Кабельные провайдеры режут друг друга

1271
3

В сложной конкурентной борьбе операторы услуг интернет-доступа пускают в ход простое средство – обрезание. Они режут провода соперников, принося в жертву рыночной войны пользователей. Не своих, чужих. Страдающим абонентам приходится ждать, пока любители грязной конкуренции не исчезнут с рынка

В конце декабря в одну из киевских многоэтажек пришел мастер одного интернет-провайдера чтобы подключить некоторых жильцов к услугам его компании. Сделав свое дело, он ушел. После этого соседи, пользующиеся услугами провайдера «Воля», на четыре дня остались без интернета и кабельного ТВ. В своей проблеме они подозревают сотрудников новопришедшего провайдера – по их словам, позже оказалось, что существующие кабеля были повреждены.

Это – не единичный случай того,  что интернет-провайдера подозревают в нечестной конкуренции. И часто подозрения обоснованные – в борьбе за кусок рынка многие компании используют партизанские методы. А некоторые из них – даже диверсии, вроде примитивного обрезания проводов.

По словам руководителя PR-отдела «Воли» Алины Сигды, на рынке часто фиксируются случаи подобных хулиганских действий. Но ей приходится воздерживаться от прямых обвинений. «Вину могут установить только соответствующие органы», — говорит Сигда.

«Конечно, такие случаи есть! — утверждает эксперт рынка Всеволод Воловик. Он готов долго перечислять методы нечестной конкуренции. Помимо вмешательства в инфраструктуру конкурента, это и подкуп местных чиновников (тогда компанию активно проверяют различные инстанции, и та грязнет в бюрократической волоките), договоренности с управляющими домами (тогда в дом невозможно прийти с услугой, например, не выделяются помещения для распределительных систем), дискредитация в СМИ и интернете… В любом случае, у жертвы подобных действий могут значительно повыситься непрямые затраты на конкуренцию.

Но если проблемы провайдера с разрешительными органами и репутацией напрямую не касаются его абонентов, то, например, обрезание проводов лишает их доступа в интернет.

Провайдеров портит кризис

В августе прошлого года многие клиенты харьковской компании «Макснет» остались без интернета на месяц. За несколько дней злоумышленники перерезали провода тысячам абонентов. «То, что это – проделки конкурентов, не вызывает сомнений, — сказали AIN.UA в компании. – Они все делали методично, знали, какие кабеля резать». В «Макснете» ущерб оценивают в полмиллиона гривен, не считая недополученную прибыль и репутационные потери.

Причем, подобно вышеописанному случаю в киевской многоэтажке, обрезание проводов харьковской компании совпало с приходом в тот же район еще одного оператора. Позже у «Макснета» появился «двойник» – проект MAXHET. И в городе стали говорить о провайдере-мошеннике, который с помощью своего названия пытается ввести в заблуждение пользователей.

К сожалению, привлечь к ответственности провайдера-обрезателя достаточно трудно. Ведь кабель могут обрезать и желающие нажиться на ворованном добре, и просто хулиганы. Поэтому «застуканные» нарушители далеко не всегда признаются, что работали в целях компании – себе дороже будет.

Но вряд ли продавать провода собирались руководители одесских предприятий, пойманные на горячем сотрудниками местного провайдера «ТЕНЕТ». Правда, на этот раз кабельному оператору вредили не рыночные конкуренты, а местные чиновники. По словам гендиректора телекоммуникационной компании Олега Елисеева, с подобными методами борьбы со стороны других операторов «ТЕНЕТ» еще не сталкивался.

Говоря о причинах существования «грязных» методов конкуренции, эксперты констатируют – культура многих участников рынка остается низкой. Крупные и публичные компании не могут себе их позволить – слишком велика цена, да и стандарты бизнеса не позволяют. «Между членами нашей ассоциации таких случаев не было. Конечно, бывают различные трения, но им проще договориться между собой, – говорит заместитель председателя Интернет-Ассоциации Украины Александр Ольшанский. – В основном «грязные» способы используют более мелкие провайдеры».

Воловик придерживается того же мнения, хотя добавляет – некоторых провайдеров покрупнее испортил кризис. «Изменилась кадровая политика, на работу стали брать более дешевый персонал – тех, у кого низкий уровень образования и культуры. К тому же, проводя оптимизацию затрат, компании часто отдают подключения на аутсорсинг. В таком случае оплата – сдельно-премиальная: мастер получает больше денег не от лояльности абонентов, а от количества подключений», — объясняет эксперт.

Издержки обрезания

Борясь с проявлениями вандализма, провайдеры вынуждены нести больше затрат на содержание большего штата, а также на повышение защиты своей инфраструктуры. Этим они обосновывают установку «антивандальных ящиков» и защитных конструкций кабеля (трубы). «Такие меры эффективны лишь для защиты от случайных хулиганов. Но от организованного вредительства не помогут никакие вандалоустойчивые ящики», — констатирует Ольшанский.

По мнению Елисеева, подобные технические решения – стандартные, и никоим образом не могут повысить затраты оператора. В любом случае оборудование необходимо устанавливать в специализированные шкафы, кабели необходимо защищать согласно действующих строительных нормативов, говорит он. «В борьбе с этим самым вандализмом побеждает организация производственного процесса, набор технических решений по  мониторингу сети и, самое важное, – климат внутри компании-оператора. То есть, насколько сотрудники компании заинтересованы в пресечении действий вандалов и воров», — объяснят гендиректор «ТЕНЕТ».

По его словам, чаще всего «жертвами» нечестной конкуренции становятся ленивые компании, которые в своих неудачах, в том числе технических неполадках, винят более успешных провайдеров. «Страдает тот, кто не наладил систему противодействия подобным случаям: например, службу безопасности и технического мониторинга или другие управленческие решения, — говорит Елисеев. – Конечно, хотелось бы не отвлекать ресурсы на борьбу с хулиганами, а направить их на развитие сервиса. Но мы ведь живем в реальном мире».

В таких условиях при выборе провайдера эксперты советуют пользователям обращать внимание на то, какими методами он конкурирует. «Те, кто допускает грязные способы в борьбе на рынке, будет так же поступать и со своими абонентами», — говорит Сигда. Компании, неспособные конкурировать честно, в итоге будут вынуждены покинуть рынок, соглашаются специалисты. А пока провайдеры-обрезатели существуют, интернет-пользователи вынуждены защищаться собственными силами. «В домах, где есть вахтеры, провода обрывают гораздо реже», — приводит пример Ольшанский.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Недавно Воля хвасталась, що найняла нових PR-щиків для «покращення іміджу» — я так бачу покращення іміджу іде шляхом «мы белые и пушыстые — если не работает сеть — значит навредили конкуренты»

  • Віталій, я тебе не звинувачую, лише натякаю, що треба копати глибше 😉 виглядає, що у Волі винні усі кругом.PS: а те, що абоненти чекали 3 дні характеризують Волю далеко не з кращого боку

  • ну чому ж одразу натяки на джинсу? :). там написано, що абоненти Волі чекали на лагодження зв»язку чотири дні

Поиск