Как покупка наркотиков за биткоины может обнаружиться годы спустя

10197
5

Журнал Wired обратил внимание на прошлое нелегального биткоин-рынка — благодаря наличию блокчейна неосторожные покупатели наркотических средств могут оказаться под угрозой криминального преследования даже годы спустя. Тех, кто однажды не побеспокоился о безопасности, можно легко идентифицировать вплоть до полного имени и места проживания. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.

Возможно, вы покупали наркотики на Silk Road лет 5 назад, когда рынок электронной коммерции запрещенными веществами был свободно предоставлен онлайн. Вы могли уже множество раз пожалеть о таком решении. В конце концов, четыре биткоина, потраченные на порцию галлюциногенных грибов, стоили бы сейчас как Alfa Romeo. Но одна группа исследователей хочет напомнить вам еще одну причину для сожаления: если вы не были особенно осторожны когда тратили криптовалюту, доказательства наркоторговли до сих пор предоставлены на обозрение правоохранительным органам, даже после изгнания Silk Road из дарквеба.

Исследователи из Катарского университета и университета Хамад-бен Халифа опубликовали документы, показывающие как легко объединить биткоин-транзакции многолетней давности с реальными людьми, если те не побеспокоились насчет «отмывания» денег. Рассмотрев более 100 случаев, они смогли связать трату биткоинов в дарквебе с публичными аккаунтами. В более чем 20 случаях легко было установить связь между этими публичными профилями и транзакциями конкретно на Silk Road, также обнаружив имена покупателей и места проживания. Вот как ситуацию описал исследователь Хусам Аль-Джавахери:

Ретроактивная операционная безопасность биткоина низкая. Когда что-то записывается в блокчейне, вы можете легко вернуться обратно и поднять эту информацию, разрушая анонимность пользователей.

Опытные пользователи давно поняли о парадоксе приватности биткоина: поскольку он не контролируется ни одним банком или правительством, может быть очень сложно связать реальную личность с криптовалютными сбережениями. Но публичное хранилище биткоин-транзакций, также известное как блокчейн, служит записью всех переводов с одного кошелька на другой. Установить чей-то адрес и понять, кому они отправляли или от кого получали деньги — тривиальная задача, только если пользователь не заморочился переводами через посредников или специализированные сервисы, которые берут процент за скрытие подробностей платежа.

Но не многие исследователи ранее использовали эту особенность биткоина для идентификации транзакций из дарквеба. Чтобы добиться своего, катарские специалисты сначала собрали десятки биткоин-адресов, использованных для пожертвований и переводов с Tor-сайтами, начиная от WikiLeaks и заканчивая ныне закрывшимся Silk Road. Затем они составили базу публично доступных кошельков, посмотрев на записи пользователей в Twitter и популярном форуме Bitcoin Talk.

Просто сравнивая два этих набора данных, они обнаружили 125 транзакций в адрес дарквеб-сайтов — вероятно, сделанных ради сохранения анонимности — которые можно было легко связать с публичными аккаунтами. Среди них было 46 пожертвований для WikiLeaks. Что более тревожно, 22 платежа были сделаны на Silk Road. Хотя они и не разглашали конкретных сведений об этих 22 людях, исследователи говорят: пользователи открыто публиковали свое местоположение, сведения о возрасте, гендере, email-адреса и даже полные имена. Один из них был всего лишь подростком на момент совершения транзакции. 18 людей, чьи транзакции на Silk Road связали с активностью на Bitcoin Talk, также находятся под угрозой, поскольку ранее форум отвечал на требования раскрыть регистрационную информацию о пользователях.

Исследователи отметили, что воспользовались легко обнаружимыми адресами и простыми математическими техниками. Они не применяли другие методы — к примеру, предложенную ранее инициативу выделять «кластеры» адресов, связанных с дарквебом. В их распоряжении также не было полномочий, которыми обладают правоохранительные органы, способные заставить компании вроде Coinbase раскрыть секретные биткоин-адреса. Более методичные и упорные ищейки смогут отыскать гораздо больше анонимных платежей, даже годы спустя.

Правоохранители уже доказали свои умения использовать записи из блокчейна в качестве доказательств. В случае осужденного основателя Silk Road Росса Ульбрихта, например, представитель ФБР показал присяжным, что однажды $13,4 млн в биткоин-эквиваленте были переведены с серверов Silk Road на ноутбук Ульбрихта. И даже транзакции многолетней давности не находятся в безопасности. Один немецкий покупатель Silk Road был оштрафован на 3000 евро после задержания дилера марихуаны, в распоряжении которого находились записи предыдущих сделок. 

Такие ситуации сделали биткоин-пользователей еще осторожнее в отношении приватности. Ранее в этом месяце исследовательская фирма Chainalysis отметила, что сейчас переводы в дарквебе составляют около 1% от всего объема биткоин-транзакций, что существенно ниже 30% в 2012 году. Покупка контрабанды, как и другие нелегальные способы применения криптовалют, теперь совершается при помощи альткоинов вроде Monero или Zcash, по умолчанию предлагающих гораздо лучшие условия приватности.

Но как показала работа катарских исследователей, даже такие инициативы не всегда могут стереть былые доказательства. Удаления профилей или биткоин-адресов может оказаться недостаточно, если посты или страницы были сохранены в кэше сервисов вроде Internet Archive. Так что максимальный стелс-режим сегодня может не спасти от призраков прошлого.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск