EN

Мобильные нули: быть или не быть

1067
2

www1На сегодняшний день не существует такого понятия, как «нулевой тариф». Если он нулевой, то он уже не тариф

Как адекватные люди, все мы руководствуемся тезисом «Зачем платить больше?». Народная любовь к «шаре» порой переходит все границы и забывает о местонахождении всем известного бесплатного молочного продукта. Поэтому вполне логично, что когда операторы мобильной связи стали соблазнять нас красивыми круглыми нулями, броскими лозунгами («Нуль в мережi – нуль за межi»), убеждая подключаться и говорить, говорить, без умолку, миллионы соотечественников не смогли устоять перед таким соблазном, тем более, что нули мелькали по телевизору, мельтешили в метро, взирали с бигбордов, а несколько кругляшек поистине «церетелиевского» размера были установлены даже в наиболее оживленных местах, например, столицы страны.

Так продолжалось несколько лет, как вдруг Национальная комиссия по вопросам регулированию связи (НКРС) внезапно озаботилась защитой прав абонентов, которые получают неполную информацию. Было издано решение НКРС от 09.07.09 №1579 «О соблюдении требований законодательства Украины в сфере телекоммуникаций». Затем 14 июля свершилось совещание членов НКРС с операторами мобильной связи в присутствии представителя грозного защитника прав потребителей Госпотребстандарта.

На совещании НКРС обратила внимание операторов на требование действующего законодательства страны предоставлять потребителям исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг, поскольку неполная информированность является нарушением законодательства. Было решено, что до 17 июля операторы должны предоставить образцы рекламной продукции с нулевыми тарифами для тщательной экспертизы в Госпотребстандарте на предмет соответствия законам Украины. Кроме того, Комиссия подчеркнула, что нулевые тарифы невозможны по сути, поскольку тарифы должны базироваться на себестоимости, которая не может быть нулевой.

Встревоженная общественость незамедлительно откликнулась на происходящее оперативным проведением Круглого стола «Нулевая тарификация: есть ли проблема и в чем она?»  с участием заинтересованных сторон (НКРС и мобоператоры), независимых экспертов и представителей масс-медиа.

На мероприятии было отмечено, что проблема защиты интересов пользователей услуг мобильной связи действительно есть, и она привлекает внимание как общества в лице СМИ, так и государства в лице отраслевого Регулятора. На протяжении последних недель НКРС приняла несколько решений, направленных на урегулирование спорных бизнес-практик операторов телекоммуникаций.

Однако Решение от 9 июля вызвало неоднозначную реакцию участников рынка. Мнения разделились: инициировавший разбирательство «Киевстар» поддерживает запрет на использование «нулей», компании УМС и Астелит выступают против этого. В соответствии с  этим решением запрещается устанавливать тарифы на услуги мобильной связи в размере 0,00 грн. за тарифную единицу «без учета себестоимости этих услуг и получения прибыли». Также в решении говорится об обязанности операторов предоставлять потребителям исчерпывающую информацию  о конечной стоимости услуг. В официальных разъяснениях Комиссии главной целью решения опять же заявлена защита прав потребителей. Для чего предлагается отмена, как неправомерной, рекламы услуг с нулевыми тарифами. По мнению Регулятора, в данном случае имеет место сознательный обман для привлечения клиентов: подобные предложения предусматривают либо большую абонентскую плату, либо получение средств от абонентов другим путем.

Однако подобная трактовка существа вопроса вызывает ряд возражений. Эти возражения разделяют как некоторые операторские компании, так и отраслевые эксперты. Имеет место ситуация, требующая осмысления, что и попытались сделать во время публичной профессиональной дискуссии участники круглого стола.

Как отметил модератор мероприятия Роман Химич, за последние год-полтора внутрисетевые нули стали фактически внутрисетевым стандартом, и это касается большого количества (до 15 млн чел.) абонентов. Но устроены так люди, что желают знать, что будет. Вот этому и был посвящен круглый стол.

Многие его участники задавались вопросом «внезапной» озабоченности именно почему-то нулевыми тарифами, а не пресловутыми ПЗС (плата за соединение), хотя именно ПЗС вызывает большое раздражение абонентов и неприятие.

Участники попытались дать панораму ситуации.

И.о. председателя Владимир Зверев подчеркнул, что «тема тарифов неисчерпаема, как атом». НКРС всегда оправдывается. Операторам надо более прозрачно освещать вопросы ценообразования и показывать технологию формирования, тогда бы и у Комиссии было бы меньше вопросов и претензий. Маркетинговая практика операторов недостаточно прозрачна для абонентов, и для Комиссии тоже завуалирована и спрятана.

А член НКРС Людмила Артюшенко полагает, что «нулевые тарифы – это не экономическая категория. Нет нулевой себестоимости, нет и нулевых тарифов. Когда операторы так ярко рекламируют «нули», они вырывают из характеристики услуги только один элемент. Все равно они платные для операторов, именно на это обращает внимание Госпотребстандарт, который и затребовал материалы для всестороннего анализа. А это чревато изъятием незаконно полученной выручки и прочими малопривлекательными санкциями». Ну а если еще и Антимонопольный комитет подключится, тогда операторам может быть не сладко (максимальный штраф, налагаемый АМКУ составляет 10% от прибыли).

Представители Регулятора заявили: «Наше решение – это предупредительная мера. Мы бы не хотели, чтобы эти органы наказывали операторов. Не зря дан срок до 1 сентября привести свою деятельность в соответствии с законами. Надо понять, что эти действия НКРС вовсе не запретительные и наказательные, а профилактическо-предупредительные.  Мы пытались сделать это дважды, но операторы не услышали нас. Любая услуга оплачивается потребителем, и он должен знать всю информацию о ней. Сейчас же выпячивается только один элемент характеристики услуг и замалчиваются все остальные. Это экономическая проблема для всего рынка. Самого понятия нулевой тариф просто не существует. Спорить можно долго, но Закон есть Закон».

Вызывает недоумение, почему только сейчас спохватились?

Конечно, можно будет просто «сменить вывеску» – и все останется по-старому. Вместо «нулевых тарифов» «предлагаем бонусы» или что-то еще подобное. Отток клиентов? Но к кому?

Директор по маркетингу «МТС-Украина» Василий Лацанич: «Мы согласны, что меры по отбеливанию рынка просто необходимы. Мы поддерживаем такие движения и просто хотели бы каждое такое движение профессионально отрабатывать, оценивать. Безусловно, нужны взвешенные решения. На сегодняшний день не существует такого понятия, как «нулевой тариф». Если он нулевой, то он уже не тариф.

Всех раздражает некая цифра – это ноль. Огромные ноли стоят в Киеве в особо людных местах, привлекая внимание. Они такие большие, что за их пределами уже ничего не замечаешь. Конечно, среди обладателей 30 млн сим-карт неминуемо найдутся люди, которые предполагают, что ноль – это и есть весь тариф. Однако мы продаем услугу, которая тарифицируется по сложным моделям. И так – не мы придумали».

В.Лацанич сообщил, что вместе с Vodaphone «МТС» провела  глобальный и всеобъемлющий анализ мирового рынка. Так вот, на сегодня украинские среднеминутные тарифы мобильных операторов  – самые дешевые в Европе. «И мы не нашли более дешевых в мире. Мы достигли самого конкурентного рынка в мире. Это великое достижение, которое позволяет нам предоставлять услуги по самым дешевым ценам (в среднем, конечно)».

Между тем, «регулирование» тарифов «Укртелекома» приводит лишь к росту цен из года в год. В отличие от этого, тарифы на мобильную связь постоянно снижаются.

«Будет отток абонентов? А куда они уйдут? К кому? Если вся четверка изменит тарифы, уйти будет некуда. Не-ку-да! Будет банальное повышение цен. Будет совершенно закономерное, распределенное по всем операторам повышение цен. Мы будем только рады», – заявил В.Лацанич.

Он добавил, что уже три года никого «нули» не волновали и не привлекали внимание. Потому что не так много абонентов этим пользовалось. А когда «это» стало очень популярным, началась «война».

«Тарификация нарушается сплошь и рядом, например,округляясь вверх, а не вниз, как требует Закон. Возникает вопрос: зачем новые решения, если не выполняются старые? Есть и другие нарушения типа прсловутых «29 коп.». Без упоминания о 59 коп. За первую минуту. А это ведь скрытый ПЗС.

Кстати, потребители и так неплохо осведомлены о нюансах, например, такого тарифа, как «СуперМТС». По итогам опроса 10 млн абонентов, они отрицательно встретят возможные изменения тарифов. В целом же все операторы понижают цены на свои услуги и видят в этом свою социальную ответственность. Однако сервис должен быть выгодным и привлекательным», – отметил он.

По мнению В.Лацанича, «понятность» рынка и так высока. К тому же, например, на бигбордах человек успевает прочитать только пять слов. Можно написать всю «исчерпывающую» информацию, а что толку-то? Ведь никто не прочитает!

Добавлю лично и свои «пять копеек». Безусловно, государство должно защищать права абонентов. Можно только приветствовать намерение НКРС регулировать маркетинговые практики операторов. Но это должно быть адекватно и эффективно. В приемлемых для всех формах. Из великого многообразия маркетинговых практик всегда можно выделить наиболее спорные. Но логично же начинать с тех вещей, которые ни у кого не вызывают сомнений.

Автор — Александр Левшин

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • «Бизнес в кризис»
  • Продавать в интернете — инструкции
  • Uber Eats закрывается
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск