Сергей Митяев, gagadget: «Лучше владеть частью большого пирога, чем полностью маленьким»

2223
6

Gagadget.com — техноблог, основанный журналистами Сергеем Митяевым и Павлом Урусовым на рубеже 2007 и 2008 из желания создать себе работу, которая приносила бы не только деньги, но и удовольствие. Сегодня сайт посещает до 7000 чел. в день, месячная аудитория составляет порядка 150 тыс. В сентябре 2008 права на половину проекта были переданы компании «Магнет» в обмен на его совместное управление и развитие.  Подробнее о проекте в интервью AIN.UA рассказал Сергей Митяев, известный в Сети как Технослав Бергамот.

Что изменилось после того, как в составе владельцев появился «Магнет»? Не жалеете, что поделились частью проекта?

Если говорить о внутреннем комфорте, то ничего. По условиям сделки партнеры не вмешиваются в редакционную политику. И не потому, что мы выдвигали такие требования, а потому что мы лучше разбираемся в журналистской работе. Каждый делает то, что у него получается лучше всего. Мы отвечаем за контент, «Магнет» занимается продажей рекламы и продвижением.

«Магнет» не инвестировал в нас ни копейки живых денег. Мы всегда жили и развивались за свой счет. Но можно говорить о экономии и возможностях, появившихся после сделки. Например, наши расходы на хостинг равны нулю — мы используем колокейшн партнеров. Мы имеем доступ к существующей аудитории холдинга, владеющего еще тремя сайтами с аудиторией приближающейся к миллиону посетителей в месяц каждый.

За полтора года после вступления в этот альянс нам не пришлось жалеть об этом, просто потому, что мы реально переоценили собственные возможности. Тянуть такой проект самостоятельно вдвоем нереально. Это новости и ежедневное обновление, это обзоры техники и статьи. Какое-то время отнимают презентации, пресс-конференции, командировки и просто деловые встречи. И весь этот труд нужно как-то превращать в деньги. А там работа, хоть и вполне посильная, но больше административная, то есть нудная и нетворческая, то есть такая, от которой мы всеми силами стремились отойти, затевая проект.

Плюс логика подсказывает, что лучше владеть частью большого пирога, чем полностью маленьким. В данном случае продажа рекламы идет независимо от нас, мы живем в совершенно не пересекающихся вселенных. Наше мнение нельзя купить, потому что, как совладельцы проекта, мы вправе заблокировать любое решение, которое считаем вредным для развития. А публикация джинсы, как известно, дает прибыль лишь краткосрочную, которая нас совсем не интересует — наши основные доходы лежат в будущем. Которое только-только наступает.

Довольны ли вы финансовыми показателями проекта? Намерены ли как-то зарабатывать помимо продажи баннеров?

Сейчас мы находимся в точке, где рассчитывали быть примерно год назад при оптимистичном сценарии. Этот сценарий не учитывал разразившегося кризиса, в итоге все пошло по пессимистичному, который просто отдалил те финансовые показатели, к которыми мы стремились. То есть, если говорить о нынешних финансовых показателях, то нет, пока еще мы ими недовольны, но они растут ежемесячно, плюс мы видим, что развитие в целом идет в правильном направлении.

Кроме прямой баннерной рекламы мы будем развивать наши специальные проекты и конкурсы с призами для читателей. Я хочу сделать такие конкурсы фирменной чертой сайта, что соответствует его идеологии «нескучности» и ввести моду на розыгрыш устройства среди читателей после выхода его обзора. И это выигрышная стратегия для всех, потому что такой шаг интересен всем сторонам — сайту, читателям и спонсору. Уже сейчас часть промопроектов мы делаем на условиях рекламных услуг.

Есть и другие способы монетизации. Например, на днях мы запустили проект с названием BestBuy. Он представляет собой поиск товарных предложений в тех категориях, которые являются сферой интересов гагаджета — ноутбуки, камеры, плееры. Мы сделаем удобный сервис для посетителей, создавая инфраструктуру, в которой они смогут не только почитать журналистский материал об устройстве, но и увидеть список интернет-магазинов с текущими ценами.

Партнерские интернет-магазины получат выход на уже существующую аудиторию, интересующуюся покупкой. Стандартный, в общем-то ход, мы считаем его не уникальным предложением, а просто логичным этапом развития проекта. Для работы системы BestBuy используется тот же самый движок, на котором работает проект «Магнета» Мабила.Маркет. Это его третья версия, запущенная не так давно. У нее есть несколько приятных моментов. Например, ноутбуки, отличающиеся разной комплектацией выглядят все как один товар, а не как десяток. А комплектации система показывает именно как модификации конкретного товара. Это позволяет делать поиск товара удобнее для посетителей.

Недавно GG исполнилось 2 года. В чем, по вашему мнению, сегодня основное отличие Gagadget от других сайтов ИТ-тематики?

Отличие у нас написано в заголовке — мы нескучный сайт о технике. Это простая и понятная фраза, на которую работает вся идеология сайта — мы пишем только те новости, которые считаем интересными или даже забавными.

Плюс мы часто даем авторскую оценку новости, к чему, как показывает практика, русскоязычная аудитория не привыкла. Вплоть до того, что поначалу читатели пытались нас поучать, приводя в пример другие сайты и высказывая свое недоумение.

То есть люди в принципе не понимали как это автор текста может поступать так неслыханно дерзко и иметь свою точку зрения. Да еще позволять себе отпускать шуточки в сторону производителя. При этом мы, разумеется, не стремимся критиковать что-то ради критики. Дешевая популярность и имидж скандалистов нам совершенно ни к чему. Зато теперь есть ядро аудитории, которое понимает нашу политику и уже сами читатели осаживают комментаторов, пытающихся обвинить нас в неучтивости.

Вообще меня всегда восхищали в этом смысле западные СМИ. Там разместить заголовок «Компания *** анонсировала уродский телефон» — в порядке вещей. Если телефон при этом действительно уродский, то не вижу смысла как-то приукрашивать действительность. И это тоже наше уникальное отличие — мы можем (все риски, как совладельцы, несем сами) позволить себе экспериментировать и откровенно дурачится, если считаем это в конкретной ситуации оправданным шагом.

В целом деталей, делающих нас уникальными много. Они могут проявляться в самых неожиданных местах. Например, моя должность в проекте — племянник Дарта Вейдера. Она же стоит в моей рабочей визитке, это сразу настраивает новых знакомых на «нашу волну», работает на эмоциональном уровне и поэтому хорошо запоминается. Причем самое главное — такую линию поведения мы выбрали еще до того, как выпустили первый материал на сайт. Это часть стратегии, поэтому это важно и всем стоит планировать свои проекты именно так — чем больше фундаментальных вещей, делающих вас отличными, вы заложите на старте — тем проще вам будет достичь той самой уникальности, о которой все мечтают.

Какие основные этапы в развитии можете отметить и что намерены делать в дальнейшем?

Первоначальный план развития включал в себя три этапа. На первом мы должны были работать под псевдонимами, чтобы не создавать конфликта с собственными работодателями (на тот момент мы оба работали главными редакторами, Паша — журнала, а я — издательского дома). Плюс нужно было набрать какую-то критическую массу материалов на сайте. Второй этап начинался с первой заработанной на рекламе суммы. А третий — с перехода на полную занятость и развиртуализации.

На практике, разумеется, все получилось несколько не так. Главное отличие от плана было в том, что первая проданная ссылка тут же оказалась и последней, поскольку как раз именно в этот момент мы вошли в альянс с Магнетом и, поскольку, наметили более высокие цели, то волевым решением отказались от торговли ссылками в принципе. И с этого же момента для нас начался второй этап. А к третьему (то есть работе в режиме полного рабочего дня) мы перешли примерно в мае 2009 года.

Каких-то особенных планов в развитии у нас нет. Поскольку усилия двух человек уже давно достигли потолка наших возможностей. Есть масса работы, которая не видна внешне, но которая также отнимает наше время.

Формально нам есть куда расти — подкасты, форум, википедия, которую мы запустили, но на которую не хватает времени. Но мы всегда держим в голове то, что является нашим преимуществом — мы в первую очередь журналисты и самое важное в нашем проекте — это наши тексты. Все остальное — вторично по отношению к ним. Что будет точно развиваться в ближайшее время — так это BestBuy. Но он будет расти с нашим минимальным участием на уровне модерирования. Это не журналистский проект, но там есть простор для финансового роста и он однозначно полезен нашим посетителям.

Хватает ли сегодня усилий двух человек для наполнения сайта? Будете ли нанимать еще журналистов?

Честно говоря, сколько работы ни делай, все равно хочется больше. Сейчас у нас выходит в среднем от 3 до 10 материалов в день. Но если будет выходить в 2 раза больше, все равно захочется еще больше. В ближайших планах нанимать никого не планируем.

Есть две причины — во-первых, мы, как я уже говорил, не достигли тех финансовых показателей, которые нам интересны. Второе, не менее важное для меня — я сыт по горло руководящей работой. Не то, чтобы она мне не нравилась или я не справлялся. Скажем так — мне больше хочется писать и придумывать что-то новое, чем руководить людьми со всеми вытекающими обязанностями (планерки, контроль за исполнением, кнут и пряники).

Хотя я и не стану утверждать, что мы никогда не будем нанимать журналистов. В бизнесе вообще нет такого слова «никогда». Все может быть при определенных обстоятельствах. Совершенно очевидно, что когда мы достигнем какого-то потолка, то дальнейший рост проекта будет возможен лишь за счет роста объема материалов. Тогда и встанет вопрос нанимать или нет.

Есть еще один нюанс, который мне совершенно не нравится — кадровая проблема, известная любому руководителю. Пока мы работаем вдвоем, полностью доверяя друг другу, все нормально и можно не беспокоиться за качество. Как только мы наймем журналистов, качество материалов неизбежно снизится. И мы утратим свою уникальность. Поэтому я не слишком тороплюсь развиваться в этом направлении.

Когда мы планировали проект, мы не собирались делать ведущий сайт в стране. Нам не нужно быть первыми, чтобы заработать на свой хлеб с маслом и икрой. Но ситуация с тех пор изменилась, и она вполне может измениться еще раз. Тогда нужно будет сделать выборю И на одной чаше весов будет необходимость набирать персонал. А на другой — размеры финансового благополучия. Когда этот вопрос встанет, тогда и станем его решать, пока еще, по моим оценкам, это произойдет не скоро.

Какие у вас отношения с другими ИТ-изданиями? На кого ориентируетесь, кто ворует материалы, с кем конкурируете?

Начну с воровства — копипейстеры наибольший бич всех, кто создает контент в интернете. Хотя мир развивается и не все можно безнаказанно украсть. Например, нельзя украсть видеообзор, он всегда ваш, даже размещенный на другом сайте. Изменилась парадигма, теперь все только спят и видят, чтобы код с обзором был вставлен в блог, форум или использован на сайте.

Не так давно я понял одну простую вещь о копипастерах — к ним надо относиться как к партнерам по аналогии с айкидо, где нет противников, есть лишь партнеры. Что делает копипастер? Регулярно ходит на ваш сайт, чтобы скопировать ваш текст. Конечно, он может на вашем тексте получить больше посетителей, чем вы сами. Это правда. Но ведь он тоже ваш посетитель. Это тоже правда. Чем больше таких копипастеров, тем все равно больше указывающих вас первоисточником. И даже ставящих активную ссылку. Нет, я никоим образом не оправдываю воровства. Но, если с проблемой нельзя бороться, то может стоит взглянуть на нее иначе, под другим углом зрения?

С ИТ-изданиями тоже не воюем. Не было повода, да и смысла нет никакого. Рынок интернет-СМИ растет и пока еще места хватит всем. Тогда как рынок бумажных ИТ-изданий плавно стремится к закату. Ни на кого, строго говоря не ориентируемся, я лишь мониторю в RSS несколько сайтов (просто, чтобы быть в курсе кто и что писал и как будут выглядеть наши новости на этом фоне — будут ли выглядеть свежими и так далее) и еще пару в силу исторических причин (например, AIN) мониторю в виде твиттер-трансляций.

Честно говоря, единственный украинский сайт, с которым нас сравнивают наши же читатели — это, конечно же, ITC.UA. Мне такие сравнения скорее льстят, хотя я и отдаю себе отчет в том, что мой или Пашин опыт ничуть не меньше, чем наших коллег из ITC. Можем ли мы воспринимать ITC в качестве конкурента? Конечно же, нет. Мы же в несколько раз меньше и точек пересечения у нас мало — на уровне каких-то новостей или обзоров, которые делаем мы. Возможно, в каком-то будущем мы ввяжемся в прямую конкуренцию с ITC и начнем марафонский забег за призовое первое место в украинском рейтинге. Если это произойдет, то работы предстоит еще больше, чем сейчас, поэтому не сильно и хочется. Но сейчас такой цели вообще нет даже в ближайшем обозримом будущем. Проще говоря, я не уверен, что нам это нужно — всех денег не заработать, а идеология лидерства сильно, на мой взгляд, превознесена.

Часто ли вы отказываетесь от приглашений в пресс-туры и как оцениваете эффективность таких коммандировок?

Да нас пока не так часто еще приглашают в пресс-туры, поэтому пока еще ни разу не отказывались. Командировки отнимают уйму времени, но по здравому размышлению польза от них лежит не в плоскости посещаемости сайта, а в плоскости его авторитета. Сколько сайтов в стране могут позволить себе собственные репортажи с той же MWC? У нас они есть за 2008, 2009 и 2010 год. И честно могу сказать, что какого-то особого количества посетителей они не дают. Зато очень сильно поднимают авторитет издания в глазах посетителей.

Плюс возможность увидеть все своими глазами хороша тем, что ты можешь лучше рассмотреть то, что лично тебе интересно, а не довольствоваться чьими-то чужими снимками и чужим же мнением. А еще это возможность найти (если речь о выставке) какой-то материал, мимо которого прошли коллеги. Из командировок (да и киевских презентаций тоже) я лично стараюсь сделать материал, в котором дать максимум информации, о которой узнал сам, и которой нигде нет. Конечно, критически важная информация будет в интернете в любом случае, но, возможно, не такая детальная — на презентациях бывают графики, схемы, цены, роадмапы в конце концов. Все это нужно использовать. Читатели ценят это. Повторюсь, прироста читателей, как правило, поездки не дают, но лояльность ядра посетителей однозначно повышается.

Что вы посоветуете человеку, который, вдруг, именно сейчас вынашивает идею создания нового украинского онлайн-издания про гаджеты и ИТ?

Сейчас я настроен пессимистичнее, чем пару лет назад, в том смысле, что появилась железобетонная уверенность в том, что без опыта работы создать коммерчески успешный проект невозможно. Я не знаю ни одного сколько-нибудь заметного сайта, который набрал популярность на одной лишь редакторской работе с новостями — нужны собственные обзоры техники и реальные впечатления от работы с устройствами.

Но это совершенно не значит, что если есть такое желание, то не стоит даже пытаться, это не так. На практике человек получит опыт, который может ему пригодиться в будущем. Тем не менее, несколько советов могу дать. Первое и самое главное — готовьтесь к забегу на длинную дистанцию, легких и быстрых денег не бывает. Второе, не менее важное, — готовьтесь к тому, что непредвиденные обстоятельства (если нет опыта, то они все будут непредвиденными) будут отнимать половину времени и, соответственно, любая работа займет времени в два раза больше, чем рассчитывали.

Никогда не пытайтесь делать проект «такой же, как ***» Это бессмысленно. Лучше быть первым в чем-то своем, чем пятнадцатым в чем-то похожем. Законы рынка работают всегда одинаково — если выбранный сегмент слишком большой и там уже много конкурентов, выберите себе одну нишу, которой плотно не занимается никто, и она станет расти вместе с ростом всего сегмента. В итоге и станете первым в чем-то.

Никогда, повторяю, никогда не используйте чужих идей. Всегда лучше использовать свою — тогда и повод гордиться собой будет, и (что более важно) ваши читатели это оценят.

Будьте собой. Будьте оригинальными и работайте над собственной уникальностью. И не пользуйтесь ходами и приемами, которые уже известны. Удивляйте своего читателя. Хороший текст должен также отвечать на вопросы, а не создавать новые. Хорошим показателем интересного текста является наличие в нем информации, ранее не известной самому автору. и чем больше ее, тем, разумеется, лучше. Остаются еще не журналистские ИТ-проекты, завязанные на какие-то сервисы, но это уже совсем другая история.

Оставить комментарий

Комментарии | 6

Поиск