Сказка об IMEI

1581
11

Серый импорт мобильных телефонов в Украину, а также их воровство здесь было выгодно как производителям устройств, так и местным сотовым операторам. Введение «черных» и «белых» списков IMEI-кодов, призванных предотвратить недополучение госбюджетом денег и кражи мобилок у честных граждан, произошло именно тогда, когда наш рынок телефонами насытился. Когда интересы производителей и сотовых операторов ущемляются минимально.

Однажды сын попросил отца рассказать ему интересную сказку.

– Тебе про «белые» списки кодов IMEI? – спросил сына отец.

– Да, про них! – радостно сказал сын, предвкушая увлекательную историю.

И тогда отец начал: «В одной стране жила принцесса. Звали ее Госбюджет. Хоть она и была маленькой, но была умная и красивая. Все любили Госбюджет – ведь она была самой щедрой в стране: всегда раздавала деньги нуждающимся. При этом средства она раздавала справедливо: каждому в той мере, в которой он мог освоить.

Но однажды Госбюджет начала чахнуть. Странная, неведомая доселе болезнь охватила ее. Принцесса таяла на глазах. И деньги она раздавала все реже и реже. Каких только докторов к ней не приводили – никто не мог помочь, а только разводили руками: «Не знаем, мол, что творится». И все врачи только и могли, что прописывать внутренние и дорогие внешние займы. А это не спасало Госбюджет, а только продлевало ее болезнь.

Но в один день пришел к принцессе прекрасный принц…»

Угецеер? – спросил мальчик

– Да, сынок – это был Угецеер. Он сказал: «Я спасу тебя, принцесса! Я знаю, от чего ты болеешь». И поведал ей принц, что причиной болезни является Серый Импорт. Этот зверь давно поселился в стране, но его сила выросла именно от нелегального ввоза мобильных телефонов.

А в то время в стране только начинала развиваться мобильная связь, и все обзаводились модными телефонами. Они миллионами ввозились в страну, и, казалось бы, Госбюджету должно было быть от этого только лучше. Но, увы – мобилки ввозились в обход таможни. И чем крепче Серый Импорт, тем меньше сил получает Госбюджет, потому как питается она от таможенных пошлин. «Спаси меня! Не дай мне умереть! Убей Серый Импорт, и тогда ты сможешь получить меня в жены», – лежа в постели с трудом молвила Госбюджет и выдала Угецееру последние средства на свое спасение.

Пошел принц искать Серый Импорт, чтобы вызвать его на честный бой. Но где бы ни ходил Угецеер, нигде не мог найти злодея. Только закрытые фирмы-однодневки, через которые мобилки ввозились в страну, говорили о том, что здесь недавно наследил Серый Импорт…»

– То есть, товар в обход таможни ввозила какая-то нехорошая компания, а затем быстро перепродавала известным Торговым Сетям? – уточнил мальчик.

– Именно! И Торговые Сети всегда говорили Угецееру, что не ввозили они мобилки, а купили их у другой компании. А той уже и след простыл, – продолжал отец. – Попросил принц Торговые Сети самим ввозить телефоны. Но те отвечали, что мол, не занимаются они импортом – не их это дело…»

– А у Торговых Сетей были свои фирмы-однодневки? Так ведь выгоднее, – предположил мальчик.

– Да, у некоторых были. Но другим было выгоднее закупать телефоны и у чужих фирм-однодневок – так все равно выгоднее, – ответил отец.

– Папа, но Торговые Сети ведь ввозили легально телефоны? Иначе им бы не дали работать в стране?

– Действительно. Но Торговые Сети ввозили один ящик телефонов легально, а у фирм-однодневок покупали контейнер, – объяснил отец и продолжил: «Опечалился тогда принц, пригорюнился: никак нельзя было бороться с Серым Импортом. И так сел он под деревом и ждал, когда к нему придет прозрение. Долго он сидел и медитировал, пока не позвонила его мобилка. Тогда и пришло к нему прозрение.

Взял Угецеер мобилку в руки, посмотрел на нее внимательно и понял, как сможет одолеть  негодяя по имени Серый Импорт. Но для этого ему нужна была помощь Производителя Мобилок, и к нему отправился в путь. Пришел к нему принц, упал на колено и произнес: «О, Великий Производитель Мобилок! Помоги мне бороться с Серым Импортом! Начни сам ввозить свои мобилки в мою страну!»

Подумал Производитель Мобилок и ответил: «Невыгодно мне, Угецеер, заниматься ввозом своих мобилок. Тогда мне придется поставлять их легально, чтобы не испортить свою репутацию и не снизить стоимость моего бренда. Но от таможенных пошлин мои мобилки дорожают, и тогда их меньше покупают. А мне надо их продать побольше, пусть и окольными путями. Пускай другие ищут способы ввезти мои мобилки в твою страну. И плевать мне твою прекрасную Госбюджет, и на жителей твоей страны, которые покупают мобилки без моей гарантии – мне меньше мороки. Да и отчетность перед моими Акционерами портить не хочется…»

– То есть, Производитель Мобилок поставлял в другие страны больше телефонов, а уже оттуда фирмы-однодневки импортировали их по своим тайным каналам? – спросил сын.

– Приблизительно так и было, – ответил отец. – Таким образом Производитель Мобилок мог поставить в нашу страну не десять миллионов телефонов в год, а двадцать.

– Потому что мобилки без таможенной наценки были более доступны для миллионов покупателей?

– Да, сынок, правильно соображаешь, – похвалил его отец и повел далее: «Тогда вступил Угецеер в неравный бой с Производителем Мобилок. И долго бились они, пока тот не пошел на уступки. Принц заставил соперника нанеси на свои мобилки знак, говорящий, что они сделаны именно для его страны, а не для другой. Угецеер думал, что таком образом он и его соотечественники смогут различить «серый» телефон от легально ввезенного. Но ничто не мешало Производителю Мобилок наносить такие знаки на телефоны, но отдавать их Серому Импорту. Да и жители страны все так же охотно покупали мобилки без этого знака – ведь телефон без него ничем не отличался от маркированного.

Опять задумался Угецеер, пригорюнился. Снова сел он под дерево медитировать, и долго сидел пока не получил прозрение от какой-то рекламной SMS. Ввел он на своей мобилке код *#06# и узрел выход из положения…»

– Он узнал код IMEI своего телефона? Тот код, который присваивается каждому сотовому телефону, чтоб тот мог работать в сетях мобильных GSM-операторов и по которому можно отслеживать пользователя мобилки? – догадался сын.

– Да, сынок. Именно он! Слушай дальше: «И тогда Угецеер решил позвать на помощь Сотовых Операторов. Пришел принц к ним, стал на колено и молвил: «О Великие Сотовые Операторы! Помогите мне спасти Госбюджет, а владельцев мобилок – уберечь от воровства! Дайте мне на регистрацию IMEI-коды мобилок в ваших сетях и обслуживайте только абонентов с легально ввезенными телефонами. Тогда мы сможем спасти прекрасную Госбюджет, а ваших абонентов – от краж мобилок. Ведь украденный телефон теперь нельзя будет использовать…» Но Сотовые Операторы не хотели этого слышать, им было невыгодно отслеживать IMEI-коды. «Для этого необходимо специальное оборудование, которого у нас нет. Нам нужно время. А что скажет Законодательство?», – находили они причины…»

– Почему? – спросил мальчик и тут же ответил сам: – Потому что удорожание мобилок уменьшало и пользование сотовой связью! Чем доступнее устройства, тем больше абонентов у Сотовых Операторов, и тем больше они получают прибыль! А краденый телефон еще дешевле – значит, кто-то за недорого подключится к оператору! Но как же тот, у кого украли телефон?

– Тот, кто привык к сотовой связи, уже не сможет обойтись без нее и будет вынужден покупать новую мобилку. Возможно, у тех же воров, – ласково ответил отец и погладил смышленого сына по голове.

– А что было дальше?

– Пока Угецеер безуспешно боролся с сообщниками Серого Импорта, в стране каждый человек обзавелся мобилкой, и не одной. Теперь сюда ввозились не миллионы телефонов, а тысячи – чтобы некоторые могли заменить старую мобилку на новую. К тому же на помощь смелому принцу пришел Финансовый Кризис.

– Это тот, из-за которого люди не смогли покупать телефоны в кредит?

– Да, сынок. Финансовый Кризис ослабил Серый Импорт, как впрочем, и любой импорт, и любой бизнес. Под напором Угецеера Торговые Сети согласились покупать легальные телефоны – теперь поставки мобилок были такими маленькими, что было невыгодно из-за них тратить силы. А Сотовые Операторы подключили к себе всех, кого могли – теперь они без особого сопротивления согласились на предложение Угецеера. И тогда начали регистрировать IMEI-коды.

Так и был создан «белый список» и «черный список» IMEI-кодов. И теперь Сотовые Операторы будут обслуживать только владельцев телефонов, чьи IMEI-коды вошли в «белый список». Вот так Серый Импорт и был побежден – нелегально ввезенные телефоны теперь не будут работать в стране. Заодно и воровать мобилки станет невыгодно.

– Так Угецеер женился на Госбюджет? – спросил мальчик

– Нет, – улыбаясь, ответил отец.

– А почему?

– Потому что пока Угецеер бился с Серым Импортом, она совсем зачахла. А Финансовый Кризис окончательно подкосил не только весь бизнес в стране, но и принцессу – Госбюджет упала в кому и питается с помощью капельниц, через которые получает вливания МВФ.

– Но однажды ее поцелует прекрасный принц, и она выйдет из комы?

– Возможно. Но это другая сказка. А теперь пора спать, – сказал отец, поцеловал сына в лоб и собрался выйти из детской комнаты. Но его остановил сын.

– Я не верю в эту сказку!

– Почему же? Все так и было.

– Не так. Если бы Угецеер действительно захотел спасти Госбюджет, он бы сразу победил Серый Импорт. Ведь он – прекрасный принц…  А выходит, что либо он был с Серым Импортом заодно: не мешал ему работать, а дрался с ним понарошку. Либо Госбюджет чахла не от Серого Импорта.

– От кого же? – удивился отец.

– От тех, кто ее окружал. От врачей тех же. Они и мешали Угецееру, потому что дружили с Серым Импортом.

– Хм… Кто знает, кто знает… — произнес отец и вышел из детской. Он был очень рад тому, что у него растет такой сообразительный сын.

А мальчик быстро заснул. И снилась ему последняя версия компьютерной игры Call Of Duty, бесплатно скачанная из нового файлообменника.

Автор — Виталий Жданов

Оставить комментарий

Комментарии | 11

Поиск