Мобильные операторы критикуют 3G-условия

1039
4

vishka1В политике регулирования телеком-рынка у государства не один приоритет, а несколько. К такому мнению пришли участники прошедшего вчера круглого стола на тему «Частоты «третьего поколения»: кому, зачем и почем». Значит, рынку не избежать очередных скандалов

Сотовые операторы не согласны с условиями выдачи UMTS-лицензий, которые предлагает регулятор связи. Операторские компании склонны видеть в них желание государства наполнить бюджет в ущерб рынку телекоммуникаций. При этом у операторов остается риск не получить возможность предоставлять 3G-услуги.

Такое мнение сложилось у многих присутствовавших на вчерашнем круглом столе, посвященном процедуре выдачи 3G-лицензий. Участие в нем принимали и представители Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС), и представители компаний, заявивших о своем желании приобрести необходимые частоты. Кроме «Киевстара».

Приоритетный приоритет

НКРС сейчас переживает очередную головную боль – она должна выработать такую схему, которая бы устраивала и государство, и бизнес, говорит член комиссии Владимир Олийнык: «В идеальном варианте интересы каждого оператора заключаются в том, чтоб самому получить единственную лицензию, причем за бесценок». Но, по его словам, за минимальную сумму эти лицензии не могут быть выданы: «Мы знаем опыт западных стран, согласно которым эти лицензии были выданы за десятки миллиардов долларов. В Польше одна лицензия выдана за $100 млн, в Венгрии – за $100 млн, в Болгарии – за $50 млн. В Украине стоимость (лицензии) также должна быть в этих пределах, чтоб лицензия не была выдана за бесценок».

В то же время, объявляя конкурс на UMTS-частоты, государство преследует цель сформировать рынок услуг мобильной связи третьего поколения, конкурентную среду и таким образом обеспечить доступ населения к этим услугам за приемлемые цены, утверждают в НКРС.

Такое определение приоритетов вызывает у мобильных операторов недоумение. Компании не могут понять, что заставило государство решиться выдавать долгожданные UMTS-лицензии: стремление развивать рынок или желание выудить с его игроком побольше денег в преддверии выборов.

Дорогая последовательность

Регулятор связи, пытаясь выручить максимальную сумму от продажи радиочастот, предлагает два варианта конкурса: параллельный и последовательный. В первом случае все лицензии выдаются одновременно на одном аукционе. Во втором – по одной на аукционах, которые должны проходить с интервалами во времени.

Последовательная раздача лицензий, по мнению НКРС, может быть выгодна государству тем, что стоимость первого диапазона радиочастот вырастет. Ведь оператор, получивший право предоставлять 3G-услуги, получает существенное преимущество перед конкурентами – чуть ли не монопольное положение на рынке. К тому же, по словам и.о. главы НКРС Владимира Зверева, последовательный подход приведет к тому, что кроме заявленных теперь участников появятся и другие. «Orange высказывал свое пожелание, и Vodafone… Конкуренция усилится, и государству этот аспект очень важен», – говорит он.

«Если западные участники увидят, что прозрачно был организован первый конкурс, то они смогут участвовать в нем», – добавляет Олийнык.

Такой вариант операторы считают неприемлемым. «Мы живем в этой стране и прекрасно знаем, что заблокировать любое следующее решение (о выдаче лицензии) не составляет труда. Поэтому (такой) вариант противоречит принципам создания равных возможностей для всех операторов», – заявляет Олег Пономарчук, начальник департамента взаимодействия с регуляторными органами  компании «Астелит». «При последовательном методе первая лицензия будет выдана до выборов. Следующие – после них. Но что будет после выборов – непонятно…», – высказал мнение компании ITC ее технический директор Сергей Орлов.

Частотное дробление

Диапазон в 100 МГц для UMTS госрегулятор предлагает делить на четыре равные части – по 25МГц. За такой подход ратуют в «Украинских Радиосиcтемах» и «Астелите». Но есть и другие мнения.

«25 МГц оператору не хватит. Эффективнее было бы выставить 35+35+30 (МГц)», – утверждает Орлов. Его поддерживает директор по корпоративному управлению и контролю компании «МТС-Украина» Олег Проживальский: «Будет оптимальное количество участников на рынке – четыре». Выдачу трех лицензий вместо четырех он обосновывает тем, что пять UMTS-операторов украинский рынок не прокормит. «У нас десять мобильных операторов, рано или поздно будут слияния и поглощения. Может быть так, что сольются две компании, и они будут обладать ресурсом в 50 МГц. Регулирование должно это учитывать», – говорит он.

На том же основании, по мнению Проживальского, не стоит ждать прихода Orange и Vodafone. «Они – не самоубийцы! Они прекрасно понимают, что даже существующим на этом рынке операторам трудно отвоевывать свою долю под солнцем. Прийти «с нуля» – это надо быть круглым дураком. Внешний инвестор может рассматривать возможность покупки кого-либо», – объясняет представитель МТС.

Если же будут выдавать все-таки четыре лицензии, то обязательно должен присутствовать лот в 35 МГц, убеждает он. «Если будет четыре по 25 (МГц), то я вас уверяю, с вероятностью в 90% один из участников рынка просто подаст в суд, и деньги в бюджет вообще не попадут. Заблокируют этот процесс, потому что есть нарушение закона. Раздавать по 25 (МГц) – заведомо создавать неравные условия, потому что «Укртелеком» имеет 35 (МГц)», – говорит Проживальский.

Вопрос времени, цены и военных

Компанию «Украинские Радиосистемы» (УРС) смущает спешка, признает руководитель ее юридической службы Иван Коломоец: «Лицензии выдаются так быстро в тот момент, когда на рынке не решено много других важных вопросов».

Проживальский считает, что спешить надо: «Я считаю, что (это) время не лучшее для проведения конкурса, но для государства это – последний шанс. Потому что еще через какой-то год мы не будем вообще участвовать в этом конкурсе. Он не нужен будет, потому что есть другие технологии, и мы будем искать другие возможности удовлетворять потребности наших абонентов».

По мнению Проживальского, лицензия не должна стоить столько же, сколько она стоила у более богатых соседей, иначе у операторов не хватит средств на запуск самой услуги. «От этого потеряет государство, потому что его бюджет пополняется не только разово, но и позже в виде налогов на ввоз оборудования, НДС на услуги… – заверяет он. – У меня такое впечатление, что государство хочет получить сразу все деньги. А какой потом рынок получится, такой и будет».

Такое впечатление сложилось и у других операторов. «Мы должны купить нечто, обсуждаем его цену, но самого продукта мы еще не видели», – возмущается Коломоец.

Главный юрист УРС также указывает и на то, что конверсия радиочастот так и не проведена. «Операторы должны поверить в то, что они смогут воспользоваться теми частотами, которые приобретут, – поддерживает его Пономарчук. – Мы знаем жесткую позицию Министерства обороны. Она до последнего момента не менялась. Вопрос с Минобороны остался открытым – у нас нет информации о его официальной позиции. Нет позиции Президента Украины как главнокомандующего». В НКРС признают, что окончательное решение вопроса об отборе у военных радиочастот еще предстоит.

Операторы пока склоняются к мысли, что Кабмин в своих заботах о наполнении бюджета игнорирует потребности рынка мобильной связи. «Что является основой для проведения конкурса? Наполнение бюджета или создание равных условий? – вопрошает Олег Пономарчук. – Если речь идет о создании рыночных условий, а наполнение бюджета не является приоритетом, то тогда мы из этой конкретики и будем формировать позицию оператора».

Из-за того, что обоснования государственной политики на телекоммуникационном рынке, ее цели и приоритеты толком не озвучены, НКРС опять должно решать конфликтную ситуацию в ручном режиме, комментирует модератор встречи Роман Химич. «Можно вспомнить выдачу лицензии на частоты для «Укртелекома»: в указе Президента, в соответствии с которым это было сделано, было указано простое «выдать», – резюмирует он. – Это привело к тому, что около половины частот «Укртелеком» до сих пор не использует: гора родила мышь».

Автор — Виталий Жданов

Оставить комментарий

Комментарии | 4

  • Весь этот процесс выглядит как сырая афера с единственной целью — перед выборами вытянуть деньги из операторов низачто. Низачто, потому что конверсия не проведена, формат тендера не определен, порядок выдачи не понятен. С таким колличеством рисков, я бы не стал в этом учавствовать.
    Очень уважаю Киевстар за то, что они не приняли участие в этом балагане.
    А если НКРС потянет еще полгода с выдачей, так за лицензией вообще никто не прийдет. Кому она уже нужна? Ее нужно было 2-3 года назад выдавать.

  • Киевстар не принял участие в балагане исключительно по той причине, что все и так идет как ему нужно. Лицензии розыграют по одной и первую получит КС, тут к гадалке ходить не нада. Вообще КС в последнее время круто начал гнуть свою линию на рынке

    • To Артур: ну так это же логично… разве нет? Вы бы гнули чужую линию? Другой вопрос, какие он для этого использует средства? Ну так в условиях сегодняшнего рынка. любые средства хорошы.

  • Сначала надо выяснить как этот 3Джи будет у нас работать, а потом уже базар поднимать.

Поиск