Артур Оруджалиев: интернет-компании, вы где?
На прошлой неделе мне задали один простой вопрос, который крутился у меня в голове весьма долго. Очир Манджиков, пресс-секретарь «Яндекса» из Москвы, задал вполне нормальный для России, но пока, к сожалению, очень грустный для Украины вопрос.
Гость из Рунета всего-лишь поинтересовался, а как у представителей онлайн-СМИ взаимоотношения с другими интернет-компаниями, работающими на украинском рынке?
Мгновенно удалось вспомнить лишь Дмитрия Шоломко из Google, который в ближайшее время, наконец-то, обрастет командой и перестанет единолично представлять эту компанию в Украине. Все остальные компании ну совершенно не ассоциировались со словом взаимоотношения.
В чем причина ступора, если компаний, работающих в Уанете сотни и даже тысячи, а более-менее крупных наберется даже несколько десятков?
Причина в контексте. Пресс-секретарь компании спросил на корпоративном мероприятии, где публично представляли новый интернет-сервис.
Конечно, очень многим нашим компаниям далеко до «Яндекса» или Google. И в этом заключается очень удобное оправдание. Многомиллионные обороты, более тысячи сотрудников, международная компания. Но не является ли это оправданием в первую очередь для себя?
А как же такие, мягко говоря не маленькие, компании как Ukr.net или Bigmir? Другие активно плодящиеся порталы и холдинги? Как я ни старался, я не вспомнил ни одного мероприятия на котором они что-то презентовали, даже в докризисные времена. Пусть даже не мероприятия. Просто грамотного и интересного онлайн-взаимодействия с журналистами и блоггерами. Ни за кем из них не было замечено желания что-то рассказать или показать. Ну кроме рекламных конференций, естественно.
Я занимаюсь ИТ- и интернет-журналистикой больше пяти лет, но не имею ни малейшего представления о том, кто во всех этих компаниях занимается так называемыми связями с общественностью. Причем, беглый опрос некоторых коллег показал, что не только я.
И дело совсем не в затратах на PR-отдел. Ведь нужен совсем не он, а банальное понимание и желание.
Пусть даже я не прав, но зачем тогда «работая и не отвлекаясь на мелочи типа пиара» 99 дней, на сотый в редакционных ящик от «занятой» компании все же падает какая-то совершенно нереальная ахинея в виде непонятного пресс-релиза. А спустя еще несколько дней, при встрече, натыкаешься на невинный взгляд и искреннее непонимание почему же мы не разместили такую великую новость и игнорируем такую хорошую компанию.
Все бы ничего, но информации, новостей, продуктов, кейсов, поводов внутри компаний масса. Нет чего-то другого.
Артур Оруджалиев — главный редактор AIN.UA
Комментарии | 91
Артур, это «чего-то другое» сложно охарактеризовать. Это и лень (непрофессионализм) пиарщиков, и боязнь директоров перед публичностью. Недостаток опыта, отсутствие мотивации, непонимание эффективности. Все это есть. И ситуацию надо менять сообща — и компании, и журналисты должны предпринять какие-то усилия, чтобы дать толчок развитию рынка.
Честно говоря, не совсем понял о чем речь, имеется ввиду что-то вроде Яндекс.Субботников?
Речь о желании бысть открытыми, делиться информацией, что-то показывать, рассказывать. Его совсем нету.
Какие усилия, например?
Локализую вопрос.
Делиться информацией можно при помощи, скажем, тех же пресс-релизов (не путать с откровенным спамом), ведения блога, написания статей, выступлений на профильных мероприятиях и т.д. В этом плане, на мой взгляд, кое-что все-таки происходит, возможно не на должном уровне, но происходит.
Второй момент — что-то презентовать. Как говорил Матроскин, «чтобы продать что-нибудь ненужное, сначала нужно купить что-нибудь ненужное». У того же Яндекса появляются новые технологии (например, панорамы) — есть что презентовать и чем делиться. Про крупные компании в Уанете не знаю (видимо именно в результате проблемы, о которой ты говоришь), а что презентовать, например, интернет-магазинам, даже если есть желание быть открытыми?
ок
а как вам пример того, что пресс-релизы укр.нет получить в новостное изданеи об уанете практически невозможно?
Я ещё Мапию вспомнил, они точно как минимум одно мероприятие организовывали.
Еще Профео вспомни:-)
Согласен с первой частью, потому и уточнил, что речь не только о мероприятиях. Но это должно быть стабильно, интересно, а не аврально и бредово.
Что показывать? Т.е. ты хочешь сказать, что все более менее крупные компании считают свой продукт гавном?
Ключевое слово — «свой продукт».
Что там считают те, у кого есть «свой продукт» — я не знаю. А что рассказать, если «своего продукта» нет? Скажем, вышла новая версия Windows, понятно что о ней Microsoft и расскажет, глупо было бы нам, как продавцам, пытаться собирать пресс-конференцию по этому поводу.
«Наш продукт» — это технология продаж через интернет, но уникального тут мало, разве что в разрезе именно цифрового контента (а рынок-то мизерный). И аудитории не соберешь, вот и обходимся перечнем, который в комментарии выше перечислил.
Мне это очень печально, что и говорить, конечно так не должно быть.
Я почему темой заинтересовался — вот мы online супермаркет, продаем софт. Сам рынок очень невелик, инноваций и прорывных технологий, сами понимаете, кот наплакал (я не имею ввиду сам софт — тут как раз хватает новинок, я о нашем бизнесе).
Какова же наша активность? Релизы — достаточно редко, когда запускаем какой-нибудь проект типа «начали принимать WebMoney», спамить же типа «нам Х лет», «мы сварганили перду» не собираемся, и смысла нет. Пишем статьи, даем комментарии (отрабатываем запросы максимум за сутки, и это с ооооочень большим запасом) на темы (в общем) «что лучше продавалось/будет продаваться и почему» и «как заниматься интернет-бизнесом?» (то есть на темы, в которых компетентны). Директор ведет блог (не так регулярно, как хотелось бы, но ведет) на те же темы, выступает практически на всех мероприятиях с нашим бизнесом связанных. Это вкратце.
Сушу себе голову каждый день, что еще можно интересного придумать в плане коммуникаций, и никак не придумаю. Вот и получается, что у крупных никто не рассказывает, а у некрупных мало кто спрашивает, потому что есть же более крупные, которые «лучше знают», которые не рассказывают. Замкнутый круг.
Стас, если бы все так вели себя как Софткей…
Да какой там все, часть
На добром слове спасибо 🙂
Я не вижу такого особого эффекта в том, чтобы устраивать публичные презентации чего-бы-то-нибыло в Украинском Интернете. Причина именно в том, Артур, что указали вы и комментаторы выше — у нас не настолько большая страна, большие компании, большие проекты, чтобы направлять деньги в сферу пиара — оно банально не окупается. Аудитория и так придет к хорошему сервису, как минимум сарафанным радио. А журналист и так выйдет на нужного человека просто написав в службу поддержки компании — в Украине нет толстой прослойки между поддержкой и людьми, которые могут что-то сказать прессе.
В бытность на бигмире мы устроили презентацию ICQ в Украине, но это тоже было только для рекламодателей, как напрямую заинтересованных людей. Вот полгода назад Allbiz проводил презентацию своего портала и идей — а толку? Новости порталов и Интернет-компаний Украины не столь нуждаются в большой пиар-поддержке, да и не сравнятся по масштабности с Гуглем, Microsoft, Nokia, Sun и т.д.
На I.UA мы продолжили хорошую традицию и ведем свой хаотично-неформальный блог, который интересен пользователям нашего портала, но вовсе не широкой аудитории. Нет смысла писать журналистам, а тем более устраивать вечеринки с коньяком и лимончиком по поводу запуска нового раздела или возможности.
Если вам нужны контакты — отпишите интересующим вам компаниям, они откликнутся и дадут нужные данные.
Проблема двусторонняя, если ко мне прийдет кто-то с планом по поводу того как он видит PR нашей компании, что мы за это получим и сколько он захочет за свою работу, я с радостью возьму его на работу. А пока мы занимаемся тем, во что верим и что умеем — делаем хороший продукт.
Господа PR-щики можете считать это вакансией и слать Ваши планы вместе с резюме на mykola at prom.ua
Не такая большая страна? 45 млн, думаю многие европейцы удивились бы вышей реплике. Но даже если говорить не в целом, а только про интернет-пользователей. Почти 10 млн. — только в Украине это считают мелочью:)
У меня контакты большинства есть. Но я ведь не об этом.
Объем рынка рекламы Украины по деньгам раз в 20 раз меньше польского, так что Андрей прав, но со временем ситуация конечно же изменится (по крайней мере очень хочется в это верить).
Почему мероприятие должно быть очным?
Многие сегодня ведут блоги, чем вам не средство коммуникации с проектом?
Или надо станцевать?
Мы здесь! 🙂
В Украине нет публичных интернет-компаний, соответственно нет необходимости проводить открытую политику взаимоотношений. Яндекс и Гугл — компании, которые должны нравится инвесторам, от которых получают деньги на свои инвестиции.
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Не знаю про Гугл, а Яндекс лет 10 не получает денег от инвесторов :).
С одной стороны — компании должны рассматривать связи с общественностью как важнейший элемент СИСТЕМЫ маркетинговых коммуникаций. Слово система — ключевое. PR, отношения с прессой в данном контексте — лишь частности.
С другой стороны — рынок отраслевых СМИ практически находится в зачаточном состоянии. Специализированные медиа, которые освещают деятельность Интернет-компаний, можно пересчитать по пальцам. Как и журналистов, впрочем.
А зачем концентрироваться на СМИ? На любой клич о каком-либо
мероприятии связанном с интернет всегда собирается 20-30-40 человек.
Если на то пошло — блоггеров, твиттер-пользователей, фейсбучников и
т.п.:)
В последнее время в положительную сторону активизировалась Microsoft, по части двухсторонней коммуникации и доп. ценности.
Кстати, ещё чуть-чуть и можно делать доп пост про список «открытых компаний» Уанета (что-то похожее на рейтинг на хабре)
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
А чем так сильно насмешил Профео?
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Та аудитория, о которой можно говорить как о пользователях интернета, а не юзерах вконтакта в Украине не превышает 500 тыс., а то и еще меньше. Электронная коммерция деградирует, а публичность никому не нужна, т.к. «мы вышли на IPO»-компаний в юанете нет, а битва за клиента происходит зачастую за кулисами и втихую. Для яркой публичности нужно что-то производить, а юанет не производит, а двумя руками держится за топ20 бигмира и количество хитов, и пока так будет продолжаться, о публичности говорить рано.
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Собака — друг человека!
Это двухстороння проблема, компаниям неинтересно себя пиарить на украинском рынке так как никакой выгоды от этого пиара не видно, украинским сми неинтересны украинские же компании.
На самом деле у МС давно все в порядке с этим, просто это не интернет-
компания:)
Ничем. Отличный был лонч. Жаль, что только лонч.
Нет больше профео.
Откуда такие данные?
Они не соотвествуют действительности.
Как думаешь, ее можно как-то решить и, главное, нужно ли?
Корень такой ситуации зарыт гораздо глубже, как один из факторов — не забывай в каком полу-подпольном состоянии находится вообще бизнес в стране не исключая и IT, вроде бы и хочется светится, учить и учиться но от этого как минимум не получаешь отдачи, как максимум поток визитеров в погонах с широко открытыми карманами.
Эта причина — одна из самых главных. По крайней мере для крупных
интернет-магазинов. Они часто именно поэтому избегают пиара.
Судя по тому, что мне за 18 часов не пришло ни единого предложения (и наверное не прийдет) можно считать слив засчитаным и писать пост «PR-щики вы где?», только ситуацию это не изменит, у нас очень мало людей способных не говорить о комуникациях, а эффективно их делать и быть готовым отвечать за результат.
Коля, но, даже «если все пиарщики козлы». Разве это значит, что PR не
нужен?
Ну никто не говорил что «все пиарщики козлы», их просто мало хороших, которые понимают что компании нужно не самолюбование, а реальные результаты.
Также никто не говорил что PR не нужен, просто если будут профессионалы, тогда и интернет-компании подтянутся и начнут больше заниматься PR-ом, также как они занимаются любыми другими эффективными методами увеличения прибыли.
кстати почему в этом Дискусе каменты скачут как хотят? Это баг или фича?
Ты к тому, что по идее твой первый коммент изначально был ниже? (мне по крайне мере так кажется) — ХЗ
ИМХО, вы просто не там ищете. В комментария собралась публика, которая с темой знакома не понаслышке, а раз никто резюме не шлет, с работой у этой публики все в порядке.
Возможно кому-то был бы интересен вариант удаленки или частичной занятости, но об этом стоит говорить заранее.
публичность слабоуправляемая штука, поэтому всегда есть опасение. Также если всё идёт хорошо, то руководители не склонны что-либо менять или привлекать внимание, мне так кажется.
Артур, Вы как в воду глядели 🙂 Скоро отправим вам приглашение на пресс-конференцию нового игрока на рынке
Ухты:)
Microsoft вполне интернет-компания — у них есть и почта (hotmail) и поиск (bing) и карты, и Xbox Live. Но это не украинская компания (как и Google).
Украинских интернет-компаний с хорошим PR несколько — одна из них даже аффилирована с АИН 🙂
Дима, в Украине Microsoft ну никак не интернет-компания.
Про Mirohost, соглашусь. Исключения есть всегда, тот же Софткей
упомянутый выше, но в целом ситуация именно такая, как я ее описал.
Проблема есть и скорее всего быстро это не решится.
Со стороны компаний мешает:
— косноязычие, не публичность или наплевательское отношение Топов к каким-либо коммуникациям;
— «все мы родом из детства». Не забывайте как рос и развивался наш бизнес и телеком в том числе. На рынок выходили со связями и деньгами, о законности часто речь и не шла. 2002 год, Киев анлим на диал-ап 30 у.е., Восток Украины — доходит до 72 у.е. и нет никакой конкуренции, никто не может выйти на этот рынок, так как даже деньги там не решают. Не нужен им при таком развитии ПР, важно иметь своих людей и деньги, а что там о них думает клиент и тем более журналист это для них дело десятое*(((
— очень мало профи…Те, кто действительно знают рынок и могли бы с пользой работать и так всем хорошо известны, да и не могут они работать сразу на всех. Те, кто хоть раз пытался найти ПРщика меня поймет, это невероятно сложно — согласитесь, что для интерент-компании англ, укр, рус. языки свободно это просто must have, а Вы попробуйте поискать таких.
Со стороны журналистов:
— о каком взаимодействии может идти речь, если как минимум каждый второй смотрит тебе в глаза с немым вопросом «а что Вы мне за это дадите». То есть, делать просто свою работу уже не популярно.
— а когда приходят делать интервью и ты надеешься, что человек хотя бы приблизительно понимает о чём пишет, а в итоге садишься и пишешь сам, потому что подписаться под тем материалом который подготовил журналист рука не подымается — так как там ошибка на ошибке, а для твоей компании это важный материал и упоминание комментария не лишнее, но вместо нескольких комментариев вычитываешь все.
Конечно есть и те, с кем работать одно удовольствие, но их очень мало, слишком мало, для того чтобы разорвать тот круг который Вы очертили.
Проблем гораздо больше и они намного глубже.
То что можно сделать для улучшения ситуации — это именно свою работу делать хорошо и максимально содействовать такому сотрудничеству.
Спасибо, что не равнодушны. Надеюсь общими усилиями выход будет найден.
ок, тогда какие соответствуют, если самый прогрессивный показатель использования интернет-технологий как каналов коммуникации, Twitter, в Украине дотянул только до 35 тыс., причем половина это боты? Миллионы есть, но это не та аудитория, это генератор хитхостов, но не они двигают развитие интернета в стране.
Не претендую, конечно, на истину в последней инстанции. Но для того, чтобы предложить концепцию PR компании, мало знать что за компания. Необходимо все же понимать, как компания хочет себя видеть в глазах общественности, кому себя показывать и миллион других нюансов.
Если есть готовность и желание это обсуждать, чтобы получить видение — с дорогой душой поучаствую.
А без вводных — это прицельная стрельба в небо.
ЗЫ: Извините, что с таким опозданием, но я временно была далеко от интернетов.
Из опыта работы пиарщиком в крупном интернет-проекте.
Если руководство имеет свое мнение по этому поводу, переубедить их возможным не представляется. «Все эти ваши блоги и соцсети — это чтоб бабло рубить, а не информацию распространять, глупости какие». Например. Т.е. корпоративный блог на фиг не нужен, потому что все занятые и делать его (хотя бы давать пиарщику инфо для) некогда. Мероприятия чтобы поделиться информацией ужасно нужны и совершенно необходимы, но прийти к общему знаменателю в вопросе о том, какая же это информация — невозможно. Потому что с их точки зрения нужно распространять только информацию о том, какие мы молодцы по нашему собственному мнению. А вот рассказать о планах, технологиях или чем-то подобном — это же ужас-ужас, нельзя же, вдруг конкуренты украдут идею и сделают раньше?
Ну и так все. А на стратегию так и не нашлось времени. «Стратегия — это нужно и важно, но не сейчас. СЕйчас важнее делать текущую работу.» И объяснить, что эта текущая работа без общей канвы и мало-мальски определенного плана, практически стрельба из пушки по воробьям, совершенно невозможно. «Мы платим зарплату, а вы делайте, что скажут», как-то так.
PS. когда уже увижу свою фейсу на сайте яфорума? 😉
Завтра:)
Класс 🙂
Здравствуйте!
С интересом прочел как саму статью, так и комментарии к ней.
Я сам работаю в довольно крупной и активно развивающейся баннерообменной сети C8.Network и с радостью делился бы новостями и информацией о компании и новых проектах.
Дело в том, что я смутно себе представляю интерес общественности к тому, что мы, к примеру, сделали редизайн сайта или добавили тематические пакеты в сеть, а просто описание принципов нашей работы будет явной саморекламой.
Как поступать в такой ситуации? Выставки? Не вариант, затраты не окупаются. Собирать пресс-конференцию? Можно, но не представляю, как подогреть к ней интерес, да и кого приглашать. Кроме банального флешмоба, с целью привлечения внимания к самому событию, а потом уже его обсуждения с упоминанием компании, в голову ничего не приходит. Я уверен, что у большинства небольших украинских компаний вопрос стоит именно в этом.
Если есть какие-либо мысли по этому поводу или идеи взаимного сотрудничества, с радостью готов выслушать авторитетное мнение.
Добрый день, я думаю вы смутно представляете себе потому, что не являетесь профессиональным PR-специалистом, задачей которого и является поиск этих самых поводов, интересных общественности. И это нормально.
Пресс-конференция, пресс-релиз, что угодно другое — это инструмент распространения информации. У вас же заминка именно с информацией.
Вы правы — ни редизайн сайта, ни новые пакеты не являются особо интересной информацией (хотя, пакеты все же рекламистами будут интересны).
Что может быть интересно? Аналитика и наблюдения о работе баннерообменных сетей, рекомендации по эффективной рекламе, информация о том как привлекать посетителей с помощью обмена (не банальные вещи, а основанные на чем-то конкретном, вашей статистике и т.п.).
Расскажите, наконец, как вы считаете CTR или перепишите алгоритм подсчета:-)))
какие выводы?
как-то уж больно сурово всё звучит 🙂 имхо всему своё время
Для себя — тщательнее выбирать работодателя.
Для рынка — боюсь, что это «детская болезнь», которую лечит только время. Когда руководство и собственники будут действительно понимать, для чего им пиар, что именно они хотят получить на выходе, а что готовы для этого вкладывать — тогда таких раскладов станет меньше. А пока имеем процесс ради процесса. Увы.
ЗЫ: сорри за скорость ответов. С кпк и мобильного инета комментировать не удается в принципе: форма добавления комментария зависает при загрузке.
Ответ очень прост: 99% интернет проектов в Украине — это fake.
а кто хочет, чтобы на него сразу вылили ведро воды леденящей душу того самого заветного ИНВЕСТОРА, который поверил, что украинские макароны могут быть лучше итальянских?
Поэтому все хотят сначала первый миллион, а потом уже пиариться.
Те же, кто действительно что-то придумали, знают, что с этим делать.
деньги, как вода, любят короткий путь и ВСЕГДА ОТЛИЧНАЯ идея найдет капитал.
Другой вопрос, из опыта разных бизнесов, — на прессухах журналисты «спят» даже когда перед ними находятся СКАНДАЛИСТЫ с Большой буквы. в той же русскоязычной московии по-лучше, но только потому, что кузнеца русскоязычных кадров находится там, где больше финансовые потоки.
Неужели без PR служб невозможно найти материал? … Чем жаловаться на других так лучше делать свою работу. Или цель публикации — бюджеты компаний?
не знаю, про что он пишет….но на вид — ниче))))