Что именно из себя представляют услуги интернет-мониторинга?

1347
21

Об услугах интернет-мониторинга говорят сегодня достаточно много. Однако часто под этим понятием разные люди подразумевают разные вещи. Мы попросили руководителей трех компаний, основанных в Украине, и предосталяющих подобные сервисы как в нашей стране, так и за рубежом, подробно рассказать о том, какие конкретно услуги они оказывают, для кого, какой спектр применений полученных данных и какие, в целом, тенденции есть на этом рынке.

Всеволод Гаврилюк, CEO компании SemanticForce

SemanticForce предлагает услуги комплексного мониторинга и анализа онлайн-пространства. В рамках единой платформы наши клиенты получают доступ к упоминаниям и аналитике в онлайн-СМИ, блогосфере, форумах, микро-блогах, социальных сетях и других видах «медий». Для сбора данных используется собственный поисковый механизм, а также API различных сервисов. В августе 2010 г. мы первыми на рынке СНГ запустили мониторинг закрытых социальных сетей (ВКонтакте и Facebook) и на сегодняшний день являемся единственной компанией, которая предлагает мониторинг ВКонтакте. Платформа содержит ряд инновационных возможностей, среди которых автоматическая рубрикация, построение полнотекстовых дайджестов, более 10-ти фильтров, мощные средства навигации и шумоподавления. На выходе клиент получает аналитические отчеты, отвечающие на бизнес-вопросы.

Среди клиентов: крупнейший мобильный оператор, компании финансового сектора, небольшие digital-агентства, несколько IT и high-tech стартапов, а также политические организации. География: Украина, Россия, Канада и США.

Спектр применения: конкурентный анализ и разведка, поиск клиентов и партнеров, поддержка клиентов, риск-менеджмент и контроль за онлайн-репутацией, оптимизация поискового маркетинга, анализ мнений потребителей.

Маркетинг трансформируется от монолога к диалогу, от массового к персонифицированному, от отвлекающего к доверительному. Это накладывает требования к бизнес-процессам и инструментам. Мы видим будущее за универсальными платформами, которые сумели решить задачи покрытия и максимально автоматизировать процесс анализа медиа-поля. Также, будут создавать ценность вертикальные мониторинговые решениями, тесно интегрированные в бизнес-процессы и инфраструктуру организаций.

Алексей Орап, CEO компании YouScan

YouScan — cистема мониторинга социальных медиа: блогов, форумов, Twitter, Facebook и YouTube. Мониторинг происходит по ключевым словам или фразам, которые клиент самостоятельно настраивает в системе. Пользователи сервиса – не технические гики, а отделы маркетинга, PR, службы поддержки; поэтому мы уделяем особое внимание интерфейсу и удобству использования.

Наши клиенты — ведущие B2C бренды из различных отраслей: FMCG, телеком, потребительская электроника, например Procter & Gamble, Indesit, Yota, Воля-Кабель, MyTV, Ahmad Tea, Аэрофлот и другие. Они используют мониторинг для того, чтобы изучать отзывы потребителей о своих брендах и конкурентах и реагировать на них.

Вторая группа клиентов — маркетинговые агентства, локальные или сетевые, например Mindshare, Апостол Медиа, Budda (Escape Digital Marketing Group), Prodigi. Они продают услуги мониторинга своим клиентам, дополняя их расширенной аналитикой и услугами реагирования.

Спрос на услуги мониторинга соцмедиа только начинает зарождаться. У нашего сервиса наконец-то появились конкуренты, и это хорошо — вместе мы быстрей разовьем рынок.

Вячеслав Тихонов, CEO компании Мониторикс

Мониторикс — это прежде всего технология сбора и обработки информации из неструктурированных источников. На основе этой технологии можно делать любые приложения, например, запускать отраслевые поисковые машины или собирать в Интернете отзывы о товарах и услугах. В настоящий момент мы предоставляем услуги пресс-клиппинга онлайн-СМИ и мониторинга социальных медиа. Информация извлекается автоматически прямо со страниц сайтов, без использования RSS или XML, что дает хорошее покрытие и реальные данные по любым темам и запросам. Мы также адаптируем отчеты под нужды заказчика и предоставляем их в любом удобном формате, например, в файлах PDF или Windows Word, или даже в Excel-таблицах.

Нашими клиентами являются такие ведущие украинские PR-агентства, как как Starget, Nords PR, PLEON Talan, Pillar | Hill & Knowlton и другие, а также средние и крупные компании, однако есть и индивидуальные пользователи. Мониторикс не ограничен каким-либо определенным набором сайтов, умеет обучаться и распознавать контент на любых типах ресурсов, что удобно, например, для получения быстрого отраслевого «среза» по сайтам, информацию на которых сложно отследить вручную или которые не попадают в индексы крупных новостных поисковых систем вроде Яндекс-Новости или Google News. Система одинаково эффективно обрабатывает не только новостные сайты, но и все, что сейчас модно относить к социальным медиа — блоги, форумы, социальные сети, комментарии под публикациями.

Клиент обычно приходит со своим списком сайтов и получает исчерпывающие ответы на свои вопросы. Сейчас хорошо продаются real-time клиппинги, показывающие оперативную картинку по выбранным ключевым словам и объектам, также много заказов по аналитике информационного поля — как по новостям, так и по социальным сетям. Клиенты используют полученные данные для улучшения собственной информационной политики, отслеживания деятельности конкурентов, поиска лидеров мнений и экспертов отрасли.

Тем не менее, уже сейчас многие пользователи хотят видеть не только количественный, но и качественный анализ информационного поля — ключевые события, спикеров (в новостях), лидеров мнений (в соцмедиа), определять влиятельность тех или иных площадок, выделять ключевые дискуссии и тональность высказываний о брендах, находить основные тематики. Все это мы учимся делать и постепенно выпускаем соответствующие продукты.

Оставить комментарий

Комментарии | 21

  • Мы тестировали Sysomos, сейчас смотрим Radian6. Из российских проектов логично добавить BrandSpotter и Buzzware.

    Нильсеновский BuzzMetrics с русским пока не работает.

  • Смысла покупать тот же юскан я вообще не вижу, т.к. его выдача приблизительно равна (а иногда и значительно меньше) того, что элементарно вытягивается из google alerts, social mentions + релевантные запросы в я.блоги и гугл. Это занимает всего 20 минут в день. Смысл тратить на это деньги?
    Если покупать мониторинг, то уровня radian 6 и нильсена, но поскольку они не ориентированы на наш сегмент интернета, остается лишь ждать лучших решений от наших аналогов.
    Ждем когда наши монитореры хотя бы начнут фильтровать отзывы по их тональности, например.

    • Есть множество случаев (например, мониторинг активности множества компаний на динамичном рынке), где релевантные сообщения тонут под грудой мусора, показанного по типичным поисковым запросам. В этом случае нужно либо минусовать слова (что требует постоянного вмешательства в работу системы), либо использовать контекстный мониторинг.

    • Стас, я с Вами согласен — покупать платные инструменты мониторинга, будь это YouScan или что-то еще, в вашем случае нет смысла — если работа с упоминаниями, включая их поиск и анализ, у вас занимает 20 минут в день. Если сообщений будет 100, 200, а то и 1000+ в день — тогда вам понадобится инструмент автоматизации.

      Ведь бухгалтерию тоже можно вести в Excel (до определенного момента 🙂

      Алексей Орап
      CEO, YouScan

  • интересно, а возможен ли анализ не только тональности высказывания или упоминания, но и и оценить влияние того или иного источника высказывания (упоминания)?

    • Сергей, да, возможно,
      но любая оценка влиятелости в онлайне будет достаточно условной.
      Соцмедиа платформы дают очень много показетелей, на основе которых можно построить такую интегральную метрику, как влиятельность (см. например klout.com) , вопрос в том, что эта виртуальная влиятельность в конечном счете значит (или не значит) для бизнеса компании.
      Почитайте интересный пост на тему: http://ow.ly/2RuLu

      Алексей Орап
      CEO, YouScan

    • Сергей,

      В продолжении темы об оценки влиятельности источника, в профессиональных мониторинговых системах используется целый ряд метрик, который варьируется в зависимости от типа источника.

      Онлайн-СМИ можно ранжировать по индексу их цитируемости, посещаемости, по стоимости рекламы на
      ресурсе, релевантности ресурса тематике упоминания и т.п. В социальных сетях необходимо
      анализировать социальный граф, учитывать «круги друзей». Как ни странно, для соц. сетей до сих пор
      нет нормального решения по анализу «влиятельности» и тот же Klout (несмотря на освоенные $1.5M)
      работает ненадежно, а сама методология расчета «влияния» оставляет много вопросов.

      Задача осложняется тем, что НЕТ общей метрики влиятельности, которая была бы достоверна для всех
      пользователей. Так, упоминание на просторах roem.ru важно для IT/Интернет компании, но второстепенно
      для Газпрома.

      Т.е. индекс «влиятельности» одного и того же источника, отличается для разных пользователей и
      зависит от вертикали, в которой работает пользователь, его круга партнеров, коллег и от того, чему
      доверяют эти партнеры и коллеги.

      В результате, идеальная система должна позволять задавать влиятельность источника пользователям.
      Пока таких систем на рынке СНГ нет. Нужна ли подобная гибкость? Открытый вопрос.

      Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce

    • Сергей,

      В продолжении темы об оценки влиятельности источника, в профессиональных мониторинговых системах используется целый ряд метрик, который варьируется в зависимости от типа источника.

      Онлайн-СМИ можно ранжировать по индексу их цитируемости, посещаемости, по стоимости рекламы на
      ресурсе, релевантности ресурса тематике упоминания и т.п. В социальных сетях необходимо
      анализировать социальный граф, учитывать «круги друзей». Как ни странно, для соц. сетей до сих пор
      нет нормального решения по анализу «влиятельности» и тот же Klout (несмотря на освоенные $1.5M)
      работает ненадежно, а сама методология расчета «влияния» оставляет много вопросов.

      Задача осложняется тем, что НЕТ общей метрики влиятельности, которая была бы достоверна для всех
      пользователей. Так, упоминание на просторах roem.ru важно для IT/Интернет компании, но второстепенно
      для Газпрома.

      Т.е. индекс «влиятельности» одного и того же источника, отличается для разных пользователей и
      зависит от вертикали, в которой работает пользователь, его круга партнеров, коллег и от того, чему
      доверяют эти партнеры и коллеги.

      В результате, идеальная система должна позволять задавать влиятельность источника пользователям.
      Пока таких систем на рынке СНГ нет. Нужна ли подобная гибкость? Открытый вопрос.

      Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce

  • @rachinsky

    Сергей, да, возможно,
    но любая оценка влиятелости в онлайне будет достаточно условной.
    Соцмедиа платформы дают очень много показетелей, на основе которых можно построить такую интегральную метрику, как влиятельность (см. например klout.com) , вопрос в том, что эта виртуальная влиятельность в конечном счете значит (или не значит) для бизнеса компании.
    Почитайте интересный пост на тему: http://ow.ly/2RuLu

    Алексей Орап
    CEO, YouScan

  • Печально, что онлайн-мониторинг сводят всего лишь к отслеживанию упоминаний бренда в И-нете. Интересно также понимать активность конкурентов + их бюджеты на И-нет

    • функция мониторинга социальных медиа и мониторинга медийных размещений — немного разные и решаются разными инструментами. Для прогнозирования бюджетов конкурентов всегда используется прогногирование и здравый смысл.

      • Вот именно мониторинг медийных размещений был бы более интересен заказчикам. Нужно мониторинговым кампаниям работать именно в этом направлении.

    • Катя, мы всем клиентам рекомендуем отслеживать упоминания не только своего бренда, но и конкурентов. Сравнение и анализ могут дать много полезной информации. В нашей системе можно мониторить много различных тем и сравнивать их между собой.
      Мониторинг рекламных бюджетов — другая история, Максим правильно сказал о том, что это решается другими инструментами.

      Алексей Орап
      CEO, YouScan

      • Тема называется «Что именно из себя представляют услуги интернет-мониторинга?». Следовательно, я ожидала увидеть среди спикеров хоть кого-то, кто рассказал бы о мониторинге медиа-размещений и медиа-бюджетов, а не просто собственных упоминаний и упоминаний конкурентов:) Как уже написала выше, все свели к мониторингу упоминаний и их тональности.

    • Екатерина,

      Касательно «активностей конкурентов»: онлайн-мониторинг это не только блоги и «отслеживание упоминаний бренда». При помощи платформ мониторинга можно (и нужно) отслеживать деятельность
      конкурентов, следить за их планами и активностями.

      Например, при помощи одного из продуктов SemanticForce можно отслеживать сайты конкурентов и система автоматически проинформирует Вас о новых изменениях на интересующих Вас сайтах. Фактически, это возможность «подписаться» на изменения, а не просто отслеживать появление определенных ключевых слов.

      Касательно «бюджетов»: оценки затрат на контекстную рекламу и поисковую оптимизацию ваших
      конкурентов, с некоторой точностью могут оценить digital агенства, работающие в данном сегменте.Для оценки бюджетов на медийную рекламу, можно попробовать с-му Мерник от наших белорусских коллег (хотя есть нарекания на точность ее работы).

      Для оценки SMM (social media marketing) кампаний, опять же мониторинг спешит на помощь 🙂 Если
      система показывает всплеск активности по компании/бренду/персоне от «агентов-влияния», которых
      раньше никто «видом не видывал, слыхом не слыхивал», то повод задуматься о природе данных позитивных отзывов. Аналогично, для оценки того, сколько конкурент инвестирует в «джинсу», на помощь приходит мониторинговая система. Если мы в ней видим регулярный позитив по компании/бренду/персоне в определенном наборе онлайн-СМИ, то можно смело делать соответствующие выводы.

      Очевидно, что с высокой точностью оценить бюджеты нельзя, но делать оценки, которые могут повлиять
      на бизнес-решения можно вполне.

      Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce

Поиск