Из Naspers в Noosphere: интервью с Юлией Марищук

5665
30

Весной этого года на рынке появились слухи о том, что из Allegro Group Ukraine уходят ключевые менеджеры. В апреле они подтвердились: из компании ушла ее директор Юлия Марищук, которая проработала там 10 лет, после этого уволился и ее муж Сергей Марищук, возглавлявший проект Aukro, а в конце мая был закрыт проект Vcene. Сейчас Юлия возглавляет новую компанию Universal Commerce Group, которая объединяет проекты фонда Noosphere Ventures в сфере электронной коммерции. Юлия рассказала AIN.UA о том, почему ушла из Allegro, какие бизнес-идеи развивает сейчас, а также о том, как себя чувствует украинский рынок e-commerce в сложной политической ситуации.

Расскажите о причинах вашего ухода из Allegro Group (Naspers)?

В Naspers произошли некоторые изменения в политике работы с отдельными странами: были сокращены полномочия, локальным менеджерам урезали возможность влиять на бизнес. То есть, холдинг взял курс на достаточно мощную централизацию. За 10 лет работы в Allegro Group, на моей памяти уже были подобные эксперименты, вследствие чего заметно проседали основные показатели, а мы ничего не могли с этим сделать, поскольку не имели полномочий.

К тому же повлияла ситуация в стране: работу стало найти сложнее, а в компании обращали внимание только на бизнес-аспекты, и все шло к закрытию нескольких проектов. В связи с централизацией начались массовые сокращения, например, в службе поддержки, контакт-центре. Это низкооплачиваемые должности, где работают специалисты с небольшим стажем и которым довольно проблематично найти работу в кризис. Я была не согласна с такими действиями руководства.

Yulia_Marishchuk2

Правда ли, что с вами из Allegro ушло много людей?

Действительно, компанию покинуло много сотрудников, но нельзя сказать, что основной причиной послужил мой уход. У каждого была своя мотивация: кто-то захотел самореализации, кто-то – попробовать себя в новом амбициозном проекте, а кто-то просто решил продать свои знания дороже.

Скажу лишь, что руководящий состав днепропетровского офиса ушел, практически, весь – почти вся команда, которая работала со мной. Сейчас понемногу увольняется вторая линия, начинает уходить третья.

Можете спрогнозировать, как Allegro в дальнейшем будет работать на украинском рынке?

Naspers – это настолько крупный холдинг, что наш рынок не сильно влияет на их общие показатели. Здесь сложно что-либо прогнозировать. Посмотрите, что произошло со Vcene: была проведена масштабная рекламная кампания, вложены огромные деньги – десятки миллионов. Но затем проект просто закрыли. То есть наш рынок для них настолько незаметен как в доходах, так и в затратах. Их рассуждения: «Вот есть, например, Украина. Там идут такие-то волнения, менеджеры оттуда чуть больше других возмущаются на совещаниях. Все это требует времени. Затем война, проблемы – это дополнительные риски. Решение – все, закрываем».

Поэтому прогнозировать дальнейшее будущее Allegro в Украине крайне сложно. Завтра они могут как запустить очередную ТВ-кампанию для любого своего проекта, так и просто вывести бизнес из страны.

Были ли эти решения Naspers связаны напрямую с политической ситуацией?

Эти риски не являлись решающим фактором. Думаю, это скорее совпадение. О курсе на централизацию было известно еще в ноябре прошлого года, тогда же я решила уйти из компании.

У вас были другие варианты продолжения карьеры?

Предложение поступило от самого Naspers с вариантом релокации. Также были и внешние, например, в гейминг-сфере, за которой, если честно, слабо слежу.

Основная проблема заключалась в том, что практически все предложения предполагали переезд. Однако решающее значение сыграла возможность продолжить карьеру в Украине, в частности, в Днепропетровске. У нас в городе не так много компаний, занимающихся развитием IT-бизнесов, а с Noosphere мы знакомы давно, так что принять их предложение было вполне логичным шагом.

Рассматривался ли вариант эмиграции?

На данном этапе есть желание скорее развить бизнес в Украине, добиться чего-то в своей стране, чем поехать наемным менеджером за границу.

В Украине мы с мужем видим больше перспектив. Понимаете, я в течение 10 лет работала в западной компании, а ведь вы знаете: чем крупнее компания, тем больше правил и ограничений, ничего своего уникального не создашь.

Чем именно вы занимаетесь в Noosphere?

Я руковожу проектом, в котором фонд является инвестором (как международная компания по управлению активами, и мы – один из активов), у меня – полная свобода действий. Должности в фонде у меня нет.

А доля либо опционы в проектах у вас есть?

Эту информацию раскрывать не могу, но мотивация у меня хорошая.

Расскажите о своем проекте.

Universal Commerce Group – это зонтичный бренд, под которым объединены e-commerce-проекты инвестфонда Noosphere.

На сегодня мы разрабатываем три проекта, пять уже существует. Так, в UCG входят бизнесы прайс-агрегаторов в сфере трудоустройства (к примеру, Trud.com), недвижимости (naydidom.com), авто (avtopoisk.ru) и товаров (PRICE.UA). Самый известный из уже действующих на Украине – PRICE.UA. Все действующие проекты – прибыльные и достаточно давно на рынке. Действуют на рынках Украины, России, еще в 30 странах. Дополнительно открываем еще несколько проектов.

Какие?

В сентябре планируем представить новые проекты в e-commerce, и, как только запустимся, сразу все расскажем. Рассказывать до запуска — плохая примета.

Общая цель – создать в Восточной Европе группу, которая будет предоставлять весь спектр услуг по e-commerce: от перевода денежных средств до выбора товара в сферах В2С и С2С. Классическая модель B2B, которую использует, например, Prom.ua, нам не очень интересна.

Говорят, что классическая модель агрегатора отживает свое и нужно искать что-то новое. Вы будете экспериментировать в новых проектах?

Подобные разговоры на рынке ходят уже давно (лет 6-7), об этом говорят на конференциях. Был период, когда многие верили в стремительное развитие социальных сетей: стоит лишь прикрутить кнопку «Купить», и эта модель просто «порвет» рынок. Все, нам конец! 🙂 Но время шло, и эти разговоры утихли.

Как ни странно, но традиционные агрегаторы сейчас в тренде: в том же Allegro отличные показатели у Buscape (Бразилия), у Heureka (Чехия). Они сегодня растут гораздо быстрее рынка и к тому же пробовали добавлять всякие модные фишки, вроде перехода с кликовой модели на action-модели, подключением корзины и пр. Но все это не сработало.

Расскажите о количественных показателях проектов UCG: обороты, доля, количество пользователей?

Все существующие проекты – рентабельны. В течение года, если не считать войну, проекты удваивались и росли по доходам быстрее рынка. Это все, что могу сказать.

Как можете охарактеризовать состояние украинского рынка e-commerce на данный момент?

Ситуация на рынке сложная. По большинству проектов наблюдается «просадка» от 10% до 40%. И это без упоминания проектов, которые не зарабатывают. Если свои основные KPI они не привязывают к деньгам, то, конечно, могут показывать рост в трафике за счет рекламы.

Интернет-магазины точно испытывают трудности из-за курса доллара. Простой пример: на Price.ua недавно магазины отключались просто потому, что не могли выставить цену на товар, когда были валютные качели в течение дня.

На рынок влияет и ситуация с Донбассом. Украинцы вообще стали больше экономить. Потребительский сегмент перешел на более дешевые товары: например, покупают китайские смартфоны вместо брендовых вещей. Так, если человек хочет чего-то нового, он скорее купит себе чехол, чем смартфон, и по сравнению с прошлым годом, продажи аксессуаров заметно выросли. Граждане не готовы совершать дорогие покупки. Если и покупают за большую цену, то только те товары, которые можно легко продать в краткосрочной перспективе за те же деньги. Это так называемая разновидность диверсификации рисков: забрать из банка депозит, купить что-то дорогое, что через пару лет не потеряет в цене.

Что можно посоветовать проектам в e-commerce сейчас?

Во-первых, в кризис сильно дешевеет реклама. Во-вторых, мелкие проекты обычно не выдерживают такой нагрузки. В такие периоды сильные становятся еще сильнее, а средние могут пробиться в лидеры или прогореть.

Открывать или не открывать новый проект? Если за спиной есть инвестор, который может продержаться несколько лет со стабильным финансированием, открывать однозначно стоит, потому что именно в кризис существует возможность быстрого роста. Но это только в случае, если предприниматель нацелен на рост, а не на доход с нуля и сразу.

Советовать в этой ситуации сложно: рост рынка не прогнозируется, что будет с курсом – непонятно, так что рисовать стартапам сейчас радужные перспективы нельзя.

Сколько Noosphere уже вложил и сколько собирается вложить в ваши проекты, и на каких условиях (KPI, время выхода на окупаемость)?

Конкретных цифр я вам не назову, но фонд понимает, что выходит на рынок, который уже занят крупными игроками, и быстрых денег тут ждать не стоит. Они готовы инвестировать длительный период без прибыли.

Планируете ли выход на зарубежные рынки?

Часть наших проектов уже работает за рубежом: в России, Европе, США. Каждый рынок специфичен. К примеру, в Казахстане из 5 млн пользователей 3 млн составляют владельцы мобильных устройств. Там пользователи считают, что товары в интернете – дороже, интернет-торговля воспринимается как VIP-услуга. То есть туда лучше выходить с шоппинг-клубом типа fashion, чем с обычным классифайдом.

Раньше для многих проектов в электронной коммерции ориентиром был российский рынок. Как на это повлияет конфликт между Украиной и Россией?

Не думаю, что конфликт сильно влияет на бизнес-отношения. Если говорить о выходе на российский рынок, то основная масса пользователей не будет обращать внимания на то, откуда проект. Гораздо важнее, что на российский рынок сейчас действуют санкции, которые приводят к стагнации в e-commerce, падению курса рубля.

Если говорить об отношениях между людьми, мне кажется, это скорее единичные случаи. Один из моих руководителей недавно ездил в Москву, 15 встреч за три дня. Переговоры прошли в рабочем порядке.

Оставить комментарий

Комментарии | 30

  • Восхищаюсь! Отличный выбор, мне кажется. Проекты тоже очень интересные и перпективные. Интересно, каким конкретно проектом руководит Юлия?

    • Она руководит не конкретно одним, а всеми ecommerce-проектами Noosphere. В тексте они перечислены. Плюс обещают в ближайшие недели запустить несколько новых

      • В тексте написано вот что:
        «Я руковожу проектом, в котором фонд является инвестором (как международная компания по управлению активами, и мы – один из активов), у меня – полная свобода действий. Должности в фонде у меня нет.» А вы говорите что всеми. Поправьте уж текст тогда.

  • Не в обиду Юлии, но ни один проект Аллегро не является лидером рынка. Моднакаста и Пром не в счет, так как они достаточно автономны в управлении и до покупки уже были успешными проектами. Вцене не в последнюю очередь был похоронен благодаря неумному менеджменту. Если брать Ноосферу — единственный значимый проект там это Прайс.юа. Это я ни на что не намекаю, просто странно звучат речи о холдингах из сайтов, охватывающих все сферы екоммерса, в то время как ни один из них так и не добился лидерства.

    • Не хотелось бы затрагивать внутреннюю орг. структуру, которая тем более уже в прошлом, но есть Сландо-OLX (С2С), Аукро (B2C/маркетплейс). Возможно назовете «лидернее», но так сразу сложно сказать.

      • Это как-то опровергает мои аргументы? Я бы не назвал эти проекты успешными. Не хочется обзывать их помойками, но потуги аукро стать маркетплейсом смешны, так же как и попытки сландо занять нишу авто и недвижимости. И это с колоссальными фактическими и потенциальными инвестициями и неплохой экспертизой поляков.

        Если вы решите продолжать диалог, начните плз с объяснения краха Вцене, который, в принципе, неплохо стартовал.

  • Накрала Юлька денег у холдинга вместе с супгуром, вот и погнали их ссаной тряпкой. теперь у других воровать будут. А о профессионализме обеих членов четы внутри команды ходили целые легенды!

  • Юля и раньше была умницей, а сейчас просто молодец. С нетерпением жду ваш маркетплейс в России.

  • Я удивлен, что вы удаляете комментарии, тем более без особых нарушений. Для себя интересно — где можно правила АИНа увидеть?

    • Правил прописаных нет. Комментарии удаляем крайне редко.

      Всегда те, которые нарушаеют закон.
      Иногда те, которые содержат оскорбления. Тут был анонимный коммент, который оскорблял девушку. Подписали бы своим именем, коммент был бы на месте.

      • Скорее он оскорблял не девушку, а руководителя (без всяких отсылок к полу и личных выпадов). Грубо — не буду спорить. Ответ услышал.
        Но по моему это был неплохой посыл провести журналистское расследование. Сенсация и все такое. Вам так не кажется?))

        • Нет, не кажется. Воруют в компаниях или нет должны выяснять владельцы компаний или правоохранительные органы.

          • Тоже верно. Спасибо за ответы)))

          • Вот при таких политиках Медиа и теряет качественную аудиторию. Всегда релевантные комментарии влекут ещё больший интерес чем сама статья и, как результат, увеличивает и усиливает ядро источника. Именно релевантные, а не «положительные»/ «отрицательные». А те комментарии были релевантными. Видимо у вашей площадки другое виденье. Разочарована.

          • украинские руководители многих зарубежных компаний практикуют распил бюджетов ввереных им компаний. рано или поздно истина раскрывается, но об этом не говорят, потому что репутация пострадает. просто иностраннеы инвесторы делают выводы и посылают украинский рынок куда подальше. они искренне разочарованы и сбиты с толку. получается народ нашей стороны таки болен этим хохлятским «утащить что плохо лежит»? или это отдельные примеры? а если второе, то могут ли медиа занять справедливую ппринципиальную позицию или готовы пожирать крохи со стола вороватых покровителей? ответьте себе на эти вопросы, господа, и вы поймете — достойно ли наше общество быть свободным или мы будем страдать вышиватничеством пока нас будут сношать соседи.

          • да,вы правы )))пилить они умеют))0а эти ?уж очень ушлые пройдохи)))

  • АИН удалил мой коммент о том, что прошлый менеджмент Аллегро воровал у холдинга деньги. Дорогая редакция, сколько из ворованного перепало вам?

  • Украинский рынок и его аудитория для мировых игроков не рассматривается всерьез. Поэтому можно и побаловаться слияниями, закрытиями проектов, «эффективной» рекламой и другими шалостями 🙂

Поиск