AIN.UA » ИнтервьюВсеволод Демкин о том, почему он перестал преподавать в КПИ, и о проблемах высшего образования

Всеволод Демкин о том, почему он перестал преподавать в КПИ, и о проблемах высшего образования

Тренд ухода от традиционного высшего образование развивается в Украине все активнее. Появляются новые организации и частные курсы, среди которых KAMA или Projector, с которыми мы уже успели пообщаться. Всеволод Демкин семь лет преподавал в КПИ курс «Операционные системы», однако так и не нашел путей для собственного развития в системе украинского высшего образования, его колонка «Почему я ухожу из КПИ» стала невероятно популярной в среде украинских разработчиков. Мы встретились со Всеволодом и пообщались о том, что ему удалось, а что нет, почему он теперь будет преподавать в частной структуре и как решить проблему образования для программистов в Украине.

10519731_980454001968491_2963505353142504797_n

Я программист, выпускник КПИ. Последние 5 с половиной лет работал в Grammarly. Параллельно почти 7 лет работал в КПИ. Как я туда попал? Во время моей учебы у нас был один важный предмет, который у нас почти что не читался – «Операционные системы».

Когда я выпустился, у меня было смутное желание преподавать. Через пару лет работы в области администрирования и программирования созрело решение прийти на кафедру и предложить свои услуги. Мне сказали, что не надо, но через год набрали, потому что существующая преподаватель ушла в декрет.

О работе в КПИ

Курс нужно было фактически разрабатывать с нуля. С одной стороны это было интересно, а с другой – сложно. Тем более приходилось это делать параллельно с работой.

Мне было интересно наблюдать за тем, что и как менялось в университете в это время. С одной стороны, понятно, что старая профессура, хорошие преподаватели, постепенно уходит на пенсию или просто умирает. На их смену должен прийти кто-то новый, и было интересно посмотреть, кто именно это будет. К сожалению, пришли, в основном, не те, кто имеют такое призвание. И те немногие люди такого рода тоже не задерживаются в этой системе. В итоге становится все меньше людей, которые вдохновляют. Плюс работа и семья. Поэтому я решил уйти.

Не было какого-то события, после которого я решил, что ухожу из КПИ. Несколько лет у меня была цель улучшать свой курс и довести его до того состояния, чтобы мне было не стыдно за то, что я делаю. Поэтому долгое время у меня не было никаких претензий ни к студентам, ни к университету, потому что у меня были претензии к себе.  Когда я достиг своих целей, то начал больше требовать от студентов и пытаться добиться качественного улучшения в том, что получается на выходе.

Больше всего в преподавании меня напрягло то, сколько времени уходит на проверку работ и предоставление фидбека студентам. У КПИшников есть тенденция просто брать чужую работу и сдавать как свою. Поэтому нужно придумывать кучу вариантов заданий и способы автоматизации их проверки. Каждый год у меня было три группы – около ста человек. Придумать сто вариантов невозможно, поэтому делаешь 10-15, тебе приносят то же самое, просишь сделать что-то еще и так далее…

В этом году мне стало окончательно очевидно, что мало кому вообще надо то, что я делаю. Из группы в 100 человек этого хотят от силы 10 студентов. Государству это тоже не сильно интересно, что выражается в том, что оплата труда чисто номинальная. Семье моей это тоже не нужно.

О вреде бесплатного образования

Во-первых, бесплатное образование – это скорее минус, а не плюс. Студенты не чувствуют его ценности.

Во-вторых, у каждого университета есть культура, которая передается из поколения в поколение. В КПИ это пристрастие к плагиату и надежда на «шару». Университеты, которые строятся с нуля, имеют шансы заложить свою культуру более правильно. В той же самой Могилянке, насколько я с ней знаком, многие вещи изначально построены по-другому, и этот момент может быть важнее самого уровня программы и преподавателей.

В целом, вся система не настроена на то, чтобы давать качественный результат. У украинского студента 10 дисциплин за семестр, а у американского – четыре. Из этих десяти, четыре – это профильные дисциплины, а остальное – это условно полезные или вообще бесполезные для данного профиля. Поэтому разумный студент (имеется в виду технического профиля – прим.) должен забить на гуманитарные предметы и сосредоточиться на основных. Но тогда он не получит стипендии. То есть система изначально демотивирует студента.

Списывание на экзамене – отдельная и интересная тема. Я считаю, что не есть цель – выучить всю теорию. Цель – понять, о чем речь. Поэтому к списыванию на экзамене я относился лояльно, главное, чтобы человек мог логично выразить свою мысль и потом ответить на вопросы, если они у меня возникнут. Проблема в том, что не работает система, в которой однозначно и непоколебимо говорилось бы: «списывать нельзя». Получается, что каждый преподаватель должен строить собственную систему.

13113044_10154178532238552_1505823208_o

О реформировании высшего образования

На уровне государства действительно делается много шагов, и многие из них позитивные. Это и требование знания преподавателями английского, и университетская автономия. Но кардинальные изменения будут тогда, когда появятся новые институции, которые будут построены на правильных принципах с самого начала. Они постепенно и переберут на себя функцию образования. Те из существующих вузов, которые смогут приспособиться к новым правилам, тоже, конечно, займут свою нишу. Те, которые не смогут, — отомрут.

Еще один момент, о котором говорят эксперты, — это то, что нужно разделить образование на тех, кто его предоставляет и тех, кто его сертифицирует. Так как сейчас сделали в школах. ВНО свои функции выполняет, это хорошая реформа. То же самое в какой-то мере, возможно, будет и в высшем образовании.

Есть большая проблема в обществе: люди получают образование, чтобы получить корочку, откосить от армии или что-то еще, но не ради получения профессии. И в техническом образовании это очень странно. Ты приходишь и говоришь: «Ребята, если вы будете учиться, то через два года сможете получить высокооплачиваемую работу, возможность переехать за границу, если у вас есть такое желание, и вообще открытые дороги». Но это почему-то не мотивирует.

В КПИ всегда было много талантливых людей. Всегда найдется какой-то процент студентов, которые добьются успеха, независимо от того, хорошо работает система или плохо. Например, если бы я набирал людей со своего курса на работу, я бы взял человек 5-10. Но это не тот процент, который бы показывал эффективность работы такого учреждения.

Хотя смена поколений и менталитета идет, просто это долгий и незаметный процесс. Моему старшему сыну уже 8 лет, и, наблюдая за родителям-сверстниками, которым 30-40, я вижу, что они воспитывают своих детей уже по-другому. Родители делают больший акцент на развитии талантов ребенка: соответственно, появляется много учебных учреждений, которые удовлетворяют этот запрос. В инженерном направлении это и «Винахідник», и GoITeens, и ряд других

О внеуниверситетском образовании

В Projector я буду преподавать курс «Базовые алгоритмы», один из основных курсов компьютерных наук. После статьи, которая вышла на DOU в начале года, оказалось, что куча людей хотят со мной поговорить и обсудить перспективы образования. Внутреннее желание преподавать у меня сохранилось, но я думал, что возьму некоторую паузу.

Но после общения с ребятами из Projector оказалось, что мне близко по духу то, что они делают. Поэтому мы решили не откладывать это на потом и начать строить систему качественного образования для программистов уже сейчас, поскольку это длительный проект на годы.

Кому мой курс может быть полезен:

  • тем, кто работает в сфере разработки, но для кого по тем или иным причинам фундаментальные вопросы прошли мимо (непрофильное или некачественное образование);
  • тем же студентам КПИ или других вузов, которые недовольны тем, как их учат, и готовы после пар или вместо них прийти поучиться еще;
  • да и, просто, людям, у которых есть тяга к программированию, но у них просто не было возможности получить такое образование.

У Projector есть большой план через несколько лет превратиться из «школы дизайна» в полноценную «школу дизайна и разработки». И с моего курса решили начать направление разработки. Он будет длиться три месяца и стоить 3000 грн с человека в месяц. Группа – 10-15 человек.  И да, здесь я буду зарабатывать существенно меньше, чем в индустрии, но и существенно больше, чем в КПИ.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Лайк
45
Твит
3
Нравится
9
Pocket
49
+1
2
Linkedin
0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

6 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
pavel.androgin

>Во-первых, бесплатное образование – это скорее минус, а не плюс. Студенты не чувствуют его ценности.

Ну, для начала не помешает, чтобы образование действительно того стоило. А то будет как в Америке, образование превратилось в эдютейнмент и очень прибыльный бизнес, а потом 50% выпускников не могут найти соответствующую квалификации по компенсации работу, где требовался бы их диплом или вообще хоть какую-либо.
Здесь лучше пусть будет смешанный подход как сейчас, возможность выучиться нашару нищете и за бабло. Когда только за бабло, это далеко не лучший выход для современного общества.

Andrii Angel

Что вы спрашиваете с человека, который говорит такое?.. «Курс нужно было фактически разрабатывать с нуля. [...] приходилось это делать параллельно с работой.» Папуасы на ментальном уровне не могут осилить понятие стандартизации: у них в каждом учебном заведении у каждого преподавателя свой уникальный (ха-ха!) курс, то есть отсутствует единый стандарт абсолютно по всем направлениям. Это белые негры.

Michael Yakimenko

Может он крутой разработчик, а так идиот. :/ И эта вот фраза: "Во-первых, бесплатное образование – это скорее минус, а не плюс" – описывает его "от" и "до".

Пускай на мир посмотрит что ли... Что бы студенты чувствовали ценность нужно а) отчислять, а не брать на лапу и оставлять, б) сделать блин качественное образование. Все, точка!

Игорь Снежко

Ну вы и пёрднули. Отчислять никто не будет, иначе останется реальное количество способных студентов 10%. А что делать кафедрам и преподавателям тогда? Качественное образование при ЗП 3000 грн? Ну давайте, покажите пример, умный вы наш.

Michael Yakimenko

Еще один идиот...

Игорь Снежко

Значит ты зоофил.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: