Блиц-опрос: что ускоряет и что тормозит развитие электронного правительства в Украине

3541

Больше года тысячи волонтеров, десятки активистов и разработчиков, а также прогрессивные представители власти работают над внедрением eGov (электронного правительства, не путать с іGov – отдельным проектом eGov). От их успеха зависит, смогут ли украинцы навсегда попрощаться с бумажной волокитой, с требованиями взяток за получение разрешительных и прочих документов, с коррупцией и воровством государственных органов во время проведения финансовых операций. Украина же от внедрения eGov получит новое эффективное и прозрачное госуправление, процветание, а также развитие конкурентоспособности страны.

Украинское электронное правительство объединяет множество проектов. Однако процесс его внедрения идет медленнее, чем хотелось бы. В каких проектах наблюдается наибольший прогресс, что мешает быстрому развитию eGov в Украине, и как можно изменить ситуацию к лучшему, узнавал AIN.UA.

Яника Мерило, советник министра инфраструктуры Украины, директор по инновациям при Львовском горсовете, президент UVCA

13130946_1104630256245235_3315993019566238974_o

Что мешает быстрому внедрению eGov в Украине? Не делать всего возможного – это тоже мешать. Очень надеюсь, что новый Кабинет министров скоро примет стратегию электронного правительства, определяющую, кто, когда, что и за какие средства должен запустить. Этот инструмент заставит перейти на электронные услуги те госорганы, которые этого не хотят.

Необходима постоянная работа на уровне законодательства, ведь многое в электронном правительстве требует государственного урегулирования: BankID, MobileID, ID-карточка и так далее.

Важно постоянное давление на госорганы и правительство вопросом: «А почему еще нет?». Не троллинг, а помощь и понимание, что все процессы требуют времени. Также важно популяризировать е-правительство, чтобы было понятно, о чем мы вообще говорим, и чего требовать.

Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке «Киевстар»

Krazhan

До прихода нового правительства нам действительно мешало отсутствие политической воли. Все решалось на центральном уровне, все процессы были завязаны на министерствах, ведомствах и были забюрократизированы. Теперь, с приходом Владимира Гройсмана – приверженца технологий и инноваций – ситуация начала меняться к лучшему. В программу действий правительства уже вписаны элементы электронного управления. Например, MobileID. Это означает, что ключевой элемент eGov – идентификация пользователей вскоре будет упрощена.

Второе препятствие – отсутствие электронного формата общения внутри госструктур. В digital-мире, а мы в «Киевстар» уже давно понимаем, что мир изменился и нужно осваивать новый подход к работе с быстро меняющимися настроениями клиента, невозможно представить себе такое количество бумажных документов, как есть сейчас. Человек не хочет делать 2-3 лишних клика, не говоря уже о том, чтобы заполнять кучу бумажек. Чиновники пока этого не понимают и не слишком стремятся облегчить жизнь себе и другим.

Третье – законодательная база устарела и нужно приложить массу усилий, чтобы привести ее в соответствие с правилами жизни в новом мире. Существующие законы про электронные документы можно трактовать очень по-разному. Это создает лазейки для «посредников» и коррупции. Но я надеюсь, что вскоре все изменится.

Юрий Назаров, советник мэра Киева

IMG_3432-1024x683

Основной прогресс я вижу в открытых данных: в Украине достаточно активно разрабатывается API для доступа непосредственно к данным и к реестрам, а это дает толчок ко внедрению разных электронных сервисов и к развитию бизнеса. Второе направление, которое я бы выделил, – созданный силами волонтеров iGov. Я вижу достаточно серьезные результаты и прекрасную перспективу у этого проекта, мы в Киеве, кстати, тоже используем эту платформу.

Основная проблема – отсутствие централизованного управления электронным правительством в Украине и разрозненность действий разных министерств и ведомств. Каждое из них в части ІТ развивается в своем направлении, потому что отсутствует комплексный подход, стратегия развития ІТ в стране. Нет основного элемента – некого центрального органа, который мог бы аккумулировать решения, формировать общую стратегию, концепции и подходы по управлению ІТ в стране – и доводить их уже до всех министерств ведомств и, соответственно, органов местного самоуправления.

Кроме этого, наша законодательная база сильно устарела. Например, многие базовые законы и подзаконные акты принимались еще в 80-90 годах, а мы уже в XXI веке. Устаревшая законодательная база сильно тормозит развитие ІТ: платежных сервисов, сервисов по предоставлению электронных услуг, банковских сервисов и т.д.

Алексей Выскуб, заместитель главы Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины

Говорить об эффективном развитии е-правительства и всех направлений е-услуг невозможно без электронного взаимодействия. Однако именно по этому направлению мы имеем наибольшие проблемы, которые накапливались годами.

В Украине практически отсутствует автоматизированный обмен данными между реестрами, и это причина низкой эффективности работы органов власти, большой сложности порядков оказания услуг и прочего. Больше года нам понадобилось, чтобы привести большой международный грант для решения этой проблемы в Украине. И с июля мы начинаем процесс подключения первых реестров.

DSC_0009

Те, кто обещает вам завтра сотни услуг и готовое е-правительство – чистые популисты. Многие думают, что создав сайт, фронт-офис, они уже внедрили е-правительство, при этом в бек-офисе у них даже электронного документооборота нет.

Пример: нам надо перевести какую-то админуслугу в е-форму. Сейчас для ее предоставления от гражданина требуется 5 документов, часть из которых он должен собрать в другом органе власти. Как такую услугу автоматизировать? Конечно же, изменить порядок: внедрить электронное взаимодействие между органом-поставщиком услуги и другими органами власти, которые имеют необходимую информацию. После этого нужно сделать удобную и автоматизированную онлайн-форму с проверкой заполнения, подключенными справочниками – и на выходе мы имеем классную е-услугу: гражданин подает всего лишь один документ с минимальным риском на ошибку, орган власти-поставщик сам собирает необходимую информацию. Именно так мы запустили е-услуги в строительной сфере.

Поэтому сегодня наибольшие проблемы развития е-правительства в Украине следующие:

  • необходимость существенно менять старую забюрократизированную систему, что требует много времени и усилий;
  • отсутствие взаимной согласованности и единой координации всех программ и проектов в сфере е-правительства: многие органы, начиная свой проект, считают его уникальным, вместо того, чтобы подумать как объединить его с другими ранее существующими и будущими проектами и системами;
  • популизм отдельных инициатив.

Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации президента Украины

Фото: Оля Закревская

Фото: Оля Закревская

За последние два года сфера электронного правительства в Украине значительно продвинулась вперед за счет отдельных проектов. Приведу несколько примеров.

  • Приняты законы об открытых данных (мы открыли возможность представлять открытые данные для машинной обработки).
  • Министерство финансов запустило Edata — портал для мониторинга публичных финансов.
  • Запущен и работает портал электронных петиций к Президенту Украины (существует порядка 21 000 петиций и более 3 млн уникальных пользователей).
  • Запущена и работает система электронных закупок Prozorro. Сегодня системой пользуются порядка 4500 предприятий, а экономия государственных средств превышает 1,2 млрд грн.
  • Граждане получили возможность оформлять загранпаспорта с бесконтактным электронным носителем данных.
  • Украина получила 3G, а бюджет – 11 млрд грн в результате прозрачного тендера.
  • Создана электронная система свободного доступа к информации об имущественных правах на недвижимость.
  • Разработаны и внедрены удобные электронные сервисы и услуги в ряде сфер: от Единого госреестра до электронной отчетности. Внедрен электронный апостиль.

Имея огромный IT-потенциал, Украина демонстрирует слабые результаты в сфере государственного регулирования ИКТ и внедрения ИКТ в государственный сектор. По индексу сетевой готовности (network readiness index – рассчитывается в рамках отчета World Economic Forum и INSEAD), в 2016 году наша страна заняла 90 место среди 138. Согласно критерию важности ИКТ для государственной стратегии и видения будущего, мы на 130 месте, по приоритетности ИКТ для правительства – на 120-м.

Совершенно абсурдным образом сложилась ситуация вокруг законопроекта №4302 касательно использования облачных технологий. В то время, когда даже такие богатые страны как Дания, Франция, Германия, не рискуют взваливать на себя дополнительные затраты на инфраструктуру и пользуются услугами коммерческих облаков, украинские чиновники блокируют принятие такого решения. Закон должен открыть любой госструктуре возможность привлекать к обработке данных самые лучшие и успешные компании, которые способны предоставить гарантии безопасности (Amazon, De Novo, Microsoft).

Пример: IT-специалисты Администрации президента Украины разработали и ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота (СЭД). Мы бесплатно предложили ее для внедрения любой государственной структурой в стране. СЭД позволяет автоматизировать основные процессы обработки документов, а также стимулирует обновление IT-инфраструктуры госструктур. Кроме того, повышается прозрачность работы служащих и появляются дополнительные инструменты для контроля за выполнением задач. Казалось бы, все это просто необходимо украинским госорганам. Однако мы сразу столкнулись с целым букетом препятствий: нежеланием принимать решение о внедрении систем; отсутствием внутренней мотивации служащих к любым изменениям; проблемами с финансированием; отсутствием нормативной базы для внедрения облачных технологий. Тем не менее, на сегодняшний день интерес к СЭД АПУ выразили 39 госструктур.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск