Три орешка для тех, кто работает с фрилансерами

5886
1

Рекламная индустрия относится к тем многим, в которых сегодня часто привлекают фрилансеров: дизайнеров, переводчиков, программистов, верстальщиков, копирайтеров, фотографов и т.д. Причин, по которым обращаются именно к «свободным художникам», а не нанимают в штат сотрудника, много. Компании экономят на технике, аренде площади для рабочих мест, налогах. Помимо этого, если речь идет о разовых или периодических проектах, то иметь в штате сотрудника невыгодно.

Но, несмотря на очевидные преимущества в привлечении фрилансеров, нередко работа с ними вызывает множество сложностей. В большинстве случаев они связаны с ограниченностью связи с таким сотрудником. Казалось бы, сегодняшние средства коммуникации достигли такого уровня развития и распространения, что можно общаться с человеком в любой точке земного шара. Но это только в теории. Отсутствие личной коммуникации зачастую приводит к ситуациям, когда и заказчик, и фрилансер считают себя обманутыми или «недополучившими» что-либо.

Конечно, каждый конфликт уникален. Но можно выделить типичные сложности в работе с фрилансерами и основные пути их решения.

Договор на берегу. У заказчиков часто возникает иллюзия того, что какие-то условия необязательно обсуждать или тем более прописывать, потому что это само собой разумеющиеся вещи. Но для другой стороны это может быть совсем не так. Оговаривать и прописывать нужно самые очевидные условия, уточнять мельчайшие подробности еще до начала сотрудничества.

Это касается ТЗ, внесения разного рода и количества правок, критериев оценки и условий принятия работы, условий оплаты, времени на выполнение задачи.

Тут можно вспомнить анекдотичный диалог дизайнера с заказчиком:

– Вы довольны работой?
– Да, вполне. Принимаю.
–  Отлично, с вас 1500.
–  Я надеюсь, если потом нужно будет переделать, можно обратиться? Это ведь не так, что один раз сделали и забыли?
– Разумеется, в зависимости от того, что и как нужно будет исправить.
– Ну конечно! Я же не скажу «Давайте все переделаем»!
– Не вопрос. Кстати, еще один момент. Если у меня вдруг кончатся деньги, можно я обращусь к вам насчет немного доплатить? Это мелочь, мне требуется очень редко, думаю, вас не затруднит. Да вы не переживайте! Я же не подойду к вам, мол, заплатите мне еще раз!

Мотивация. Часто сразу после увольнения из компании специалист, решивший перейти на фриланс, полон энтузиазма. Но со временем этот запал у многих угасает. Правки, с которыми не согласен фрилансер, задержки в оплате со стороны заказчика, неоправданные надежды по поводу работы на «вольных хлебах». Все это демотивирует фрилансера. А каков мотив, таковы и результаты работы.

Потому мы изначально проговариваем, какие материальные и нематериальные стимулы готовы предложить. Например, фрилансера очень подстегивает возможность заработать больше в случае сдачи работы раньше срока и угроза быть оштрафованным, если работа будет сдана позже установленной даты. Также важным стимулом является предоплата.  Мы знаем, что как фрилансеры бывают, мягко говоря, безответственными, так и компании-заказчики не всегда выполняют свои обязательства. Предоплата для фрилансера – это не только стимул побыстрее начать работу и получить вторую часть, но и некий показатель того, что компания готова честно платить.

Хоть фрилансер не является официально частью команды, но важно понять, что для него важно в нематериальном плане, и использовать это в общих интересах. Например, для многих аутсорсеров приятно ощущение причастности к конечному результату работы. Для других важно получить хороший отзыв и рекомендации на сайте-бирже. Если это первый вариант, то стоит познакомить фрилансера с членами команды, которые работают в штате. Кстати, это также упреждает ошибки, которые случаются в случае недостаточной коммуникации. Когда проект завершен, мы приглашаем фрилансера, причастного к проекту, на корпоративное празднование.

Также в этом пункте можно опять вспомнить ТЗ, точнее его детальность и завершенность. Когда человек четко представляет, какой результат должен получиться в итоге его работы, ему легче и приступать к работе, и бороться с ленью в процессе ее выполнения.

Для многих фрилансеров очень важна стабильность заработка. Потому мы оговариваем возможность повторных обращений или постоянного сотрудничества. Эта устная договоренность – также прекрасный стимул для качественной работы.

Время и контроль. Наемный сотрудник каждое утро по будням, невзирая на погоду и настроение, поднимается и идет на работу. Дальняя и глобальная цель этого – получение зарплаты, карьерный и профессиональный рост и т.д.. Но сиюминутная цель – избежание неприятности в виде нагоняя за опоздание или прогул.

У фрилансера такой сиюминутной цели нет. Потому при отсутствии силы воли, большого интереса к проекту и дополнительных стимулов возникает риск, что фрилансер не сдаст работу в срок. Эффективным решением в такой ситуации является деление большой задачи на этапы с определением даты сдачи и оплаты каждого этапа.  Причем для себя мы стараемся заложить некий временной зазор на случай форс-мажора. Таким образом у фрилансера появляются более короткие и обозримые цели, а у заказчика – понимание того, что все идет по плану и он получит именно то, что заказывал.

Стоит помнить, что фрилансер – это прежде всего человек: со своими мотивами, приоритетами, желаниями. И чтобы продуктивно с ним сотрудничать, нужно понимать, что им движет. Но помимо этого фрилансер – независимый предприниматель. Потому, выбирая фрилансера, нужно выставлять к нему такие же строгие требования, какие вы выставляете к подрядчикам и поставщикам, а не своим штатным сотрудникам.

В завершение: чтобы правильно мотивировать членов команды, будь то штатные сотрудники или фрилансеры, необходимы знания и умения HR-генералистов. Далеко не каждый владелец бизнеса имеет ресурсы, чтоб нанять в штат такого специалиста. Но получить такие знания можно, если задаться целью создать успешную команду и стать в ней настоящим лидером.

Автор:  Эвелина Хмелевская, сооснователь образовательного
проекта «Высшая школа коммуникаций»

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск