EN

Неделя Российского Интернета 2010 – разведка мобильностью

1967

С 21-го по 23-е октября в Москве прошла очередная «Неделя Российского Интернета» (RIW-2010) на которой обсуждалось все от разработки сайтов и SEO до мобильных приложений и перехода печатных изданий на iPad и Android планшеты. Именно для разведки последних тенденций в мобильном сегменте России мы и отправились в Москву. Поехали с гостинцем в виде доклада с нашим опытом и пониманием использования мобильных приложений для современных мобильных платформ как канала коммуникации с пользователем.

Для любого дела очень важно быть в контексте. Будь-то высокотехнологичный стартап или фабрика по производству обуви. Локальный рынок страны, с которой ты работаешь, всегда нужно знать изнутри, это во многом помогает правильно сформировать видение и позицию твоего сервиса или услуги на этом рынке. Просто походить по Интернетам и посмотреть витрины компаний расположенных на первых позициях Google или Yandex может ввести вас в заблуждение и направить не в ту сторону. А вы так и не поймете, почему же у вас ничего не получилось.

Мы постоянно пытаемся быть на гребне мобильных технологий, и для этого приходиться ездить по разным конференциям и собирать информацию о состоянии рынка изнутри. В декабре 2009 года мы угощались сэндвичами на LeWeb’09 в Париже, а в апреле 2010 года мы разведывали боем iPhone аудиторию на The Next Web 2010 в Амстердаме. В этот же раз для понимания дыхания мобильного интернета и его тенденций в России мы отправились на RIW-2010 в Москву общаться с локальными игроками.

Общий формат RIW-2010

В формате ничего не поменялось по сравнению с прошлым годом. Можно выделить две части этого события. Первая  часть- это Выставка «Интернет-2010» со стендами компаний так или иначе причастных к Интернет, от разработчиков сайтов до национальных поисковиков. Вторая – профессиональная программа на 4 потока, где в формате нон-стоп лидеры и эксперты интернет отрасли делились знаниями и заседали на круглых столах. Профессиональная программа была платная и стоила около $150.

Не буду судить, стоит оно тех денег или нет, так как для меня эта информация важна в любом качестве. Например, секция Digital PR во второй день, очень отдалено напоминала о PR и, похоже, только один докладчик там понимал суть PR как такового. У других же он сводился и к медийной рекламе и к контексту как инструменту Digital PR. Секцию про выбор профессии и техники прохождения собеседования от HeadHunter, я вообще не понял. Зачем подобное включать в платную профессиональную программу? Но, по правде сказать, некоторые графики о ЗП в Москве я там тоже подсмотрел и они были интересны 🙂

Реклама в мобильном Интернете

Елена Пикунова директор по мобильным решениям агентства +SOL холдинга СУП, рассказала про интеграцию мобильных компаний в большой media-mix. Если по простому, то надо выделять небольшой процент (около 2% в настоящее время) вашего большого маркетингового бюджета на мобильные каналы общения с аудиторией. В фокусе докладчика оказались площадки мобильных операторов и мобильные версии сайтов топовых интернет-площадок рунета, таких как Yandex, Mamba, Mail, Rambler и Sol. Ведь именно там находится почти вся эта аудитория. Мобильные приложения по сравнению с «маленьким» интернетом еще очень молоды и они были отнесены в раздел спецпроектов.

Но данных по аудитории в мобильных приложениях у TNS похоже так и не нашлось. Ни на этой секции, ни на последующих. Ведь мерять эту аудиторию нечем, это не мобильные сайты со счетчиками, здесь надо встраиваться в каждом отдельном случае в каждое топовое приложение в русском AppStore, Android Market, OVI Store и т.д., чтобы что-то померять. Это намного сложней и этим пока никто не занимается.  В 2011-2012 году по словам Пикуновой мобильный рынок России достигнет около 8 млн. USD. Динамика хорошая, но объемы пока не очень интересны для больших игроков.

Следующими выступали ребята из WapStart , которые рассказали про свою мобильную сеть и отличие мобильной рекламы от рекламы в большом Интернет. Основным преимуществом такой рекламы является ее интерактивность и возможность осуществления механик click-to-call, click-to-map или click-to-SMS.

Дальше были показаны несколько кейсов мобильного размещения и их результаты. Информация, которую смогли показать докладчики, была малоинформативна. Например,  по рекламе iPhone приложения Qiwi-кошелька в сети WapStart перешло 6500 пользователей в течении 12 дней и уровень скачивания приложения вырос на 10%. Это неинформативно, потому что мы не знаем сколько же это 10%? Это 10 установок или 10 000?

Попробуем разобраться в этом кейсе. Проанализировав позиции Qiwi в русском App Store мы увидим его на 128 месте среди всех бесплатных приложений и на первом месте в категории Finance. Из нашего опыта, могу предположить, что эта позиция не приносит более 200 установок в день, даже эта цифра очень хороша, но для расчетов возьмем ее за основу. Если уровень скачиваний вырос на 10%, то это 240 установок. Стоимость одного перехода в сети WapStart в среднем от 3 до 7 руб, думаю в этом случае это минимум 5 руб (для iPhone обычно дороже) за переход. Значит на 6500 переходов было потрачено 32 500 руб. или около 1000 USD, как раз очень похоже на тестовую кампанию.  Стоимость одной установки получилась более 4 USD.  И это очень дорого, если в это же время на западном рынке существуют предложения с ценой 1 USD за установку.

Кейсов и опыта использования мобильных приложений для платформ iPhone/Android на российском рынке в этой секции замечено не было. А жалко.

iPad и СМИ

Второй день запомнился отличным круглым столом Интернет-СМИ, ведущим которого был Дмитрий Шишкин, управляющий редактор Русской службы би-би-си.

Дарья Пенчилова рассказала про важность UGC для РИА Новости и про планы запуска в ближайшее время iPhone/iPad приложения с помощью которого пользователи смогут присылать новости, фото и видеоматериалы напрямую в редакцию. Это то же самое, что уже более года делает CNN через мобильные приложения iReport.

РИА Новости поделились своим видением iPad аудитории, которое они получили в результате собственного исследования. Первая группа – активные пользователи, используют iPad каждый день около 5 часов и практически полностью переключились на iPad с других медиа (газеты, ТВ). Вторая – пользователи на досуге, которые используют планшет дома  и в основном для развлечений, продолжительность использования 1-2 часа в день, смотрят ТВ на iPad. Третья – это разочарованные пользователи, которые не поняли фишки или которых не устроили технические параметры нового устройства.

РИА Новости первые из российских СМИ выпустили iPad приложение и сейчас видят свою стратегическую задачу в росте этой аудитории и развития приложения для удовлетворения пользователей на этапе «неофитства» и «роста», когда важны и «фишки» и удобство приложения в целом.

Ирина Федотова из Издательского Дома Бонниер Пабликейшенз, рассказала про идущую полным ходом работу по выпуску iPad версии журнала ГАСТРОНОМЬ (http://www.gastronom.ru), который будет не просто цифровой версией печатного издания, а и будет служить помощником на кухне с каталогом рецептов и другой полезной информацией о продуктах и еде. Издательство планирует продавать цифровые версии журнала для iPad по цене равной печатному изданию. Цифровой журнал будет требовать отдельной верстки всего содержимого и компоновки его с мультимедийным контентом. Меня очень удивила эта секция и шум вокруг iPad в печатных изданиях России. Думаю этому помогли картинки с экранов телевизора, где Дмитрий Анатольевич и другие высокопоставленные люди показывают свое отношение к подобного рода устройствам.

Стив Джобс, конечно же, тоже очень точно задал направление мыслей издателей, что, конечно же, все и подхватили на рынке.

На украинском рынке подобные мобильные приложения тоже развиваются и уже вышло мобильное приложение iPhone/iPad для «5-го канала» с трансляцией прямого эфира. А также в ближайшее время рынок ждут другие релизы iPad приложений украинских медиа.

Мобильные технологии

Самая долгожданная блок-конференция по мобильным технологиям прошла на третий день. Почти целый день не сменная аудитория энтузиастов мобильных технологий обсуждала текущее состояние дел на рынке.

Илья Шпаньков из Opera Software как всегда поделился статистикой своего мобильного браузера в рунете. В сентябре через Opera Mini просмотрели 9 млрд. страниц! Цифра совсем большая и в ходе обсуждения выяснили, что маленький веб вообще смотрят глубже, потому что страницы меньше.

Недавно Opera приобрела компанию AdMarvel, которая занимается мобильной рекламой, и планирует с ее помощью занять себе место на рынке мобильной рекламы.

Интересный доклад был у Фелипа Печински вице-президента Gemius group в России. Кроме общих цифр роста мобильной аудитории сайтов в сегменте CEE нам еще показали разрез по мобильным устройствам с которых пользователи заходят на сайты. Первая картинка – это место iPad с 9.3% всех посещений с мобильных устройств.

На втором графике для России мы видим в лидерах уже iPad – 8.1% и iPhone – 6.5%. Android в эти графики никак не попал, потому что суммарно все устройства с этой ОС занимают около 2% просмотров веб страниц с мобильных устройств.

Фелип обратил внимание на замедление роста iPhone аудитории, которая стремительно набирала темпы в 2009 году и остановилась в этом. И этому явлению есть простое объяснение, которое не видно на первый взгляд исследователям из Gemius. Многие крупные сайты сделали себе iPhone приложения куда и ушла существенная часть их аудитории с этими устройствами. Подобный отток iPhone пользователей мы также замечали на сайтах для которых мы выпускали мобильное приложение, но они тут же обнаруживались в приложении и в значительно большем количестве. И пока исследователи мобильного интернета не начнут мерять использования именно мобильных приложений реальная ситуация всегда будет в тени. Этих пользователей просто не видно.

По разным оценкам в России от 1.5млн. до 2.5млн. iPhone пользователей и эта аудитория генерирует больше трафика, чем пользователи других мобильных телефонов и смартфонов,  просто надо научиться ее правильно измерять. Задача эта не простая, но для индустрии крайне необходимая.

Проект GdeEtotDom.ru сделал мобильное приложение и доволен результатом запуска его для Nokia и интеграции с Ovi Maps. В среднем аудитория сервиса через приложение составляет около 1500 человек в сутки. По моему мнению это не самый лучший показатель если учесть, что приложение распространялось с обновлением прошивки всем пользователям сервиса Ovi Maps. И аналогичное приложение для iPhone, по моему мнению, получило бы большую аудиторию в течение месяца-двух, чем на платформе Symbian.

Интересный график про оплату банковской картой в разрезе на мобильные устройства привел Марат Абасалиев, генеральный директор PayOnline System. Как видим, пользователи iPad и iPhone платят в сети больше других.

А еще в России компания BBK Electronics (bbk.ru) разрабатывает решение, которое сможет провести Интернет в наши телевизоры. Выполнено оно будет в виде приставки либо встраиваться непосредственно в телевизоры на производстве (у компании есть и такая возможность) и управляться пультом дистанционного управления. Об этом рассказал Асташов Николай, менеджер проектов компании BBK. За основу браузера взят открытый движок WebKit, что даст возможность просматривать полноценный Web, а открытое API программной оболочки позволит  сторонним разработчикам создавать софт для этой приставки.

Задумка масштабная и интересная, если учесть активизацию на этом рынке таких игроков как Google и Apple со своими продуктами Google TV и Apple TV соответственно. И снова здесь может сыграть важную роль контекст и лидерство на локальном рынке, ведь Google и Apple от наших рынков далеко и видео сервисы которые построены там у нас не очень развиты и популярны. Но построить отношения с разработчиками и сделать привлекательной возможность создавать софт для этой приставки это настоящее и увлекательное приключение. Вспомним хотя бы Nokia с Symbian, которая никак не может склонить на свою сторону основную массу разработчиков под мобильные платформы.

Вместо заключения

Посещать подобные мероприятия у соседей полезно. Им не хватает нашего опыта, а нам не хватает понимания их рынка и актуального положения вещей на нем.

Общение в кулуарах и бизнес-зоне не менее интересно чем само событие и всегда наполнено интересными фактами и данными о рынке. В целом я ожидал увидеть более развитый рынок и понимание тенденций мобильных приложений для iPhone/Android. Эти направления в России развиваются намного медленней, чем в Европе. Но и немного быстрей чем в Украине.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск