К «зеленым» технологиям Украина не созрела

516
6

Зеленые технологии означают цвет валютыЭто на Западе green tech («зеленые технологии») означает продукты и услуги, которые приносят природе меньше вреда. У нас такое словосочетание воспринимается как нечто непригодное, за что требуется заплатить больше «зеленых».

Гуляя по нашим пригородным лесам и полям, трудно представить, что в Украине можно продавать «экологические» телефоны или ноутбуки. То есть такую технику, при производстве которой ущерб экологии минимальный. Горы пластика и целлофана свидетельствуют – «зеленую» продукцию в Украине лучше не продавать. А если продавать, то предварительно убрав любое упоминание о его «экологичности».

Все же «моду на зеленое», которая прочно укоренилась на Западе, бизнес пытается привить и украинцам. Представляя свои продукты и услуги в Украине, компании все чаще делают ударение на том, что они – «экологически чистые». Вот, МТС  отчитался о запуске своих первых базовых станций, питающихся от альтернативной энергии – то есть с помощью ветрогенераторов. Во время презентации новых телефонов Sony Ericsson один из сотрудников компании упорно мне доказывал, что их знак GreenHeart (зеленое сердце) на мобилках станет в Украине новым законодателем моды не хуже iPhone. В приходящих мне пресс-релизах все чаще встречаю хвастовство очередными достижениями в сфере «экологичности». И кто, по мнению их авторов, будет публиковать такие новости?

Начнем с того, что лично я (и, подозреваю, многие другие мои соотечественники) не доверяю компаниям в их стремлении помочь природе. Если бы хотели, то не выпускали бы и не закупали бы вообще ничего – экологии вредит всякое производство. Даже первобытный изготовитель кремниевых наконечников для стрел разрушал первозданную природу.

Для западных производителей «зеленые технологии» стали спасительной фишкой, помогающей продать товар/услугу потребителям, которые наивно считают себя ответственными за сохранение окружающей среды.

Вот была, к примеру, у кого-то из них старая, «неэкологичная» мобилка, а он увидел, что есть новые, «экологичные». И захотел он помочь природе, и выбросил старую в утиль. На ее переработку (если таковая вообще будет) уйдет дополнительное количество ресурсов, как минимум – той же электроэнергии (читай – новые выбросы углекислого газа в атмосферу). Зато у экологично сознательного есть новый телефон, сделанный из переработанного пластика и потребляющий на 20% меньше энергии. Ну и что, что для ее производства наша атмосфера все равно обзавелась неким количеством СО2, а также новыми химическими соединениями?

Основатели Google не экономят горючее на своем Boeing 767Примером «экологического» лицемерия может служить Google. Руководители этой компании предлагают своим работникам субсидии на (относительно) экологические автомобили-гибриды и доплату к зарплате тем, кто приезжает на работу на велосипеде. В то же время ее владельцы ради забавы покупают огромный Boeing 767, один взлет которого сжигает больше топлива, чем сэкономленное рядовыми сотрудниками.

Зато многие знают – «зеленые технологии» в большинстве своем стоят дороже. Например, окупаемость современных солнечных батарей составляет почти 50 лет. Опасная атомная энергия, как ни крути – дешевле. Те же новопредставленные мобилки Sony Ericsson будут стоить от $500 до $900. Компания рассчитывает в основном на продажи среди молодых «новаторов», которые в Украине подхватят моду на «зеленое» и понесут ее остальным потребительским массам.

Возможно, купят. Но не понесут – не те ценности, чтобы продавать. Если в США и Европе население созрело к ответственности за природу, и им спокойно можно «впаривать новую фишку», то у нас до этого еще очень далеко. Нашему обществу удовлетворить бы свои более примитивные потребности. И на этих потребностях бизнесу стоит сыграть. Например, продавать товар, который «произведен с особым презрением к продажной власти», или предлагать услуги с заявлениями о ненависти к гаишникам-кровопийцам. Уверен, на таких товарах и услугах можно ставить наценку больше обычной – нашим потребителям такие ценности будут близки и понятны, а потому они с большей готовностью будут их приобретать.

А для того, чтобы проработать тактику продаж, маркетологам, ответственным за продвижение товаров и услуг в Украине, стоит погулять по местным пригородным лесам и полям – поводов для вдохновения там уже достаточно.

Автор — Виталий Жданов

Оставить комментарий

Комментарии | 6

  • класс, хорошо сформулировано

    добавлю. что «экологичность» является лишь одной из так называемых «новых ценностей», которые пытаются впаривать современные маркетологи, дабы сохранить темпы производства, добится его роста. Капитализьм ценностей, так сказать, рождается

  • Я еще с начала года рассказываю своим потенциальным клиентам, что мои услуги по оптимизации сайтов экологически чистые, на животных и людях не тестировались, холестерин, красители и усилители вкуса не содержат 🙂 а недавно стал добавлять, что и ГМО в моих услугах тоже нет…
    А если серьезно, то маркетинг — это вещь! Вон на подсолнечном масле пишут «без холестерина» 🙂 и ведь не врут, гады, его там действительно нет и даже быть не может!!! зато абсолютно честно получают конкурентное преимущество, т.к. на других бутылках не написано, значит там холестерин есть, но производитель это скрывает.

    Пока наш пипл будет это хавать, этим будут пользоваться.

Поиск