Компьютер против человека: почему весь мир следит за игрой го

6116
5

13 марта многократный чемпион мира по игре го Ли Седоль выиграл партию у компьютерной программы AlphaGo. Это четвертая партия из пяти. Три первых Седоль проиграл, а 15 марта он проиграл и последнюю партию. Редакция AIN.UA разобралась, почему за противостоянием Седоля и компьютерной программы следит весь мир.

maxresdefault-8

По количеству игроков го является одной из самых популярных настольных игр в мире. Правда, несмотря на это, знают о ней далеко не все. Это связано с тем, что игра более распространена на востоке — изначально го возникла в Древнем Китае.

Как и у большей части других настольных игр, правила го довольно просты. Игра проходит на прямоугольном поле, расчерченном горизонтальными и вертикальными линиями. Двое игроков играют камнями разного цвета — черного или белого. У каждого из них должно быть по 180 камней, но их количество варьируется в зависимости от версии игры. В отличие от шахмат, в го первым ходит игрок с черными камнями.

Игроки ставят камни на пересечении линий, но так, чтобы возле камня оставался хотя бы один незанятый пункт по вертикали или горизонтали. Если камень со всех сторон окружают камни противника, то он считается захваченным и убирается с поля. Цель игры — получить больше очков, чем противник. Одно очко зачисляется за каждый захваченный камень противника и по одному очку за каждый пункт доски, окруженный камнями одного цвета.

Правила просты, но если начать играть в го стратегически, становится понятно, насколько сложна эта игра. Издание «Медуза» приводит сравнение:

Сложности в разнообразии вариантов. Например, в шахматах у каждого игрока есть 20 способов начать партию, а после первого хода на доске может быть 400 различных позиций. В го — 361 вариант стартового хода и 129 960 возможных комбинаций только после первого раунда.

По количеству возможных ходов игра превосходит любую другую настольную игру. Не только шахматы, но и шашки, реверси и другие. На игровом поле в четыре раза больше позиций, чем в шахматах. Более того, игроки могут устанавливать камни на любую точку на поле.

С 2015 года существует программа AlphaGo для игры в го. Она разработана компанией DeepMind, которую в 2014 году купила Google. AlphaGo изучает ситуацию на игровой доске, а затем разыгрывает большое количество случайных партий. Ту позицию, которая дает наибольшую вероятность победить, программа выбирает для следующего хода. Этот процесс происходит при каждом ходе.

Матч между Фань Хуэ и AlphaGo

Матч между Фань Хуэй и AlphaGo

Интерес к AlphaGo и ее противостоянию мировым игрокам вызван тем, что го — одна из немногих игр, в которой человек все еще сильнее компьютера. По крайней мере, был до недавнего времени. В октябре 2015 года AlphaGo выиграла пять партий у трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя.

А с начала марта внимание многих привлечено к соревнованию между AlphaGo и Ли Седолем. Ли Седоль — один из лучших игроков в го в мире. Его популярность заключается не только в большом количестве титулов и побед, но и в стиле игры. Седоль часто играет агрессивно и необычно. Например, его матч против Хонг Чанг Сика в 2003 году вошел в историю как «игра сломанной лестницы Ли».

Лестницей или сите в го называется структура камней, похожая на лестницу. Построение такой фигуры практически приравнивается к поражению и считается грубой ошибкой новичков. Но не в случае с игрой Седоля. Он дал противнику построить лестницу в качестве ловушки, а затем выиграл партию.

Призовой фонд матча AlphaGo против Ли Седоля составляет $1 млн. И он уже точно пойдет на благотворительность, так как из 5 сыгранных матчей Седоль проиграл 4 и смог выиграть лишь предпоследний.

В интервью перед первым матчем Седоль предсказывал свою победу. Он был уверен, что выиграет со счетом 4-1 или даже 5-0. Поражение удивило не только Седоля, но и Google DeepMind, которые стояли за разработкой программы. По словам CEO DeepMind Демиса Хассабиса, они сами не ожидали того, что AlphaGo сможет одержать победу над Седолем и собирались лишь продемонстрировать прогресс за последний год.

AlphaGo интересна и тем, что для ее работы используется не просто стандартный метод перебора ходов. «Она заранее проигрывает миллионы и миллионы разных вариантов, чтобы выбрать лучший. Она сама учится на своих ошибках», — говорит CEO DeepMind Демис Хассабис.

Матч между Ли Седолем и AlphaGo

Матч между Ли Седолем и AlphaGo

Как раз эта возможность учиться и интересует сообщество. По мнению многих специалистов, такой же алгоритм может помочь докторам выбирать наиболее правильный план лечения или предпринимателям — самую эффективную модель бизнеса.

Профессор Кембриджского университета Зубин Гарамани считает, что многие компании далеко продвинулись в изучении ИИ, но пока лидером остается Google.

Facebook добился невероятных результатов в других сферах ИИ, но я думаю, Google побил всех этим конкретным соревнованием.

Пятая игра между Ли Седолем и AlphaGo состоялась 15 марта. По сути, она уже ни на что не влияла — три победы в первых играх обеспечили AlphaGo предварительную победу. И все же AlphaGo выиграла 5 игру, конечный счет — 4-1. DeepMind не собираются прекращать улучшение алгоритма AlphaGo, но хотят работать и с другими играми. «Теперь мы движемся в сторону 3D-игр и симуляций, которые похожи на реальность», — говорит Хассабис.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Это игра в точки по-нашему) Ещё в школе в неё играли 🙂

  • точно-точно, а я все вспоминал, где я видел эту лестницу.
    Так я же её сам рисовал))) точками

  • Эту игру также назвали битвой Ли с мировой историей Го, так как программа не просто перебирает варианты ходов, в процессе создания алгоритм DeepMind проанализировал сотни тысяч записей сыгранных профессиональными игроками партий (а ведутся эти записи давно). Программа выбирает разные стили, опенеры, поведение. Можете еще добавить в статью, что уже анонсирован матч между АльфаГо и Ke Jie (18 лет!), который на данный момент возглавляет мировой рейтинг игроков в Го.
    Кроме того, АльфаГо официально получила дан 9p — максимальный для про игроков, и стала самым молодым игроком в Го с таким даном.

  • Седоль предсказывал свою победу. Он был уверен, что выиграет со счетом 4-1 или даже 5-0

    Какой самоуверенный Седоль! А вот усомнился бы в своей победе — непременно выиграл бы )

  • нет это не точки … отличия существенны. точки примитив по сравнению с го

Поиск