автор: нина глущенко

IT-аутсорс vs. свой продукт: что больше нужно Украине?

7 ноября в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs) стартует новая образовательная программа be tech. Client focus strategy для основателей технологических компаний и потенциальных резидентов Technology Companies' Development Center. Редакция AIN.UA разбирается в особенностях программы и кому она может быть интересна.

Материал подготовлен при поддержке «Центра развития технологических компаний» и K.Fund
Мы уже рассказывали о грядущем запуске Центра развития технологических компаний (TCDC) – это совместный проект фонда Василия Хмельницкого K.Fund и BlackBox Capital. Основатели Центра считают своей миссией стимуляцию перехода украинских технологических компаний от модели работы на аутсорсе к созданию собственных IT-продуктов.
По их мнению, чтобы достичь этого, нужно научить фаундеров украинских технологических компаний основам предпринимательства и дать возможность заниматься только продуктом, продвижением на рынке и поиском клиентов. Поэтому концепция деятельности TCDC сводится к решению, грубо говоря, бытовых проблем молодых технологических компаний (помещение, интернет, «облако», бухгалтерия, юридические услуги – все с большой скидкой за право инвестировать средства в жизнеспособную компанию), но, в то же время, полному отсутствию менторства. Единственным моментом, связанным с образованием, является обязательный предварительный курс be tech. Client focus strategy, разработанный Киево-Могилянской бизнес-школой под потребности потенциальных резидентов.
Об аутсорсе и молодых предпринимателях
высокий уровень грамотности и хорошая подготовка кадров
Одной из причин, по которым Украина занимает ведущие места в IT-аутсорсе в мире, является высокий уровень грамотности населения и хорошая подготовка кадров. В аутсорсинговых компаниях требуется хорошее знание специальности и желание развиваться в ней дальше. Поскольку в кризисных для экономики страны условиях IT-сфера сохраняет высокие зарплаты и большое количество рабочих мест (по данным прошлогоднего исследования DOU, порядка 90 000 человек работает в отрасли, а с 2014 года, даже с учетом особенно популярного в последние два года релокейта, их количество выросло на 20%), это само по себе является отличным стимулом для развития специалистов и притока свежей крови в индустрию.

Создание продуктовой компании, даже в IT – другая история, требующая иных навыков, черт характера и взглядов на рынок. Украинский контекст традиционно отчасти соответствует западному, отчасти – демонстрирует собственный колорит.
Сергей Ноздрачев
Преподаватель программы be tech. Client focus strategy
«Я неплохо знаю ситуацию в США, Европе и Китае – там жил и работал, оттуда есть много знакомых из отрасли. И могу сравнивать с Украиной. Сильная сторона предпринимателей независимо от географии, – это то, что они все беспокойные, активные, вовлеченные, с горящими глазами. Хотят что-то делать и деньги на этом зарабатывать. Они полны энергии и решительности превращать идеи в продукты. Если говорить о слабых сторонах, то они тоже типичные. Особенно для технологических предпринимателей, инженеров. Чего не хватает этим людям – так это концентрации на клиентах, а не на продуктах. Предпринимательство – это больше история о превращении идей в клиентов. Оно крутится вокруг двух персонажей – предпринимателя и клиента. И понимания их потребностей. Инженеры привыкли думать больше о продукте».
Евгений Саранцов
Управляющий партнер Technology Companies' Development Center
«До анонса обучающей программы мы провели собеседования с некоторыми потенциальными кандидатами в резиденты. Увидели закономерность, что наши разработчики используют одну и ту же модель бизнеса – Solution. То есть их идея сводится к созданию продукта, который сам найдет своего клиента. К сожалению, это распространенная проблема. Мне известны платформы, которые разрабатываются по 2-3 года. И у компаний, которые занимаются их разработкой, до сих пор нет ни одного клиента и нет подтверждения, что их продукт будет востребован. Тем не менее, они полностью в нем уверены. Эту логику нужно перестроить».
Об уникальности и целях
Программа be tech. Client focus strategy ставит своей целью научить слушателей работать на свои цели и цели клиента, создавать тот продукт, который востребован рынком, и при этом ориентироваться на потребности самого предпринимателя.

Помимо стартапов, которые прогорают на том, что создают продукты в никуда (мысль о том, что этим часто грешат не только украинские фаундеры нового поколения, но и старые большие компании, например, из космической индустрии, уже витала в воздухе и на страницах AIN.UA не раз), есть еще компании, которые создают интересный для рынка продукт, но допускают ошибки в бизнес-модели. В то время как их более удачливые, но менее талантливые в плане продукта конкуренты, придумывая лучшую бизнес-модель, занимают лидерские позиции на рынке. Программа kmbs обещает дать слушателям конкретные инструменты, которые позволяют оценивать рынок, находить клиентов и создавать работающие бизнес-модели. Оценивая все риски и проверяя многие вещи на этапе теорий, без повторения ненужных ошибок и неоправданной траты денег.
Это все про бизнес
«В современном мире есть много инструментов для оценки продукта со стороны его потенциальных потребителей до того, как были вложены большие деньги и время на создание. Это лендинги, опросы потенциальной аудитории, презентации проекта на краудфаундиновых платформах вроде Kickstarter и Ingiegogo», – рассказывает Евгений Саранцов. По мнению кураторов курса, начинать работу над проектом нужно именно с этих вещей. Внести небольшие изменения в продукт, находящийся на уровне концепции, или подкорректировать бизнес-стратегию гораздо проще, чем разворачивать корабль на полном ходу.

Кроме того, kmbs в сотрудничестве с Центром ставит своей целью научить слушателей курса смотреть на ситуацию шире и видеть себя не только как компания, работающая под запросы конкретного клиента, но и как часть экосистемы технологических проектов – авторы курса считают, что это его вторая уникальная черта. Объединяться со схожими проектами для завоевания лучших позиций на рынке и выхода за пределы Украины. В целом, Киево-Могилянская бизнес-школа давно пытается прорастить в Украине кластерную логику взаимодействия стартапов. И в рамках этого курса идея тоже звучит.
«Все программы kmbs ориентированы на конкретную аудиторию. Это все про бизнес. Но в рамках kmbs есть программы для предпринимателей, корпораций, маркетологов. Они между собой отличаются, потому что ориентированы на разных клиентов и задачи. Объединяет их системный подход. В kbms есть программы, подобные той, которую будут проходить потенциальные резиденты. О глобальных рынках, о построении IT-стартапов. Но это не значит, что be tech. Client focus strategy повторяет какой-то курс. Мы создавали ее под конкретную аудиторию и задачи. Примерно 75% – это модули, которые есть в других программах, но в уникальной комбинации. Около 25% модулей написаны специально под эту аудиторию, – рассказывает Сергей Ноздрачев. – Интервью, которые проводились перед созданием курса с потенциальными резидентами – это тоже часть методологии, которой они будут обучаться. Интервью позволили нам лучше понять потребности клиентов, задачи, которые перед ними стоят. В своей работе мы также используем инструменты, которым обучаем участников учебных программ».
О миссии обучающей программы
Одна из задач и этой программы, и Центра – поднятие уровня украинского предпринимательства. Через знания, взаимодействие, нетворкинг. Однако любая идея, даже самая здравая на первый взгляд, не должна приниматься на веру, без конкретных цифр и исследований, позволяющих оценить на основе фактов ее жизнеспособность. С вопросом о том, в каких «попугаях» Украина может измерять необходимость и результативность развития предпринимательства, мы снова обратились к преподавателю курса Сергею Ноздрачеву, как к практикующему предпринимателю с продолжительным стажем и международным опытом. По словам Сергея, в нашей стране, в отличие от, например, США, явно не хватает культуры измерения результата. Лишь немногие отечественные компании меряют вовлеченность персонала. Еще меньшее число меряет вовлеченность покупателей. Или использует только самые базовые инструменты. И уж точно, никто не сможет назвать конкретных цифр, что и в каком количестве Украина получит от продуктовых IT-компаний, в какой перспективе. Для этого важно уже сейчас работать над качественной статистикой и сбором отраслевой информации.
Люди не хотят халявы
Но есть одно исследование, которое может быть применимо и к Украине конкретно в этой ситуации. Институт Гэллапа, с которым сотрудничает Сергей, провел опрос, охвативший большинство стран мира. Его результаты свидетельствуют о четкой корреляции между социальной ситуацией в стране и количеством рабочих мест. Люди не хотят халявы. Они хотят хорошую работу, которая позволит дать достойную жизнь семье, образование для детей, медицинское обслуживание и нормальную старость. Об этих вещах говорят по всему миру, независимо от классовых, социальных, религиозных отличий.

А новые рабочие места создают именно предприниматели. Не корпорации. Те, наоборот, сокращают их (видимо, отчасти из-за роботизации труда). Для примера, в США, по словам Сергея, две трети новых рабочих мест создают новые компании. Поэтому в этой стране очень озабочены поддержкой предпринимательства. Оно необходимо не только для развития экономики и поднятия уровня инновационности страны, но, в еще большей степени, для улучшения социальной ситуации и удовлетворенности граждан.

Впрочем, аутсорс Сергей не считает проблемой – он тоже имеет право на развитие и существование в стране с отличным человеческим потенциалом, коей является Украина. Другое дело, что не факт, что аутсорсинговым бизнесом и созданием продуктовых компаний будут занимаются одни и те же люди. Кому-то больше подходит одно, кому-то другое. А кто-то идет в отрасль, чтобы получить понимание того, как она устроена, обзавестись контактами и понять, как строить свой бизнес. По факту, такую же функцию планирует выполнять курс be tech. Client focus strategy.
«Если хотя бы 10%, 20%, 50% слушателей сделают успешными свои проекты и создадут несколько рабочих мест в Украине – это уже будет победа. Если они быстрее достигнут успеха или быстрее оправятся от потерь, сохранив свой предпринимательский задор – это будет здорово», – завершает наш разговор Сергей.
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda