автор: алексей бондаренко

ЭТО ВСЕ ЦВЕТОЧКИ


Как устроена работа цветочного интернет-магазина
Цветочный интернет-магазин UFL находится на Константиновской улице в Киеве, неподалеку от метро «Контрактовая площадь», и занимает просторное двухэтажное помещение. На данный момент UFL — один из лидеров по продаже цветов и подарков в Украине, однако, чтобы закрепиться в этом статусе, компании потребовалось более 13 лет работы.

Процесс доставки товаров цветочного магазина имеет принципиальное отличие от работы других ритейлеров. Цветы имеют свойство очень быстро портиться. И если любая электроника, бытовая техника и еще масса товаров могут стоять на складе месяцами без потери качества, срок жизни цветов — не более недели.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Почти все цветы, которыми торгует UFL, выращиваются в Голландии. На то есть главная и безапелляционная причина: там они лучшего качества. В Украине магазин может закупать лишь розы и тюльпаны, однако их качество уступает голландскому. Это объясняется тем, что украинские цветы уже на второй день теряют форму, в то время как голландские могут стоять намного дольше.
Из Голландии цветы везут на специальную оптовую базу. Там UFL и закупает весь свой товар. Обычно закупка происходит два раза в неделю — по воскресеньям и четвергам. Цветы могут находиться в магазине не больше семи дней, чтобы сохранить свои свойства и хорошо «стоять» у покупателей.
«Обычно продается все, что мы закупаем. У нас есть определенная статистика, с которой мы сверяемся, когда делаем закупки, поэтому цветы не пропадают», — рассказывает нам руководитель киевского подразделения UFL Елена Опарий.
UFL запустился в 2003 году как интернет-магазин. Учредителями стали Алексей Созинов и Антон Ващенко, который продал свою долю в 2010 году. Они же были единственными сотрудниками на первых порах.
Офлайн-точка появилась позже и сейчас выполняет роль скорее шоурума и места сборки букетов, нежели традиционного цветочного магазина.
«Украина и украинцы все еще доверяют больше офлайн-магазину. Так что его наличие является дополнительным плюсом. Хотя не исключено, что в будущем будет достаточно только онлайн-площадки», — рассказал Алексей Созинов, создатель UFL.
К слову, UFL — это название компании, но интернет-магазин работает на домене sendflowers.ua. Основатель объясняет это тем, что часто людям проще искать домен, который соответствует конкретному запросу.
После того, как цветы привозят в магазин (для отдельных разновидностей существует большая холодильная комната), они попадают в руки к флористам. «Хорошего флориста найти довольно сложно, — рассказывает Елена. — Нам встречаются люди, которые думают, что если прошли двухнедельные курсы, то все, этого достаточно. Но флористы, не имеющие опыта реальной работы, мало что умеют».
Алексей Созинов в свою очередь считает, что самая большая база флористов в СНГ, которой обладает UFL, является их основным конкурентным преимуществом.
В ассортименте огромное количество уже созданных букетов, однако покупателям предоставляется возможность сконструировать свою комбинацию. Часто из таких запросов рождаются новые букеты в ассортимент.
После того, как заказ принят, магазин гарантирует доставку цветов в течение трех часов по Киеву, а по Украине — в соответствии с пожеланиями заказчика. Есть и функция срочной доставки в течение двух часов (за дополнительную плату). Для доставки магазин использует собственных курьеров на автомобилях — это и надежнее, и продиктовано специфическим характером заказов.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКАЗЫ

Второе принципиальное отличие доставки цветов от остального ритейла — в самом процессе доставки. Во-первых, в большинстве случаев за цветы платит заказчик, а не получатель. Если же заказчик говорит обратное, то это может насторожить менеджеров магазина.

Во-вторых, иногда доставку заказывают в нестандартное время и при нестандартных условиях. Часто заказывают доставку в аэропорт. Иногда просят заехать за подарком и доставить букет вместе с ним. Бывают и заказы на 4 утра. В UFL готовы работать с ними, но предупреждают, что нужно успеть сделать заказ до 19:00, в противном случае доставка будет произведена уже на следующий день. Хотя онлайн-менеджер работает круглосуточно.
На данный момент на украинском рынке доставки цветов действуют около четырех крупных игроков. Все они работают приблизительно по одной и той же схеме, хоть иногда и пытаются давить друг на друга при помощи нерыночных рычагов.
«Из нового: уже пошли и юридические споры между конкурентами, письма и досудебные разбирательства. А это значит, что рынок растет», — с иронией рассказывает Созинов.

НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС

Третья принципиальная особенность цветов как объекта интернет-торговли — в том, что спрос на эту категорию товаров является практически неэластичным. То есть, вне зависимости от рыночной конъюнктуры и экономической ситуации, цветы и подарки все равно будут покупать.
«Кризис на нас не сказался, и мы не заметили спада продаж. Люди все равно хотят дарить другу радость, поэтому продолжают заказывать цветы и подарки», — делится наблюдениями Елена.
При этом, цветы — это высокомаржинальный бизнес, в котором наценка на товар выше, чем у других представителей e-commerce. «Это вызвано большими сопровождающими тратами, — объясняет Созинов. — Цветы нужно вырастить, доставить по-особенному, подготовить, сделать красивый букет. Цветы — это товар, который нельзя доставлять коробками».
К тому же, несмотря на то, что UFL специализируется на цветах, их ассортимент значительно расширился за счет другой добавочной продукции: игрушек, элементов декора, открыток, подарочных коробок и т. п. Особенно впечатляют гигантские плюшевые медведи, популяция которых в магазине довольно значительна. «Скоро День Святого Валентина, и, будьте уверены, мы их всех продадим», — улыбается Елена.
Средний чек покупателя магазина UFL в прошлом месяце составил порядка 630 грн, что приблизительно соответствует среднему чеку по рынку e-commerce. Так что спрос на продукцию UFL практически не поддается рыночным флуктуациям. А значит, их бизнес обладает большей устойчивостью, чем большинство других направлений e-commerce.
Материал опубликован при поддержке UFL
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda