Истории стартапов: Vkrepa — сервис оценки репутации пользователей «ВКонтакте»

2716
4

Успех стартапу приносят не создатели, а пользователи. Невероятно сложный наукоемкий сервис, над которым трудятся доктора наук, рискует в итоге оказаться никому не нужным. А незамысловатый плагин, позволяющий распознать в молодежной соцсети девушек-«динамщиц» может, наоборот, заслужить многотысячную армию поклонников. В очередной истории стартапа на AIN.UA основатель сервиса оценки репутации пользователей «ВКонтакте» Vkrepa Максим Михайлик рассказал об этапах создания своего проекта.

Начало

Идея создания приложения зародилась в феврале 2013 года, когда мы с моим другом Юрой, с которым работали в одной IT-компании, в ходе очередной оживленной беседы по поводу проектов, стартапов, инвестиций и прочих привычных для нас предметов обсуждения не перешли к теме: «А чем бы мы могли заняться еще, помимо «конторских» проектов?». Идей было много, некоторые из них мы параллельно развиваем и, уверен, скоро напишем и о них. В тот момент главным критерием были минимальные денежные затраты на старт. На тот момент моим основным направлением в работе был как раз рынок браузерных приложений, расширений и аддонов. Я увидел в нем огромный потенциал. Поэтому предложил попробовать разработать приложение для Chrome и попробовать собрать активную аудиторию с целью ее дальнейшей монетизации.

Тему для приложения мы выбрали совершенно спонтанно. В ходе импульсивного обсуждения я предложил создать что-то для социальной сети «ВКонтакте». Попробовать, как пойдет. «А что именно будем делать?», — спросил меня Юра. И тут я начал рассуждать вслух о том, что было бы полезно мне самому. На тот момент я был холост и одинок. Я предложил создать приложение, которое помогало бы сортировать девушек «ВКонтакте» при поиске для знакомства, оценивать не только плюсы, но и минусы, ставить оценки по разным критериям: дружелюбность, фейк или нет, настоящие ли фото. Или, может, у нее парень-боксер и к ней лучше не стоит добавляться — в общем, дополнительную информацию о человеке на основе оценок пользователей в ВК, где-то полезную и серьезную, а где-то ироничную и шуточную.

Юра понял меня с полуслова, и уже под конец вечера мы приблизительно набросали план того, что должно быть в приложении. В создании прототипа активное участие принимала жена Юры —  именно она внесла несколько отличнейших идей для проекта, и появились такие типы пользователей, как «Услуги» и «Продавцы». Кстати, в книге Гая Кавасаки «Cтартап» Юра прочел, что полезно показывать свои проекты женщинам. Если женщинам продукт интересен и вызывает внимание, то у него есть все шансы на успех.

vkrepa1

Основатели Vkrepa Максим Михайлик (слева) и Юрий Ефимов

Разработка

Прототип Юра склепал быстренько на Axure RP и выглядел он вот так:

vkrepa2

Как видите, на версии 0.1.7 мы не сильно отошли от прототипа.

Сначала все шло довольно быстро и с наименьшими затратами: Юра профессиональный веб-дизайнер, прототип и дизайн сделал очень быстро. Я – Project Manager, но верстал приложение сам, так как мы старались экономить деньги, зная, что впереди грядет разработка, за которую, скорее всего, придется платить «кэшем». С хостингом тоже хорошо получилось: я давно дружу с директором компании dynaboot.com и по старой дружбе на их серверах нашлось местечко для нашего проекта 🙂

И тут начался застой… Мы довольно долго искали программиста, одной из причин столь затяжного поиска была высокая занятость на основной работе. В итоге мой родной брат Андрей взялся за разработку приложения, но его работа продлилась недолго, так как он почувствовал, что не тянет работу и тут, и там. Поэтому мы пустились в дальнейшие поиски программиста.

vkrepa3

Хасан Абдалла

Я думаю, так часто случается, что в результате непринужденного разговора можно добиться большего, чем в результате давно спланированной встречи. Так случилось и у нас. Как-то при встрече с нашим товарищем Хасаном Абдалла я рассказал ему о нашей идее и что уже готов прототип, дизайн и верстка. Я увидел интерес в его глазах, но перезвонил он лишь мне через несколько недель и сказал: «Давай попробуем, Макс, у меня как раз есть несколько часов свободного времени в день, которые я могу посвятить проекту». И мы двинулись вперед.

Для разработки кросс-браузерных приложений есть несколько платформ и фреймворков — например, Crossrider и Kangoo. Мы выбрали Kangoo, который, кстати, написан на Python. Бесплатная версия Kangoo позволяет разрабатывать приложения для Chrome, Opera, Firefox и Safari. Чтобы был доступен IE, нужно купить лицензию за $2000. Мы решили обойтись, к тому же аудитория «ВКонтакте» мало использует IE.

Первый релиз

Первую версию приложения мы загрузили на Chrome Web Store 17 февраля 2014 года — примерно через год после того, как зародилась идея приложения.

На самом деле, релиз приложений на официальные сторы браузеров — довольно-таки непростая задача. Например, на Firefox мы до сих пор не можем пройти модерацию из-за очень жестких требований к написанию кода и безопасности. Но нам уже почти удалось с ними договориться.

В официальном магазине Chrome Store довольно много трафика самого по себе, и чтобы получить больше установок, следует побороться за позицию приложения в категории и в ранжировании по целевым ключевым словам.

На количество установок также влияет оформление приложения в каталоге, а именно рекламные изображения. Есть подтвержденная информация от модераторов каталога, что приложение с качественными рекламными картинками поднимается выше, чем без них:

vkrepa4

Объясняется это тем, что размер картинки приложения, отображаемый в каталоге, разный:

vkrepa5

Ранжирование в каталоге

Мы определили для приложения ТОП ключевых ключей, по которым нам интересно быть на первом месте в результате поиска по каталогу, и задались целью продвинуть VKrepa туда. К моему удивлению, материалов по данному вопросу в сети практически нет. Полезные советы по продвижению, которые мы нашли, уже были реализованы нами. Через месяца полтора мы увидели неприятную картину: ТОП-3 расширений по ключевому слову «вконтакте» оставались неизменными. Модератор каталога ответил мне, что в ранжировании приложений в каталоге они используют почти такой же алгоритм, что и на google.com. То есть, теоретически стоит продвигать страницу приложения в каталоге в поисковой выдаче Google. Мы пока проверяем данную гипотезу.

Откуда не ждали

Первыми каталогами, куда мы загрузили Vkrep’y были, конечно же, Chrome и Firefox. Если Chrome добавили практически мгновенно в каталог, то Firefox все никак не промодерирует наше приложение. Позже мы добавили приложение в каталог Opera. Стоит заметить, что у них также действует премодерация. Так вот, динамика установок приложения в Opera нас приятно удивила — она в несколько раз больше, чем в Chrome, хотя мы рассчитывали, что аудитория в Opera у нас будет до 5%. На данный момент она составляет 30.9%.

vkrepa6

Как набирали пользователей

Естественные инсталлы с каталогов мы подпитывали покупкой СРС-рекламы с Google Adwords. Кроме того, завели группу «ВКонтакте», немного пообщались с продавцами и людьми, которые предоставляют свои услуги через ВК, и попросили их попиарить приложение среди своих клиентов. Начали искать софтовые порталы — оказалось, что в рунете их не так уж и много, отметить как полезный могу только Softportal. Нам очень нужны русские варианты CNET, Softonic, Softbrothers  и прочих.

Был вариант обратиться в PPI-сети и ставить наше приложение бандлом с другим софтом, но пока нам не кажется это хорошей идеей для полезного продукта, т.к. уж больно скомпрометирована модель PPI всякими тулбарами и WebAlta — люди больше не всопринимают бандлы.

Пользы от приложения будет больше и больше с каждым новым пользователем, мы всячески стараемся донести это до людей, чтобы они приглашали своих друзей и знакомых установить приложение.

vkrepa7

О приложении

Vkrepa — это надстройка браузера, которая добавляет дополнительные функции на страницах «ВКонтакте».

Как только Вы установили приложение — в верхнем правом углу браузера появится иконка приложения, при клике на нее открывается окно с Вашей информацией. По сути приложение состоит из двух частей:

  1. Окно с Вашей информацией (иконка справа)
  2. Окно для голосования за пользователей / группы и паблики.

Иконка в углу браузера справа показывает информацию:

  1. Ваш рейтинг
  2. Тип профиля ( человек/магазин/услуги)
  3. Количество отзывов
  4. Уровень симпатии и динамности
  5. Списки людей, которых вы добавили в закладки и в «любимых», а так же скоро будет открыт ТОП 20 — там будут находиться Топ-20 человек с наивысшими оценками, с наибольшим количеством оценок.

vkrepa8

Вторая часть приложения внедряется на страницы VK.com:

Страница профиля пользователя:

vkrepa9

Список друзей и поиск людей (видите, что-то не долюбливают Тину Канделаки 🙂 ):

vkrepa10

Группы и публичные страницы:

vkrepa11

Голосовать очень просто: достаточно нажать на ссылку «Подробнее», откроется контекстное меню, в котором нужно выбрать в качестве кого мы оцениваем субъект: человек или торговец (физ. лица так же продают вещи через свои личные страницы), а может это услуги:

vkrepa12

Человека можно оценить по нескольким параметрам:

  1. Общий (от 1 до 5)
  2. Лайк / дизлайк
  3. Уровень динамности (спорный показатель, но пользователям нравится), по сути был создан для парней, чтобы они понимали с кем имеют дело.
  4. Оценка плейлиста пользователя от 1 до 5.
  5. Метка пользователя как Фейк, в дальнейшем будет прикручена функция «убрать всех фейков с поисковой выдачи или из друзей».
  6. Оставить отзыв. Отзыв будет оставлен в приложении Vkrepa, а не где то во «ВКонтакте», тем самым пользователь не сможет удалить объективный отзыв о нем.

Кнопка «Рассказать» — рассказать на своей странице о приложениии друзьям. Чем больше у нас пользователей, тем полезнее и интереснее приложение.

Торговец и Услуги имеют одинаковые критерии оценки. Тут можно оценить качество товара, ассортимент, цены, качество обслуживания, а также тоже оставить отзыв. Итоговая оценка выставляется по 4м показателям. Мы считаем, что данный функционал поможет пользователям составить рейтинг продавцов и избегать  жуликов и грубиянов, а покупать вещи или заказать услуги только у качественных продавцов.

vkrepa13

Вывод

За несколько месяцев мы получили довольно большое количество положительных отзывов и пожеланий по поводу того, что еще пользователи хотят видеть в приложении. Некоторым мы помогли не совершить покупку у плохого продавца, некоторым сэкономили время на бесполезные диалоги с девушками, которые не настроены встречаться. Стало понятно, что людям приложение нравится, и мы этому очень рады. Мы верим и надеемся, что наше приложение поможет избавить «ВКонтакте» от мошенников, фейков, плохих групп, магазинов,  и плохих людей, которых настигнет их репутация, даже если они пересоздадут новый профиль.

Автор: Максим Михайлик, основатель VKrepa.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск