8 навыков, которые ребенку необходимо иметь в цифровую эпоху

7075
1

Во время роста предыдущего поколения IT и digital media были нишевыми. Сегодня навыки в этих направлениях стали основой многих умений и необходимостью для достижения карьерного успеха. Поэтому digital skills — неотъемлемая часть комплексной системы образования. Однако, без национальной программы цифрового образования, владение и доступ к технологиям будет распределяться неравномерно, усугубляя неравенство и препятствуя социально-экономической мобильности. Чему же нужно обучать детей, чтобы этому воспрепятствовать?

Какой у вас DQ?

Задача преподавателей – выйти за рамки представлений об IT как об инструменте или «средстве для организации образовательных платформ». Вместо этого они должны продумать, как развить способности и уверенность студентов, чтобы они смогли преуспеть и в онлайне, и в офлайне — в мире, где повсюду цифровые медиа.

По аналогии с IQ или EQ, которые мы используем для измерения общего и эмоционального интеллекта, способности и владение digital media – это умение, которое можно измерить. Это называется DQ, цифровой интеллект. Хорошая новость заключается в том, что DQ – это высоко адаптивный интеллект.

DQ в целом можно разбить на три уровня:

  • Уровень 1: Цифровое гражданство

Возможность использования цифровых технологий и средств массовой информации безопасным, ответственным и эффективным способом.

  • Уровень 2: Цифровое творчество

Возможность стать частью цифровой экосистемы при помощи совместного создания нового контента, а также возможность воплощать идеи в реальность при помощи цифровых инструментов.

  • Уровень 3: Цифровое предпринимательство

Использование digital media и цифровых технологий для решения глобальных проблем или создания новых возможностей.

Почему мы пренебрегаем цифровым гражданством?

Из трех уровней цифровым творчеством пренебрегают менее всего. Все больше школ пытаются обеспечить детей некоторым объемом медиаграмотности, кодирования и даже робототехники. Эти направления рассматривают через призму будущего трудоустройства и создания новых специальностей. Кроме того, существуют масштабные образовательные инициативы – например, code.org в США или IamTheCode.org в Африке – которые обеспечивают доступ к изучению программирования.

Цифровое предпринимательство также активно поощряют, в том числе, в области высшего образования. Многие ведущие университеты переняли и внедрили новые курсы или инициативы, например, technopreneurship (техническое предпринимательство), а также хакатоны для поощрения культуры инноваций. Мы начинаем отмечать глобальные движения по поддержке социального предпринимательства среди детей в рамках менторских программ – например, Mara Foundation, и школьных программ, Ashoka Changemaker School.

Но о цифровом гражданстве преподаватели и руководители часто забывают, невзирая на то, что именно оно — основа способности человека использовать технологии и жить в цифровом мире. Потребность, которая возникает с самого раннего возраста. Ребенок должен приступать к изучению цифрового гражданства как можно раньше, в идеале – когда начинает активно использовать игры, социальные медиа или любые цифровые устройства.

Цифровые навыки, которым должны учиться наши дети

Педагоги склонны считать, что дети получат такие навыки самостоятельно или будут развивать их у себя дома. Однако из-за разрыва «цифрового поколения» с поколением Z (рожденным в 2000-2025 годах – ред.), именно последнее на самом деле является первым поколением, растущим в эпоху смартфонов и социальных медиа. Ни родители, ни учителя не знают, как адекватно вооружить детей необходимыми навыками.

Дети слишком часто подвергаются киберрискам, игровой и технологической зависимости, интернет-травле и грумингу (когда при помощи цифровых технологий входят в доверие к ребенку, чтобы склонить его к разврату — ред.). Они также могут перенимать токсичные поведенческие нормы, которые влияют на их способность взаимодействовать с другими людьми. С такими проблемами сталкиваются большинство детей, и их пагубное влияние намного усиливается в случае с уязвимыми детьми, в том числе с особыми потребностями, детьми различных меньшинств и экономически неблагополучных групп населения. Они, как правило, не чаще подвергаются риску, но и сталкиваются с более серьезными последствиями.

Так каким навыкам мы должны учить наших детей в рамках цифрового гражданства? В исследовании, которое мы провели по этому вопросу, можно выделить восемь из них.

  1. Цифровая личность гражданина: умение выстраивать здоровую и целостную личность онлайн и офлайн, а также управлять ею.
  2. Управление экранным временем: самоконтроль и умение управлять проведенным перед экраном временем, многозадачностью и своим участием в онлайн-играх и социальных медиа.
  3. Управление интернет-травлей: способность распознать ее и мудро выйти из таких ситуаций.
  4. Управление кибербезопасностью: способность защитить свои данные, создав надежные пароли, и способность справиться с различными кибератаками.
  5. Управление конфиденциальностью: умение осмотрительно обращаться с любой личной информацией, которой ребенок делится в интернете, чтобы защитить свою и чужую приватность.
  6. Критическое мышление: умение отличать правдивую информацию от ложной, хороший контент от вредного, а также распознавать надежные и сомнительные онлайн-контакты.
  7. Цифровые следы: умение понимать природу цифровых следов и их последствия в реальной жизни, а также соответственно ими управлять.
  8. Цифровая эмпатия: способность проявлять эмпатию по отношению к собственным и чужим потребностям и чувствам онлайн.

nm34r2oc-9nwmujztoqevebvwx977gzto-xih2tmyug

На что похоже качественное цифровое образование

Качественное образование в части цифрового гражданства должно предусматривать оценки и фидбек. Оценки должны быть всесторонними и адаптивными, чтобы ими можно было оценить навыки DQ не только по «железу», но и по софту. В конечном итоге, они должны обеспечить фидбек, который даст детям лучшее понимание своих сильных и слабых сторон, чтобы они смогли найти свой собственный путь к успеху.

В конце-концов, национальные лидеры должны понимать важность цифрового гражданства — основы цифрового интеллекта. Национальное образование должно сделать приоритетом реализацию программ цифрового гражданства в рамках общей структуры DQ-образования.

Самое главное – люди должны инициировать цифровое гражданское образование в своих зонах влияния: родители – у себя дома, учителя – в своих классах, лидеры – в своих сообществах.

Не нужно ничего ждать. По факту, нет времени ждать. Дети уже погружены в цифровой мир и влияют на то, как он будет выглядеть завтра. И только от нас зависит, будут ли они вооружены навыками и поддержкой, чтобы сделать его местом, где они смогут преуспеть.

Автор: Юхайн Парк

Источник: weforum.org

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Ну наша дитина поки не знає що таке електронний світ зі всіма його технологіями і інноваціями,ми поки на стадії розвитку і грається виключно звичайними іграшками,а саме конструктор, ляльки та інше з сайту Шкет: http://shket.ua/ (вибрали його бо там найдешевше)

Поиск