт можно разбить на такие этапы:

  1. Первый опыт простого сайта
  2. Понимание ценности сервиса и фантазии
  3. Опыт разработки внутри компании
  4. Опыт разработки вне компании
  5. Партнер в бизнесе и разработка внутри компании.

Вступление

7 июня 2007 года открылся первый в Украине сайт, на котором пользователь мог выбрать апартаменты для проживания (посуточная аренда) в Киеве  и позвонить напрямую владельцу. На тот момент рекламным источником #1 для большинства этих людей (владельцев) была газета. Через 9 месяцев, когда посещаемость сайта выросла до 5000 в месяц, я назначил цену за рекламу одних апартаментов в размере 30 грн/месяц (столько же стоило одно объявление в газете). Спустя некоторое время реклама стоила владельцам уже 200-250 грн/месяц. За 5 лет своей деятельности сервис заработал более $300 000. Оглядываясь на него сейчас я и сам с трудом верю, что это возможно.

Первый опыт создания простого сайта

Создание первого сайта началось с простой идеи и тысячи долларов. Идея открыть сайт, на котором будут апартаменты с контактами владельцев пришла, когда 7 марта 2006 года (на свое 18-летие) я искал квартиру на сутки. Мне пришлось потратить три часа и, в итоге, квартиру нашла моя девушка. Вечером мы уже благополучно поселились в нее. Днем я взбунтовался, потому что не мог понять, почему должен тратить столько времени на безрезультатные поиски, просматривать неактуальную информацию и слышать резкие «нет» и грубые «занято», если хочу потратить свои деньги.

Через год я взялся за создание такого сайта. Собрал троих  однокурсников и предложил им открыть сайт. Обсудили сразу доли, я был очень щедр: 33/33/34% ( шел 2007 год). Один из них предложил своих знакомых, чтобы разработать сайт. Кстати, деньги вкладывал только я ( не рекомендую вам так делать — тогда мне было 19 лет и у меня не было опыта ведения дел). Сайт сделали за пару месяцев, но назвать увиденный мною результат сайтом было сложно. По случайности, практически сразу, на парах я познакомился с разработчиком Денисом. Он был на пару лет старше меня и сразу сказал, что сайт «ужас» и его нужно переделать, показал свои работы — убедил. Осталось дело за малым, найти $1000.

Тогда я попросил Дениса более детально объяснить, что не так в моем первом сайте. Он составил список из 52 позиций и я организовал встречу с первыми «разработчиками», на которой Денис четко, с технической точки зрения, рассказал обо всех ошибках (в 2013 эта ситуация повторится с самой крупной аутсорсинговой компанией в Украине и контрактом на $40 000). Через 2 недели ребята вернули деньги, спустя 3 месяца вышла первая версия сайта. А тем временем, я два месяца, часто вместо пар, ездил по апартаментам и на свою мыльницу фотографировал апартаменты владельцев. Познакомился с фотошопом и научился склеивать фотографии. Кстати, «партнеры» как только поняли, что сайт нужно переделывать, сказали, что им это не интересно, развернулись и ушли.

7 июня 2007 на сайте были зарегистрированы первые 7 посетителей. Денег на раскрутку и точного понимания, как это происходит, не было. Тогда я через друзей нашел Артема Селиванова, который уже имел несколько небольших, но успешных опытов в раскрутке сервисов. Он согласился получить гонорар за свою работу, как только сайт «выйдет в рейтинг». Честно говоря, смотря на договор, в котором он своей рукой уверенно проставил минимальные будущие позиции сайта на первой странице, у меня сложилось впечатление, что он сам себе подписал приговор. Для понимания: в то время это были 20 ключевых запросов и каждая позиция была не ниже топ-5. Сумма гонорара составляла примерно $200 в месяц (сейчас такого нет), а срок выполнения — не более 5 месяцев. С этого дня начался новый отсчет, и я начал еще активнее обзванивать владельцев и рассказывать им о TimeDom.

timedom2

За сентябрь 2007 я успел обзвонить более 500 владельцев и предложить им рекламу на сайте с оговоркой, что они начнут платить, как только начнут получать реальную пользу от сервиса (считаю это основополагающим принципом и сегодня). Согласилось небольшое количество, менее 3% (со всеми, кроме двоих, мы работаем и сегодня). Первый год я сам фотографировал на мыльницу (более 80 квартир) и склеивал их в «фотошопе» по ночам. В те года мои клиенты были слишком «крутые», имели 80-200% прибыли, сидели по заведениям и обсуждали новости. Звонки сыпались им бесконечно и многие перебирали клиентами (сейчас все абсолютно по-другому). Я же понимал, что газета скоро умрет и нужна альтернатива. И единственной альтернативой должен быть TimeDom. В один из дней, ранним утром, я проснулся от звонка клиента, который хотел снять квартиру. В этот день сайт поднялся по половине запросов. С Артемом Селивановым мы проработали 6 лет.

Понимание ценности сервиса и фантазии

Оглядываясь, могу сказать, что этот период жизни прошел под эгидой ковбоя в седле, который стремительно летит в неизвестность.

2008. Наш сервис первый и единственный, к нам стоит очередь клиентов, мы в поисках средней стоимости услуги. К середине года я пробую себя в разных проектах, не связанных с IT (отвлекаюсь на разные вещи).

2009. В середине года нас первый раз скопировали, к нам по-прежнему стоит очередь клиентов, мы находим цену, бесплатно фотографируем апартаменты. Я думаю о новом интересном сервисе, который опередит всех будущих конкурентов. За этот год попробовали выложить в сеть пару сайтов и продвигать их в интернете, не получилось.

2010. Начал увлекаться дизайном. Обновили дизайн старого сайта, продолжаем бесплатно фотографировать апартаменты, все копии сервиса уже беспрерывно  появляются в интернете.

2011. Владельцы начинают рассказывать, что где-то услуги дешевле, но мы удерживаем первые позиции в выдаче поисковика Google. Непреодолимое желание сделать что-то стоящее и изменить привычный ход вещей начинает усиливаться. В такие моменты начинаешь понимать, что, скорее всего, тебе придется отказаться от старых привычек, выйти за сложившуюся зону комфорта и пробовать себя в разных ролях. Начались первые перемены, попрощались с фотографом и наняли дизайнера на part-time.

2012. Начался первый опыт разработки внутри компании

Все, что произойдет за два последующих года — это накопление самого разного практического опыта: разработка мокапов, вид баз данных, написание тест-кейсов, методологии работы, кто такие верстальщики, смартфоны в бизнесе, эмоции людей и работа с командой.

В феврале 2012 в офисе вместо круглого стола появился прямоугольный, на стенах повесили две доски и поставили коробку с маркерами. С появлением досок на стенах атмосфера начала меняться, все вокруг наполнялось рисунками. Затем появился iMac и дизайнер. В марте наняли программиста .net-чика Сергея и взяли для них отдельный кабинет. Почему .net? Потому, что Сергей был моим хорошим знакомым и убедил меня, что сделает сервис (на тот момент убедить меня было не сложно, программисты казались мне марсианами). Методологии разработки никакой не было, дизайнер рисовал дизайн, Сергей тоже делал что-то важное. Все это верстал верстальщик на part-time.

К лету дизайнер и программист начали задыхаться от моих постоянных идей. Поэтому в середине лета уволился дизайнер, а я открыл Balsamiq и стал рисовать мокапы интерфейсов, сидя с программистом в одной комнате. Для вдохновения начал читать интересные книги, открыл даже «Ководство». Работа с интерфейсами понравилась, и Balsamiq стал чем-то вроде фотошопа, в котором рождались фотографии квартир в самом начале проекта. Одна страница рисовалась во множестве разных вариантов и для этого никто не был нужен. К концу лета Сергей сделал то, что я просил, но оно уже стало ненужным. А еще казалось, что разработка — это очень сложный мыслительный процесс не одного года, в то время как дизайн стал понятным и приятным процессом. Тогда возникла идея поработать с аутсорсинговой компанией, попробовать что-то новое. Я решил заказать разработку специального контрола «календарь», для управления занятостью недвижимости на ajax (контрол успешно используется сегодня в сервисе). По своей сути, контрол стал первым успешным опытом работы с небольшой аутсорсинговой компанией (PNN) и первой маленькой победой после долгого времени поисков. Его сделали в срок. Позже ребята сделают для нас еще несколько его версий. В октябре я дочитал книгу о Стиве Джобсе и в начале  декабря остался без программиста. В декабре рассыпались все надежды и ожидания от года. Я понял, что год, в котором я хотел запустить свой сервис, стал годом опыта. Поэтому в декабре я съехал с офиса, который снимал три года, чтобы подготовиться и нанять аутсорсинговую компанию для разработки (в штате осталось три сотрудника).

2013. Опыт разработки вне компании

Этот год стал годом серьезного опыта в роли PM-а, кризис-менеджера и руководителя, а также годом проверки на реальность идеи. В январе родственница (PM с 8-ми летним опытом) помогла составить высокоуровневое техническое задание с требованиями к системе. Вооружившись интерфейсами и техническим заданием в 30 страниц, провожу мини-тендер среди 20 аутсорсинговых компаний в Украине. По иронии судьбы выбираю самую крупную аутсорсинговую компанию в стране. С этого момента начинается получение опыта управления IT-проектом за собственные деньги. Технология была выбрана та же — .net (это были мои требования. Почему? Потому, что не проконсультировался с архитектором, который мог бы посоветовать что-то более подходящее). В конце марта подписали контракт  с фиксированной ценой и требованиями. 1 апреля внесли 50% предоплаты. В тот день я чувствовал себя на седьмом небе от счастья и верил, что впереди большие перспективы, а проблемы позади.

Продукт должны были сдавать в июне. Разработка продукта выглядела следующим образом: команда из 5 человек (сейчас знаю, что на начальном этапе столько не нужно),  митинги с отчетами раз в неделю, стендапы каждый день. Первые три месяца все шло хорошо: я вовремя отвечал на вопросы и верил, что ребята справятся. На 2,5 месяце разработки, я и мои сотрудники каждый день заходили на тестовый сервер и тестировали сайт. Все ошибки выписывались в отдельный документ. Когда пришло время сдавать проект, разработчики сказали, что им потребуется дополнительное время, которое они не будут фиксировать (чаржить). Через неделю PM с их стороны инициировал митинг и сказал, что с нас еще $25 000 к цене контракта, потому что в нашем списке (450 штук) множество новых фич. C этого дня пришлось поднять всю документацию с тест-кейсами, которые были разработаны исполнителем. Оказалось, что на сервис с 52 страницами интерфейса исполнителем было написано 152 тест-кейса. Мы наняли двух замечательных девочек-тестировщиц во главе с Ксенией Раецкой, которые за 2 недели написали боле 1500 тест-кейсов. Свои тест-кейсы мы успешно отослали исполнителю. После чего компания-исполнитель молчала 2 недели.

Шел сентябрь, стало понятно, что разработанный «сервис» сервисом за имеющееся в нем количество ошибок назвать нельзя. Отсутствовали многие мелкие элементы из нашего интерфейса, загрузка страниц могла длиться более 30 секунд, периодически сервер просто сыпал ошибками и ответ был один — new ficha. Картина начала все больше напоминать чемодан без ручки. К этому моменту мы уже 3 месяца снимала офис в центре Киева с видом на Дворец спорта.

Постепенно, проанализировав ответы и поведения исполнителя, сложилось четкая картинка, что без дополнительной оплаты по контракту никто и ничего доделывать не будет, а все действия исполнителя похожи на деликатное вымогательство дополнительной суммы. Для уверенности провожу встречу с исполнителем, где наша тестировщица Ксения разбивает в пух и прах по ТЗ специалистов исполнителя. Несмотря на сорванный сроки, нам удалось подписать договора с владельцами более 800 квартир в Киеве. В октябре съезжаю с офиса и оставляю в штате одного сотрудника.

Партнер в бизнесе и разработка внутри компании

В ноябре, сделав глубокий вдох, начинаю поиски нового подрядчика. При этом уже есть понимание, что мне нужна компания, в которой работает от 25-50 человек; работу я буду принимать по 1500 тест-кейсам; разработка будет разбита на итерации;  перед тем, как поручить разработку команде, ее тимлид сдаст экзамен возле доски с интерфейсами;  на встречи со мной пойдет архитектор, который поможет мне с техническими деталями. Плюс я уже знал все слабые и узкие места сервиса, который не удалось написать предыдущему исполнителю. К концу ноября я пришел в офис компании Ромы Осипенко.

У нас прошло несколько встреч. Мне понравилась легкость, с которой Рома объяснял все технические детали, его внимательность и предусмотрительность. Некоторое время подумав, я объяснил ему модель монетизации и предложил ему долю в своей компании (денег на разработку на тот момент осталось ноль целых, ноль десятых) и Рома согласился. Через 7 дней Рома выделил самого сильного разработчика из компании. Тот быстро понял, что необходимо, сдал все экзамены, сам разбил на итерации продукт и приступил к разработке. Спустя 2,5 месяца была готова первая часть продукта (поиск, кабинеты, добавление/удаление). Сейчас мы готовим второй релиз с бронированием. Со своей стороны я упразднил 1/3 интерфейсов и упростил модель добавления апартаментов и т.п.

timedom1

Сейчас сервис находится на финальной стадии разработки перед большим запуском. В июне мы с удовольствием порадуем всех с полноценным бронированием (в то же время, как и хотели, но на год позже). Касательно предыдущего исполнителя (крупной компании) — на него подали в суд. Суда исполнитель не захотел, потому как изначально все наши разговоры по скайпу мной записывались (в будущем я рекомендую это делать всем PM, которые руководят аутсорсерами), делались так же и записи экрана. Чтобы убедить директора вернуть обратно всю сумму, достаточно было продемонстрировать несколько крупных проколов менеджеров компании. Безусловно, все это было подкреплено сильной позицией по заключенным документам (фиксированная цена контракта и сроки). После трехдневных раздумий с момента нашей последней встречи, исполнитель согласился вернуть всю сумму контракта обратно в обмен на отозванный иск. Кстати, уже в феврале и марте, имея этот опыт, я успел параллельно запустить еще несколько сервисов, связанных с недвижимостью.

Создавая сервис в ограниченных бюджетах:

  1. Оставляйте в команде только тех, без кого разработка не состоится. Все остальные члены команды должны появляться по мере острой необходимости.
  2. Четко знайте каким продукт должен быть в конце.
  3. Используйте мокапы для быстрого объяснения задачи команде.
  4. Покрывайте продукт тест-кейсами, — это поможет сразу понять, где есть узкие места и что можно упростить (грамотные тестировщики об этом расскажут).
  5. Привлекайте сильных разработчиков в команду (таких людей вы научитесь видеть только получив опыт взаимодействия с разработчиками), но вы так же можете опираться на опыт других людей. Мне помог выбрать команду архитектор.
  6. Выберите правильную технологию для вашего продукта (мне помог архитектор и Роман)
  7. Смотрите на разработку через редмайн и вы научитесь держать руку на пульсе.
  8. Задавайте вопросы везде, где возникают сомнения или что-либо не понятно.
  9. Благодарите членов команды за хорошую работу.
  10. Умейте принимать благодарность и поддержку от людей.
  11. Упрощайте в начале, улучшайте в конце.
  12.  Вникайте в суть проблем! Это научит разбираться в мелочах, которые отличают замечательный продукт от посредственного.
  13.  Привлекайте в бизнес опытных и мотивированных партнеров. Лучше делить с ним большой пирог, чем самому кушать маленький.
  14. Рост потребует от вас изменений вашего прежнего уклада жизни. Улыбайтесь переменам и помните ощущения, потому, что каждый момент жизни уникален.

Автор: Тарас Подгородецкий, основатель TimeDom.

Оставить комментарий

Комментарии | 31

  • Спасибо, очень интересная информация, подробная, структурированная. Располагает чего нибудь создать, мотивирует. Удачи и развивайтесь дальше!

  • Опыт полезный, но получилось нечто похожее на airbnb.com местного разлива ?

  • Тарас, привет с IDCEE. С интересом прочел и рад, что все в конце концов хорошо получилось.

  • на карте у меня ни одна квартира не вылезла. На главной странице в поиске — Гуглопоиск. 2 разных календаря для въезда (Пн-Вс) и выезда (Вс-Пн, Вс — первый день в строке), т.е. очень большой риск допустить ошибку при выборе дат. может, конечно, сайт для мака совсем не запилен…

    • На маках делается:)
      1. У нас на карте все «вылезло». Дайте пожалуйста более точные данные (браузер, версия).
      2, По календарям мы заметили, поправим. Спасибо.

      • сейчас эта страница уже не открывается 🙂 Была с большой отцентрированной картой. По навигации тоже не нашел.
        А почему вы не брали за основу рабочий какой-то движок?
        Интересно было бы почитать/узнать еще и про бизнес-модель? Я так понял, что cдачей в аренду квартир вы занимались до этого, а сайт просто «обертка»? В чем конкурентное приемущество перед тем же airbnb.com или booking.com?

        • Под наши бизнес процессы нужно было кастомное решение. Конкурентное преимущество:
          Для Гостя
          1. 0% комиссия за бронирование
          2. Прямые контакты Владельцев
          3. Отчетные документы
          4. Скорость

          Для Владельцев:
          1. Моментальное получение оплаты на р/с
          2. Прямые звонки от Гостей.
          3. Проверенные Гости.

          Бизнес-модель:
          — % за бронирование
          — плата за рекламу

          Наглядную таблицу преимуществ перед упомянутыми проектами дам позже, скорее всего в отдельной статье 🙂

  • Неплохо выглядит 😉 Как я понимаю, можно любую квартиру выбрать и сразу оплатить бронь? Или как в doba.ua, только определенную категорию квартир?

    Что это за загадочный «самый крупный аутсорсер страны»?Насколько я знаю, у самых крупных и минимальный бюджет побольше, да и на отечественном рынке они особо не работают…

    • Бронировать можно будет любые апартаменты, без категорий или ограничений в самое ближайшее время. Данный функционал уже тестируется.

      Самый крупный аутсорсер страны подписал снами NDA в обмен на возврат всей суммы. По этому, будем соблюдать договоренности и не разглашать их известное имя. Если эта компания прекратит свое существование, по каким либо причинам, я тут же опубликую статью на тему работы с крупными аутсорсерами и методами защиты от их безалаберности.

  • Попробовал забронировать квартиру, выдало 500ую ошибку на сервере…

  • Тарас Подгородецкий, пожалуйста, свяжитесь со мной, насчет погашения задолженности по выполенной работе.
    Вы игнорируете запросы, а данный вопрос висит уже с 29 мая. Вы частично погасили задолженность, но большая часть — осталась. Ни денег, ни связи с вами уже нет. Спасибо.

  • Блин!!!! О ЧЕМ РЕЧЬ???? А что собственно говоря создано??? Сайт с 300 с хвостиком объектами по ВСЕЙ УКРАИНЕ???? Вы о чем??? Информация («опыт») изложенный здесь, равен НОЛЮ!! Ибо сама база объектов говорит за себя!! Теперь дельный совет тем, кто хочет открыть проекты аналогичные этому. ЗАПОМНИТЕ!!! Все что касается сайтов (доски объявлений, посуточной и долгосрочной аренды, продажи авто) — НЕОБХОДИМА ОЧЕНЬ МОЩНАЯ И СООТВЕТСТВЕННО ОЧЕНЬ ЗАТРАТНАЯ рекламная компания по ТВ, Радио, и Биг-Борды в масштабах всей страны!!!! Это единственный (но не гарантированный на 100%) способ поднять такие проекты!! Slando-OLX тому материальное подтверждение!!

    • Ну-ну-ну. Я бы не был столь голословен. Все зависит от того, кто делает проект. Если его делают люди, которые в сфере разработки и продвижения разбираются очень слабо, то им нужны огромные бюджеты. А если проект создают люди из мира разработки, то есть совсем другие методы и подходы. К примеру, http://best-house.org только открылся, а уже есть движение. Все зависит от грамотной стратегии и планомерного внедрения задуманного, шаг за шагом.

      • Best House, согласен с Вами, что если это делается людьми из IT то затраты другие. Но как показал опыт отличаться они могут не значительно. Расскажите в чем у вас «есть движение»?

        • Меньше, чем за два месяца (мы открылись первого мая 2015 года) уже две тысячи объектов, Гугл ПР равен 5, Яндекс траст равен 3. Трафик пока не большой, но это пока. За год работы это будет уже совсем другой ресурс, так как он постоянно в разработке и развитии. Финансов нужно не мало, это бесспорно. Но вот только победит в гонке не тот, кто ввалит больше денег, а тот, кто умеет мыслить нетрадиционно. Кто ищет новые и нестандартные идеи и подходы в разработке, и продвижении. Открыть ресурс и рекламировать его, на сегодняшний день уже не достаточно. Людям нужно дать что-то большее, чем банальную доску объявлений.

        • Нашел на вашем сайте косяк. Уверен их много, но этот сразу в глаза бросился. Когда пользователь просматривает недвижимость, то он не может увидеть телефон хозяина. Ему сообщается, что для просмотра телефона нужно вначале вбить дату заезда и выезда. Но… о ужас! Достаточно кликнуть на имени хозяина и в диалоговом окне появится его телефон без всякой головной боли 🙂

    • С точки зрения клиента у нас очень простая задача з дать ему именно то, что он выбрал на те даты, которые выбрал.
      1. Создано приложение которое позволяет Владельцу быстро подтвердить бронирование https://play.google.com/store/apps/details?id=net.timedom.android.owner
      2. Есть возможность быстро распродавать апартаменты со скидками. Что хорошо для Гостей и Владельцев
      3. На TimeDom уже более 2000 апартаментов по Украине.
      4. Есть колцент который начал работу 7 дней в неделю с 7 утра до 21:00 и может помочь Гостям.
      Как-то так:)

      Аренда Посейдон, а какой у вас опыт в IT-предпринимательстве?

  • Интересная статья. Никогда не слышала об этом сервисе. Не знаю как на других сайтах по посуточной аренде, но могу сказать https://vlasne.ua или https://roomer.ua тоже можно напрямую связываться с владельцами, хотя они возможно позже появились и это уже не была новинка. Сейчас так много сервисов по посуточной аренде, что просто глаза разбегаются.

Поиск