Автор: Олеся блащук

Кто включает светофор

Пять неожиданных проектов «умного» Львова с использованием мобильных технологий
Электронными закупками, открытым бюджетом и предоставлением административных услуг онлайн украинцев уже не удивить: такие smart-проекты уже давно реализованы в различных городах страны. Но в украинских городах есть и менее известные технологичные и современные проекты. Они позволяют следить за тысячами объектов при помощи одного монитора и пульта управления, повышают безопасность и комфорт жителей, дают десятки миллионов экономии и массу дополнительных возможностей, еще недавно недоступных. AIN.UA узнал о самых полезных проектах «умного» Львова, связанных с мобильными технологиями.

Материал выходит в рамках спецпроекта Smart-Tech.
Умный Львов
Эффективность, экономность, дружественность для населения и использование современных технологий для того, чтобы все это обеспечить. Так коротко можно сказать о принципах «умного города», главная цель которого – рост благополучия жителей за счет более эффективного удовлетворение потребностей городского сообщества.

В мире есть несколько городов, признанных лидерами в области внедрения «умных» технологий — таких, как Амстердам, Барселона или Тель-Авив. Все они внедряют разные проекты в разной последовательности, но ключевым в любом случае является сбор и обработка данных, касающихся всех сфер городской жизни. Именно это позволяет принимать качественные управленческие решения, делая город более эффективным и заодно оптимизируя расходы городского бюджета. Например, постоянное отслеживание автомобильного и пешеходного трафика позволяет улучшить работу светофоров и уличного освещения.

В Украине многие города постепенно внедряют «умные» проекты, но одним из самых успешных примеров является Львов.
«Не знаю, заметили ли вы, как изменилась жизнь во Львове за последнее время, — говорит Евгений Кражан, директор «Киевстар» по развитию бизнеса на корпоративном рынке. — Возможно, туристы не очень обратили внимание, а вот горожане – наверняка. Транспорт, лифты, ЖКХ, уличное освещение – все это львовские власти смогли улучшить с помощью IT и телеком-технологий. Почему это есть во Львове, но редко можно встретить в других городах Украины? Во-первых, городом управляет достаточно молодая и продвинутая команда, которую волнует то, как жители воспринимают свой город. И Садовой очень способствует внедрению инноваций. Нам комфортно работать вместе с ними. Во-вторых, одно из направлений развития Львова – туризм. Многие гости приезжают из Европы, и они привыкли ко многим инновациям. Зная это, городские власти прикладывают усилия, чтобы сделать Львов приятным для проживания, в том числе, и для европейцев. Конечно, есть еще много моментов, которые стоит улучшить – то же авиасообщение, но вектор движения они выбрали абсолютно верный. В-третьих, у Львова не так много денег, как в других городах. Поэтому, власти ищут выгодные решения, внедряя телеком и IT-инновации. И, наконец, в городе отличное IT-community, благодаря которому появляется много интересных проектов. Надеюсь, нам удастся совместно поработать еще по нескольким инициативам – в области водоснабжения, транспорта или тех же билетов».

Евгений Кражан
Директор «Киевстар» по развитию бизнеса на корпоративном рынке​
Городской транспорт
Во Львове сейчас активно готовятся предоставить доступ к открытым данным, полное открытие API запланировано на июль. Пока же доступны лишь данные по маршрутам и графикам движения транспорта – и весной 2016 года город уже получил свой первый сервис на их основе.
Приложение LvivTransportTracker для Android и iOS создали волонтеры Дмитрий Фролов и Денис Мелешин. Сервис доступен на трех языках (украинском, русском и английском) и позволяет узнавать в режимах онлайн и офлайн информацию о номерах, маршрутах и остановках общественного транспорта – троллейбусов, автобусов и маршруток.

LvivTransportTracker предусматривает выделение «избранных» маршрутов для быстрого доступа, подбор удобной транспортной развязки и другие функции для пользователей. Кроме этого, за общественным транспортом во Львове можно следить в режиме реального времени: просматривать на карте их движение и узнавать точное время прибытия на остановку. Эта возможность реализована при помощи SIM-карт «Киевстар», которые установлены в транспорте.
Трафик и светофоры
Благодаря оборудованию автобусов, маршруток и троллейбусов GPS-системами, город осуществляет еще одну важную функцию. «Информация о передвижении общественного транспорта вместе с другой оперативной информацией сводится в Центр управления дорожным движением. При помощи него происходит управление всеми светофорами города», - рассказал AIN.UA Тимофей Александронец, начальник управления информационных технологий Львовского горсовета.

Впрочем, сенсор управляется не только вручную, а также при помощи «умного» компонента. На светофорах есть датчики, позволяющие отменить включение красного света там, где это возможно. «Если ночью магистральная улица загружена, а боковая – абсолютно пустая, то датчики замечают, что на боковой улице машин нет, и сигнализируют системе, что включать красный свет не нужно», - поясняет Тимофей Александронец. Таким же образом организовывается и «зеленая волна» для трамваев: на перекрестках им дают приоритет и включают зеленый свет.
Мобильные соты и люди
Для проектирования новых магистралей, развязок и светофоров город использует информацию по загруженности дорог. У коммунального предприятия "Львовавтодор" есть специальная программа, которая вычисляет загрузку дорог на основе данных о количестве проживающих в определенных районах людей, ширины шоссе и других. Кроме этого, программа позволяет понять, как изменится нагрузка на дорогу в случае строительства новых объектов или внедрения какого-нибудь транспортного решения.
С недавних у Горсовета появился еще один источник данных для анализа: «Киевстар» предоставляет львовскому Центру IT информацию по пассажиропотокам – анонимизированное движение жителей по дорогам города. «Данные по загрузке сот мобильного оператора для нас фактически означают количество людей, которые двигаются по определенной улице: водителей, пассажиров, пешеходов. В соответствии с ними мы можем проектировать дизайн изменений и городских решений – понять, где нужно поставить светофор, где расширить улицу, где перестроить», - рассказывает Тимофей Александронец.
Уличное освещение
Включить свет во всем городе не так просто – раньше на этот процесс уходило около 30 минут, а фонарями управляли при помощи фотоэлементов или механических часов. Теперь во Львове стоит более современная система: 300 шкафов уличного освещения с удаленным управлением, к которым подключено почти 30 000 фонарей.

К каждому шкафу подключено около сотни фонарей, которыми он управляет. Шкафы оборудованы терминалами с SIM-картами «Киевстар» (с М2М-тарифами, месячная абонплата около 8 грн). Шкафы подключены к центральному пульту при помощи технологии GPRS. Это дает возможность включать освещение во всем городе всего за минуту, отключать отдельные участки, а также получать информацию, если некоторые объекты выйдут из строя.

«Освещение включается и выключается согласно графику включения, согласованному для нашего региона Украины. В режиме реального времени можно получать информацию о том, есть ли напряжение, не произошло ли аварии. Информация поступает к диспетчеру по свету, который в случае необходимости отправляет аварийную бригаду».


Александр Лазуткин, директор ЛКП «Львовсвет»
По его словам, сейчас город рассматривает возможность перехода на самый современный вариант «умного» освещения, при котором управлять можно каждым светильником отдельно, а сигнал передается по Wi-Fi.

«Мы возьмем один шкаф на 50-70 светильников, поменяем лампы на LED и поставим системы управления, которые будут уменьшать мощность светильника или включать его в определенное время или передавать определенные сигналы в зависимости от освещения. В этом году я надеюсь запустить хотя бы один такой пилотный проект, и тогда у нас будут данные по потреблению такой системы и экономии», - говорит Александр Лазуткин.
Лифты и GPRS
Около 1000 львовских лифтов, которые обслуживает «Львовгорсвет», оборудованы особой системой диспетчеризации. В онлайн-режиме она показывает, нет ли каких-либо механических неполадок в работе лифта или в его электропитании. Кроме того, она обеспечивает связь пассажиров с диспетчером. Такое оборудование в десятки раз ускоряет выезд аварийной бригады, потому что диспетчеры в реальном времени следят за лифтами на специальных мониторах.
«До внедрения новой системы связаться с диспетчером можно было далеко не во всех лифтах, а в тех, которые предусматривали такую возможность, использовалась проводная связь – не такая надежная и совсем не подходящая для того, чтобы охватить ею много лифтов. Датчиков состояния лифтового оборудования и вовсе не было», - поясняет Александр Лазуткин.
Связь диспетчеров с лифтами обеспечивают также мобильные технологии: 1000 SIM-карт «Киевстар» формата М2М, которые работают в режиме GPRS и по дозвону на номер диспетчера. Всего в систему входят 9 аппаратно-программных комплексов диспетчера с ПО на 250 терминалов, сервер с многоканальным терминалом GPRS-связи на 2000 лифтов, инженерный пункт программирования и диагностики, а также 2000 терминала исполнительного пункта с блоком GPRS-связи.
Энергосбережение и счетчики
Львов успешно работает над повышением энергоэффективности и энергосбережением – город даже получил от Совета Европы награду за «Практикум внедрения ежедневного мониторинга потребления ресурсов в бюджетных учреждениях». Ежедневно город проводит мониторинг потребления электроэнергии по школам, детским садам, поликлиникам и другим объектам коммунальной собственности, всего анализируют более 500 объектов.
«Ответственные за проведение мониторинга завхозы и, на некоторых объектах, энергоменеджеры ежедневно вручную снимают показатели счетчиков электроэнергии, теплоэнергии, холодной воды и газа, и вносят данные в электронной форме в карточку своего объекта».
Роман Васковец, начальник отдела энергоменеджмента управления экономики департамента экономической политики Львовского горсовета.
Данные собирают при помощи созданной львовскими разработчиками uMuni, облачной системы оценки расхода энергоресурсов. Доступ к ней организован прямо из браузера, без установки ПО на компьютер. Система также помогает анализировать собранные данные: сравнивать периоды, просматривать «календарь событий», в который вносятся какие-либо аномалии – например, если суточное потребление будет превышено. Параметры вычисления аномалии гибкие, при потребности их можно менять.

Благодаря системе энергоменеджмента и ежедневному энергомониторингу город в 2015 году сэкономил 32,3 млн гривен. По мнению Романа Васковца, сам факт внедрения контроля дает около 10-15% экономии энергии. «Наш следующий шаг – исключить человеческий фактор и перейти к средствам телеметрии. Если наши объекты будут оборудованы счетчиками с импульсным выходом и возможностью присоединяться к сети, то этот программный комплекс сможет собирать и передавать показатели автоматически, без участия людей», - добавляет он.

То, что не удается государственным организациям, во Львове используют частные предприятия. Компания Львовоблэнерго устанавливает счетчики электроэнергии для юридических лиц, а также для многоэтажных домов – общие для всех квартир. Благодаря тем же мобильным технологиям количество потребленной электроэнергии можно ослеживать в режиме онлайн, а также экономить средства на контроллерах, которые обычно обходят дома и вручную фиксируют показания счетчиков. Всего во Львове уже установлено около 500 таких счетчиков.
Материал опубликован при поддержке «Киевстар»
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda