Каково это — работать в Snapchat, одной из самых скрытных хайтек-компаний

11488
4

Компания Snapchat, недавно переименованная в Snap, окружена аурой таинственности. Многие компании Долины ревностно следят за утечками о своих новых продуктах, но они и близко не сравнятся с одержимостью секретами, которая царит в Snap, пишет Business Insider. Издание опросило многих бывших и текущих сотрудников компании о том, как ситуация видится изнутри. Предлагаем перевод этой статьи.

Когда в одно прекрасное утро понедельника группа сотрудников Snapchat не смогла попасть в запертый офис, они быстро сообразили, что их затруднение неслучайно. Другая команда Snapchat повышенной секретности за ночь проникла в их офис, деактивировав в процессе все ключ-карты текущих сотрудников. Таинственные новоприбывшие в конце-концов позволили коллегам зайти в офис и поделили между собой пространство, пока третью группу сотрудников компании, которая по расписанию должна была въезжать в этот же офис в это же утро, оставили работать за пластиковыми столами в переполненном, неотремонтированном здании.

depositphotos_125587736_m-2

Этот случай стал одновременно невероятным и типичным для хаоса быстрорастущего лос-анджелесского стартапа.

В Snapchat (которая с недавних пор называется Snap Inc.) секретность и беспорядки поставляются вместе с трудоустройством. Эван Шпигель, 26-летний сооснователь и CEO, перемещается по офисам в черном Range Rover в сопровождении охраны. Ознакомительные беседы с новичками начинаются со списком запрещенных тем для разговора — как в «Бойцовском клубе». А внутренние проекты расцветают из ничего и уходят в Лету без каких-либо объяснений.

Business Insider поговорил с дюжиной текущих и бывших сотрудников Snap, а также людей, знакомых с ситуацией, чтобы получить общее впечатление рабочей атмосферы в компании, которая готовится к масштабному IPO, которое оценит ее в $25 млрд.

Многие описывают компанию как ракету, возглавляемую уверенным и визионерским CEO с интуитивным умением создавать продукты, которые нравятся молодежи. Но Snap — также организация, изо всех сил пытающаяся сплотить свои растущие ряды, связанная иерархической культурой, которая расстраивает многих работников.

«Я точно не чувствовал себя ценным членом команды», — говорит один уволившийся сотрудник. — «Когда ты не понимаешь, что происходит, и только читаешь об этом в заголовках новостей, чувствуешь себя изгоем. Идиотом».

Для Шпигеля и Snap сближение команды без потери «магии» будет критичным, ведь компания развивается из разработчика мобильного приложения в производителя камер, которому придется работать под давлением и безжалостными софитами публичного рынка.

Шпигель и его мания секретности

Шпигель примером для себя выбрал основателя Apple Стива Джобса — его портрет висит в офисе CEO Snap. А Джобс был известен своей одержимостью секретностью и контролем. Именно эти черты, по словам инсайдеров, определяют и самого Шпигеля.

screenshot_4

Другие сотрудники и руководители Snap сидят рядом в опенспейсе, но офис Шпигеля возвышается над старым коридором здания, на вершине лестницы. Дверь в офис заперта и закрыта специальным кодовым замком.

«Когда я впервые это увидел, воспринял это как символ того, что он — недостижим», — рассказывает бывший топ-менеджер. — Он принимает все решения. Он смотрит на всех свысока».

Камера, показанная компанией в этом году — первая составляющая абмициозного плана по захвату рынков. Сверхсекретная группа Snap Labs, которая занимается очками Spectacles, — в таком приоритете, что ранее в этом году у нее была цель нанять 200 людей за 60 дней, по словам одного из уволившихся. Этот план по найму выглядит агрессивно, если учитывать, что всего в компании работает около 1000 человек.

Snap рассматривал различные типы носимых камер, кроме Spectacles, включая камеры на застежках, и проводил переговоры о покупке с несколькими производителями такого оборудования, согласно данным источников. Компания также видит широкие возможности в дополненной и виртуальной реальности, которые создают дополнительные цифровые слои в поле зрения пользователя такого устройства.

Оборотная сторона такого быстрого роста — ледяная готовность компании расставаться с нежелательными сотрудниками. Когда в сентябре этого года Snap посчитал, что компании больше не нужны сотрудники, которые занимались выборками местных видеоисторий в приложении, членов этой команды созвали на совещание.

К удивлению группы, совещание проходило в комнате службы безопасности, где обычно располагаются охранники компании. Глава по контенту Ник Белл вошел в комнату и кратко уведомил собравшихся, что это — их последний день в Snap. «Это было очень резко и внезапно», — говорит один из присутствовавших.

В Snap отказались комментировать эту историю.

Многие инсайдеры рассказывали о том, что чувствовали себя непричастными к миссии или прогрессу компании. Кроме туманных сообщений о «создании лучшей камеры в мире» или «работе над более реальным и жизненным общением», в самой компании коммуникации о том, чем она сейчас занимается, почти не происходят.

Можно сравнивать это с традициями разработки во многих хайтек-компаниях, где сотрудники сами тестирут продукты, прежде чем они выйдут в народ. А большинство сотрудников Snap не знают даже даты релизов, независимо от того, как это повлияет на долгосрочные метрики или цели их команд. Когда компания запускала Lenses — свои известные фильтры, которые изменяют лица людей, большинство сотрудников узнало об этом из официального блога.

Такая стратегия, возможно, и эффективна в предотвращении утечек, но она также мешает сотрудникам понимать направление, в котором движется компания.

«Информация — очень непрозрачна», — говорит еще один бывший сотрудник. — У каждого разные данные».

Бывший менеджер вспоминает попытку работать с другими командами в Snap, которая привела только к тому, что их супервайзер решил, что они «слишком сотрудничают».

Влечение к секретности — не редкость среди хайтек-компаний. Но текущие и бывшие сотрудники описывают Snap, как невероятно скрытную даже по меркам рынка.

Первый день ознакомления новичков с работой посвящен скорее тому, что можно и чего нельзя говорить внешнему миру, чем объяснению общего видения компании. Сотрудников заставляют молчать о своей должности и обязанностях в социальных сетях, или обсуждать компанию в барах или публичных местах. «Это создает атмосферу секретности. Было ощущение, что если не сохранишь секрет, готовься к последствиям», — рассказывает один из бывших сотрудников.

Уже после того, как Business Insider опубликовал утекшее видео новых Spectacles, компания отказалась признаться, что работает над этим продуктом, даже во внутренней рассылке предостерегая сотрудников от публичных спекуляций. Спустя пару часов Wall Street Journal опубликовал официальный анонс Spectacles, компания объявила о продукте и смене имени.

Жизнь в районе Венис

Поскольку у Snap нет единого центрального офиса, как у Google или Apple, сотрудники распределены между различными офисами в Венис — богемном, расписанном граффити районе Лос-Анджелеса.

Офисы компании — это, как правило, многоквартирные дома в паре шагов от океана, оборудованные унисекс-душевыми, чтобы смывать песок после пляжа (кстати, городское жилищное управление проводит расследование в отношении Snap, поскольку компания использует пляжные дома как офисы).

Сотрудники могут показывать свои бейджики в местных ресторанах, чтобы получить бесплатный обед, не считая бесплатных завтраков, обедов и ужинов в кафетериях самой компании.

Шпигель редко проводит встречи со всеми сотрудниками, что резко контрастирует с традицией еженедельных апдейтов лично от CEO, принятых во многих компаниях Долины. Чаще всего собрания в компании состоят из маленьких групп, которые собираются на сессии «Совета» каждые две недели. Этот Совет включает многое из опыта Шпигеля в частной школе Crossroads, в том числе, выстраивание в кружок, передачу «жезла оратора», кормление цыплят, классы по приготовлению коктейлей.

Компания также проводила встречи вне офиса, когда Совет собирался в палатках, сотрудники сидели вместе, молча поглощали вегетарианскую еду и т.д., рассказывает один бывший сотрудник.

Но компания выросла, и все меньше сотрудников посещают сессии Совета. Один бывший сотрудник рассказал, что на этих встречах сталкиваются люди с разным социальным бекграундом, поэтому часть участников чувствуют себя не в своей тарелке.

«Все участники отличались привилегированным образом жизни. Я чувствовал, как будто я попал в чужое братство», — рассказывает сотрудник, который перестал посещать встречи.

Несмотря на идиллию океанского побережья, разбросанные офисы создают ощущение отдельных вотчин и изоляции между командами. Если людям приходится работать с разными группами, к примеру, в разработке или дизайне продуктов, нужно потратить минимум 15 минут, чтобы добраться от одного домика к другому.

Многие сотрудники даже не в курсе, где расположены их коллеги или другие офисы компании. Единственный намек на то, что это офис Snap — маленькое изображение привидения-логотипа на входной двери.

Черные машины и оттенки желтого

Когда Шпигель путешествует между разбросанными офисами своей компании, он обычно ездит на Range Rover с личным водителем. Бывший сотрудник описывал его приезд как визит президента: к зданию подъезжала черная машина, из нее быстро выходил Шпигель в сопровождении охраны.

screenshot_5

Бывшие подчиненные говорили, что Шпигель, изучавший промышленный дизайн в Стэнфорде, большинство времени проводит в офисе, где расположен отдел дизайна, и управляет компанией скорее как дизайнерской студией, чем как типичным IT-бизнесом.

«Были времена, когда мы готовили презентации в PowerPoint, приходилось буквально 50% времени проводить за их форматированием. Выбирать оттенки желтого, заниматься подобными вещами», — говорит один из бывших менеджеров в комментарии Business Insider.

Вместо того, чтобы искать поведенных на данных инженеров в глубоких водах Долины, компания берет новых сотрудников с Уолл-Стрит или из развлекательного бизнеса. Многие сотрудники — друзья Шпигеля со времен Стэнфорда или школы.

Шпигель лично драйвит компанию сквозь новые итерации. Даже окружив себя опытными руководителями старше себя, он сам диктует все решения по продукту, строго сверху вниз.

«Ничего не происходит без штампа «Одобрено» от Эвана. Вообще ничего», — говорит бывший руководитель.

Все же, многочисленные бывшие и текущие сотрудники говорят о том, что Шпигеля редко увидишь в офисе. Те, кто не работают с ним вплотную над дизайном продукта, виделись с ним единожды или дважды. Один инженер, проработавший в компании два года, утверждает, что ни разу не видел его вживую.

Сооснователя компании Бобби Мерфи иногда можно застать за обедом в кафетерии, говорят, что он намного доступнее, чем Эван.

Все это — шоу Шпигеля

Такой уровень внимания и видение Шпигеля преобразили теряющее популярность фотоприложение в невероятно известный сервис с 150 млн преданных пользователей и растущим рекламным бизнесом, который в этом году может принести до $350 млн дохода, согласно Wall Street Journal.

Конкуренты вроде Facebook неуспешно пытались выкупить Snapchat, скопировать его, но это не замедлило рост компании.

Все же стремление Шпигеля участвовать в каждом решении может негативно сказаться на динамике компании, об этом говорят многочисленные бывшие сотрудники. В отличие от типичного хайтек-стартапа Snap немного времени тратит на публичные рассказы о своем видении или истории. Это, по мнению некоторых, может заставить компанию впопыхах создавать свой имидж и историю перед IPO.

Отказ Шпигеля от использования данных — это еще один нестандартный подход, которым гордятся в самой компании. Приложение Snapchat получает тонны данных о пользователях и их поведении, но их в основном игнорируют. Это — шоу Шпигеля и только он решает, что будет следующим.

Сейчас звезды складываются удачно для Snap, несмотря на растущее давление со стороны Instagram. Когда Instagram запустил копию формата Snapchat Story, сотрудники Snap ворчали о том, что их скопировали. Но Шпигеля растущая конкуренция не трогает: ни от самого CEO, ни от других руководителей в тот момент не воспоследовало командного призыва продолжать инновации.

Шпигель продолжает полагаться на чутье, но положение сервиса, как самого крутого приложения в отрасли, может пошатнуться, если достигнет плато в росте пользовательской базы.

«Отдам должное Эвану — он построил замечательный продукт. Продукт до сих пор работает и растет. И Эван довольно часто оказывался прав, чтобы иметь право не подвергать сомнению свои решения», — говорит бывший руководитель компании.

Но ничто не вечно. «Если все время угадывать, можно угадать верно два, четыре, десять раз подряд. Но нет никакой гарантии, что ты все время будешь прав», — предостерегает другой бывший сотрудник.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск