EN

До насыщения рынка интернет-рекламы еще далеко

1098

img_3737Продолжение (начало см. здесь) интервью с исполнительным директором Украинской ассоциации интернет рекламы Андреем Заблоцким.

Андрей, что получает компания, становясь членом Ассоциации? Может быть, какие-то конкурентные преимущества? Какие мотивы, на твой взгляд, должны двигать к расширению рядов?

Я не продаю Ассоциацию. Ассоциация – это объединение, которое призывает сознательных участников рынка к его продвижению, и если мы начнем продавать свои услуги или членство в ней – это будет смешной моделью. Из недавно вошедших в Ассоциацию – такие серьезные компании, как Google, Яндекс и др. И они совершенно не волнуются, что не входят в ядро, потому что это требует от компаний определенных затрат времени и средств. Они готовы поддерживать Ассоциацию на уровне второго варианта членства, им это комфортно, они предоставляют нам свои информационные возможности для поддержки усилий рынка. Собственно, этого достаточно, это рабочая модель. А строить модель серии, что у нас есть закрытый клуб, он дает большие преимущества… Какие-то преимущества он дает. Те же скидки на участие в панели «Гемиус», скидки на участие в мероприятиях, связанных с Ассоциацией, но это не завлекаловка для новых членов. Если ты сознательный участник рынка и готов его поддерживать, то наверняка будешь думать, как продвигать весь рынок. Это все вложение в рост. У нас рынок сравнительно небольшой, небольшой по бюджету, небольшой по сравнению с другими странами, с другими медиа. Он растет, он хороший, но пока он растет, о нем надо заботиться, в него надо инвестировать.

Ни один из комитетов не может в юридической форме обязывать своих членов к каким-то действиям. Но могут быть какие-то рекомендации, которые, по мнению большинства, способствуют развитию рынка. Для этого такие ассоциации и существуют.

Вообще индустриальные комитеты формируются для чего? Для выработки единой стратегии, для формирования единой измерительной валюты и для продвижения всего медиа.

Еще один момент. Одна из задач Ассоциации – борьба с нечистоплотностью на рынке, предоставление услуг не на том уровне, защита прав потребителей. Предпринимаются ли в этом направлении какие-то действия? Есть ли на украинском рынке интернет-рекламы какие-то ситуации, которые нужно ликвидировать или сгладить?

Так, чтобы они вносили какой-то сильный диссонанс в развитие рынка, – такого нет. В основном трения возникают между участниками рынка. Часто они основаны на каких-то личных вещах. Все решается, как правило, на личных контактах, многое удалось сгладить без проблем.

Наблюдаются ли у вас такие проблемы, как на телевиденье – с рекламой алкоголя, табака?

Думаю, что у нас это появится годика через два, когда рынок дорастет до того размера, когда на него начнут обращать внимание наши законодатели и другие. Мы к этому моменту будем готовы – Ассоциация уже существует, Ассоциация уже занимается мониторингом правовой ситуации вокруг рынка. Мы всеми силами будем стараться помогать нашим законодательным органам принимать адекватные решения по поводу ограничений различных вопросов рекламы, потому что понятно, что некоторые виды продукции действительно надо ограничивать в рекламе с точки зрения социума и т.д. Это понятно, так и должно быть. Интернет – часть социума.

Сейчас у большинства рекламодателей, которых ограничивают в различной  рекламе, очень сильный внутренний кодекс по ограничениям – это в основном международные корпорации. Интернет для них сейчас является какой-то нишей, может на этом зарабатывать деньги, но на самом деле они еще не готовы рекламироваться  в Интернете, они не очень умеют, у них не очень обширная практика. Они к этому придут, а потом их и там ограничат.

Говоря о тенденциях рынка. Недавно прошла конференция «Интернет-маркетинг в Украине», конференция «Яндекса» в Одессе – локальная, но достаточно крупная по числу участников. Что сейчас происходит на рынке интернет-рекламы? В какую сторону движемся?

Я бы сказал, что мы сильно крупнее конференции «Яндекса», просто у них действительно было очень удачное мероприятие.

Что у нас в основном на рынке? Большой тренд – это появление огромного количества конференций. Как участник многих конференций, замечу, что их значительно больше, чем в прошлом году. Кике-то удачные, каике-то нет, какие-то провальные. В принципе рынок после сильной паники и осенне-зимнего спада потихоньку привык к новым условиям, потихоньку находит новые модели развития, продвижения, переманивают каких-то рекламодателей. Мелкий и средний бизнес серьезно заметил Интернет. Он им не очень умеет пользоваться, но достаточно активно начинает это делать. Я думаю, что это будет хороший задел на будущий год, когда и аудитория подрастет, и мелкий-средний бизнес подучится. Тогда появится большое направление для рынка интернет-рекламы. Активно растет контекстная реклама, что связано, опять-таки, с мелким и средним бизнесом, необходимостью рекламироваться в Интернете. Медийная реклама больше для крупного бизнеса, потому что нужно вкладывать деньги и в разработку, и в размещение, а контекст – это немедленный выхлоп, немедленная отдача. Правильно сделал – получилось, неправильно – видишь сразу, что неправильно. Сейчас медийная реклама начинает трансформироваться в сторону таргетирования, подсчета отдачи, измерений.

Есть и неприятные тренды – задолженности. Но это, наверно, общебизнесовый, у всех.

Если говорить о темпах роста, то рост продолжается, но в этом году темпы значительно уменьшились. Наверно, это тоже нельзя к плюсам отнести потому что до насыщения рынку еще, на мой взгляд,  далеко.

Да, конечно, особенно если сравнивать наш рынок с соседями – нашему еще расти и расти. С другой стороны, этот спад позволил кому-то осознать, что они немножко расхлябанно занимались бизнесом. Когда-то ж надо было собраться.

Если говорить о крупных брендах, которые в этом году пришли к Интернету, можно ли говорить о каких-то классах, о каких-то группах, отраслях, которые раньше на Интернет внимания не обращали, но именно в этом году ощущается прирост именно из этого сегмента?

Они-то есть, но они не репрезентативны.

Если говорить о каком-то конечном рекламодателе, который потенциально смотрит на Интернет, на что бы ты, как специалист, посоветовал обращать внимание? Что анализировать? Какова пошаговая стратегия для начинающего рекламодателя в Интернете?

Нужно четко понимать свою аудиторию. К примеру, если вы продаете слуховые аппараты, то, наверное, в Интернет идти рановато. Берется любое исследование по определению аудитории Интернета, и если Ваша аудитория находится там, то тогда имеет смысл идти в Интернет.

В то же время если у вас есть узконаправленный, узкоспециализированный продукт, тоже есть смысл идти в Интернет, потому как если вы делаете одну продажу в год и с этого живете, то наверняка, зацепив двух-трех покупателей, вы себе сделаете бизнес.

Если у вас массовый продукт, ориентированный на молодежь, то, наверное, есть прямой смысл идти в Интернет и делать на него основной упор.

Если у вас потребители – люди со средним и высоким бюджетом, их легко найти в Интернете. Если ваш потребитель – люди читающие, с высшим образованием, где ж вы еще их найдете? Плюс эта вся кампания может быть очень четко подстроена под интересы.

Если вы умеете правильно оценить, кто ваша аудитория и какие у нее интересы, то ваш путь – в Интернет. Для любого начинающего рекламодателя, наверно, в первую очередь необходимо оценить, кому вы продаете. Вторая задача – оценить, сколько денег вы можете потратить на рекламу. Интернет позволяет начинать рекламную кампанию с $50 или даже с $10.

Сейчас наблюдается общемировой тренд к спаду бумажной прессы. Модель потребления информации в Интернете совсем другая, скажем так, если регулярная (еженедельная, ежемесячная) пресса рассчитана на какое-то вдумчивое чтение, то Интернет все-таки располагает к оперативному потреблению новостей, и достаточно частому. А как раз вдумчивое чтение подразумевает бумажный носитель.

На КМФР некоторые рекламщики достаточно скептически говорили про Интернет. Типа того, что подрастет – тогда будем смотреть, а пока круче телевизора ничего нет. Как бы ты оценил это мнение?

Интернет, конечно, рынок растущий, красивый по графикам. Но если мы сравним цифры рынка интернет-рекламы и телевизионной, понятно, что агентствам, которые возьмут 3% рынка интернет-рекламы, будет скучновато. В то же время это несколько снисходительное отношение… С одной стороны, мне кажется, они потом выкупят кого-то в Интернете, когда Интернет дорастет до каких-то размеров. С другой стороны, у меня есть сильное подозрение, что они могут не успеть – появятся новые агентства, и уже непонятно, кто кого будет покупать.

Инновативность, инновации – одно из спасений в сложной экономической ситуации. Для тех, кто уже в Интернете, гораздо сложнее быть инновативными, потому что они и так впереди. А для других компаний, чтобы быть инновативными, нужно выйти в Интернет. Здесь все зависит от менеджмента. Наверняка они, имея какие-то ресурсы, смогут захватить какую-то долю рынка. Мне как представителю Интернета достаточно весело смотреть на то, как люди еще не готовы обратить на него внимание, потому что я там живу, и для меня он большой. С другой стороны, если смотреть на деньги, понятно, почему они себя так ведут. А с третьей – сейчас такой период, когда неплохо было бы уже начинать смотреть, и многие уже смотрят.

Автор — brams

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск