АВТОР: НИНА ГЛУЩЕНКО
В поисках своего Цукерберга
В Киеве запускается Центр развития технологических компаний – Technology Companies' Development Center (сокращенно TCDC). Идея принадлежит Евгению Саранцову (компания BlackBox), в нее инвестировал Фонд Василия Хмельницкого (K.Fund). Размер инвестиций составил 100 млн гривен. Редакция AIN.UA разбирается, что это, зачем нужно и кому может быть интересно.

Материал подготовлен при поддержке «Центра развития технологических компаний» и K.Fund

В контексте разговоров об украинской науке и технологиях все чаще всплывают жалобы работников отрасли и иностранных экспертов о том, что наша страна – кладезь инженеров и технологий и кладбище продуктов. И тому есть несколько логичных объяснений.

Украинские программисты трудятся в поте лица, обогащая сферу аутсорса – создавая продукты для иностранных компаний за их бюджеты, по их идеям и техническим заданиям. Успешные продукты, созданные украинцами по происхождению и признанные в мире, появились на свет за границей и у людей, которые сознательную часть жизни провели не в родной системе образования или экономических реалиях. Взять, к примеру, WhatsApp.
В традиционных и наукоемких отраслях, доставшихся Украине в наследство от предыдущего государства, например, космической, не наблюдается стремления к оптимизации производственных процессов и соответствию условиям времени. Это и специфика нашего образования, которое дает мощную теоретическую базу, но мало практических знаний, и менталитета, не готового пока к изобретательству, предпринимательству и рискам, потому что ранее такой потребности не было.

Но есть и еще один тормозящий фактор – доступ к капиталу, который необходим на первых этапах развития проектов. Весь рынок венчурного капитала и фондов прямых инвестиций в 2015 году составлял 496 млрд долларов. Из них в Силиконовой долине – 60 млрд, Китае – 49 млрд. Для сравнения в Украине это в общей сложности 150 миллионов. Даже заинтересовавшие инвесторов проекты получают сравнительно небольшие чеки, которые не решают всех проблем молодой компании – особенно, если равняться на Запад в этом отношении.

В итоге формируется мнение, что нашим инженерам для создания жизнеспособных проектов надо, во-первых, полностью поменять свое мышление и отталкиваться в нем не от идеи (технологи, гаджета и т.д.), а от запросов рынка, во-вторых, дистанцироваться от любых процессов, которые оттягивают на себя бюджет и время – до тех пор, пока продукт не появится на свет и не порадует своих первых клиентов. Это, например, сопутствующие любой компании вещи – юридические и бухгалтерские вопросы, вопросы, связанные с офисом. Такой идеей руководствовались создатели Technology Companies' Development Center.
Сначала исследование рынка — затем работа над продуктом, такой бизнес-стратегии будут обучать в КМБШ
Чем меньше компания и ее потребности – тем больше скидка. Чтобы попасть в Центр, нужно пройти обучение по специальной программе в Киево-Могилянской бизнес-школе и иметь свой технологический проект, который уже смог продать свои услуги и получить первый чек от клиентов не менее 500 долларов в месяц.

Мы пообщались Евгением Саранцовым о том, что из себя будет представлять организация. Technology Companies' Development Center задумывается как место, где создатели небольших технологических компаний смогут «поселиться» смогут снять офис, получить услуги специалистов в бухгалтерии и юриспруденции, а также доступ к технологиям (быстрый интернет, хостинг, облако Microsoft Azure) с большой скидкой на то время, которое им необходимо для трансформации от стартапа к бизнесу.
По мнению основателей проекта, на первых порах компании надо сосредоточиться на продукте, а не учиться бухгалтерии и прочим премудростям
В Центре не будет менторов и специалистов, которые научат стартапы продавать свои продукты или выступят в роли внешнего маркетинг-отдела. Обучающую роль берет на себя Киево-Могилянская бизнес-школа, а общий маркетинг – это скорее модель кластеров, которым Центр не является.

По словам управляющего партнера Центра, Евгения Саранцова, отказ от привлечения менторов был сознательным.
«Я вспоминаю времена, когда я был ментором. Чему мы только не учили эти стартапы – и маркетингу, и финансам, и бухгалтерии. Но стало понятно, что проще их избавить от лишней информации и дать возможность сконцентрироваться на продукте и клиенте. И не влиять при этом в виде эксперта на их уникальность».
Евгений Саранцов
Управляющий партнер Technology Companies' Development Center
В то же время, Центр нельзя воспринимать как кластер. Кластеры обычно объединяются вокруг определенных задач или общего маркетинга. В планы основателей входит предлагать резидентам сообща решать какие-то реальные задачи реальных клиентов, таким образом и знакомя их с рынком, и обучая взаимодействию с другими проектами (а вот тут уже есть что-то от кластера), и знакомя рынок с командами. Но это не основное направление. Основное – обеспечение базовых потребностей в инфраструктуре, что, по задумке основателей, наилучшим образом подойдет для решения проблем стартаперов в условиях ограниченного доступа к венчурному капиталу.
Конечной целью резидентства, с точки зрения организаторов проекта, является создание достаточно уверенных маленьких компаний, которые можно будет предлагать фондам прямых инвестиций в рамках портфеля.
6-12 месяцев достаточно, чтобы понимать, будет ли компания жизнеспособна
Для фондов компании, которые попадают резидентами в Центр, находятся еще в сегменте, где много риска и неопределенности. После первого года существования на рынке и с наличием готового и востребованного продукта они начинают вызывать совсем другой интерес. Один год – не случайная красивая цифра. По словам Евгения, 6-12 месяцев достаточно, чтобы понимать, будет ли компания жизнеспособна. Если за этот период она не вышла на точку безубыточности, значит, бизнес-модель недостаточно хороша и ее нужно менять.

Есть одно небольшое исключение, связанное с портфельными инвестициями. Так как в итоге успешные резиденты будут предлагаться инвесторам в портфеле, некоторые компании из этого портфеля могут не показывать хорошие рыночные показатели, но при этом в сочетании с другими быть чрезвычайно важными, так как они могут работать над важной составляющей для нескольких других компаний из портфеля. Например, разрабатывать технологию, необходимую для внедрения определенной услуги.
Высокие технологии создают люди, наша задача – обеспечить им необходимые условия для развития – среду и знания. Знание без внедрения не стоит ничего, а внедрить знание можно только в соответствующей среде. Именно ее мы и будем создавать в Центре. За этим подходом будущее. Мы разделили роли в проекте. K.Fund привносит инфраструктурные и образовательные решения.

Все, что касается управления в сфере технологий, будет реализовываться командой Евгения. Мы в начале пути и хотим сформировать такую модель, которая будет полезна и помогать талантливым ребятам развиваться, воплощать свои мечты в жизнь. Наша инициатива может ускорить развитие страны и послужить примером для других. Понимая это, я принял решение инвестировать в развитие Центра.
Василий Хмельницкий
K.Fund
Интерес основателей Technology Companies' Development Center в этом проекте заключается в желании отыскать талантливых выпускников инженерных специальностей, у которых есть жизнеспособные идеи, создать им тепличные условия на первых этапах, чтобы те сосредоточились только на продукте, и в случае успеха проектов (а несмотря на то, что это еще проекты с высокой долей риска, они все равно уже более жизнеспособны, чем стартапы в инкубаторах), получить право инвестировать в уже окрепшие компании.
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda