Как выбрать подрядчика по оптимизации сайта?

1342
2

Практически ни одно маркетинговое продвижение веб-сайта сегодня не обходится без поисковой оптимизации. К ней прибегают как крупные порталы, так и страницы-визитки. Число игроков этого рынка увеличивается с каждым днем и заказчику все труднее определить — перед ним профессионал или студент, только и умеющий, что покупать ссылки. В рамках нашей рубрики «Блиц-опрос» редакция AIN.UA попросила представителей нескольких компаний, предоставляющих услуги поисковой оптимизации, ответить на актуальные вопросы потенциальных клиентов. Для этого мы задали им следующие вопросы:

  1. Какая именно услуга подразумевается под термином «поисковая оптимизация»? Т.е. что является предметом договора между заказчиком и исполнителем. Что вы, как исполнитель, можете гарантировать?
  2. Как заказчику наиболее правильно выстроить свои отношения с подрядчиком? На что нужно обратить внимание? Цель — не оказаться «спонсором» некого лица, просто закупающего ссылки на биржах, и продающих их с десятикратными наценками.
  3. Сколько обычно длится сотрудничество между компанией и исполнителем? Возможно ли после завершения сотрудничества еще определенное время «оставаться на плаву», т.е. не скатиться до изначального уровня?
  4. Каким образом формируется цена за услугу для конечного заказчика (из чего она состоит, как вы объясняете конкретную цифру, есть ли коефициент от конечного результата)?

Александр Колб, директор компании Promodo

1. Если проанализировать термин «поисковая оптимизация», то эту услугу следует понимать как приведение сайта в соответствие с требованиям поисковых систем к технической реализации (индексируемость страниц, наличие карты сайта, файлов robots.txt и т.д.) и наполнению (наличие ключевых выражений в тексте, в заголовках страниц и т.д.) в комплексе с продвижением проекта по набору ключевых запросов в топ 10 их выдачи (SERP).

Следует понимать, что поисковая оптимизация сайта 3-5 лет назад и сегодня — совершенно разные услуги. Если раньше она сводилась к одной задаче — выводу сайта в топ и удержанию этой позиций, то сегодня потребности клиентов изменились. До этапа вывода сайта в топ поисковых систем мы работаем с системами учета и аналитики целевого трафика проекта, считаем конверсию. В арсенале профессиональной seo-компании существует множество современных инструментов аналитики, позволяющих комплексно работать с проектом. Клиент сегодня более требователен и приходит с конкретной задачей, которую необходимо решить: сделать сайт «продающим» и узнаваемым. Это уже совсем иной подход. Поисковая оптимизация сегодня — инструмент развития бизнеса клиента в Интернет.

Предметом договора с заказчиком часто служит не «продвижение сайта», а консалтинговые услуги по продвижению бизнеса (сайта) в Интернет. Для некоторых клиентов мы заключаем договора с определенными гарантиями: нахождение сайта в топ 10 выдачи по ключевым запросам, но это больше характерно для узкоспециализированных ниш бизнеса и для клиентов, которые привыкли мерять результат по позициям. Мы стараемся эти стереотипы мягко ломать, ведь главным мерилом продвижения проекта должно быть увеличение продаж и современные инструменты аналитики, позволяют с этими показателями работать. Желание клиента работать «по позициям» — это скорее всего нежелание или же недостаток времени разобраться в более современных инструментах проверки результатов работы оптимизатора, чем просто проверка позиций. Есть контракты, в которых мы заключаем договора по трафику, по цифрам конверсии трафика. Следует признать, что у каждого клиента свои требования к продвижению — поэтому договора для практически всех клиентов мы заключаем с учетом их пожеланий, специфики сайта и бизнеса. Главное — договор должен быть прозрачным, взаимовыгодным и честным.

2. Обратите внимание на тренды, на рынок. Все говорят сегодня об Интернет- продвижении: проводится множество интересных и полезных семинаров и конференций, помогающих потенциальному клиенту вникнуть в суть услуги и выбрать правильного подрядчика. Важно помнить однако, что услуга, которая развивает ваш бизнес, не может стоить дешево. Интернет-реклама продолжает оставаться доступной услугой, но я бы опасался услуг за 100 долларов — это риск заплатить дважды!

Обратите внимание на проекты компании, с которой вы ведете переговоры, посетите их офис, спросите о гарантиях не только по позициям, постарайтесь узнать за трафик, который вы получите, показатели конверсии и т.д. Компания с опытом должна это знать. Остерегайтесь мнимых гарантий по показателям ПР, ТИЦ, гарантированного вывода в топ 1-3 в краткие сроки.

И помните, что поисковая оптимизация — услуга консалтинговая. Здесь не все зависит от оптимизатора, и гарантированного вывода в топ по большей части быть не может. Оптимизатор — человек с определенными навыками и знаниями работы поисковых систем, помогающий решить задачу вывода в топ поисковых систем. Однако никто не может гарантировать 100% результат. Работа поисковой системы, ее алгоритмы — тайна за семью замками. Давать однозначные гарантии — очень самонадеянно. Мы бы также советовали опираться на портфолио компании-подрядчика. Искать подрядчика на профессиональных семинарах, конференциях — там достаточно хороших и достойных специалистов.

3. Поисковые системы не стоят на месте. Вспомним, например, регулярные изменения алгоритмов в Яндекс: Магад, Находка, Арзамас , которые сильно пошатнули позиции многих проектов. Алгоритмы постоянно совершенствуются, факторы ранжирования проекта в выдаче постоянно изменяются, поэтому для поддержания на плаву всегда нужен специалист, способный отслеживать изменения позиций, разобраться в нововведениях поисковых систем и принять меры по удержанию проекта в выдаче, обеспечивая поток потенциальных клиентов и покупателей.
У нас есть клиенты, с которыми мы работаем 5 лет и более. Но отвечая на вопрос : «так какой же срок контракта», — мы обычно говорим, что это как минимум 6 месяцев, но обычно 1 год.

4. Ценообразование на рынке интернет рекламы — предмет постоянного спора на форумах, конференциях и профессиональных сходках. Многие даже старались выработать формулу. Но мы считаем, что это нереально. Как всегда практика шире, чем теория. Единая формула не может учесть большое множество факторов, ровно как и тот факт , что даже 10-20 компаний, которые работают на рынке, зарабатывают деньги по-разному. Один продает позиции, второй трафик, третий укрепляет бренд и т.д. Пока рынок услуг интернет-рекламы не перестанет расти (а до этого еще долго), пока мы четко не сможем сформировать и задокументировать суть услуги интернет-рекламы — единой цены на услуги не будет. Мы пытались обсуждать этот вопрос на сборах Клуба Капитанов (созданного по иннициативе Игоря Ашманова, куда входят порядка 30 ведущих компаний Рунета) . Итог: мы не смогли договориться, потому как рынок не устоялся, и многие из нас зарабатывают каждый на своем и своими методами, при этом каждый называет свою деятельность «интернет-реклама» и считает свои методы работы правомерными и эффективными.

Мы формируем свою ценовую политику опираясь на показатели той полезности, которую получит клиент от работы с нами. Благо у нас достаточный опыт, и нам по силам посчитать трафик, конверсию, в некоторых областях и количество клиентов, заказов, звонков, которые получит клиент в виде результата от нашей работы. Мы знаем, как обосновать стоимость работ. Правда, к сожалению, не все могут работать по прайсу стоимости наших услуг, но это уже совсем другой вопрос. Опять же, много посторонних факторов. Нам хорошо помогает портфолио с отзывами клиентов.

Мы также учитываем заработную плату сотрудников. Работа профессионального «продвигатора» не может стоить дешево, и тот пакет услуг, который получит клиент, прийдя работать с нами — также учитывает эти показатели. Если результатом работы нашей компании является продажа 2-3 загородных домов, (стоимостью в 400 тысяч евро), то стоимость одного квадратного метра любого из них будет равна 2-3-м месячным бюджетам на наши услуги, — так почему бы не заплатить компании, которая обеспечивает такие продажи, достойно?

Если говорить о коэффициенте оплаты, который зависит от результата нашей работы — да, есть и такие клиенты. Каждый клиент, каждый бизнес уникален: если мы считаем схему оплаты с коэффициентными показателями, где вознаграждение напрямую зависит от результата, справедливой для обеих сторон (как для клиента, так и для нас) — работаем по этой схеме с удовольствием.

Константин Онищенко, директор по развитию компании «Идеал»

1. Мы используем 2 термина – поисковая оптимизация и поисковое продвижение. В ходе оптимизации над сайтом проводится ряд работ, часть которых можно отследить на «лице» сайта или в админке, а часть – может увидеть только программист и веб-мастер. Во время оптимизации разрабатывается семантическое ядро, наиболее релевантные страницы наполняются ключевыми словами, для целевых страниц пишутся новые тексты; на целевых страницах корректируются мета-теги, ключевые слова, описания, проводится «перелинковка» для улучшения ссылочной структуры сайта, при необходимости даются рекомендации по улучшению юзабилити сайта.

Профессионал может отследить такие изменения, как закрытие доступа поисковым машинам к страницам с неуникальным контентом, а также к так называемым «пустым» страницам, которые нет смысла показывать поисковикам; корректировка кода сайта для улучшения доступа поисковиков и др. Под собственно продвижением мы подразумеваем комплекс работ по повышению позиций сайта.

Предмет договора – это выведение сайта клиента по оговоренным поисковым словам в ТОП-10, или ТОП-5, или ТОП-3 поисковых результатов Google. Мы обязуемся достичь этого результата в 3-х месячный срок. Затем нами снимается плата за время нахождения сайта по ключевым словам на этих позициях. Если, например, на протяжении месяца сайт по одному слову не был на договорных позициях 3 дня, за эти дни клиент ничего не платит.
Мы гарантируем выведение сайта по поисковым словам с вероятностью в 98-99%. Позиции сайта клиента могут незначительно колебаться. Если сайт «выпадает» из ТОП-позиции (например, перемещается с 9-й позиции на 11-ю), в те дни, на протяжении которых мы проводим работы по возвращению сайта в ТОП-10, клиент не платит деньги.

Ресурсы любого агентства по оптимизации, даже самого крупного, ограничены. Наше – не исключение. Поэтому мы всегда предупреждаем клиентов, что 1-2% поисковых слов по техническим причинам мы вывести не можем и обещаем в таком случае вернуть деньги. Вполне возможно, что какой-нибудь фрилансер, использующий другие методы продвижения, сможет вывести сайт на первые позиции по этим словам. Но скорее всего, этот же фрилансер не выведет сайт по 50% других слов, или запросит очень большую сумму.

2. Лучше предпочесть крупного подрядчика мелкому, крупные могут использовать более экономные и стабильные приемы продвижения. Конечно же, нанимать подрядчика стоит только на условиях подписания договора. Вы доверяете ему не только позиции Вашего сайта в поисковых системах, но и пароль доступа к админке сайта и FTP. Поинтересуйтесь, будет ли подрядчик закупать для вас ссылки или работает по другой модели. Закупка ссылок обозначает, что Ваше обслуживание будет обходиться агентству дороже, а значит, агентство постарается заложить в свои услуги дополнительную стоимость.

Наилучшим подтверждением качества предоставляемых услуг как всегда являются рекомендации. Действенный метод – услышать мнение о агентстве по продвижению у одного из ее клиентов. Результаты работы агентства по продвижению видны через 2-3 недели после начала работ, окончательные результаты – через 3 месяца. С одной стороны, эти результаты вполне осязаемы, с другой — если подрядчик не справится с работой, вы потеряете время. Поэтому лучше выбирать агентства с хорошей репутацией и не искать дешевые варианты ради эксперимента за свой счет. Важный этап контроля работы подрядчика – это отчетность.

3. Наше агентство берет три месяца для выведения сайта на оговоренную в договоре позицию, то есть это время можно считать подготовительным этапом. Подавляющее большинство клиентов умело использует приток посетителей, который они получают после продвижения сайта на выгодные позиции, и остаются довольны. С ними складываются длительные отношения. Но определенному проценту клиентов, несмотря на классные позиции сайта, не удается значительно поднять продажи. Причина в том, что им не удается сформировать удачный ассортимент, вести эффективную ценовую политику, организовать должным образом работу отдела продаж. У них может складываться впечатление, что поисковое продвижение — инструмент малоэффективный.

После прекращения работ по поддержке сайт начнет постепенно терять позиции. Но до изначального уровня он уже никогда не скатится. Ведь оптимизация сама по себе значительно улучшит его воспринимаемость поисковыми системами. Проведенный комплекс работ по продвижению, даже теряя силу, тоже будет иметь позитивное влияние на авторитетность сайта.

4. Цена продвижения — выведения в ТОП-10 — зависит от популярности поискового запроса, то есть количества запросов в месяц (чем выше популярность, тем большая конкуренция за слово между сайтами и тем выше цена). Зная свои средние затраты на продвижение сайта в зависимости от популярности запроса, выведен определенный коэффициент. На основе этого коэффициента и высчитывается стоимость. Оптимизация сайта проводится нами бесплатно. Как показывает опыт, это повышает лояльность клиентов.

Роман Рыбальченко, руководитель отдела интернет-маркетинга SEO-Studio

1. Поисковая оптимизация — это комплекс действий, которые направлены на повышение видимости сайта в поисковых системах по релевантным запросам. Конечно же, повышение видимости отражается на повышении посещаемости сайта из поисковых систем, и как результат — к увеличению заказов, если говорить, например, об интернет-магазине.  SEO-Studio гарантирует позиции (топ-3, топ-5, топ-10) по определенному списку запросов. Гарантии — финансовые, если наш клиент не получает обещанных позиций в срок — мы возвращаем деньги.

2. Правильно-выстроенные отношения — это, в первую очередь, договор. Во-вторых, это доверие исполнителю на всех этапах продвижения. Стоит обратить внимание на портфолио, опыт и гарантии. Крупный игрок рынка предложит лучшие условия по соотношению цена/качество/риски. Студент или мелкая контора предложит лучшую цену, но с более высокими рисками.

Биржи ссылок — доступные массовые инструменты, но только профессионалы продвижения понимают сколько ссылок нужно купить, каких и в какой последовательности, чтобы добиться поставленных задач. Но и ссылки, сами по себе, не дадут результата — нужно провести работы по внутренней оптимизации сайта, иногда нужно научить клиента продавать через интернет. Если клиент хочет рисковать своим временем, деньгами и сайтом (а можно заработать санкции от поисковых систем) — то мы его не отговариваем. Мы зарабатываем на экспертизе, гарантиях и достижении бизнес-целей, а не на посредничестве между биржами и бизнесом.

3. Сотрудничество длится от 3-х месяцев и может не прекращаться годами. У SEO-Studio есть множество клиентов, которые  уже свыше 2-х лет оплачивают наши услуги. Мы были свидетелями роста бизнеса онлайн, ну и что самое главное — мы всячески содействовали его развитию. Очень приятно вспомнить, как из маленьких интернет-магазинов вырастали современные монстры электронной торговли с нашей помощью. Возможно. И даже скажу больше — при грамотной раскрутке клиент точно не скатится до изначального уровня, потому что часть ссылок покупается навсегда, проводятся работы по внутренней оптимизации и т.д. При остановке сотрудничества ещё месяц-два сайт клиента медленно «скатывается» с наработанных позиций. Интереснее ситуация с теми клиентами, которые работают свыше года — платят они намного меньше, чем новый игрок по таким же запросам, а позиции их стабильнее.

4. Цена за услугу зависит от списка запросов, ТОПа (3,5,10), конкуренции по каждому из запросов и качества сайта клиента. Простым языком, мы смотрим на ТОП-10 и оцениваем, сколько тратят представленные в ТОП-10 компании. И дальше, учитывая сайт клиента и его показатели, просчитываем сколько нужно будет потратить для того, чтобы подняться выше 10-й позиции. Коэффициенты бывают, но только в случае, если мы обещаем топ-3 или топ-5, а клиент попадает в топ-10. Всё это оговаривается на уровне переговоров и закрепляется в договоре. Оптимальный путь для нас и для клиента — взять сайт на топ-10 и постепенно переводить на топ-5, топ-3. За перевыполнение (при обещанном топ-10 клиент получает топ-1) денег не берем, это бонус.

Дмитрий Яресько, генеральный директор компании Адлабс-Украина

1. Есть сайты и есть поисковые системы, которые индексируют их страницы и формируют свою выдачу из ссылок на них по тому или иному запросу согласно неким своим правилам. Эти правила (факторы ранжирования) у каждой системы свои и имеют различный вклад в результат. Факторы ранжирования подразделяются на внутренние (связанные непосредственно с сайтом) и внешние (связанные с местом сайта в Интернете). Так вот, поисковая оптимизация подразумевает собой комплекс мероприятий, связанных с изменениями как самого сайта, так и его взаимодействия с другими сайтами, в результате которых улучшаются значения показателей факторов ранжирования, вследствие чего повышаются позиции сайта в выдаче поисковых систем по запросам. Правда, прямой количественной зависимости числа переходов на сайт от позиции в выдаче нет, есть только качественная: если позиция в выдаче выше, переходов будет больше, но насколько именно — не скажет никто. Таким образом, предметом договора между заказчиком и исполнителем могут быть три варианта:

  • Оплата за достигнутые позиции в поисковой выдаче по тем или иным запросам – в данном случае заказчик понимает, что позиции дадут ему какой-то трафик, что он будет больше чем сейчас, но сколько конкретно – никто не знает. Т.е., есть риск, что указанные позиции могут не дать желаемого количества переходов и оптимизация может не окупиться.
  • Оплата за поисковый трафик – оплачиваются переходы сайт по требуемым запросам. Однако, исполнитель не гарантирует нахождение сайта заказчика в выдаче на определенных местах, что может иногда выражаться в недостаточности получаемого трафика из поисковой выдачи. То есть, заказчик лишнего не платит, но и может не получить максимально возможный поисковый трафик.
  • Оплата за трафик + за позиции. На мой взгляд, самый оптимальный способ сотрудничества. Для заказчика результат будет оказан максимальный. Однако, и стоимость услуг исполнителя будет максимальной среди приведенных вариантов.
  • Есть, правда, еще четвертый вариант, подразумевающий только лишь работу над внутренними факторами. Оказываются разовые услуги, в результате выполнения которых сайт становится оптимизированным, его позиции в поисковой выдаче улучшаются. Однако, практически всегда этого недостаточно для того, чтобы получить хоть какой-то существенный прирост трафика на сайт.

На самом деле ни один исполнитель в данном случае гарантировать НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО!  Увы, поисковые системы исполнителям не принадлежат, точного списка факторов ранжирования и их удельный вес в общей формуле расчета релевантности документа тому или иному поисковому запросу ни у кого нет. Исполнитель в данном случае может гарантировать одно – в случае, если результата не будет, оплачивать заказчику ничего не придется.

2. Очень важно иметь договор с правильно озвученными условиями того, что является целью оптимизации, и в каких случаях должна или не должна производиться оплата услуг. Только так и можно не оказаться «спонсором». Хотите видеть еженедельные отчеты – укажите это в договоре! Хотите начать платить за результат, начиная с какого-то определенного периода – аналогично. При заключении договора заказчик должен понимать, что работа по поисковой оптимизации – это не только закупка ссылок, но и работа над самим сайтом: изменение текстов, структуры и т.п. Если эти работы согласно договору берет на себя исполнитель, то страшного ничего нет. Но если их должен обеспечивать заказчик своими силами, то он должен понимать, что от того, насколько быстро и качественно они будут выполнены, зависит результат работы исполнителя. Это также обычно фиксируется в договоре, т.е. надо быть готовым к тому, что часть ответственности за исполнение условий может быть возложенаи на него самого.

3. В нашем случае, договор заключается обычно на полгода. Мы считаем, что только за такой срок можно получить надежный, долговечный и качественный результат. При этом, первый существенный результат начинает проявляться уже в течение второго месяца сотрудничества. Его можно было бы получать и раньше, однако, есть ограничение по времени, связанное с поисковыми системами. Поисковые системы по своей природе довольно инерционны и в этом есть как плюсы, так и минусы. Минусы в том, что в начале работ по оптимизации изменения учитываются не сразу, а через какое-то определенное время (об этом я писал выше). Плюсы же заключаются в том, что даже снятые в какой-то момент платные ссылки еще долгое время могут известны поисковой системе как существующие, т.е. ссылок уже нет, но свой вклад они продолжают оказывать. Также не следует забывать о том, что проведенная внутренняя оптимизация самого сайта еще долго остается актуальной для поисковых систем, что и позволяет сайту в течение довольно длительного срока оставаться на лидирующих позициях в поисковой выдаче. В нашем случае, сайты клиентов остаются в ТОПе поисковой выдачи в течение трех-шести месяцев.

4. Цена формируется, исходя из того, что именно хочет клиент (позиции и/или трафик), по каким запросам необходимо будет вести оптимизацию и какой достигнутый результат будет считаться выполнением условий по договору. Обычно цену входят как работы по внутрисайтовой оптимизации, так и бюджет за закупку ссылок. Коэффициент используется в том случае, если заказчик по тем или иным причинам не может сразу заключить договор на максимальный результат, а заключает договор на некий средний вариант. В этом случае, и заказчик и исполнитель находятся на грани рентабельности. Поэтому, мы применяем практику повышающего коэффициента в случае, если выполняем результат более чем на 100% и понижающий коэффициент в случае, если результат выполняется менее чем на 100%.

Александр Ладиков, директор компании Prodvigaem.com.ua

1. Как исполнитель наша компания, как правило, гарантирует или наличие позиций по определенным словам в поисковых системах или какой-то план по трафику. В некоторых случаях мы работаем и по более интересным схемам: оплата за звонок, комиссионные с продажи. Однако с этим есть проблемы относительно прозрачности отношений.

2. Прежде всего, я думаю, стоит обратить внимание на опыт специалистов компании. Важно, чтобы эта компания пережила не одно серьезное изменение в алгоритмах поисковых систем. Также очень серьезным аргументом являются отзывы клиентов компании. Все остальное — гарантии, размер компании, количество сайтов является второстепенным.

3. В любом случае большинство клиентов на старый уровень не скатывается. Если это какой-то хороший контент-проект, то ему очень часто достаточно сделать хорошо один раз оптимизацию сайта и наладить механизмы получения органических ссылок. Если же мы имеем дело с интернет-магазином или торговой компанией то здесь, как правило, необходимо сотрудничество на ежемесячной основе. Хотя даже в этом случае скатывание до первоначального уровня не происходит.

4. Цена на услугу заказчика у нас обычно формируется как стоимость наших работ (например, оптимизация сайта, покупка ссылок) и бюджет на покупку ссылок. В некоторых случаях — бонусы за достижение каких-то результатов (позиции, трафик).

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • Александр пишет:
    «Если результатом работы нашей компании является продажа 2-3 загородных домов, (стоимостью в 400 тысяч евро), то стоимость одного квадратного метра любого из них будет равна 2-3-м месячным бюджетам на наши услуги, – так почему бы не заплатить компании, которая обеспечивает такие продажи, достойно?»

    А что такое «достойно»? 300% рентабельности?
    Почему бы Вам цену себе не сложить, наконец?

    Когда компании перестанут смотреть в карман клиенту и научатся определять стоимость своих услуг, тогда с seo/smo бизнесом будет всё в порядке в Украине.

    Именно поэтому Ваши клиенты и не хотят допускать Вас к бизнес-процессам.

  • Максим, позвольте мне ответить.

    Что касается стоимости именно наших услуг, то у нас в компании есть сетка стоимости работ, которая зависит от тематики, от сложности работы и ее масштабов.

    Моя реплика касалась исключительно той ситуации, когда компания-«продвигатор» решает бизнес задачи клиента (продажи), а стоимость в 100-200 у.е. кажется клиенту заоблачной. Обращаю ваше внимание на то, что мы никогда не работаем с проектом, если это невыгодно клиенту с финансовой точки зрения, так что о 300% рентабельности в данном случае речи не идет.
    Здесь я никого не хотел обидеть с намеком на то, мол давайте нам кучу денег. В конце-концов, есть рынок, который диктует спрос и рамки стоимости тех или иных услуг.

    Услуга Интернет-рекламы довольно эффективный метод рекламы, а иногда и более целесообразный и финансово выгодный метод привлечения целевой аудитории на сайт. Почему реклама на биг-бордах, в метро, на телевидении, стоимость которой иногда неимоверно больших цифр, не пугает, а Интернет — это дорого?

    Что же касается нашего участия в бизнес-процессах клиентов, то порядка 50% клиентов это делают, и на голову выше впереди своих конкурентов, потому что инструменты продвижения Online и Offline сильно разнятся, и работать с ними должны профессионалы.

Поиск