Что именно из себя представляют услуги интернет-мониторинга?
Об услугах интернет-мониторинга говорят сегодня достаточно много. Однако часто под этим понятием разные люди подразумевают разные вещи. Мы попросили руководителей трех компаний, основанных в Украине, и предосталяющих подобные сервисы как в нашей стране, так и за рубежом, подробно рассказать о том, какие конкретно услуги они оказывают, для кого, какой спектр применений полученных данных и какие, в целом, тенденции есть на этом рынке.
Всеволод Гаврилюк, CEO компании SemanticForce
SemanticForce предлагает услуги комплексного мониторинга и анализа онлайн-пространства. В рамках единой платформы наши клиенты получают доступ к упоминаниям и аналитике в онлайн-СМИ, блогосфере, форумах, микро-блогах, социальных сетях и других видах «медий». Для сбора данных используется собственный поисковый механизм, а также API различных сервисов. В августе 2010 г. мы первыми на рынке СНГ запустили мониторинг закрытых социальных сетей (ВКонтакте и Facebook) и на сегодняшний день являемся единственной компанией, которая предлагает мониторинг ВКонтакте. Платформа содержит ряд инновационных возможностей, среди которых автоматическая рубрикация, построение полнотекстовых дайджестов, более 10-ти фильтров, мощные средства навигации и шумоподавления. На выходе клиент получает аналитические отчеты, отвечающие на бизнес-вопросы.
Среди клиентов: крупнейший мобильный оператор, компании финансового сектора, небольшие digital-агентства, несколько IT и high-tech стартапов, а также политические организации. География: Украина, Россия, Канада и США.
Спектр применения: конкурентный анализ и разведка, поиск клиентов и партнеров, поддержка клиентов, риск-менеджмент и контроль за онлайн-репутацией, оптимизация поискового маркетинга, анализ мнений потребителей.
Маркетинг трансформируется от монолога к диалогу, от массового к персонифицированному, от отвлекающего к доверительному. Это накладывает требования к бизнес-процессам и инструментам. Мы видим будущее за универсальными платформами, которые сумели решить задачи покрытия и максимально автоматизировать процесс анализа медиа-поля. Также, будут создавать ценность вертикальные мониторинговые решениями, тесно интегрированные в бизнес-процессы и инфраструктуру организаций.
Алексей Орап, CEO компании YouScan
YouScan — cистема мониторинга социальных медиа: блогов, форумов, Twitter, Facebook и YouTube. Мониторинг происходит по ключевым словам или фразам, которые клиент самостоятельно настраивает в системе. Пользователи сервиса – не технические гики, а отделы маркетинга, PR, службы поддержки; поэтому мы уделяем особое внимание интерфейсу и удобству использования.
Наши клиенты — ведущие B2C бренды из различных отраслей: FMCG, телеком, потребительская электроника, например Procter & Gamble, Indesit, Yota, Воля-Кабель, MyTV, Ahmad Tea, Аэрофлот и другие. Они используют мониторинг для того, чтобы изучать отзывы потребителей о своих брендах и конкурентах и реагировать на них.
Вторая группа клиентов — маркетинговые агентства, локальные или сетевые, например Mindshare, Апостол Медиа, Budda (Escape Digital Marketing Group), Prodigi. Они продают услуги мониторинга своим клиентам, дополняя их расширенной аналитикой и услугами реагирования.
Спрос на услуги мониторинга соцмедиа только начинает зарождаться. У нашего сервиса наконец-то появились конкуренты, и это хорошо — вместе мы быстрей разовьем рынок.
Вячеслав Тихонов, CEO компании Мониторикс
Мониторикс — это прежде всего технология сбора и обработки информации из неструктурированных источников. На основе этой технологии можно делать любые приложения, например, запускать отраслевые поисковые машины или собирать в Интернете отзывы о товарах и услугах. В настоящий момент мы предоставляем услуги пресс-клиппинга онлайн-СМИ и мониторинга социальных медиа. Информация извлекается автоматически прямо со страниц сайтов, без использования RSS или XML, что дает хорошее покрытие и реальные данные по любым темам и запросам. Мы также адаптируем отчеты под нужды заказчика и предоставляем их в любом удобном формате, например, в файлах PDF или Windows Word, или даже в Excel-таблицах.
Нашими клиентами являются такие ведущие украинские PR-агентства, как как Starget, Nords PR, PLEON Talan, Pillar | Hill & Knowlton и другие, а также средние и крупные компании, однако есть и индивидуальные пользователи. Мониторикс не ограничен каким-либо определенным набором сайтов, умеет обучаться и распознавать контент на любых типах ресурсов, что удобно, например, для получения быстрого отраслевого «среза» по сайтам, информацию на которых сложно отследить вручную или которые не попадают в индексы крупных новостных поисковых систем вроде Яндекс-Новости или Google News. Система одинаково эффективно обрабатывает не только новостные сайты, но и все, что сейчас модно относить к социальным медиа — блоги, форумы, социальные сети, комментарии под публикациями.
Клиент обычно приходит со своим списком сайтов и получает исчерпывающие ответы на свои вопросы. Сейчас хорошо продаются real-time клиппинги, показывающие оперативную картинку по выбранным ключевым словам и объектам, также много заказов по аналитике информационного поля — как по новостям, так и по социальным сетям. Клиенты используют полученные данные для улучшения собственной информационной политики, отслеживания деятельности конкурентов, поиска лидеров мнений и экспертов отрасли.
Тем не менее, уже сейчас многие пользователи хотят видеть не только количественный, но и качественный анализ информационного поля — ключевые события, спикеров (в новостях), лидеров мнений (в соцмедиа), определять влиятельность тех или иных площадок, выделять ключевые дискуссии и тональность высказываний о брендах, находить основные тематики. Все это мы учимся делать и постепенно выпускаем соответствующие продукты.
Комментарии | 21
Мы тестировали Sysomos, сейчас смотрим Radian6. Из российских проектов логично добавить BrandSpotter и Buzzware.
Нильсеновский BuzzMetrics с русским пока не работает.
А указанные выше чем не подходят?
Во-первых, значительно дороже (Radian6 — $500 за тему).
Во-вторых, слабое покрытие русскоязычных источников — хотя это могут подтвердить или опровергнуть только тестировавшие. А по остальному функционалу, безусловно, это отличные платформы.
Алексей Орап
CEO, YouScan
Я как раз имел ввиду чем не подходят те, кто в блиц-опросе
Попробуйте посмотреть еще Visible Technologies, Jamiq и Attentio, тогда будет более-менее объективная картина.
Смысла покупать тот же юскан я вообще не вижу, т.к. его выдача приблизительно равна (а иногда и значительно меньше) того, что элементарно вытягивается из google alerts, social mentions + релевантные запросы в я.блоги и гугл. Это занимает всего 20 минут в день. Смысл тратить на это деньги?
Если покупать мониторинг, то уровня radian 6 и нильсена, но поскольку они не ориентированы на наш сегмент интернета, остается лишь ждать лучших решений от наших аналогов.
Ждем когда наши монитореры хотя бы начнут фильтровать отзывы по их тональности, например.
Есть множество случаев (например, мониторинг активности множества компаний на динамичном рынке), где релевантные сообщения тонут под грудой мусора, показанного по типичным поисковым запросам. В этом случае нужно либо минусовать слова (что требует постоянного вмешательства в работу системы), либо использовать контекстный мониторинг.
Стас, я с Вами согласен — покупать платные инструменты мониторинга, будь это YouScan или что-то еще, в вашем случае нет смысла — если работа с упоминаниями, включая их поиск и анализ, у вас занимает 20 минут в день. Если сообщений будет 100, 200, а то и 1000+ в день — тогда вам понадобится инструмент автоматизации.
Ведь бухгалтерию тоже можно вести в Excel (до определенного момента 🙂
Алексей Орап
CEO, YouScan
интересно, а возможен ли анализ не только тональности высказывания или упоминания, но и и оценить влияние того или иного источника высказывания (упоминания)?
Сергей, да, возможно,
но любая оценка влиятелости в онлайне будет достаточно условной.
Соцмедиа платформы дают очень много показетелей, на основе которых можно построить такую интегральную метрику, как влиятельность (см. например klout.com) , вопрос в том, что эта виртуальная влиятельность в конечном счете значит (или не значит) для бизнеса компании.
Почитайте интересный пост на тему: http://ow.ly/2RuLu
Алексей Орап
CEO, YouScan
спасибо за ссылки. почитаю.
Сергей,
В продолжении темы об оценки влиятельности источника, в профессиональных мониторинговых системах используется целый ряд метрик, который варьируется в зависимости от типа источника.
Онлайн-СМИ можно ранжировать по индексу их цитируемости, посещаемости, по стоимости рекламы на
ресурсе, релевантности ресурса тематике упоминания и т.п. В социальных сетях необходимо
анализировать социальный граф, учитывать «круги друзей». Как ни странно, для соц. сетей до сих пор
нет нормального решения по анализу «влиятельности» и тот же Klout (несмотря на освоенные $1.5M)
работает ненадежно, а сама методология расчета «влияния» оставляет много вопросов.
Задача осложняется тем, что НЕТ общей метрики влиятельности, которая была бы достоверна для всех
пользователей. Так, упоминание на просторах roem.ru важно для IT/Интернет компании, но второстепенно
для Газпрома.
Т.е. индекс «влиятельности» одного и того же источника, отличается для разных пользователей и
зависит от вертикали, в которой работает пользователь, его круга партнеров, коллег и от того, чему
доверяют эти партнеры и коллеги.
В результате, идеальная система должна позволять задавать влиятельность источника пользователям.
Пока таких систем на рынке СНГ нет. Нужна ли подобная гибкость? Открытый вопрос.
Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce
Сергей,
В продолжении темы об оценки влиятельности источника, в профессиональных мониторинговых системах используется целый ряд метрик, который варьируется в зависимости от типа источника.
Онлайн-СМИ можно ранжировать по индексу их цитируемости, посещаемости, по стоимости рекламы на
ресурсе, релевантности ресурса тематике упоминания и т.п. В социальных сетях необходимо
анализировать социальный граф, учитывать «круги друзей». Как ни странно, для соц. сетей до сих пор
нет нормального решения по анализу «влиятельности» и тот же Klout (несмотря на освоенные $1.5M)
работает ненадежно, а сама методология расчета «влияния» оставляет много вопросов.
Задача осложняется тем, что НЕТ общей метрики влиятельности, которая была бы достоверна для всех
пользователей. Так, упоминание на просторах roem.ru важно для IT/Интернет компании, но второстепенно
для Газпрома.
Т.е. индекс «влиятельности» одного и того же источника, отличается для разных пользователей и
зависит от вертикали, в которой работает пользователь, его круга партнеров, коллег и от того, чему
доверяют эти партнеры и коллеги.
В результате, идеальная система должна позволять задавать влиятельность источника пользователям.
Пока таких систем на рынке СНГ нет. Нужна ли подобная гибкость? Открытый вопрос.
Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce
@rachinsky
Сергей, да, возможно,
но любая оценка влиятелости в онлайне будет достаточно условной.
Соцмедиа платформы дают очень много показетелей, на основе которых можно построить такую интегральную метрику, как влиятельность (см. например klout.com) , вопрос в том, что эта виртуальная влиятельность в конечном счете значит (или не значит) для бизнеса компании.
Почитайте интересный пост на тему: http://ow.ly/2RuLu
Алексей Орап
CEO, YouScan
Печально, что онлайн-мониторинг сводят всего лишь к отслеживанию упоминаний бренда в И-нете. Интересно также понимать активность конкурентов + их бюджеты на И-нет
функция мониторинга социальных медиа и мониторинга медийных размещений — немного разные и решаются разными инструментами. Для прогнозирования бюджетов конкурентов всегда используется прогногирование и здравый смысл.
Вот именно мониторинг медийных размещений был бы более интересен заказчикам. Нужно мониторинговым кампаниям работать именно в этом направлении.
Катя, мы всем клиентам рекомендуем отслеживать упоминания не только своего бренда, но и конкурентов. Сравнение и анализ могут дать много полезной информации. В нашей системе можно мониторить много различных тем и сравнивать их между собой.
Мониторинг рекламных бюджетов — другая история, Максим правильно сказал о том, что это решается другими инструментами.
Алексей Орап
CEO, YouScan
Тема называется «Что именно из себя представляют услуги интернет-мониторинга?». Следовательно, я ожидала увидеть среди спикеров хоть кого-то, кто рассказал бы о мониторинге медиа-размещений и медиа-бюджетов, а не просто собственных упоминаний и упоминаний конкурентов:) Как уже написала выше, все свели к мониторингу упоминаний и их тональности.
Екатерина,
Касательно «активностей конкурентов»: онлайн-мониторинг это не только блоги и «отслеживание упоминаний бренда». При помощи платформ мониторинга можно (и нужно) отслеживать деятельность
конкурентов, следить за их планами и активностями.
Например, при помощи одного из продуктов SemanticForce можно отслеживать сайты конкурентов и система автоматически проинформирует Вас о новых изменениях на интересующих Вас сайтах. Фактически, это возможность «подписаться» на изменения, а не просто отслеживать появление определенных ключевых слов.
Касательно «бюджетов»: оценки затрат на контекстную рекламу и поисковую оптимизацию ваших
конкурентов, с некоторой точностью могут оценить digital агенства, работающие в данном сегменте.Для оценки бюджетов на медийную рекламу, можно попробовать с-му Мерник от наших белорусских коллег (хотя есть нарекания на точность ее работы).
Для оценки SMM (social media marketing) кампаний, опять же мониторинг спешит на помощь 🙂 Если
система показывает всплеск активности по компании/бренду/персоне от «агентов-влияния», которых
раньше никто «видом не видывал, слыхом не слыхивал», то повод задуматься о природе данных позитивных отзывов. Аналогично, для оценки того, сколько конкурент инвестирует в «джинсу», на помощь приходит мониторинговая система. Если мы в ней видим регулярный позитив по компании/бренду/персоне в определенном наборе онлайн-СМИ, то можно смело делать соответствующие выводы.
Очевидно, что с высокой точностью оценить бюджеты нельзя, но делать оценки, которые могут повлиять
на бизнес-решения можно вполне.
Vsevolod Gavrilyuk @ SemanticForce
а вот статейка про semanticforce
http://mabp.kiev.ua/2011/02/12/semanticforce/