Сергей Сулимов: украинский интернет пока мал для крупных инвесторов

933
3

Сергей Сулимов — генеральный директор инвестиционной компании Clever Management, имеет за плечами опыт работы в международной консалтинговой компании McKinsey & Company в офисах в Москве, Торонто и Брюсселе и степень MBA в французкой бизнес-школе Insead. В эксклюзивном интервью AIN.UA он рассказал почему крупные инвесторы пока редко идут в интернет-бизнес в нашей стране и поделился взглядом на этот рынок со стороны большого бизнеса.

1. Вы инвестируете в основном в реальный сектор экономики. Это ваша стратегия? Почему Clever Group до сих пор не инвестирует в ИТ и Интернет?

Мы профессиональные инвесторы и вкладываем деньги своих акционеров только в те секторы, в которых хорошо разбираемся и знаем, как заработать возврат на инвестиции. Вы правы, до недавнего времени мы вкладывали в реальный сектор. Наш портфель включает коммерческий банк, страховые компании, продуктовую розницу в Беларуси, ряд проектов в девелопменте. Мы присутствуем в Украине, Беларуси, Казахстане и недавно запустили проект во Вьетнаме.

Если говорить об интернете, то этот сектор пока еще мал для крупных инвесторов. Если мы посмотрим на объемы интернет рекламы, то по моим данным, они не превышали $20 млн в 2009 году. В то же время, объем рынка классического страхования составляет около $1 млрд. Для нас более важно было зайти на рынок с большим объемом.

Конечно же, инвестирование в интернет компании имеет отличительные особенности. В первую очередь это стремительные темы развития, и ощутимо большие уровни доходности. Поэтому мы следим за развитием информационных технологий и интернет, и готовы рассматривать различные проекты для инвестирования.

2. Проводили ли вы исследования этого рынка в нашей стране. Можете поделиться результатами либо персональными наблюдениями?

Специального исследования мы пока не проводили. Насколько мне известно, интернет аудитория активных пользователей в Украине составляет порядка 8 млн. человек. Из особенностей я бы отметил, что большинство людей все еще не умеют пользоваться сетью. Судя по рейтингам посещаемости сайтов, людям интернет нужен для скачивания музыки или фильмов, чатов и просмотра основных новостей. Большинство слабо пользуются даже интернет магазинами, не говоря уже, скажем, о покупке билетов на самолет или оплате коммунальных счетов. Но рынок движется, интернет проникает в нашу жизнь все больше и больше. Я уверен, что рынок будет развиваться с каждым годом, от этого никуда не деться.

3. В России сейчас создается множество фондов, которые собирают портфель из популярных интернет-проектов, в Украине о намерениях создать такой заявила только Виктория Тигипко. Что вы думаете о подобных инициативах с упором на украинский рынок?

Украинская интернет аудитория увеличивается. Даже период экономического кризиса рынок услуг доступа в интернет демонстрировал значительный рост. Наша страна будет повторять опыт соседних европейских стран и России. Однако, как Вы понимаете, в интернете границ не существует, поэтому значительная часть украинских пользователей посещает не украинские сайты. Я в первую очередь говорю о медийных сайтах и социальных сетях. Тут, к сожалению, украинским проектам будет тяжело конкурировать с российскими. Все-таки в России рынок больше и, следовательно, в рунет вкладывается больше денег, там есть соответствующие профессионалы и инфраструктура. На мой взгляд, в Украине перспективными являются различные актуализированные сервисы и e-commerce. Скажем, интернет магазины и аукционы, регулярная доставка бытовых гомогенных товаров, средства оплаты за коммунальные услуги и тому подобное.

4. Каковы должны быть шаги инвестора с другого рынка, который принял решение вкладывать в Интернет в Украине. Опыта у него нет, профессионалов в этой сфере у нас в стране практически нет, от других стран мы тоже существенно отличаемся. Какова бы была/будет ваша стратегия?

Для любого иностранного инвестора, в первую очередь, необходимо разобраться с местным законодательством и налогообложением. Познакомиться с местной бизнес элитой. Все это нужно, чтобы понять какие существуют правила игры, как гласные, так и негласные. Я бы не стал утверждать, что украинский рынок развивается по каким-то своим законам. Он просто немного запаздывает по сравнению с российскими или польскими аналогами. В какой-то степени это хорошо для инвесторов. Мы всегда можем сказать, с определенной уверенностью, что будет с украинским рынком через год или два, просто посмотрев на соседей.

5. Среди «крупных» украинских компаний в Сети сегодня присутствует лишь СКМ (с точки зрения развития стартапов). Она создала компанию Digital Ventures и развивает портал «Точка» практически с нуля. Если бы вы сейчас решили вкладывать в Интернет, то вы бы ориентировались на покупку долей в работающих проектах, выкупали бы полностью крупные или бы пытались выстроить свой бизнес с нуля? Почему?

Насколько мне известно, большинство крупных проектов в уанет принадлежат профессиональным инвесторам. Если говорить о нашем подходе, готовы вкладывать деньги как в стартапы, так и в строительство компаний с нуля. Второй вариант мне кажется более предпочтительным. Я это вижу следующим образом: есть опытный менеджер, который имеет значительную экспертизу в той или иной области. этот менеджер имеет определенную идею и знает как ее воплотить. Мы финансируем этот проект и делаем данного менеджера миноритарным партнером в бизнесе. Такая форма сотрудничества кажется мне наиболее конкурентоспособной. Рынок все еще в зачаточном состоянии и позволяет запускать компании с нуля.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск