Почему хамство не поможет вам в жизни и на работе

10717
9

Оно с легкостью разрушает карьеру, портит отношения в коллективе и разрывает даже самые надежные связи. Оно одним махом уничтожает плоды упорной работы огромного количества людей. Без предупреждения, не поздоровавшись, оно врывается к вам в квартиру, кабинет, офис. Встречайте – хамство.

Звонок заказчика.

Алло. Что за дерьмо вы мне выслали? Мой сын в детском садике лучше рисует. Когда будут готовы нормальные макеты? – прозвучал хамский тон из телефонной трубки.

Так, когда же все-таки будут макеты? Через два года. Или через десять. А лучше вообще никогда. Потому что ни макеты, ни стеклопакеты, ни космические ракеты не могут и не должны создаваться в атмосфере хамства и невежливости.

Тем не менее, работа по схемам «начальник – подчиненный» и «клиент – подрядчик» часто проходит именно в такой атмосфере. И наверняка каждый из нас с этим сталкивался. Кто-то – по одну сторону телефонной трубки, а кто-то – по другую. Кстати, тут же оговорюсь: речь не пойдет исключительно о хамстве клиентов/начальников. Хамством грешат все. И еще: я не собираюсь рассказывать вам, как нужно работать и жить (это, как минимум, невежливо). Я лишь развею несколько ошибочных мифов о хамстве в контексте рабочего процесса, на примере горячо любимого мною маркетинга. С Вашего позволения.

10801650_809789795751678_9189231061011126062_n

Итак, Великие Мифы о хамстве.

1. Иногда это стимулирует.

Да, есть разновидность сексуальных игр, где партнеры стимулируют друг друга словами вроде «шлюха», «раб», «ничтожество», «бездарь», с сопутствующим тоном и эпитетами. И если на вашей работе дресс-код состоит из намордников и латекса – просто не читайте дальше, у вас и так все хорошо.

В ином случае заявляю с полной уверенностью: ага, хамство стимулирует, вот только есть один нюанс. Оно стимулирует не выполнить работу, а поскорее от нее избавиться. В чем разница? Давайте посмотрим.

Моя подруга Вика – талантливая девушка, которой как-то раз предстояло встретить и сопроводить важную японскую делегацию. Она видела в контракте с японцами большие перспективы, поэтому планировала свозить их не только на тематическую выставку, но и в парочку чудесных ресторанов. Бизнес-чутье подсказывало ей, что там они непременно расслабятся и подпишут контракт куда более выгодный, чем был по плану. И тут ее босс посчитал, что она выглядит «недостаточно потрясающе». Поэтому велел надеть обувь на высоченных шпильках – игнорируя очевидный факт: людям совсем не в кайф такое носить. Вика уже сотню раз надевала эти шпильки, и всякий раз это было до жути неприятно и неудобно. Но она – профессионал, и ради выполнения работы готова потерпеть необязательную прихоть босса. И вот – приехали японцы, она встретила их, как всегда, эффектно. Однако, чем ближе к вечеру, тем сильнее натирала обувь, и тем чаще она думала: «К черту этих японцев, скорее бы разуться». Ей так хотелось избавиться от этой обуви, что после короткого ужина она закончила «обязательную программу» и вместо бонусных развлечений отправила делегатов в гостиницу. Контракт был подписан, все довольны – но «поскорее избавившись» от неудобств, Вика избавила босса от более выгодных условий, а себя – от большого шага в карьере.

У меня есть еще одна знакомая, которую по загадочному стечению обстоятельств тоже зовут Вика. Она – замечательный дизайнер, и однажды получила перспективный проект. Вика видела в задаче большие перспективы, хотела использовать свои лучшие идеи, и уверяла меня, что проект станет венцом ее портфолио. Но тут заказчик решил, что промежуточная стадия макета выглядит «недостаточно потрясающе», и начал «стимулировать». Он использовал неоскорбительные (по его мнению) и мотивирующие (по его мнению) слова: «это лажа», «фигня», «а ну давай сделай мне нормально» и т.д., игнорируя очевидный факт: людям совсем не в кайф такое слышать. Вика уже прошла огонь и воду, она не раз получала подобные комментарии. Да, каждый раз это до жути неприятно и неудобно, но она профессионал – и готова потерпеть. Но чем больше клиент хамил, тем больше опускались руки и тем чаще она думала: «К черту этот проект, скорее бы закончить, забыть об этом дерьме и взять что-нибудь новое». В итоге работа была выполнена, бренд получил неплохой макет, но есть несколько «но»: результат работы не так хорош, каким мог бы быть; заказчик, оплатив услуги дизайнера, не получил всей мощи его потенциала, и как следствие – должного прорыва на рынке. Вика же лишилась крутой страницы в портфолио.

Согласитесь, истории двух Вик очень похожи. Совпадение? Не думаю – как говорит новый русский классик. Неуважительное отношение вызывает ничуть не меньший дискомфорт, чем неудобная обувь. Хамство уничтожает всякую полезную инициативность. Проявить невежливость к партнеру по работе – это как назвать бегуна инвалидом, вручить ему костыли и при этом рассчитывать, что на них он пробежит стометровку со скоростью Усейна Болта. Кому в итоге выгодна такая «стимуляция»? Никому. Кто от нее проигрывает? Все.

Поехали дальше.

2. Хамство может выглядеть круто

Да, оно может выглядеть круто. Например, в экстремальной ситуации, когда парень нарочито дерзит гопникам в переулке, чтобы выиграть время и успеть отправить свою девушку бежать к полицейскому патрулю. Но оставим экстремальные ситуации. Где еще хамство выглядит круто? Разумеется – в наших любимых книгах и в не менее любимом кино. Особенно в кино.

Разве хамить – это не круто? Спрашивают себя многочисленные поклонники «Доктора Хауса», «Шерлока», «Настоящего детектива» и других шедевров киноиндустрии с харизматичными циниками. Эти герои жутко нравятся всем, несмотря на то, что откровенно хамят, не уважают коллег и позволяют себе постоянно язвить в их адрес. Во многом благодаря этим персонажам цинизм стал трендом, цинизм вошел в моду – и, увы, породил всеобъемлющую моду на хамство.

Шерлок

Да, они и правда, классные, эти персонажи. Я их очень люблю. Однако нельзя забывать о нескольких важных вещах. Во-первых, все они – признанные, очевидные гении. Можно сказать, уникальные в своем роде люди. Во-вторых, они глубоко несчастны, причем, как правило, во всех отношениях. И только, в-третьих – они циники и хамы, потому что первые два обстоятельства постепенно и неумолимо сводят их с ума. В прямом смысле.

Но люди по привычке переворачивают все с ног на голову. И в желании выглядеть трендово и круто начинают с третьего пункта – хамства и цинизма, напрочь забывая о первых двух. Глядите свысока, сударь? В таком случае расскажите о высотах, на которые забрались. Хамите? Тогда позвольте поинтересоваться, в какой области Вы добились гениальных достижений. А также предъявите, пожалуйста, алкоголизм, наркоманию, инвалидность, тяжелое детство, отсутствие личной жизни. И наконец, будьте добры, справку от психиатра. Ах, какой-либо из этих пунктов отсутствует? Так Вы не Доктор Хаус, сударь. Вы, простите, обыкновенный лицемер.

По той же причине все чаще приходится слышать, как люди оправдывают хамство словами «социофоб» или «социопат». Достаточно открыть Википедию, чтобы понять: это не особенности поведения и характера, а тяжелые психические расстройства, с которыми следует обращаться сами-знаете-куда. А дальше – становиться на учет и даже, возможно, менять работу и место дислокации.

Раньше синдром Доктора Хауса поражал лишь людей творческих профессий. Но сейчас, когда технологии могут раскрыть креативную жилку в каждом человеке, метастазы героя-циника разошлись по инстаграму, фейсбуку, твиттеру и дальше-дальше-дальше:

  • «Я – неординарный, поэтому мне можно простить некоторую развязность»;
  • «Я творческая личность, мне это позволено»;
  • «Хамское поведение поднимает мою ценность как творческой единицы»;
  • «Незаурядный талант – брат непростого характера».

Хаус

Все это, простите, фигня. Баллады о непростом характере уместны для художников-одиночек, которые катаются по миру с выставками. Но в рабочем процессе так называемая развязность – это всего лишь обыкновенное хамство и попытка навязать другим свои личные проблемы. И это никогда не вызывает уважения. Давайте вспомним: персонажи доктора Хауса уважали его как профессионала, но как к человеку – испытывали лишь жалость и сочувствие.

Я знаю множество примеров, когда перспективные и адекватные люди «включали» синдром Хауса. Среди них – Паша, талантливый режиссер. Он много трудился, учился, снял несколько успешных проектов. Его зауважали. И как-то раз в пылу рабочего процесса он решил нахамить оператору. Прокатило. Потому что уважают. В следующий раз он нагрубил продюсеру. Прокатило. Потому что талантливый, сволочь. А потом, уверенный в собственной неприкасаемости, взял и нахамил заказчику. Прокатило, потому что нужно закончить проект. Но как-то раз Паша проснулся и понял, что уже несколько месяцев ничего не снимает. Нет, он по-прежнему талантлив, по-прежнему может делать крутые проекты. Вот только его никто не зовет. Ни клиенты, ни подрядчики. Он оказался не настолько крут, как доктор Хаус, а вот работать с ним – так же непросто, как с Грегори. Бывшие партнеры обратились к другим талантливым режиссерам, которые не хуже и которые не хамят. В итоге Паша перестал снимать, от безделья начал пить, его бросила жена, и сейчас он с трудом перебивается на подработках. Никто не хочет работать с хамом. Паша угас, так и не став трендом для нового поколения.

Доктор Хаус не был счастлив. Его хамство терпели потому, что раз в 40 минут он спасал чью-то жизнь. А еще потому, что он – единственный в своем роде, и заменить его некем. Но в реальной жизни, как мы знаем, незаменимых людей нет. Итог? Любить тренды – это круто. Но вдохновляться трендом циничного героя, проецировать его на собственную, совершенно иную жизнь, и хамить, «потому что я неординарный», – совсем не круто. Это жалкая пародия. Кому нравится жалкая пародия? Никому. Кто от нее проигрывает? Все.

Поехали дальше.

3. Я плачу деньги, поэтому я всегда прав

Сводный брат позиции «я талантливый, поэтому мне все можно». На улице 21 век – казалось бы, расцвет эпохи либерализма. Но начальники повсеместно хамят подчиненным, клиенты хамят подрядчикам, подрядчики в ответ хамят своим подрядчикам. А потом каждый из них жалуется, как он смертельно устал от своей «тяжелой работы». Есть мысли, почему?

Корень зла кроется в самой схеме «клиент – подрядчик» и «начальник – подчиненный». В то время как все успешнейшие компании перешли на структуру «партнер – партнер» и «лидер – игрок команды», многие упорно держатся за изживающие себя понятия «клиентобоссов», дающие иллюзию власти и превосходства.

Фраза «клиент всегда прав» подразумевает право требовать услуги в том количестве и качестве, которое было заявлено. Но так называемый подрядчик/подчиненный точно так же имеет право потребовать оплату своего труда – в полном объеме и в оговоренный срок. Деньги – это лишь эквивалент стоимости продукта. Товар-деньги, деньги-товар. Происходит обычный равноценный обмен, и тот, кто платит, ничем не превосходит того, кто создает. Вот вообще ничем. Совершенно. Поэтому хамство ни того, ни другого, не может быть оправдано. Более того, оно только вредит. Почему? Рассмотрим пример, который я собрал на основе реальных событий из собственного опыта.

Виталий – молодой руководитель отдела в крупной компании. В одно прекрасное воскресенье он съездил на веселую и душевную рыбалку с друзьями, поэтому с самого утра понедельника жизнь дала трещину. Усталым взором он пробежался по почте – и увидел, что проект бренд-менеджера Светы демонстрирует не лучшие показатели. Виталий – доброй души человек, но вызвав «подчиненную» «на ковер», он не сумел сдержать себя в руках и излил праведный гнев в грубой форме. Света и так переживала за проект, и готова была вот-вот все безболезненно исправить и улучшить, но грубость вывела ее из равновесия. Она звонит дизайнеру Лене, которая не имеет к плохим показателям ни малейшего отношения, и на эмоциях комментирует рабочий макет. Фамильярным тоном Света заявляет, что «такого бездарного макета она еще не видела», и требует «подвинуть это сюда», «а потом поиграться со шрифтами», а потом, войдя в раж – «переделать все заново». Почувствовав себя «капризным клиентом», она ощутила иллюзию власти, отвела душу и якобы успокоилась. А дизайнер Лена позволяет бренд-менеджеру Свете хамить и фамильярничать, потому что это «клиент, который платит деньги». Но день Лены так же испорчен, и кое-как избавившись от надоевшей работы, она отправляется заливать горе в кафе. Там дизайнер Лена выпивает бокал сидра, чувство обиды берет вверх и показывается наружу, и она начинает отыгрываться на официантке Маше. Лена заявляет, что «такого ужасного ризотто она еще не ела», и требует «добавить соуса», «добавить белых грибов», а потом, войдя в раж – «убрать это вообще и принести пиццу» Абсурдно, да? Но перед этим бренд-менеджер Света занималась абсолютно тем же – с той лишь разницей, что Лена заплатит за ризотто, а вот Света за «переделать все заново» – едва ли. А официантка Маша справлялась со своей работой, но получила двойную порцию хамства, незаслуженный выговор и еще более незаслуженный штраф. В слезах она звонит своему мужчине и устраивает истерику за то, что тот вчера хватил лишнего на рыбалке. Угадайте, как зовут мужчину? Разумеется, Виталий.

бидструп

А ведь каждому из этих персонажей достаточно было спокойно обсудить недочеты, вежливо попросить исправить их – и даже, возможно, как-то помочь. И только тогда результатом стали бы перевыполненный план по показателям, прекрасный макет, сделанный не на «отстань», вкусная пицца, в которую точно не наплевали, и четыре спокойных, уверенных в себе человека без жалоб на «тяжелую работу».

Но такой подход возможен лишь в атмосфере взаимного уважения и равенства. В схеме, где руководитель воспринимает своих коллег как членов команды, а не взвод подчиненных. В схеме, где клиент и подрядчик работают как партнеры, и никто из них не считает себя важнее только потому, что он «платит деньги» или «крайне талантлив».

Подведем итоги. Хамство промчалось бумерангом – а оно всегда возвращается. И кому это помогло? Никому. Кому навредило? Всем.

Что же получается?

Невежливость не является ни физическим недостатком, ни психическим расстройством, ни чертой характера. Это самый обыкновенный признак слабости, малодушия и крайнего непрофессионализма. И она не только портит имидж – один хамский поступок может свести на нет месяцы упорной работы, нивелировать тонны затраченных усилий и ресурсов.

Уважать права людей – это не только шеринг петиций на фейсбуке. Одно из основополагающих прав в развитом обществе – это право каждого человека на уважительное к нему отношение. Пренебрегая им, человек сознательно отбрасывает себя в темную эпоху принудительной коллективизации и бездорожья крепостных хуторов, где понятие уважения было избирательным и регламентированным.

На улице 21 век. Высокие технологии ведут человечество вперед, к равенству и дальнейшему стремительному прогрессу. И этот прогресс достигается именно в партнерстве. Так давайте же всегда будем партнерами, дамы и господа, и да пребудет с нами вежливость!

Имена всех персонажей этой статьи изменены из вежливых соображений.

Автор: Олег Завгородний, руководитель креативной группы агентства Tabasco

Оставить комментарий

Комментарии | 9

  • Ви впевнені, що «професіонали повинні терпіти»?

  • Как по мне, то словом хамством обычно обозначают что-то другое, а само слово ничего не значит. Например, обозначают грубость, неуважение, дерзость и так далее.
    Приведу еще интересный пример «хамства».
    У нас многие люди считают, что если человек хорошо и вежливо с вами общается, то это обязательно подлизывание и пресмыкание перед ним и поэтому человек начинает садиться на шею и наглеть. Хороший и вежливый человек не соглашается с таким поведением и ставит наглого человека на место. И что мы видим — наглый человек называет вежливого человека «хамом», хотя он сам таковым и являлся. И такое не редкость.

    • Никто не заставляет хорошего и вежливого человека иметь дело с наглым. Если же ему и правда по объективным причинам приходится это дело иметь, то см. ситуацию с гопниками из пункта 2. Тем не менее, существует миллион способов вежливо поставить наглого человека на место. И в данном случае вежливость и выглядит, и работает куда эффектней и эффективней хамства.

  • Что бы отброситься в тёмную эпоху, нужно из неё сначала выбраться.

Поиск