Пробуждение силы на украинском рынке мобильной разработки — интервью с CEO DarinX

4196
23

Недавно в Украине запустилась IT-лаборатория DarinX, которая планирует повышать стандарты на рынке разработки мобильных приложений. О том, почему многие украинские студии работают неудовлетворительно, что значит качественная работа в мире IT и почему она не может стоить дешево, — мы поговорили с CEO DarinX Константином Бондарем.

Костя, почему IT-лаборатория и чем именно вы занимаетесь?

Занимаемся разработкой мобильных приложений, веб-дизайна, брендинга и баз данных, планируем выпуск собственных продуктов. Лаборатория DarinX — это студия разработки европейского формата. Это значит, что мы качественно отличаемся своим подходом к работе и клиенту.

Мой опыт в IT начинается с 2010 года, когда я окончил академию ШАГ по специальности html/css. В 2012 я с компаньоном создал команду GameKost, которая занималась разработкой мобильных игр. С этой командой и нашей игрой «Мумия Джу» мы участвовали в конференции DevGAMM, в частности в выставке GAMM:Play Showcase. В России игра вышла в топ-20. В 2014 году наши пути разошлись, и я уехал жить и учиться в США – в Embassy English Los Angeles.

Так вот, я четыре года изнутри наблюдал, как устроены украинские студии, а потом сравнил это со студиями США. У нас часто действуют по такой схеме: набирают на зарплату в $100 новичков, студентов, а результат их работы выдают за полноценный продукт. Это халтура и какое-то саботирование прогресса.

Я слишком долго прожил в США, чтобы делать агентство «Рога и копыта». Я хочу, чтобы в нашей стране все, в том числе и IT-студии, работали качественно, как и должно быть в современном мире. Именно такой принцип мы заложили в основу нашей работы. Я как большой фанат «Звездных войн» в шутку называю его «пробуждением Силы». Если создаем какой-то продукт, то он будет уникальным и рабочим от начала и до конца.

Константин Бондарь

Константин Бондарь, CEO DarinX

Конечно, говоря о плохой практике, я не имею в виду всех. В Украине много действительно крутых ребят, которые делают отличные проекты. Но большинство из них, к сожалению, не работают с клиентами из Украины.

Как вы пришли к созданию собственной IT-лаборатории?

Идея создать DarinX родилась в 2014 году, во время одной особой поездки в Лондон, который меня и так никогда не привлекал, а это был вдобавок конец осени — ужасная погода, вечные туманы и даже какая-то невкусная еда — в общем, город мне абсолютно не понравился. Но несмотря на это, я был очень вдохновлен, потому что понял, что совершенно не важны условия, в которых ты пребываешь, — важно то, кто рядом с тобой. Если тебя окружают люди, которые могут зарядить своей энергией, то ты способен на самые лучше и смелые идеи. Мне с этим повезло. Поездка оставила значительный след в моей жизни и вдохновила на создание собственного IT-бизнеса.

Что конкретно не так с украинскими студиями и чем именно они отличаются от зарубежных?

Пример. Недавно я искал массажный салон — по запросу мне выдало миллион ссылок, но с каждым переходом уже от одного вида их сайтов у меня пропадало желание делать массаж: плохо сверстанные, на многие из них даже не потрудились загрузить изображения нормального качества. Я просмотрел все сайты массажных салонов Украины из топа — в результате просто передумал делать массаж.

За рубежом все иначе. Сайт может быть совершенно простым, без особого дизайна, но он будет сделан со вкусом, там не будет фонов в плохом качестве или кривых кнопок. У них совершенно другой подход к работе: они делают изначально качественный продукт, даже если совсем простой. А у нас основная задача — сэкономить на реализации и поскорее бы начать рубить бабло, как у разработчиков, так и заказчиков. В итоге имеем низкокачественные продукты и рынок, упускаем клиентов и инвесторов.

Мы еще долгие годы будем отличаться от США и Европы. Мне кажется, причина — менталитет. Но, опять же, говорю не обо всех диджитал-агентствах, а о преобладающей тенденции там и здесь.

Что нужно иметь за плечами, в кармане и под рукой, чтобы запустить собственную студию в Украине?

В первую очередь — хороший фундамент в IT-сфере, комплексные знания, иначе есть риск вложить средства напрасно. Действовать нужно осознанно и только тогда, когда ты точно знаешь, как все должно быть устроено.

Очень важный и самый сложный момент — совмещать творческий и экономический подходы. По отдельности они не работают, только в комплексе.

Ну, и без стартового капитала в любом начинании никуда. Но если ты талантлив, то рано или поздно найдется инвестор. Мне тоже делали предложения, но мы не сошлись в условиях. В итоге я запустил проект за свои деньги.

С какими сложностями столкнулись в процессе запуска?

Самая большая сложность — организовать все в одиночку и получить первые заказы. Ведь у студии не было ни репутации, ни портфолио.

Другая сложность — собрать хороший отдел продаж. В нашей стране большая часть людей в прошлом продавали кастрюли, и научить их продавать IT-услуги оказалось не так просто.

И как вы решили эти проблемы?

Отдел продаж пришлось обучать самостоятельно. Вообще, я даже задумался о том, чтобы открыть школу sales’ов, так как на хороших продажников реальный дефицит. Айтишников много, но мало кто из них умеет продавать. Найти хороших дизайнера и разработчика гораздо проще, чем человека, умеющего продавать IT-решения.

А каким был первый заказ и как вы его получили?

Первые заказы мы делали в минус, просто чтобы показать, на что способны. Представьте, что вы хотите сделать тату, приходите к мастеру, а он показать примеры своих работ не может, но хочет приличную сумму. Будете у него делать татуировку? Вряд ли. А вот если он предложит сделать тату бесплатно, то хотя бы задумаетесь.

Расскажите подробнее о вашем опыте в разработке игр. Как на этом заработать?

Я выпустил пять игр в 2D. Тема крутая, но сам сегмент очень конкурентный и сложный, заходить стоит только с хорошим запасом инвестиций. Если у вас действительно классная игра, то, возможно, вас заметят паблишеры — тогда проще, не придется тратиться на рекламу.

Помню, когда мы загрузили первую игру в App Store, думали, что на следующий день станем миллионерами. Хотя у нашей игры был примитивный дизайн и баги. Закачек было около 20-30 в день, игра стоила $1 — миллионером никто не стал 🙂

Но с каждой новой игрой наши результаты становились лучше. Мы делали более качественные продукты с лучшим дизайном и геймплеем, изучили принципы вывода игры в топы — и у нас стало получаться. Нужен опыт. Также мы поняли, что нет смысла выпускать платные игры. Гораздо выгоднее делать игру free to play с внутренними покупками.

Какие маркетинговые инструменты вы используете?

По началу пробовали все — от каталогов и блогов и до холодных звонков. Сейчас маркетинговые каналы, которые мы используем, делятся так: 20% — звонки, 20% — почта, 40% — каталоги, медиаплощадки, блоги, соцсети, 20% — Facebook. Но, если честно, теперь клиенты находят нас сами 🙂 Клиенты приходят из Украины, Европы и США.

Чем пытаетесь отличаться от конкурентов?

Мы работаем совершенно иначе, чем 99% украинских студий, у которых главная задача — найти дешевую и неопытную рабочую силу, готовую работать за $100 в месяц. Так что в этом смысле на украинском рынке у нас не так много конкурентов 🙂

Расскажите о команде.

В команде 10 человек. Отдел продаж и главный офис находятся в Одессе, есть члены команды в Киеве, Львове, Таиланде. Также в Лос-Анджелесе есть представительство DarinX. Все наши разработчики — уровня middle и senior. Есть пара джуниоров, но они работают под чутким надзором сеньор-девелопера и выполняют только отдельные простые задачи.

Мы компактная студия, основным PM являюсь я сам — поэтому и генерацией идей, и контролем качества реализации проекта занимаюсь лично. Мы только начинаем создавать свой имидж, и пока я не готов доверить кому-либо свое детище.

Как стать членом команды DarinX?

Нужно пройти собеседование. Провожу его я, пытаясь понять, чем человек занимался в прошлом. Я неплохой психолог, и сразу могу понять, есть ли у человека потенциал.

Кроме того, я даю тесты, которые соискатель должен пройти в очень сжатые сроки. Тесты непростые: необходимо не только выполнить, но и сперва правильно понять задание. Сама процедура стандартная, но требования высокие.

Как раз сейчас мы ищем сотрудников на ряд вакансий. Так что читатели AIN могут дерзать.

Как происходит работа над проектом?

Четкая схема работы — наш основной принцип. Она на самом деле простая: мы высылаем техническое задание, клиент описывает, что ему нужно, после чего мы называем реальные сроки с запасом и стоимость. Особенность только в том, что мы строго придерживаемся договоренностей. Если заказчик хочет что-то добавить, то это можно сделать только после первого выполненного ТЗ. А если сейлз упускает подробности ТЗ, то его ждет кнут или вовсе увольнение. Таким образом мы не нарушаем дедлайны (а в 99% случаев сдаем проект раньше) и не меняем стоимость в процессе.

Каким из реализованных на данный момент проектов вы гордитесь больше всего?

В данный момент мы делаем ребрендинг одному банку — этот проект, кажется, будет самым ярким на данный момент. К сожалению, по договору мы не можем разглашать подробности, поэтому увидеть проект можно будет немного позже в нашем портфолио.

Проект ребрендинга банка

Проект ребрендинга банка

Из всех направлений вашей деятельности — что пользуется наибольшим спросом?

Большинство заказов — на разработку приложений. Сейчас большой спрос на приложения для такси. Только есть одна проблема: люди хотят получить классное приложение за 3 копейки. Иногда приходят смешные заказы, и мне кажется, что заказчик в поле «Стоимость» хочет видеть значение Free — как в самих приложениях 🙂

Народ просто не понимает, что есть разного уровня разработчики. Чем дешевле приложение, тем больше риска, что оно создано студентом-джуном, который просто тренировался на вашем заказе, а результат таков, что из-за множества глюков App Store просто не одобрит его. Ну, а скупой платит дважды.

Как вы оцениваете украинский IT-рынок?

В Украине есть много компаний, которыми можно гордиться. Readlee, Clicky, Looksery, Netpeak, EPAM, Luxoft — да их целая куча, всех не перечислишь. Есть очень много грамотных, талантливых специалистов, с очень крутыми идеями — не зря Украина входит в топы по уровню IT-специалистов.

Но эти специалисты в итоге или уходят из Украины, или не работают с местными заказчиками. Причина: таланты в Украине не оценивают по достоинству как государство, так и заказчики.

Мы как раз за то, чтобы повышать IT-культуру в Украине и своим примером демонстрировать, что такое качественная работа и почему она стоит своих денег. Готовы к тому, что это будет длительный процесс.

Оставить комментарий

Комментарии | 23

Поиск