«Стартапу не нужна прибыль, ему нужны продукт и финансирование», — Александр Ольшанский

8759
10

Все чаще на рынке звучат амбициозные намерения построить Кремниевую долину в Украине. Неудивительно, что нам этого так хочется, ведь именно там такие компании как Facebook, Google, Uber ворочают недосягаемыми для наших стартапов миллиардами. На самом деле, проблема намного глубже и зиждется на несовершенстве нашей экономики. Вместо того, чтобы культивировать внутри страны интеллектуальные ресурсы, Украина продолжает отдавать сырье за «стеклянные бусы». Подробнее об этом — в конспекте доклада Александра Ольшанского на IForum 2016.

Фото: Ольга Закревская

Фото: Ольга Закревская

«Давайте посмотрим вокруг. У каждого есть мобильный телефон. Мобильную связь внедрила компания Motorola, Соединенные Штаты Америки. В телефоне есть микропроцессор — микропроцессор изобрела компания Intel. В телефоне есть GPS — тоже из Америки. Мы сидим в кондиционируемом помещении — это General Electric. У нас у всех есть холодильники — General Electric. Мы носим нейлон и лайкру, пишем шариковыми ручками Parker, клеим скотчем и так далее — этот список я могу продолжать довольно долго. Нас окружают изобретения, которые все почему-то сделаны в Соединенных Штатах.

Я не могу вспомнить какое-нибудь европейское изобретение после Второй мировой, которое так широко вошло в нашу жизнь и фактически ее поменяло. Это какой-то глюк. Не может быть, чтобы одна страна создала техническую цивилизацию, в которой мы живем.

Все, что я описал, составляет суть нашей жизни. Если бы Форд не начал производить свои машины на конвейере, мы бы не узнали или узнали много позже, что такое конвейерное производство. Если бы не появились бытовые холодильники, как бы мы сегодня накормили семь миллиардов населения Земли? Представляете себе логистику продуктов питания без бытовых холодильников?

В этом есть какой-то секрет. Я долго думал на этот счет, у меня было много версий. На первом iForum я рассказывал версию о том, что все дело в системе налогообложения — в США она не такая, как во всем остальном мире. Не верьте нашим «экспертам», которые рассказывают, что там все как у нас. В Штатах не существует одного очень важного налога — налога на добавленную стоимость. И это обусловливает кардинальные отличия американской экономики от нашей экономики и экономки любой другой страны.

Один мой приятель говорил, что НДС нужно не просто отменить — нужно ввести уголовную ответственность за пропаганду косвенного налогообложения. А другой говорил, что США должны начинать бомбить любую страну, которая попытается отменить НДС на своей территории.

Фактически этот налог разрушает экономику. Добавленная стоимость — это мера пользы, которую компания приносит обществу. Если вы облагаете налогом тех, кто делает больше добавленной стоимости, то в результате у вас растут те, кто никакой добавленной стоимости не производит. Что мы и наблюдаем у нас и в Европе.

Но дело, скорей всего, не только в налогообложении. Есть некое пересечение с современной индустрией стартапов. Почему-то стартапы в основном существуют в США, а те, которые существуют не в США, быстро иммигрируют в США и порождают гигантские корпорации, которые, собственно, и производят вышеупомянутые мировые изменения. Согласитесь, Google, Apple, Facebook изменили наш мир. За 10 лет мы переживаем изменения мира, которых не видели наши родители.

Чтобы мечту или гениальную идею привести в такое состояние, чтобы она изменила мир, нужен инструмент. Таким инструментом являются корпорации. Каждая страна в мире что-то производит — что-то, что она продает на внешний рынок. Но отвлечемся от товаров-услуг и сосредоточимся на смысловом воплощении. Например, что производит Швейцария? Банки? Деньги? На самом деле Швейцария производит доверие. Она на весь мир торгует этим товаром. И как следствие, в Швейцарии хранят деньги, процветают банки, страховые компании и т.д.

Что производит Великобритания? Великобритания производит правосудие. Два украинских олигарха Коломойский и Пинчук судятся почему-то не в Верховном суде в Украине, а в Королевском суде Лондона. Именно поэтому половина всех компаний мира зарегистрирована в юрисдикциях, которые подчиняются этому правосудию.

Что производит Россия на протяжение последних 300 лет? Россия производит для Европы угрозу. На самом деле это очень востребованный товар. Если бы этого товара не было, то война в Европе не прекращалась бы никогда. Посмотрите на историю Европы — это продукт непрерывной войны. Там война идет тысячу лет, и если бы не было этого фактора, война бы не прекращалась.

Что производят Штаты? Американскую мечту. Любая корпорация — это продукт мечты. Чтобы создать корпорацию, нужна мечта — идея. Поэтому в США зародилось движение стартапов. После Второй мировой американцы изобрели способ производства корпораций. Разные страны пытались, но получается только у американцев. В чем их секрет?

Способ американцев очень простой — они строят пирамиду. Как бизнес может развиваться? Ему нужны деньги. Первый источник — кредиты. Второй — прибыль. Третий — уставный капитал, то есть деньги акционеров. С кредитами все плохо — там высокие проценты. С прибылью тоже, когда ее мало и все хотят получить какие-то налоги, плюс знать, сколько прибыли я получил на вложенный доллар. Зачем отвечать на неудобные вопросы — намного удобнее развиваться на уставный капитал.

Вся современная индустрия стартапов работает таким образом. Мы запускаем компанию и выпускаем акции — бумажки. Продаем эти акции каким-то инвесторам, этими же акциями (опционами) платим частично зарплату и так развиваемся — стараемся эти акции поменять на другие, более высокого уровня, когда происходят слияния, поглощения и т.д. Эта пирамида впитывает в себя десятки триллионов долларов и раз в 5-10 лет она рушится.

Все знают, что это неизбежно — так устроен рынок. Но на вершине останутся 2-4 компании, которые переворачивают мир. Она вобрали в себя огромные ресурсы. В первую очередь человеческие — не финансовые. Google силен не только деньгами — Google силен командой. У них работает больше 10 000 инженеров — лучших в мире — которые создают нашу реальность.

В движении стартапов нужно уметь продвигаться по этой пирамиде. Стартапу не нужна прибыль — ему нужен продукт и финансирование. Прибыль будет потом, когда рухнет пирамида.

В мире сложилась такая ситуация, когда никто ни за что не платит. Кроме интеллекта больше ничто ничего не стоит. А интеллект — это современные отрасли экономики: IT, биология, генная инженерия. С двумя последними Украине не очень повезло, но с IT у нас есть шанс. Его нужно не упустить, потому что второго такого шанса не будет.

Посмотрите на страны Африки и другие страны, которые упустили свой шанс запрыгнуть в последний вагон поезда предыдущей технологической революции. Сейчас никто не платит ни за зерно, ни за сырье. Это все товары, которые будут обмениваться на бусы. Помните, как переселенцы обменивали стеклянные бусы (высокотехнологичный товар на то время) на землю? Если мы не хотим стать страной, которая покупает бусы, нужно развивать высокоинтеллектуальную экономику. Это экспорт, который нам ничего не стоит — не потребляет ресурсов, не загрязняет окружающую среду, он ведет к развитию людей.

Каждый доллар, вложенный в IT и передовые отрасли экономики — чистый. Он полностью идет на потребление. 80% себестоимости IT-продуктов идет на зарплату сотрудников. Это самый высокоэффективный способ получения денег.

Понятно, что надо делать, но непонятно, почему мы делаем наоборот. Почему мы слушаем про бесконечные обыски в IT-компаниях, и начинаем вместо учений гражданской обороны, чтобы построить дееспособную армию, проводить учения, как правильно вести себя при обысках, чтобы отбиться он наших правоохранителей.

Либо мы идем по пути интеллектуальной экономики и развиваем свой интеллектуальный потенциал внутри страны, либо мы идем назад — экспортируем сырье, мозги и продолжаем деградировать. Никакого другого выбора у Украины сегодня нет».

Оставить комментарий

Комментарии | 10

  • Современную мировую экономику можно определить как экономику ожиданий, и в развитых странах действительно можно было делать «бизнес со скоростью мысли». Но это — временный удел для единиц, а не для масс, и страну нашу он не подымет. Время эйфории закончилось, предстоит долгая и не очень выгодная работа во всех сферах деятельности, чтобы хотя бы увидеть надежду.

  • Все далеко не так однозначно и, кроме денег, необходим рынок и экспертиза. Именно за этим все едут в США. В том числе и из Англии, хотя остаются в английской юрисдикции зарегистрированными. Никакую идею невозможно масштабировать, если не находиться на достаточно большом рынке, на котором ее можно масштабировать. Ну и, соответвенно, необходима экспертиза уже на этом рынке, которая поможет масштабироваться. Всего этого в Украине нет. Даже если бы в Украине все было бы отлично, все равно уезжали бы в США. К слову, также, как из США компании хотят дальше развиваться в Китай и Индию — там большие рынки. Поэтому необходимо просто признать ту роль, которую Украина может занимать в жизненном цикле стартапа и учавствовать во всем процессе, внося свою лепту. В конце концов, глобальные компании не сосредоточены только на одном рынке и не важно откуда вышли.
    .
    Написал пост о том, какие инициативы могут помочь оживить экосистему в Украине:
    http://blog.babich.me/2016/03/startup-kak-ozhivit-ekosistemu-v-ukraine.html

  • Не заблуждайтесь трепом Ольшанского, ему просто нужны стартапы для потенциального экзита и распила оценки. Настоящий стартап должен приносить прибыль, чтобы быть… бизнесом. Если же нет прибыли, а только лишь стремления к высокой оценке на фондовом рынке — то это не стартап, а Ponzi scheme. Таким лучше заниматься в Штатах, где доллары печатают и поближе к Кремниевой долине. Ориентируйтесь на прибыль, делайте здоровый устойчивый бизнес, который можно будет передать следующим поколениям.

    • Не знаю, что ему там нужно и почему у вас такое мнение об Ольшанском, при этом согласен с вами в части «Ориентируйтесь на прибыль, делайте здоровый устойчивый бизнес»

    • Павел, с одной стороны вы говорите — верно исходя из реалий. Прибыльный бизнес — значит, рынок готов платить деньги сейчас. Это значит, что бизнес продает Здесь и Сейчас. Но Гиганты зарабатывают на продаже будущего, взращивая рынок. Чего стоит миссия Apple — мы должные опережать рынок на одно поколение. Твиттер начал свою монетизацию не так давно. Али-Експрес 5-6 лет зарабатывал копейки. В погоне за прибылью можно не выйти из клуба «валютных-спекулянтов» на сиюминутных скачках. А следующей волны, так и не дождаться. Вкладывать и продавать будущее — к этому призыват Ольшанский. А о личных намерениях, об этом судить не буду. Стратегия всеравно Вин-Вин.

  • а вообще идея — прокачать KPI — залить финансирование — назначить себе cерьезную ЗП
    А потом — сказать не сложилось- конъюнктура рынка….

  • Дайте Александру Ольшанскому серьезный пост в правительстве. Как раз такие люди (если он действительно верит в то, что говорит) там нужны.

  • он понял что сказал?
    «Там война идет тысячу лет, и если бы не было этого фактора, война бы не прекращалась.»

    • Скорее — вы не поняли. По поводу 1000 лет — почитайте историю. Россия собой сместила фокус внимания во вне, что консолидирует любую систему внутри. Хоть и не на долго. Просто Европа вступила в кризис роста. И Восточная Европа — точка роста, начиная с Польши, Словакии. Мы тоже у порога топчемся. И ИТ — действительно самый лучший вариант, а я бы все же предлагал вскочить и в Космос, Био-инженерию. Но ИТ — с большей вероятностью может хорошо выстрелить.

Поиск