Артур Оруджалиев: интернет-компании, вы где?

1640
91

На прошлой неделе мне задали один простой вопрос, который крутился у меня в голове весьма долго. Очир Манджиков, пресс-секретарь «Яндекса» из Москвы, задал вполне нормальный для России, но пока, к сожалению, очень грустный для Украины вопрос.

Гость из Рунета всего-лишь поинтересовался, а как у представителей онлайн-СМИ взаимоотношения с другими интернет-компаниями, работающими на украинском рынке?

Мгновенно удалось вспомнить лишь Дмитрия Шоломко из Google, который в ближайшее время, наконец-то, обрастет командой и перестанет единолично представлять эту компанию в Украине. Все остальные компании ну совершенно не ассоциировались со словом взаимоотношения.

В чем причина ступора, если компаний, работающих в Уанете сотни и даже тысячи, а более-менее крупных наберется даже несколько десятков?

Причина в контексте. Пресс-секретарь компании спросил на корпоративном мероприятии, где публично представляли новый интернет-сервис.

Конечно, очень многим нашим компаниям далеко до «Яндекса» или Google. И в этом заключается очень удобное оправдание. Многомиллионные обороты, более тысячи сотрудников, международная компания. Но не является ли это оправданием в первую очередь для себя?

А как же такие, мягко говоря не маленькие, компании как Ukr.net или Bigmir? Другие активно плодящиеся порталы и холдинги? Как я ни старался, я не вспомнил ни одного мероприятия на котором они что-то презентовали, даже в докризисные времена. Пусть даже не мероприятия. Просто грамотного и интересного онлайн-взаимодействия с журналистами и блоггерами. Ни за кем из них не было замечено желания что-то рассказать или показать. Ну кроме рекламных конференций, естественно.

Я занимаюсь ИТ- и интернет-журналистикой больше пяти лет, но не имею ни малейшего представления о том, кто во всех этих компаниях занимается так называемыми связями с общественностью. Причем, беглый опрос некоторых коллег показал, что не только я.

И дело совсем не в затратах на PR-отдел. Ведь нужен совсем не он, а банальное понимание и желание.

Пусть даже я не прав, но зачем тогда «работая и не отвлекаясь на мелочи типа пиара» 99 дней, на сотый в редакционных ящик от «занятой» компании все же падает какая-то совершенно нереальная ахинея в виде непонятного пресс-релиза. А спустя еще несколько дней, при встрече, натыкаешься на невинный взгляд и искреннее непонимание почему же мы не разместили такую великую новость и игнорируем такую хорошую компанию.

Все бы ничего, но информации, новостей, продуктов, кейсов, поводов внутри компаний масса. Нет чего-то другого.

Артур Оруджалиев — главный редактор AIN.UA

Считаете, что ваше мнение будет интересно не только вам? Хотите опубликовать его на AIN.UA? Пишите на [email protected]

Оставить комментарий

Комментарии | 91

  • Артур, это «чего-то другое» сложно охарактеризовать. Это и лень (непрофессионализм) пиарщиков, и боязнь директоров перед публичностью. Недостаток опыта, отсутствие мотивации, непонимание эффективности. Все это есть. И ситуацию надо менять сообща — и компании, и журналисты должны предпринять какие-то усилия, чтобы дать толчок развитию рынка.

  • Честно говоря, не совсем понял о чем речь, имеется ввиду что-то вроде Яндекс.Субботников?

  • Речь о желании бысть открытыми, делиться информацией, что-то показывать, рассказывать. Его совсем нету.

  • Локализую вопрос.

    Делиться информацией можно при помощи, скажем, тех же пресс-релизов (не путать с откровенным спамом), ведения блога, написания статей, выступлений на профильных мероприятиях и т.д. В этом плане, на мой взгляд, кое-что все-таки происходит, возможно не на должном уровне, но происходит.

    Второй момент — что-то презентовать. Как говорил Матроскин, «чтобы продать что-нибудь ненужное, сначала нужно купить что-нибудь ненужное». У того же Яндекса появляются новые технологии (например, панорамы) — есть что презентовать и чем делиться. Про крупные компании в Уанете не знаю (видимо именно в результате проблемы, о которой ты говоришь), а что презентовать, например, интернет-магазинам, даже если есть желание быть открытыми?

  • ок
    а как вам пример того, что пресс-релизы укр.нет получить в новостное изданеи об уанете практически невозможно?

  • Я ещё Мапию вспомнил, они точно как минимум одно мероприятие организовывали.

  • Согласен с первой частью, потому и уточнил, что речь не только о мероприятиях. Но это должно быть стабильно, интересно, а не аврально и бредово.

    Что показывать? Т.е. ты хочешь сказать, что все более менее крупные компании считают свой продукт гавном?

    • Ключевое слово — «свой продукт».

      Что там считают те, у кого есть «свой продукт» — я не знаю. А что рассказать, если «своего продукта» нет? Скажем, вышла новая версия Windows, понятно что о ней Microsoft и расскажет, глупо было бы нам, как продавцам, пытаться собирать пресс-конференцию по этому поводу.

      «Наш продукт» — это технология продаж через интернет, но уникального тут мало, разве что в разрезе именно цифрового контента (а рынок-то мизерный). И аудитории не соберешь, вот и обходимся перечнем, который в комментарии выше перечислил.

  • Мне это очень печально, что и говорить, конечно так не должно быть.

    Я почему темой заинтересовался — вот мы online супермаркет, продаем софт. Сам рынок очень невелик, инноваций и прорывных технологий, сами понимаете, кот наплакал (я не имею ввиду сам софт — тут как раз хватает новинок, я о нашем бизнесе).

    Какова же наша активность? Релизы — достаточно редко, когда запускаем какой-нибудь проект типа «начали принимать WebMoney», спамить же типа «нам Х лет», «мы сварганили перду» не собираемся, и смысла нет. Пишем статьи, даем комментарии (отрабатываем запросы максимум за сутки, и это с ооооочень большим запасом) на темы (в общем) «что лучше продавалось/будет продаваться и почему» и «как заниматься интернет-бизнесом?» (то есть на темы, в которых компетентны). Директор ведет блог (не так регулярно, как хотелось бы, но ведет) на те же темы, выступает практически на всех мероприятиях с нашим бизнесом связанных. Это вкратце.

    Сушу себе голову каждый день, что еще можно интересного придумать в плане коммуникаций, и никак не придумаю. Вот и получается, что у крупных никто не рассказывает, а у некрупных мало кто спрашивает, потому что есть же более крупные, которые «лучше знают», которые не рассказывают. Замкнутый круг.

  • Стас, если бы все так вели себя как Софткей…
    Да какой там все, часть

  • На добром слове спасибо 🙂

  • Я не вижу такого особого эффекта в том, чтобы устраивать публичные презентации чего-бы-то-нибыло в Украинском Интернете. Причина именно в том, Артур, что указали вы и комментаторы выше — у нас не настолько большая страна, большие компании, большие проекты, чтобы направлять деньги в сферу пиара — оно банально не окупается. Аудитория и так придет к хорошему сервису, как минимум сарафанным радио. А журналист и так выйдет на нужного человека просто написав в службу поддержки компании — в Украине нет толстой прослойки между поддержкой и людьми, которые могут что-то сказать прессе.

    В бытность на бигмире мы устроили презентацию ICQ в Украине, но это тоже было только для рекламодателей, как напрямую заинтересованных людей. Вот полгода назад Allbiz проводил презентацию своего портала и идей — а толку? Новости порталов и Интернет-компаний Украины не столь нуждаются в большой пиар-поддержке, да и не сравнятся по масштабности с Гуглем, Microsoft, Nokia, Sun и т.д.

    На I.UA мы продолжили хорошую традицию и ведем свой хаотично-неформальный блог, который интересен пользователям нашего портала, но вовсе не широкой аудитории. Нет смысла писать журналистам, а тем более устраивать вечеринки с коньяком и лимончиком по поводу запуска нового раздела или возможности.

    Если вам нужны контакты — отпишите интересующим вам компаниям, они откликнутся и дадут нужные данные.

  • Проблема двусторонняя, если ко мне прийдет кто-то с планом по поводу того как он видит PR нашей компании, что мы за это получим и сколько он захочет за свою работу, я с радостью возьму его на работу. А пока мы занимаемся тем, во что верим и что умеем — делаем хороший продукт.

    Господа PR-щики можете считать это вакансией и слать Ваши планы вместе с резюме на mykola at prom.ua

  • Не такая большая страна? 45 млн, думаю многие европейцы удивились бы вышей реплике. Но даже если говорить не в целом, а только про интернет-пользователей. Почти 10 млн. — только в Украине это считают мелочью:)

    У меня контакты большинства есть. Но я ведь не об этом.

  • Объем рынка рекламы Украины по деньгам раз в 20 раз меньше польского, так что Андрей прав, но со временем ситуация конечно же изменится (по крайней мере очень хочется в это верить).

  • Почему мероприятие должно быть очным?
    Многие сегодня ведут блоги, чем вам не средство коммуникации с проектом?
    Или надо станцевать?

  • В Украине нет публичных интернет-компаний, соответственно нет необходимости проводить открытую политику взаимоотношений. Яндекс и Гугл — компании, которые должны нравится инвесторам, от которых получают деньги на свои инвестиции.

  • Не знаю про Гугл, а Яндекс лет 10 не получает денег от инвесторов :).

  • С одной стороны — компании должны рассматривать связи с общественностью как важнейший элемент СИСТЕМЫ маркетинговых коммуникаций. Слово система — ключевое. PR, отношения с прессой в данном контексте — лишь частности.

    С другой стороны — рынок отраслевых СМИ практически находится в зачаточном состоянии. Специализированные медиа, которые освещают деятельность Интернет-компаний, можно пересчитать по пальцам. Как и журналистов, впрочем.

  • А зачем концентрироваться на СМИ? На любой клич о каком-либо
    мероприятии связанном с интернет всегда собирается 20-30-40 человек.
    Если на то пошло — блоггеров, твиттер-пользователей, фейсбучников и
    т.п.:)

  • В последнее время в положительную сторону активизировалась Microsoft, по части двухсторонней коммуникации и доп. ценности.
    Кстати, ещё чуть-чуть и можно делать доп пост про список «открытых компаний» Уанета (что-то похожее на рейтинг на хабре)

  • А чем так сильно насмешил Профео?

  • Та аудитория, о которой можно говорить как о пользователях интернета, а не юзерах вконтакта в Украине не превышает 500 тыс., а то и еще меньше. Электронная коммерция деградирует, а публичность никому не нужна, т.к. «мы вышли на IPO»-компаний в юанете нет, а битва за клиента происходит зачастую за кулисами и втихую. Для яркой публичности нужно что-то производить, а юанет не производит, а двумя руками держится за топ20 бигмира и количество хитов, и пока так будет продолжаться, о публичности говорить рано.

  • Это двухстороння проблема, компаниям неинтересно себя пиарить на украинском рынке так как никакой выгоды от этого пиара не видно, украинским сми неинтересны украинские же компании.

  • На самом деле у МС давно все в порядке с этим, просто это не интернет-
    компания:)

  • Ничем. Отличный был лонч. Жаль, что только лонч.
    Нет больше профео.

  • Откуда такие данные?
    Они не соотвествуют действительности.

  • Как думаешь, ее можно как-то решить и, главное, нужно ли?

  • Корень такой ситуации зарыт гораздо глубже, как один из факторов — не забывай в каком полу-подпольном состоянии находится вообще бизнес в стране не исключая и IT, вроде бы и хочется светится, учить и учиться но от этого как минимум не получаешь отдачи, как максимум поток визитеров в погонах с широко открытыми карманами.

  • Эта причина — одна из самых главных. По крайней мере для крупных
    интернет-магазинов. Они часто именно поэтому избегают пиара.

  • Судя по тому, что мне за 18 часов не пришло ни единого предложения (и наверное не прийдет) можно считать слив засчитаным и писать пост «PR-щики вы где?», только ситуацию это не изменит, у нас очень мало людей способных не говорить о комуникациях, а эффективно их делать и быть готовым отвечать за результат.

  • Коля, но, даже «если все пиарщики козлы». Разве это значит, что PR не
    нужен?

  • Ну никто не говорил что «все пиарщики козлы», их просто мало хороших, которые понимают что компании нужно не самолюбование, а реальные результаты.
    Также никто не говорил что PR не нужен, просто если будут профессионалы, тогда и интернет-компании подтянутся и начнут больше заниматься PR-ом, также как они занимаются любыми другими эффективными методами увеличения прибыли.

  • кстати почему в этом Дискусе каменты скачут как хотят? Это баг или фича?

  • Ты к тому, что по идее твой первый коммент изначально был ниже? (мне по крайне мере так кажется) — ХЗ

  • ИМХО, вы просто не там ищете. В комментария собралась публика, которая с темой знакома не понаслышке, а раз никто резюме не шлет, с работой у этой публики все в порядке.

    Возможно кому-то был бы интересен вариант удаленки или частичной занятости, но об этом стоит говорить заранее.

  • публичность слабоуправляемая штука, поэтому всегда есть опасение. Также если всё идёт хорошо, то руководители не склонны что-либо менять или привлекать внимание, мне так кажется.

  • Артур, Вы как в воду глядели 🙂 Скоро отправим вам приглашение на пресс-конференцию нового игрока на рынке

  • Microsoft вполне интернет-компания — у них есть и почта (hotmail) и поиск (bing) и карты, и Xbox Live. Но это не украинская компания (как и Google).

    Украинских интернет-компаний с хорошим PR несколько — одна из них даже аффилирована с АИН 🙂

  • Дима, в Украине Microsoft ну никак не интернет-компания.

    Про Mirohost, соглашусь. Исключения есть всегда, тот же Софткей
    упомянутый выше, но в целом ситуация именно такая, как я ее описал.

  • Проблема есть и скорее всего быстро это не решится.
    Со стороны компаний мешает:
    — косноязычие, не публичность или наплевательское отношение Топов к каким-либо коммуникациям;
    — «все мы родом из детства». Не забывайте как рос и развивался наш бизнес и телеком в том числе. На рынок выходили со связями и деньгами, о законности часто речь и не шла. 2002 год, Киев анлим на диал-ап 30 у.е., Восток Украины — доходит до 72 у.е. и нет никакой конкуренции, никто не может выйти на этот рынок, так как даже деньги там не решают. Не нужен им при таком развитии ПР, важно иметь своих людей и деньги, а что там о них думает клиент и тем более журналист это для них дело десятое*(((
    — очень мало профи…Те, кто действительно знают рынок и могли бы с пользой работать и так всем хорошо известны, да и не могут они работать сразу на всех. Те, кто хоть раз пытался найти ПРщика меня поймет, это невероятно сложно — согласитесь, что для интерент-компании англ, укр, рус. языки свободно это просто must have, а Вы попробуйте поискать таких.
    Со стороны журналистов:
    — о каком взаимодействии может идти речь, если как минимум каждый второй смотрит тебе в глаза с немым вопросом «а что Вы мне за это дадите». То есть, делать просто свою работу уже не популярно.
    — а когда приходят делать интервью и ты надеешься, что человек хотя бы приблизительно понимает о чём пишет, а в итоге садишься и пишешь сам, потому что подписаться под тем материалом который подготовил журналист рука не подымается — так как там ошибка на ошибке, а для твоей компании это важный материал и упоминание комментария не лишнее, но вместо нескольких комментариев вычитываешь все.
    Конечно есть и те, с кем работать одно удовольствие, но их очень мало, слишком мало, для того чтобы разорвать тот круг который Вы очертили.
    Проблем гораздо больше и они намного глубже.
    То что можно сделать для улучшения ситуации — это именно свою работу делать хорошо и максимально содействовать такому сотрудничеству.
    Спасибо, что не равнодушны. Надеюсь общими усилиями выход будет найден.

  • ок, тогда какие соответствуют, если самый прогрессивный показатель использования интернет-технологий как каналов коммуникации, Twitter, в Украине дотянул только до 35 тыс., причем половина это боты? Миллионы есть, но это не та аудитория, это генератор хитхостов, но не они двигают развитие интернета в стране.

  • Не претендую, конечно, на истину в последней инстанции. Но для того, чтобы предложить концепцию PR компании, мало знать что за компания. Необходимо все же понимать, как компания хочет себя видеть в глазах общественности, кому себя показывать и миллион других нюансов.
    Если есть готовность и желание это обсуждать, чтобы получить видение — с дорогой душой поучаствую.
    А без вводных — это прицельная стрельба в небо.
    ЗЫ: Извините, что с таким опозданием, но я временно была далеко от интернетов.

  • Из опыта работы пиарщиком в крупном интернет-проекте.
    Если руководство имеет свое мнение по этому поводу, переубедить их возможным не представляется. «Все эти ваши блоги и соцсети — это чтоб бабло рубить, а не информацию распространять, глупости какие». Например. Т.е. корпоративный блог на фиг не нужен, потому что все занятые и делать его (хотя бы давать пиарщику инфо для) некогда. Мероприятия чтобы поделиться информацией ужасно нужны и совершенно необходимы, но прийти к общему знаменателю в вопросе о том, какая же это информация — невозможно. Потому что с их точки зрения нужно распространять только информацию о том, какие мы молодцы по нашему собственному мнению. А вот рассказать о планах, технологиях или чем-то подобном — это же ужас-ужас, нельзя же, вдруг конкуренты украдут идею и сделают раньше?
    Ну и так все. А на стратегию так и не нашлось времени. «Стратегия — это нужно и важно, но не сейчас. СЕйчас важнее делать текущую работу.» И объяснить, что эта текущая работа без общей канвы и мало-мальски определенного плана, практически стрельба из пушки по воробьям, совершенно невозможно. «Мы платим зарплату, а вы делайте, что скажут», как-то так.

  • PS. когда уже увижу свою фейсу на сайте яфорума? 😉

  • Здравствуйте!

    С интересом прочел как саму статью, так и комментарии к ней.

    Я сам работаю в довольно крупной и активно развивающейся баннерообменной сети C8.Network и с радостью делился бы новостями и информацией о компании и новых проектах.
    Дело в том, что я смутно себе представляю интерес общественности к тому, что мы, к примеру, сделали редизайн сайта или добавили тематические пакеты в сеть, а просто описание принципов нашей работы будет явной саморекламой.

    Как поступать в такой ситуации? Выставки? Не вариант, затраты не окупаются. Собирать пресс-конференцию? Можно, но не представляю, как подогреть к ней интерес, да и кого приглашать. Кроме банального флешмоба, с целью привлечения внимания к самому событию, а потом уже его обсуждения с упоминанием компании, в голову ничего не приходит. Я уверен, что у большинства небольших украинских компаний вопрос стоит именно в этом.

    Если есть какие-либо мысли по этому поводу или идеи взаимного сотрудничества, с радостью готов выслушать авторитетное мнение.

  • Добрый день, я думаю вы смутно представляете себе потому, что не являетесь профессиональным PR-специалистом, задачей которого и является поиск этих самых поводов, интересных общественности. И это нормально.

    Пресс-конференция, пресс-релиз, что угодно другое — это инструмент распространения информации. У вас же заминка именно с информацией.

    Вы правы — ни редизайн сайта, ни новые пакеты не являются особо интересной информацией (хотя, пакеты все же рекламистами будут интересны).

    Что может быть интересно? Аналитика и наблюдения о работе баннерообменных сетей, рекомендации по эффективной рекламе, информация о том как привлекать посетителей с помощью обмена (не банальные вещи, а основанные на чем-то конкретном, вашей статистике и т.п.).

    Расскажите, наконец, как вы считаете CTR или перепишите алгоритм подсчета:-)))

  • как-то уж больно сурово всё звучит 🙂 имхо всему своё время

  • Для себя — тщательнее выбирать работодателя.
    Для рынка — боюсь, что это «детская болезнь», которую лечит только время. Когда руководство и собственники будут действительно понимать, для чего им пиар, что именно они хотят получить на выходе, а что готовы для этого вкладывать — тогда таких раскладов станет меньше. А пока имеем процесс ради процесса. Увы.
    ЗЫ: сорри за скорость ответов. С кпк и мобильного инета комментировать не удается в принципе: форма добавления комментария зависает при загрузке.

  • Ответ очень прост: 99% интернет проектов в Украине — это fake.
    а кто хочет, чтобы на него сразу вылили ведро воды леденящей душу того самого заветного ИНВЕСТОРА, который поверил, что украинские макароны могут быть лучше итальянских?
    Поэтому все хотят сначала первый миллион, а потом уже пиариться.
    Те же, кто действительно что-то придумали, знают, что с этим делать.
    деньги, как вода, любят короткий путь и ВСЕГДА ОТЛИЧНАЯ идея найдет капитал.
    Другой вопрос, из опыта разных бизнесов, — на прессухах журналисты «спят» даже когда перед ними находятся СКАНДАЛИСТЫ с Большой буквы. в той же русскоязычной московии по-лучше, но только потому, что кузнеца русскоязычных кадров находится там, где больше финансовые потоки.

  • Неужели без PR служб невозможно найти материал? … Чем жаловаться на других так лучше делать свою работу. Или цель публикации — бюджеты компаний?

  • не знаю, про что он пишет….но на вид — ниче))))

Поиск