Вячеслав Климов, «Новая почта»: Из-за кризиса несколько логистических операторов покинут рынок

5536
3

Кризис диктует украинскому рынку новые правила игры. Кто-то включает режим тотальной экономии, а кто-то инвестирует в новые ниши, которые имеют потенциал роста даже в такое нелегкое время. Перед каждой сферой стоят свои вызовы. Ранее мы писали, как с ситуацией управляется e-commerce, а сегодня обратим взор на рынок почтовой логистики, который тесно связан с бизнесом интернет-магазинов. Сооснователь «Новой почты» Вячеслав Климов рассказал, как его компания реагирует на изменения на рынке, и об инновационных направлениях, в которые инвестирует его компания, чтобы сохранить лидерство и удержать клиентов. Ранее на AIN.UA выходила подробная статья о том, как создавалась «Новая почта».

Расскажите, какие изменения на рынке почтовой логистики вы можете отметить в этом году. В целом, и под влиянием кризисных факторов.

Рынок почтовой логистики в этом году пережил несколько очевидных стрессовых событий. В первую очередь, это изменение статуса Крыма, которое сначала существенно усложнило доставку на полуостров, затем сделало ее попросту невыгодной. События на востоке Украины фактически отрезали от почтовой логистики еще одну значительную территорию. Если в ситуации с Крымом мы говорим об экономической целесообразности, то в ситуации с Востоком – работа там просто опасна для жизни сотрудников.

Падение гривны, которое повлияло на стоимость топлива, ударило по рентабельности логистических операторов. И все это на фоне общего падения экономики привело к тому, что в первом полугодии рынок сократился приблизительно на 10-15%. Но у нашего рынка есть ярко выраженная сезонность. С началом осени мы наблюдаем рост, и прогнозируем, что почтовая логистика может прирасти по итогам года на 20-25% за счет электронной торговли и оптимизации логистический потоков крупных компаний.

Как повлиял кризис конкретно на “Новую почту”? Сократились ли ваши доходы, если да, то насколько и за счет чего (если нет, то как вам это удалось).

Проблемы с доставкой в Крым и вооруженный конфликт летом спровоцировали кратковременное снижение нашего среднемесячного объема отправок. Нам пришлось закрывать отделения в проблемных регионах, перевозить людей, вести переговоры с клиентами относительно ситуации – это понятный набор антикризисных мер. К сожалению, мы столкнулись и с ситуацией нападения на отделения.

Но с началом делового сезона ситуация улучшилась, и мы с октября вышли на плановые показатели. Свою роль тут сыграла масштабная рекламная кампания в поддержку бренда, которую мы запустили на ТВ.

«Новая почта» ранее ориентировалась на классический В2В. Как изменились приоритеты компании и под влиянием каких факторов?

Самый динамичный рост компании совпал с посткризисным периодом – с 2009 года. Тогда освободилось очень много площадей под аренду, что позволило нам развернуть самую широкую сеть терминалов и отделений. Параллельно взрывными темпами стал расти e-commerce. Отделения все больше стали привлекать частных отправителей, этому не в последнюю очередь способствовало активное развитие сайтов объявлений. Так мы органически, следуя за потребностями клиента, выросли в крупнейшую почтово-логистическую компанию, одинаково удобную как для частных клиентов, так и для В2В.

За счет чего, по-вашему, сегодня растет бизнес интернет-магазинов?

Я бы сказал, что интернет-торговцы растут за счет того, что открывают для себя все новые и новые сегменты. Например, доставка шин, одежды, спортивных товаров, ювелирных украшений, детских товаров. Эти сегменты растут с каждым месяцем.

Интернет и быстрая доставка за несколько лет кардинальным образом изменили привычки покупателей. Если десять лет назад интернет-покупка у нас ассоциировалась с цифровой техникой, то сегодня онлайн-продавцы предлагают купить практически что угодно, запуская новые товарные категории.

Какую долю рынка доставок в сегменте e-commerce занимает сегодня «Новая почта»? Кто ваши крупнейшие клиенты?

На рынке доставки для e-commerce мы оцениваем свою долю приблизительно в 60%. Наши крупнейшие клиенты – Rozetka, «Алло» и Fotos.ua. Из топ-10 интернет-торговцев с нами пока что не работает только один оператор. В целом же, мы доставляем для более 10 000 онлайн-торговцев.

Кто является вашими главными конкурентами? Есть ли на рынке новички?

Наши ближайшие конкурентами в e-commerce сегменте – Postman, «Ин-Тайм» и «Мист Экспресс». Если раньше интернет-магазины больше ориентировались на адресную доставку, в которой сильны эти компании, а нас воспринимали скорее как сеть отделений, то сегодня мы существенно развили услуги адресной доставки и можем предложить интернет-магазинам полный перечень услуг.

Сейчас экономическая ситуация не благоприятна для выхода новичков на рынок. Более того, мы прогнозируем, что несколько операторов в ближайший год могут уйти.

Определите главные преимущества «Новой почты», которые позволяют компании успешно конкурировать и расти в условиях кризиса.

Я бы мог назвать нашим основным преимуществом широкую сеть отделений и стандарты обслуживания. Но на самом деле, преимущество — в гибкости. Разрабатывая услуги, мы работаем в тесном контакте с клиентами, потому что понимаем, насколько качественная доставка важна для интернет-магазина. И если клиент хочет зафиксировать в договоре условия по доставке во временные интервалы – мы это делаем. По такой же логике создали локальные тарифы для Киева и области и развиваем дополнительные услуги.

Вы сказали, что сегодня активно развиваете адресную доставку. Как в связи с этим изменилось соотношение между сегментами курьерской доставки и доставки до отделений внутри «Новой почты»?

Если говорить о сегодняшнем состоянии дел, то соотношение будет 60/40 в сторону доставки до отделения. Мы развиваем очень широкую и удобную сеть, поэтому изначально нас выбирают клиенты, которым важна доставка до ближайшего отделения «Новой Почты». Несмотря на то, что мы активно развиваем адресную доставку, за счет роста сети отделений в разнообразных форматах, соотношение типов доставки вряд ли изменится.

Изменился ли за последний год подход к доставке у самих интернет-магазинов?

С 2009 года интернет-магазины росли очень активно, а когда наращиваешь обороты и борешься за долю рынка, эффективность не является приоритетом. Сейчас e-commerce столкнулся с существенным падением рентабельности из-за курса гривны и снижения покупательской способности. Предприниматели начали больше думать о сокращении издержек.

Фулфилмент-склад «Новой почты»

У интернет-магазинов есть большой потенциал в оптимизации складских помещений и логистических потоков. Мы посчитали, что если у интернет-магазина больше 100 отправок в день, ему выгоднее всю логистику отдать на аутсорсинг – использовать услуги фулфилмента, вместо того, чтобы иметь свои склады, собирать корзину и т.п. Сегодня у магазинов слишком много складских помещений. И мы прогнозируем, что все больше игроков будут работать по схеме доставки со склада поставщика и постепенно переходить на фулфилмент.

Какие новшества «Новая почта» внедрила в этом году специально для интернет-торговцев?

Самым важным проектом стало создание фулфилмент-центра. Он представляет собой логистический склад, который включает в себя шесть основных операций: прием груза, хранение, комплектация, упаковка, доставка, сервис (работа с возвратами и т.д.). Мы успешно оттестировали услугу, заключили договора с несколькими интернет-магазинами. Сейчас мы можем обрабатывать до 7 000 заказов в день, а со следующего года – до 20 000.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Центр Семлов — на днях пришла такая идея. В кризисный 2015 год многие
    производители и дистрибьюторы будут продолжать раздавать бесплатные
    семплы (образцы) своей продукции, на пробу так сказать. Конечно открытым
    остается вопрос наиболее экономного и рационального построения данного
    процесса. Как один из вариантов предлагаю делать это таким образом —
    Компания -промоутер через различные информационные каналы разными
    способами раздает уникальные промо-коды своей целевой аудитории, с
    помощью кода семпл можно бесплатно забрать в пункте выдачи, которых тоже
    должно быть очень много и в которых семплы должны быть уже в наличии.
    Осталось объединить промо-компанию, колл-центр и логиста. Услуга с
    оборотом более 100 млн. грн готова.

    Естественно
    заказчик получит более полный сервис за меньшие деньги, экономия будет
    на логистике, оплате труда промоутеров, воровства будет меньше, полная
    отчетность и почти на 99% целевая аудитория… Также при такой работе
    конверсия будет минимум в 4-8 раза больше. Но как обычно нужно много
    работать.

  • всегда поражалась темпами развития Новой Почты, думаю в этот кризис она окончательно и навсегда закрепит себя на первом месте и с большим отрывом

Поиск