Как Unicorn совмещает IT-бизнес и социально полезные инициативы
Материал подготовлен при поддержке Unicorn
Что это значит?
Как Unicorn совмещает IT-бизнес и социально полезные инициативы
Материал подготовлен при поддержке Unicorn
Что это значит?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Unicorn — чешский IT-аутсорсер с офисами в Чехии, Украине, Словакии, Нидерландах и Норвегии.
Бизнес основан в 1990 году. Основной фокус: разработка и обслуживание информационных систем для больших компаний на чешском и европейском рынках. Более 10 лет компания помогает детям из приютов, а также ученикам пражской консерватории. Сейчас и украинский офис компании взял под опеку детский дом неподалеку от Киева.


В совместном спецпроекте AIN.UA с Unicorn, глава правления компании Владимир Коварж рассказывает, почему стоит вовлекать коллег
в общественно значимые проекты, вспоминает свою первую социальную инициативу и советует, как избежать ошибок на старте волонтерской деятельности.


По данным исследования Cone Millennial Cause, 80% людей в возрасте от 18 до 23 лет хотят работать в компаниях, которые помогают обществу. Согласно результатам опроса Deloitte, 70% миллениалов (людей, родившихся между 1981 и 1996 годами) при выборе места работы учитывают вклад компании в социальную ответственность. А некоторые даже согласны на урезание зарплаты в обмен на соответствие ценностям и социальную ответственность бизнеса, пишет Джейн Мейстер, автор книги «The 2020 Workplace».
Социальная ответственность — один из ключевых пунктов, на которые опираются молодые соискатели при выборе работы.
Желание реализовать свои умения стоит для таких людей в одном ряду со знанием того, что в компании они причастны к чему-то важному.

Но как часто это происходит в Украине? Много ли компаний не только позиционируют себя как социально ответственный бизнес, но и являются таковыми на практике? О конкретном количестве подобных компаний судить пока сложно — точной статистики нет. Но есть отдельные случаи.

Немало социально ответственных сотрудников — в украинском офисе компании Unicorn.
Сначала речь шла о том, что Unicorn закупит для одного детского дома подарки на Рождество. Но помощь приюту, располагавшемуся неподалеку от Праги, превратилась в многолетнюю дружбу и сотрудничество.




2002 год — переломный в жизни Владимира Коваржа. Тогда он жил в родной Чехии, концентрируясь на развитии бизнеса, который пока не набрал крупных оборотов. Но к этому добавилась деятельность, которая стала для основателя Unicorn настоящей страстью.

Тогда в Чехии урезали расходы на содержание детских домов. Услышав эту новость, жена Владимира позвонила ему. Как итог прозвучало: «Мы ведь должны что-то сделать».




С чего все началось
«Началось с одного звонка моей жены, с маленького шага. Я полистал «желтые страницы» и нашел детский дом неподалеку от Праги, мои коллеги позвонили и спросили, чем могут помочь. В итоге мы стали понемногу менять жизнь 50 детей, ставших нашими друзьями. С этим приютом мы работаем уже много лет, и поддерживаем связь с теми, кто давно уже в нем не живет», — рассказывает Владимир.


Волонтерство, социальная ответственность, корпоративная благотворительность — обилие терминов, означающих «менять мир к лучшему», мало волновало компании в то время.

Всерьез об этом заговорили только в начале 2010-х. Тогда же появились исследования, подтверждающие пользу такой деятельности. Причем не только для найма миллениалов, но и для прибыльности. По данным исследования, CECP, компании повысившие расходы на 10% между 2013 и 2015 годами, наращивали прибыль и выручку быстрее конкурентов.

В свое время Unicorn постаралась сфокусироваться на главном — адресной помощи детям.



С одной стороны, компания стала закупать детям обычные, но такие необходимые им вещи: футболки, наборы личной гигиены, мобильные телефоны и велосипеды. А с другой — давала внимание и время.
Как это работает
«Уже сейчас, спустя время, я могу подробно рассказать, как это работает, и даже дать четкую инструкцию, с чего стоит начать. Тогда же мы практиковали все методом «проб и ошибок». В процессе поняли: недостаточно позвать на рождественский вечер в приют кумира и селебрити, чтобы вручил детям подарки и ушел. Важно проводить время с детьми самим. Это мы и стали делать», — говорит Владимир.

У Владимира — четверо детей. Ребята из приюта мечтали о том же, что и его дети, говорит бизнесмен. Кто-то хотел своими глазами увидеть море, другой — хоть раз в жизни побывать в горах, а третий — просто иметь самый обычный телефон, чтобы общаться с друзьями.
Алгоритм действий выглядит так: коллеги Владимира связываются с сотрудниками приюта, а также спрашивают самих детей, что им нужно. После этого в компании формируют бюджет для помощи детям, составляют списки нужных товаров, а члены команды Unicorn выбирают, что кому будут дарить. При этом сама поездка в приют — очень сложна эмоционально, отмечает собеседник. Не каждый сотрудник морально готов к такому решению. Но в итоге те, кто едет к детям, решают делать это постоянно.
«Дело в том, что в таких приютах обычно находятся дети неблагополучных родителей: наркоманов, алкоголиков или тех, кто сам решил отказаться от сына или дочери по каким-то причинам. Да, там есть те, чьи родители погибли или умерли, но таких очень мало. Это кажется невероятным, но это так! Они ждут, когда к ним придет мама, даже если общество считает ее асоциальной. Моя жена проводит с этими детьми много времени, и мне кажется, что она для них — на втором месте после родителей», — подмечает он.
На вопрос о том, что впечатлило Владимира в этих детях сильнее всего, он отвечает без колебаний: то, как они любят своих родителей независимо от их социального статуса и даже от того, любят ли их они, родители.


«Мы стали планировать совместные выходные с этими детьми, или же отправляли их на каникулы куда-то подальше от их привычной среды. Например, кататься на лыжах в горы на неделю-две. Параллельно с этим несколько наших коллег регулярно делали вместе с детьми их домашние задания. Они их знают, любят», — добавляет он.
Со временем Unicorn стала помогать и пражской консерватории, регулярно покупая дорогостоящие музыкальные инструменты, которые не могут себе позволить молодые студенты. Например, саксофоны, фортепиано. К такой помощи молодым людям Владимира подтолкнула также и личная история.
Расширение опыта в Украине
«Так случилось, что погиб наш коллега, оставив молодую жену вдовой. Мало того — у него осталась дочь, которая родилась буквально за несколько недель до его смерти. Мы инициировали сбор средств, каждый месяц собиралась определенная сумма. Мы помогали столько, сколько было нужно. Спустя несколько лет, мать ребенка поблагодарила нас за помощь и сказала, что денег достаточно», — вспоминает он.
На этом в компании не останавливаются. Недавно помогать приютам стал и украинский офис компании Unicorn, рассказывает его глава Владимир Погойда. Он вместе с коллегами выбрал приют недалеко от Киева, над которым компания взяла опеку. Несколько коллег уже побывали в этом месте, и сейчас работают над алгоритмом, по которому будут помогать детям.


«С одной стороны, мы хотели выбрать приют, находящийся неподалеку от Киева, чтобы туда было несложно добираться. С другой — приюты недалеко от столицы, как правило, не страдают от недостатка внимания волонтеров. Поэтому мы остановились на приюте, расположенном около Белой Церкви», — рассказывает Владимир Погойда.


В компании надеются, что им удастся построить с этим приютом долгосрочное партнерство, а позже они хотели бы расширить такую практику и помогать большему количеству детей. Если сотрудник проявляет желание участвовать в социально значимой инициативе, этому нужно способствовать, считают в компании.


Конечно, для команды Unicorn волонтерство является добровольным. Но уже на первом этапе поиска приюта к проекту по помощи детям изъявили желание присоединиться около десяти коллег.
«Мы просто видим, что нашим сотрудникам это интересно, им это нужно. Они понимают: помощь детям — это не только сходить в магазин и что-то купить. Важно дарить им свое тепло», — отмечает глава украинского офиса.


Волонтерство и налоги — как это сбалансировать
«У меня в этом отношении подход простой. Компания платит налоги, но если хочет помочь кому-то дополнительно, это всегда должно быть делом добровольным. Это нельзя делать только с тем расчетом, что потом вы будете платить меньше налогов или заработаете на этом очки», — убежден он.
Вопрос налогообложения благотворительности вызывает множество споров как в Украине, так и в других странах Европы. Стоит ли относиться к крупным компаниям-благотворителям более лояльно? Если в компании — сплошь волонтеры, помогающие армии, детям, больницам — должны ли они платить те же налоги, которые платят все остальные?


Если социальная ответственность идет в тесной связи со снижением налогов —это не очень хорошая идея, уверен Владимир:


«Считаю, все должно быть просто: платите все налоги, а если хотите помочь кому-то еще — пожалуйста. Но не ищите дивидендов для себя».
Исследователи также называют справедливую уплату налогов, при которой компании не оптимизируют свои расходы через законодательные «дыры», новой формой социальной ответственности. Особенно важно это в развивающихся странах, вроде Украины. Их бюджет сильнее полагаются на корпоративные налоги, пишет ICTD.


Бывает и так, что социальные активности затевают ради пиара. Владимир Коварж, к сожалению, с таким тоже сталкивался.


«Приехали, пофотографировались, опубликовали фото в Facebook, и все — такое есть сплошь и рядом», — вспоминает он и рассказывает один из подобных случаев.


Несколько лет назад Владимир увидел по чешскому телевидению историю мальчика, который вследствие чрезвычайного происшествия потерял обе руки. Он узнал номер телефона журналиста, который снимал этот сюжет и тут же позвонил ему. После некоторых сомнений, корреспондент дал ему контакты семьи пострадавшего.

Отец школьника услышал, что он хочет купить для его сына протезы и расплакался. Успокоив его, Владимир пообещал помочь и вскоре сделал это. Но через три дня к нему в офис пришла представительница одного благотворительного фонда. Она кричала и возмущалась:


— Как вы могли купить без нас! Мы же этого не сфотографировали!


— Но я не хочу фото! Парню просто нужны руки, — отвечал он.


Но его это совсем не разочаровало. Скорее наоборот.


«Это был плохой опыт. До сих пор не могу понять, почему она так себя вела», — вспоминает Владимир.
«Я никогда не жалел о том, что начал делать тогда, в 2002 году в Чехии. Теперь для меня это обычная составляющая работы и жизни. Даже если что-то идет не так, как хотелось бы, это не значит, что нужно останавливаться».


Не работайте через посредников. Идите к людям напрямую.


Если хотите решить определенный вопрос, выбирайте конкретную адресную помощь, направленную на решение четкой проблемы. Если ресурсы компании ограничены, помогайте нескольким, но не многим.
Делать слишком много для многих — ошибочная стратегия.
Не расстраивайтесь, если поймете, что не можете помочь всем, кому хотелось бы.
Три главных урока из многолетних практик волонтерства компании Unicorn:
Решение проблемы одного человека уже меняет мир к лучшему.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.