В мире наблюдается тенденция перехода на безналичную оплату товаров и услуг, что неудивительно с учетом того, как быстро и в каком объеме и ассортименте расцветают интернет-услуги. Одни страны отказываются от наличных быстро и безболезненно, другие – консервативно побаиваются и медлят. У первых это происходит как под действием положительных факторов – например, как у Швеции, так и вследствие неблагополучной обстановки в стране, как в Сомали. Редакция AIN.UA собрала несколько интересных кейсов о том, как в разных по уровню развития странах мира безналичные платежи завоевывали рынок.
Тенденции
В мире есть два основных драйвера развития безналичных платежей – банки и операторы.

Позиции банковских приложений и сервисов предсказуемо сильны в высокоразвитых странах вроде США, Канады, государствах Европы. Исключительно мобильных финансовых сервисов – в развивающихся странах с большим количеством населения, не охваченного банковскими услугами. Наибольший процент таких пользователей в Индии (46%), Индонезии (37%), Мексике (34%) и Турции (34%). «Мобильные кошельки» популярны и в странах Восточной Африки. Всего по оценкам исследовательской компании Nielsen, количество пользователей мобильных небанковских в мире составляет 2 млрд.

То же исследование показывает, что самый большой интерес к мобильной коммерции и мобильным устройствам как инструментам покупки демонстрируют развивающиеся регионы, в то время как зрелые рынки США и Европы (особенно США) смотрятся достаточно консервативно на их фоне. Особенно сильно проникновение мобильных устройств в покупки в Азии – регионе с отличными сетями, наибольшим количеством мобильных пользователей (60% от всех пользователей) и основным поставщиком телекоммуникационных инноваций.
Есть еще третий потенциальный драйвер рынка безналичных платежей, который только начинает раскачиваться и пока не проявил себя в полной мере – технологические компании вроде Google, Apple, Samsung, Alibaba. Распространение платежных систем Apple, Samsung и Google сдерживается не только присутствием на тех или иных рынках, но и физически – количеством устройств на руках у пользователей. В итоге счет пользователей таких платежных систем идет на десятки миллионов (точную цифру компании не разглашают) по миру, что в целом не так уж много.
Рост доверия населения к безналичным платежам стимулирует онлайн-торговлю, а онлайн-торговля, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост популярности онлайн-платежей. Все вместе это служит стимулом для экономического развития стран. Фактором, определяющим рост безналичных платежей, является удобство для пользователя – доступность услуги в его каналах связи и устройствах, понятность интерфейса и поддержка нужным сервисом.

«Согласно мировым исследованиям, из-за неудобства совершения платежа, 38% заказов онлайн не заканчиваются покупкой, а 97% покупателей оставляют товары в корзине с мобильных устройств», – рассказывает Сергей Францишко, вице-президент по развитию бизнеса представительства Masterсard Europe в Украине, Молдове, Грузии, Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. Компания очень интересуется развитием безналичных платежей.

У каждой страны, где безналичные платежи стали популярны, свои причины и истории, но результат везде один – рост, рост и еще раз рост количества транзакций, пользователей, средств.
Сомали – мобильные платежи как защита от грабителей и не вызывающей доверия банковской системы
Почему так
Последнее, с чем ассоциируется Сомали – это технический прогресс. Плохая криминогенная обстановка, бедность, кризис банковской системы, низкий уровень грамотности населения, анархия во власти, страшные истории о пиратах XXI века и прочие напасти. Именно эти неблагополучные факторы сыграли на руку развитию мобильных платежей в стране. Местные боятся носить с собой деньги из-за риска быть ограбленными и обманутыми. Банки успели себя плохо зарекомендовать, чем убили шанс стать последним спасением накоплений в условиях хаоса и анархии.
Как все устроено
Первой компанией, которая предложила мобильные платежи на рынке Сомали, была Hormuud Telecommunication Company. Случилось это в 2010 году. Надо понимать, что только в 2015 году в стране уровень проникновения мобильной связи перешагнул отметку 50%, а еще, например, три года назад речь шла о 22%. К тому же Сомали с населением в четыре раза меньше, чем в Украине, возглавляет рейтинги самых бедных и самых опасных государств.

Но продукт Hormuud в таких условиях выжил, обновился и сегодня является одним из трех популярных платформ для мобильных платежей в Сомали. Как пишет Quartz, со ссылкой на World Bank, около 40% взрослого населения страны имело аккаунт в платежной системе состоянием на 2014 год. По данным компании, аудитория EVC Plus в Сомали составляет 2,5 млн пользователей. Это совсем немного в сравнении с развитыми странами, но это здоровый кусок пирога в стране, где могло быть не быть ничего.

При помощи мобильных платежей в Сомали можно оплатить что угодно – от продуктов в супермаркете, чая с молоком на улице до травки за углом. Некоторые продавцы в принципе отказываются принимать наличные. Через мобильные платежи в страну из-за границы переводится $1,6 млрд, это больше трети ВВП государства в 2014-2015 годах.

Система EVC Plus была разработана и внедрена вместе с оператором Safaricom – сомалийским партнером Vodafone – и чем-то напоминает его собственную мобильную платежную систему M-PESA, пользующуюся большой популярностью в странах Африки. Система EVC Plus принимает платежи и в национальной валюте, и в долларах, это ее главное преимущество. Поэтому она оптимальна для приема средств из-за рубежа и раздражает Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин, группу исламистов, контролирующую отдельные части Сомали. Они опасаются, что мобильные платежи могут доставить в страну достаточно денег для свержения их власти. Ежедневно в системе только внутри страны суммы трансфера достигают 3000 долларов.

На севере Сомали, в самопровозглашенной республике Сомалиленд, пользуется популярностью мобильная платформа Zaad от оператора Telesom. Она позволяет переводить средства между абонентами, оплачивать коммунальные услуги, назначать регулярные платежи и даже составлять финансовые отчеты. Для всего этого платформе не нужен доступ в интернет.
Кения – мобильные платежи как альтернатива банкам, которые не смогли удовлетворить спрос
Почему так
Кения, в отличие от соседнего Сомали, не скатилась в пучину анархии и является одной из самых быстроразвивающихся стран Восточной Африки. Страна выполняет роль регионального центра торговли и финансов Африки.

В 2007 году, когда возможности банков были еще не такими продвинутыми и мобильными как сейчас, в Кении была внедрена платежная система M-Pesa. Ее разрабатывала в 2003-2007 годах компания Sagentia специально для этой страны по заказу британского Департамента международного развития. В 2009 году оператор Vodafone (в Кении его партнер Safaricom) перенес M-Pesa для масштабирования и внедрения в других государствах. С тех пор именно мобильные платежи тут стали каналом движения средств, распространились на другие государства Африки и не только. Сегодня Vodafone, в сети которого работает услуга, предлагает ее даже в Албании и Румынии – странах европейского региона. Украинский Vodafone вопросы собственных планов на мобильную коммерцию в нашей стране не комментирует.
Как все устроено
Мобильные платежи случайно стали сильной альтернативной банковской системе в Кении. M-Pesa задумывался как сервис микрокредитования в дилерской сети оператора. Компании, которые занимались микрокредитованием, увидели перспективы в продукте, так как платформа позволяла получить доступ к большой части населения, но при этом не тратиться на банковские отделения, карты, обслуживающий персонал.

Успех сервиса у населения и потенциальных кредиторов привел к появлению новых возможностей – переводов и оплаты услуг. Сегодня помимо этого M-Pesa позволяет размещать средства на депозите и совершать все стандартные банковские операции. В итоге сервис подходит и для оплаты в магазинах, и для получения зарплаты или переводов из-за рубежа. Обналичивать средства можно в дилерской сети оператора, которые совмещают свои традиционные задачи с банковскими. По сути, это и есть банк, таким, каким его хотят сделать сейчас самые продвинутые банковские организации.

M-Pesa в Кении, сообщает Quartz со ссылкой на Financial Times, осуществляет 80 транзакций в секунду, через систему проходит 31% средств ВВП страны, то есть примерно $11 млрд (ВВП Кении в 2015 году составило $33.62 млрд). Интересно, что проникновение мобильных устройств в стране составляет 76% в 2015 году. И это та цифра, которая будет расти. На долю Safaricom приходится 40% рынка. Можно себе представить, насколько важную роль играет M-Pesa в жизни жителей Кении, которые подключены к «правильному» оператору и пользуются услугами сервиса.

Популярность мобильных платежей в Африке в целом и в Кении в частности подстегнула развитие мобильной связи и интерес к региону со стороны платежных систем и традиционных банков. В 2015 году Vodafone сделал возможным денежные переводы между Танзанией и Кенией, и не в последнюю очередь поэтому вырос еще на 20%. В годовом отчете Vodafone за 2015 год говорится о том, что у M-Pesa 20 миллионов пользователей, за 2016 их количество уже достигло 25 млн в 10 странах мира и продолжает расти. Компания прогнозирует, что тенденция сохранится в ближайшее время. И это закономерно, что мобильная связь, будучи самым близким ко многим пользователям технологическим инструментом, перенимает новые функции и развивается в неожиданном сегменте.
Швеция – потому что наличными и так почти никто не пользуется
Почему так
Швеция – одна из самых развитых европейских стран, завсегдатай топов рейтингов уровня жизни. Тут отлично развита банковская система, безналичные платежи, сеть терминалов по всей стране, которые их принимают, и сервисы для бесконтактной оплаты всего на свете. Даже бездомные на городских улицах готовы к совершению безналичных транзакций.

Поэтому крупнейшие банки страны (SEB, Swedbank, Nordea) выступили с предложением отказаться от наличных вовсе – они все равно составляют 2% от всего количества транзакций и 20% от размера платежей (при среднемировом показателе 75%), да и от этих наличных сплошная беда – теневая экономика, действия злоумышленников и уклонение от уплаты налогов.

Но все это было бы невозможным, если бы в стране не было хорошо работающей системы, позволяющей платить без использования купюр и монет. Примерно две трети банковских отделений страны уже полностью отказались от операций с наличными. Один из результатов этого – сокращение случаев ограбления банков за 10 лет с 2002 года в 10 раз. До 5 штук в год.
Как все устроено
Основной двигатель безналичных платежей в стране – приложение Swish, аккаунт которого есть у 40% жителей страны. По данным the Guardian, за последний год через приложение было совершено 9 млн транзакций.
Swish разработали главные банки Швеции. Оно позволяет переводить деньги на счет другому абоненту, просто указывая его номер телефона и сумму. От кейсов, описанных выше, эта система отличается тем, что средства переводятся с банковского счета одного абонента на банковский счет другого абонента. Подобным образом работает сервис перевода денег российского оператора МТС – «легкий платеж».

На безналичный расчет перешли не только крупные торговые точки. В Швеции без банковской карты или мобильного приложения невозможно купить билет на общественный транспорт. И если в Украине часто можно увидеть скривленное лицо в ответ на попытку оплатить маленький счет карточкой, то тут ситуация обратная. Маленькие торговые точки могут отказать в покупке любой ерунды, мотивируя это тем, что они не принимают наличные. Известны случаи, когда объекты сферы обслуживания сначала отказывались от приема наличных, потом снова возвращались к этой практике. Но это не отменяет тенденцию – население Швеции предпочитает не возиться с деньгами.

Для мелких торговых точек в Швеции тоже есть решение – портативный терминал iZettle, подключаемый к телефону.

На руку росту Swish играет высокое проникновение скоростного интернета и мобильной связи в стране. Если к скоростному фиксированному интернету в Швеции имеет доступ только 34% жителей, то проникновение скоростного мобильного интернета уже превысило 100%. И более того, уход в онлайн поощряется и стимулируется «сверху» и опирается на готовность граждан пробовать новые услуги. В Украине ситуация иная, и этот путь ухода от наличных нам не подходит на данном этапе технологического развития.
Дания – отказ от наличных по всеобщему согласию и в силу технологичности
Почему так
Дания еще раньше Швеции объявила о своем намерении стать безналичной страной – такие разговоры идут с 2015 года. В целом, ситуация во всех странах Северной Европы более-менее похожая – у них уже есть достаточная инфраструктура для перевода платежей в электронный мир. Банки выпускают приложения, которые позволяют легко платить без наличных. У пользователей есть смартфоны с повсеместным доступом в интернет. Государства отменяют законодательное требование для торговых точек принимать наличные деньги (под этим, по факту, и подразумевается переход в статус «безналичного государства»).

Критики подобных действий говорят о том, что количество мошеннических операций с банковскими картами возрастает, но умалчивают о статистике того, насколько снижается воровство и грабежи. Граждане самостоятельно выбирают удобный вариант, и зачастую это не физические деньги.
Как все устроено
В 2012 году в Дании на долю карт и электронных кошельков приходилось 84,2% транзакций. В 2013 году Danske Bank, крупнейший коммерческий банк Дании, выпустил приложение MobilePay – потенциальные пользователи уже были морально и технологически готовы к подобному решению. В первый же день MobilePay загрузили 25000 пользователей. Сейчас у приложения уже 3 млн пользователей (население Дании – 5,7 млн жителей). 70% из них, по данным Danske Bank, это клиенты других банков.

В этом ролике можно увидеть, как это работает. Но принцип тот же – деньги отправляются буквально как SMS – на номер другого абонента.
Приложение допускает платежи и переводы между частными лицами и бизнесом, а также за пределами программы на смартфоне. Разработчик сопровождает приложение не только обучающими роликами, но и, что гораздо важнее, интегрирует его в другие сервисы, подразумевающие платежи. Мир пользователя MobilePay не замыкается на одной программе.

Нечто похоже у нас можно наблюдать с Приват24, с поправкой на то, что сервис Приватбанка еще не научился работать с номерами телефонов клиентов.
Счета в MobilePay привязаны к номерам социального страхования граждан – для защиты от действий мошенников. В Украине подобное также пока невозможно – в нашей стране не пришли к пониманию роли единого цифрового идентификатора гражданина. Впрочем, мы идем в этом направлении.
Нестандартные способы оплаты
В контексте разговора о безналичных платежах мы успели упомянуть несколько стран, но надо понимать, что в Северной и Западной Европе ситуация похожа на Данию и Швецию, которые ушли немного дальше остальных, в Африке – соответственно на Кению и Сомали. В мире есть еще несколько интересных решений для безналичных платежей, о которых стоит упомянуть.
Россия
Оплата отпечатком пальца в магазине.

Крупнейший российский коммерческий банк Сбербанк начал установку в сети магазинов «Азбука вкуса» терминалов для оплаты покупки отпечатком пальца. Клиентам банка, подключившим услугу, достаточно один раз прийти в магазин с картой и документами, заполнить анкету и зарегистрировать один-два отпечатка пальца в системе.

Больше не надо носить за собой ни деньги, ни банковскую карту. «Азбука вкуса» – первый, но не последний партнер банка. Они видят развитие услуги, например, в школах среди детей младшего возраста. В магазинах услуга нашла своих клиентов и среди покупателей почтенного возраста, которым операции с карточкой и PIN-кодом кажутся излишне сложными.
Япония
Оплата отпечатками пальцев в местах, предназначенных для туристов.

В рамках подготовки к Олимпийским играм-2020 Япония внедрила с октября 2016 года оплату туристических услуг при помощи отпечатков пальцев. Главное отличие от российской концепции – ориентация не на граждан страны, клиентов собственных банков, а на гостей. Если вспомнить, как много говорилось в медиа о воровстве во время Олимпиады в Рио, идея японского правительства кажется особенно прекрасной.

Система платежей называется Omotenashi, она установлена в заведениях, гостиницах и магазинах страны. Чтобы воспользоваться ею, нужно зарегистрировать по прилету в аэропорту отпечатки пальцев и данные кредитных карт. Для оплаты на местах достаточно приложить два пальца к специальному сканеру. Omotenashi пока работает в области Канто, в регионах Кансая и Кюсю вокруг Токио. К 2020 году количество точек и география услуги расширятся.
Франция
Бесконтактная платежная система в сети оператора.

Франция тоже входит в список стран, лидирующих в безналичных платежах. Клиентами банков в этой стране является 97% населения. Страна проявляет интерес к бесконтактным платежам. Мобильный оператор Orange в партнерстве с VISA внедрил собственную систему бесконтактных платежей еще в 2014 году в ряде городов Франции. Система называется Orange Cash. Для ее использования необходимо установить на смартфон специальное приложение. Судя по партнеру, работает она через технологию PayWave от VISA и принимается к оплате там, где есть соответствующие терминалы.
Бельгия
Оплата с помощью QR-кодов.

QR-коды – решение, успех которого сложно оценить. Но в Бельгии ему нашли применение. С 2014 года в стране действует система мобильных платежей Sixdots, использующая в том числе графические коды. Для оплаты покупки при помощи Sixdots нужно ввести сумму транзакции и отсканировать код. Судя по вот этой промо-картинке, он появляется на экране терминала. Вообще найти описание работы этой системы крайне сложно.
А что же Украина?
По данным НБУ, в Украине состоянием на первый квартал 2016 года насчитывалось 43,8 млн электронных кошельков, а количество транзакций по ним достигло 1,8 млрд. Для простоты сравнения с данными прошлого года регулятор подготовил цифры. Регулятор не детализирует, сколько из этих кошельков активны, а сколько заброшены.
Для сравнения, по итогам 2015 года в Украине насчитывалось 59,3 млн штук, из них активных – уже 52%, и этот показатель растет на фоне общего снижения количества банковских карт на руках у населения. Ресурс Prostobank приводит более подробную статистику.
Средняя сумма безналичного платежа незначительно выросла (на 8,3% до 229 гривен), но средняя сумма снятия наличных подросла на 13,5%, что говорит о том, что безналичные платежи банковскими картами растут за счет инфляции, а не за счет интереса украинцев к этому сегменту.
За тот же 2015 год сервис Portmone приводит более подробную статистику того, на что тратили деньги через интернет его клиенты.
Статистика 2016 года должна быть интереснее – на нынешний год пришлась львиная доля развития 3G в стране и рост базы смартфонов на руках у пользователей. Все это делает украинский рынок более интересным для разработчиков мобильных приложений с коммерческой функцией и подстегивает пользователей больше платить за товары и услуги в электронном виде. Кроме того, в этом году НБУ принял стратегию Cashless economy, в планах Нацбанка – увеличение безналичных платежей до 55%. Сегодня только треть операций в стране приходится на безнал. Стратегия подразумевает движение в четырех направлениях, среди которых – развитие платежной инфраструктуры и изменение привычек людей. Последнее, похоже, особенно важно, так как большинство операций с банковскими картами в Украине сводятся к снятию средств.

«Мы наблюдаем растущее доверие украинцев к безналичным платежам и всестороннее развитие платежной инфраструктуры. Согласно статистике НБУ, уже почти 70% операций украинцев по картам составляют именно безналичные платежи в торговых точках. Продолжает развиваться сегмент бесконтактных карт – на 1 июля 2016 их количество составило уже 1,68 млн. По нашим наблюдениям, пользователь, который сделал оплату бесконтактной картой, в дальнейшем использует ее на 30% чаще, – говорит Сергей Францишко. – Увеличению безналичных расчетов способствует внедрение инноваций, в частности, в концепции «умный город», подразумевающий внедрение технологичных решений с большой социальной значимостью для решения задач города и его жителей. И нам есть чем гордиться в этой связи – речь о платежных инновациях в транспортной инфраструктуре. Сейчас уже можно считать свершившейся бесконтактную революцию с оплатой банковской картой в киевском метро: уже 4 млн раз пассажиры оплатили проезд бесконтактно и сэкономили при этом 75 000 часов без необходимости стоять в очереди за жетонами. Также бесконтактные платежи доступны уже в Киевском фуникулере, на Борщаговской линии скоростного трамвая, вендинговых автоматах в Киеве, в паркоматах Киева и Львова».

Приватбанк говорит о том, что у его мобильного приложения 5 млн загрузок из Google Play (половина всех, у кого есть Android-смартфоны в Украине), каждый второй пользователь iOS-смартфонов в Украине также скачал их приложение. Компания говорит о 5,5 млн пользователей мобильного приложения (тут надо понимать, что одна загрузка не означает автоматически одного клиента, ведь люди иногда меняют телефоны, переустанавливают систему и т.д.). Общее количество пользователей Приват24 – 11 млн (то есть примерно четверть населения страны), а в день в системе происходит 711000 банковских транзакций со средним чеком 560 гривен.

С мобильной коммерцией в Украине дела обстоят не ахти как, о чем мы уже упоминали. Vodafone Украина пока не комментирует перспективы развития мобильных платежей под своим брендом, но 2015 году компания зарегистрировала торговый знак M-Pesa в Украине и на ноябрьской презентации упоминала о планах представить финансовые услуги в нашей стране.

Киевстар развивает «Мобильные деньги» (запущены в 2014 году), где миллион пользователей. В компании считают мобильную коммерцию перспективным направлением. «Во-первых, в Украине достаточно большое количество населения, которое не пользуется банковскими карточками. Согласно данным НБУ за 2015 год, большинство транзакций в Украине – наличные деньги. Особенно это касается населения в сельской местности, где, зачастую нет ни банкоматов, ни терминалов пополнения. Поэтому для операторов, которые могут помочь клиентам осуществлять микроплатежи в режиме онлайн, без использования банковской карты -– это интересный рынок. Кроме того, такие услуги расширяют возможности мобильного телефона, дают клиентам дополнительную ценность. А, значит, усиливают лояльность пользователей к своему оператору», - комментирует ситуацию Тарас Горкун, начальник департамента мобильно-финансовых услуг.

Надо полагать, что вскоре мы увидим развитие услуги. По словам Тараса Горкуна, в 2016 компания через свою дочернюю структуру «СтарМани» получила разрешение НБУ на осуществление финансовых услуг и лицензию НБУ. «Данная лицензия дает возможность Киевстар осуществлять переводы средств населения, получать платежи в пользу третьих лиц, осуществлять деятельность по эксплуатации терминалов приема платежей. Для Киевстар – это начало процесса запуска услуг «электронных кошельков» для абонентов на базе их мобильных счетов. Функциональность такого «кошелька» аналогична использованию расчетного банковского счета. Сейчас мы работаем над «перезапуском» услуги «Мобильные деньги» на базе своей собственной платформы. Согласно нашим планам, уже в первой половине 2017 года наших клиентов ждут новые сервисы и возможности, связанные с мобильно-финансовой коммерцией», – рассказывает Тарас Горкун.
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda