автор: ольга карпенко

Технологии спасают жизни

Как работает Винницкий центр медицины катастроф
Телеком и IT-решения сильно упрощают жизнь и докторам, и пациентам.

«Скорые», которые прибывают в кратчайшие сроки после вызова благодаря онлайн-картам, доктора, которые с планшета консультируются с коллегами, «умное» медицинское оборудование, электронные карточки пациентов вместо бумажных потрепанных тетрадок с нечитаемыми надписями — такие вещи понемногу появляются в украинской медицине.
Звонки обрабатываются в течение минуты
Одной из тестовых площадок для таких инноваций стал Винницкий центр медицины катастроф. «Скорые» здесь координируются с помощью интерактивной онлайн-карты с GPS-трекерами, кардиографы умеют обмениваться данными по пациенту с больницей, а звонки по 103 принимаются автоматически и обрабатываются в течение минуты с помощью специализованных программных решений.

Винницкий центр медицины катастроф был создан в 2013 году: по закону, сети экстренной помощи в стране должны были объединиться в одну систему. Сейчас в центр входят шесть станций и 119 бригад «скорой помощи». Все звонки по 103 в области поступают в его диспетчерскую.

У центра есть свой небольшой дата-центр, до конца года в нем планируют автоматически обрабатывать все звонки по 103 в регионе, объединить базы данных с больницами и составить самую подробную онлайн-карту области, чтобы «скорым» было удобнее добираться. Редакция попыталась разобраться, как устроена работа центра с точки зрения технологий. Об этом нам рассказал Олег Сидоров, заместитель главного врача центра по техническим вопросам.

Мобильную связь для центра обеспечивает «Киевстар», серверное оборудование, его настройку и обслуживание – Hewlett-Packard, телефонию настраивала американская Avaya, софтверные решения для баз данных и работы для экстренных служб поставляла американская Eccentex, GPS-технологии – белорусская «Виалон».
Я очень рад, что подобные проекты появляются в Украине и что мы вместе создаем инновационную медицину. У нас отличные врачи, но они крайне ограничены в возможностях использования технологий и современного оборудования.
Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке компании «Киевстар»
По словам Евгения, пока проект в Виннице осуществляется за счет зарубежных спонсоров. «Но надеюсь, что вскоре государство, бизнес и частные инвесторы объединят усилия для развития украинской медицины», – говорит он.
Как автоматизируют call-центр
У диспетчера 50 секунд на обработку звонка
По нормам, у машины скорой помощи есть 10 минут, чтобы по городу добраться до пациента. Это значит, что у диспетчера, который принимает вызов по 103, около 50 секунд на его обработку. Это, в свою очередь, означает, что работать со звонками нужно быстро, и часть процесса желательно автоматизировать.

Проект по автоматизации всех входящих по линии 103 звонков сейчас находится в пилотной стадии, его тестируют около трех месяцев, но скоро собираются запустить полноценно.

При этом центр координирует не только экстренные вызовы, здесь обрабатываются обращения по транспортировке больных, выездные консультации (если в районе нужна консультация узкого специалиста), доставка крови по регионам, сюда же приходят вызовы в диагностический кардиоцентр и на пост психологической помощи.
Как это работает?
К примеру, на 103 звонит пациент. Звонок принимает диспетчер, не общаясь по старинке по телефону, а обрабатывая заявку в онлайн-форме. Он общается с пациентом максимум 50 секунд, затем передает его диспетчеру направления, и у него остается 10-15 секунд, чтобы оценить ситуацию: где живет больной, какой это вызов и какую бригаду к нему направить.
Все расположение машин скорой помощи отображается на карте – достаточно кликнуть мышкой, чтобы проверить данные по машине и статус бригады.
Все пациенты внесены в онлайн-базу данных, так что если человек звонит не впервые, то у диспетчера уже есть все данные о нем: телефон, адрес, имя, предыдущие жалобы, диагноз и лечение. Доступа к базам данных больниц у центра пока нет, но на эту тему ведутся переговоры. Все данные хранятся и обрабатываются в собственной серверной, а каждый процесс дублируется двумя серверами — для подстраховки на тот случай, если один выходит из строя.

Причем программа, в которой обрабатываются звонки, по схеме вопросов диспетчера и ответов пациентов умеет определять степень экстренности случая: если случай очень серьезный — это красный код, к пациенту направляется ближайшая скорая, если случай средней серьезности — желтый код, если рутинный (к примеру, простуда) — зеленый. Бригады «скорой» обслуживают экстренную помощь. А неэкстренную помощь оказывают бригады, которые расположены в самом центре — семейный врач, фельдшер и водитель.
Чтобы организовать работу, мы получаем связь по новой технологии SIP, которая, в отличие от старой, подходит не только для голосовых разговоров, но и для мультимедиа, SMS и почты. Сейчас мы от компании «Киевстар» получаем два независимых пакета по 20 линий, которые используем для приема звонков.
Олег Сидоров
Как с помощью GPS и 3G координируются «скорые»
На каждой машине скорой помощи установлен GPS-трекер, данные обо всех бригадах, их перемещении, статусе передаются в центр. Любой диспетчер может открыть карту, проверить их расположение и даже отфильтровать по степени близости к пациенту. Когда центр принимает вызов, на карте, на месте жилья пациента, ставится флажок, и диспетчеру остается назначить бригаду «скорой», которая к нему поедет.
У врачей в скорой есть планшеты с 3G, они нажимают кнопку «Принять вызов» — и статус конкретной бригады скорой сразу меняется. Диспетчер с компьютера может позвонить и в любую больницу, в один клик — к примеру, предупредить о том, что к ним подвезут пациента. После того, как бригада приехала к больному, врач меняет статус на «Прибыл к пациенту». Статусы бригады скорой отражают в онлайне все стадии помощи пациентам: «Еду на госпитализацию», «Закончил госпитализацию» и «Завершил вызов».
Во время осмотра врач на планшете заносит данные о том, что делает, в онлайн-форму 110 — карту вызова бригады медпомощи. Это информация об осмотре, диагнозе, лечении, которая будет нужна в дальнейшем.
В свою очередь, на планшеты врачам отправляются все данные о больном, его обращении и состоянии, кроме того, во всех планшетах есть система навигации, которая дает информацию о пробках, состоянии дороги, прорисовывает маршрут к дому пациента, рассчитывает время на дорогу. Благодаря такой автоматизации объем бензина, который используют «скорые», сократился на 20%.
Координируют скорые с помощью Google-карт. По словам замглавврача, уже несколько месяцев команда центра вместе с модераторами карт работает над тем, чтобы создать как можно более подробные карты районов области. На них собираются нанести не только все улицы и дома, но и больницы, школы, памятники, церкви — все, что может служить для «скорой» ориентиром и помочь ей быстрее добраться до пациента.

Если 3G-интернет пропадет, навигационная система подтянет GPS-метки из базы данных центра и все равно сможет простроить маршрут. В планшетах врачей также загружены карты, которые применяются для GPS-навигации. GPS-трекеры работают по GPRS-соединению. «По 3G и GPRS, как и по голосовой связи, мы сотрудничаем с «Киевстар», поскольку покрытие этого оператора у нас в области самое лучшее», — рассказывает Олег.

Сейчас команда центра работает над тем, чтобы детально задокументировать на онлайн-картах все районы области. В этом им помогают студенты Донецкого национального университета им. Василия Стуса, который в связи с войной переехал в Винницу. «Если вы посмотрите в Google Maps на карту любого маленького села в Украине, скорее всего, кроме названия и нескольких крупных улиц, ничего не увидите. Но в любом селе Винницкого района вы увидите абсолютно все дороги, улицы и дома», — говорит заместитель главврача центра.
M2M в медицине, или Как работают интернет-кардиографы
Бригады имеют при себе ЭКГ-аппараты с GSM-модулем и SIM-картой «Киевстар». Если бригада прибывает к больному и врачу срочно нужна консультация по его состоянию, такой кардиограф автоматически высылает кардиограмму больного в диагностический центр по GPRS. Вся передача занимает около 10 секунд. В диагностическом центре специалисты оценивают состояние пациента и дают рекомендации по диагнозу и лечению, которые высылаются на ЭКГ, а также врачу на e-mail.
Хорошо отработана схема, при которой мы со всей области доставляем больных с острыми коронарными синдромами в кардиологический центр в Винницу. Ведь мы по карте видим, когда бригада начинает везти к нам больного и отправляем навстречу еще одну бригаду, чтобы они встретились на полпути и больной быстрее попал в кардиоцентр.
Олег Сидоров
Кроме кардиографов, данные по локальной Wi-Fi-сети могут передавать и другие медицинские устройства — дефибрилляторы, мониторы состояния больного, но для этого все машины надо оснастить Wi-Fi-приемниками. Это для центра пока в перспективе.

Сейчас в каждой машине «скорой» по три устройства, которые подключены к мобильной сети. Команда центра планирует оснастить их четвертым, с GSM-модулем, которое дублировало бы их и было независимым от трех других, но позволяло бы бригаде принимать сообщения, менять статусы и т.д. Таким образом, надежность системы обмена данными между центром и «скорыми» еще повысится.
И онлайн-контроль за бригадами, и подключенные к интернету кардиографы в центре используют уже год. «По отзывам, все довольны, ведь никто в дальних селах не ожидает, что, к примеру, при инсульте пациента сразу же доставят в центр, сделают стентирование, коронарографию и уже на третий день выпишут», – говорит Олег Сидоров.
Планы на будущее
Область постепенно подходит к внедрению электронной карточки пациента. «В нашей области давно ведутся разговоры об этом, а несколько лет назад всем семейным врачам выдали компьютеры и ноутбуки, обязали завести электронные карты больных», — рассказывает Олег.

Подобную систему выстраивают и в областном департаменте здравоохранения. Она организована на программе «ЭЛИС: Электронная регистратура», постепенно диспетчеры начнут удаленно работать во всех регистратурах и приемных отделениях больниц Винницы и области. По пациентам будут вести электронные истории болезни, туда же будет добавляться и вся история вызовов в центр.

«Мы скоро запускаем диспетчерскую, следующий этап — состыковка наших баз данных с базами данных поликлиник и семейных врачей», — объясняет главный технический специалист центра.

По словам Евгения Кражана, проекты, как в Виннице, есть в Полтавском центре медицины катастроф и в Киеве.
Материал опубликован при поддержке «Киевстар»
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda