Репортаж с Startup Crash Test #17. Покидая гараж

1175
3

В прошлую пятницу прошел последний в этом году Startup Crash Test. Организаторы честно сообщили, что 31 декабря и не надеются никого собрать, поэтому следующая встреча интернет-предпринимателей и инвесторов пройдет в конце января. Темой Startup Crash Test 17 стал вопрос «Когда нужно выходить из гаража?». Чтобы получить на него ответ, организаторы, как мы и анонсировали, пригласили трех известных специалистов отечественного интернет-рынка: Алексея Мася, Сергея Лужецкого и Павла Жданова.

Покидая гараж

Для начала эксперты помогли выяснить, что необходимо стартапу для первых шагов. В случае с интернет-магазином, все трое сошлись на мнении, что хорошая служба поддержки окажется далеко не лишней. Иллюстрируя свою точку зрения, Алексей Мась рассказал случай о том, как долго он ждал телефонного звонка из компании, на сайте которой сделал заказ товара и там же был заверен, что перезвонят ему «максимально быстро». По словам Алексея, звонка он так и не дождался. В обсуждении этого печального опыта, было замечено, что 80% пользователей заказывают товары в интернет-магазинах по телефону. Сергей Лужецкий сказал, что вообще ни один далеко идущий проект в интернете, не обойдется без старой доброй телефонной поддержки.

Развивая тему поддержки, Мась привел яркий пример предиктив-маркетинга. Он рассказал, что один из американских интернет-магазинов, узнав о его интересе к автомобилям марки Dodge, прислал ему письмо с предложением предоставить особого специалиста, который поможет сделать ему выбор, подходящего по всем параметрам, авто и оформить покупку. Тогда машина Алексею была не нужна, но он признал, что был приятно удивлен таким точным выстрелом маркетологов. Впрочем это еще не все. Через две недели пришло следующее письмо от этой компании. Оно начиналось примерно так: «Если у вас нет денег, чтобы купить машину, мы поможем выбрать вам кредит…». Затем, с двухнедельным интервалом, пришло еще несколько писем, содержание которых, с каждым разом уходило все глубже в суть проблемы потенциального клиента. «В Украине ничего подобного до сих пор и близко не было», — искренне посетовал Алексей, завершая свой рассказ.

Далее, участники с подачи Максима Школьника (ведущего дискуссии), высказались на тему «чем руководствоваться при создании новых сервисов?». Жданов рекомендовал придерживаться исключительно здравого смысла, а по мнению Лужецкого, от новых сервисов в устоявшемся проекте, вообще польза сомнительная. «Все надо строить на базовом сервисе и его надо совершенствовать. А все новые фичи — это не более, чем баги», — заявил он. Мась, в качестве своей точки зрения, по поводу необходимости внедрения новых возможностей, привел цитату из книги. «Надо понять куда идешь, а затем послушать тех, кто идет туда же».

На следующий вопрос, «с чего начать продвижение», Мась признался, что раскручивая свой первый проект, вручную разослал 1 тысячу писем. «Тогда понятия спам еще даже не существовало», — заметил при этом Алексей. Мнение Лужецкого, на счет продвижения было более прагматичным: «релиз необходимо показывать целевой аудитории», — сказал он. Жданов, попытался уберечь деньги интернет-предпринимателей, и вместо прямой, понятной, но весьма дорогой рекламы, посоветовал найти нишевые пути продвижения.

Что касается оффлайн-медиа, как инструмента продвижения онлайн-проекта, то было замечено, что не стоит брать самые дешевые варианты, к примеру, наружной рекламы. «Эта наружка может оказаться на окраине города, вдали от вашей аудитории, и по результатам этой кампании, можно сделать неправильные выводы», — предостерег Сергей Лужецкий. В остальном, оффлайн поддержку похвалили все эксперты. По их мнению, при хорошем исполнении, она положительно влияет на такие факторы, как лояльность аудитории, узнаваемость бренда и т.п.. Например, было сказано, что заядлые телезрители, с большой вероятностью зауважают интернет-компанию, если увидят ее рекламу по телевизору. Впрочем, ТВ-реклама на действительно крупных каналах, доступна либо по обмену и здесь естественно шанс есть только у крупных порталов, либо за неприлично большие, в масштабах среднестатистического стартапа, деньги.

Следующим на очереди был вопрос: «Когда же начинать продавать?». Как заметил ведущий, вопрос этот уже задавался на предыдущем Краш-тесте. Видимо, решив не повторятся, участники немного поменяли суть вопроса на: «Кто должен начать продавать?». Так вот, по словам Жданова, на первых порах работы холдинга KP Media, рекламу продавал лично его основатель — Джед Санден.

В заключении дискуссии, прозвучала, не лишённая философской мысли фраза, о том, что покидать гараж нужно лишь на время, чтобы сопроводить ваше детище в свободное и уверенное плавание. Но после этого надо непременно возвращаться в гараж, за новыми проектами, привычными и такими приятными ощущениями, которые испытал каждый, кто хоть раз создавал новое.

Выступления стартапов

Перед началом основной части мероприятия, собственно проверки на прочность стартапов, прошел короткий flash-pitсh, состоящий из 3 выступлений по 90 секунд. Открыл его весьма симпатичный сервис Autovizitka, который «решает проблему неудачной парковки автомобиля», путем размещения на лобовом стекле обещания вернуться «через 5 минут». Второй проект предполагал установки web-камер в магазинах одежды, чтобы близкие и друзья смогли оценить «как сидят брючки» на их товарище и тем самым помогли сделать лучший выбор. Третий проект, по словам его автора, тоже самое, что экономическая игра CashFlow, только лучше и в отличие от прототипа «включает экономические мозги» пользователя.

Итак, переходим к основной части Startup Crash Test 17 — проверка на прочность трех смелых стартапов.

Первым был Павел Сиделев, с его проектом Деньги 2.0, о котором AIN.UA уже рассказывал в октябре этого года. Напомним, базовым элементом расчетов между пользователями системы, является электронная монета «Деньги 2.0». Доступ к виртуальным кошелькам системы возможен через интернет, мобильный телефон и карточку. Сервис, по словам Сиделева, пригодится в любой информационной среде, в которой нужно что-либо оплачивать, будь то игры или годовая подписка на журнал. Основным отличием сервиса, от других платежных систем, является то, что первая выстраивает связь, между онлайн и оффлайн платежами. Кроме того, систему можно использовать как готовый биллинг, за доступные деньги, вместо того чтобы изобретать велосипед, создавая собственный биллинг с нуля, сложность построения которого не стоит недооценивать, отметил Сиделев. И был услышан. Оценка проекта публикой была более чем удовлетворительной.

Вторым на зрительский суд был представлен, монументальный проект Soft.ua, который по идее его создателей, должен объединить всех украинских айтишников в одной социальной сети, при этом сбывая, пользуясь уютной атмосферой, программное обеспечение и компьютерное железо. Один из разработчиков этого стартапа — Никита Семенов, обосновал его появление тем, что существующие проекты, близкие по форме, они же конкуренты — Хабрахабр и ITC, не удовлетворяют истинных потребностей сообщества. А именно, не фильтруют темы по рубрикам и не продают железо и софт. Для реализации проекта, по подсчетам его авторов, необходимо $1 млн, но зато прибыль планируется через 34 месяца и в размере $17,8 млн. Амбициозность планов, видимо и спровоцировала шквал вопросов, некоторые из которых были заданы с нескрываемой иронией. Основные сомнения у публики вызвало намерение проекта, продавать лицензионное ПО, в розницу и в интернете. По мнению одного из зрителей, сделать даже треть запланированной выручки, продавая софт — компании не удастся. Авторы, впрочем не согласились с этим утверждением, а на последок похвастались кое-какой клиентурой.

Третий проект, представленный студентом КПИ, явил собой сервис хостинга 3D-панорам City-Eye. Не таких панорам, как у небезызвестных поисковых гигантов. Отличие украинского стартапа, в том, что он ориентирован прежде всего на интерьеры. Такой сервис, по мнению разработчика, должен понадобиться ресторанам, барам, галереям, выставочным центрам и риелторам. По задумке, площадка, должна объединить фотографов, и клиентов, при чем последние будут избавлены от всей рутины создания и хостинга панорам. Достаточно будет дать на своем сайте ссылку на галерею. Пожалуй, стоит отметить, что докладчик не побоялся оценить мировой рынок 3D-панорам. По его подсчетам его объем составляет $25 млн. Из этой суммы, автор претендует пока на скромные $100 тыс. В целом публика оценила сервис как перспективный, а замечания были адресованы бизнес-модели проекта, и сравнительно высокой стоимости создания панорамы — которая составляет $70 за вид. Михаил Артюхов, директор компании ARPA Real Estate, немного прояснил конъюнктуру, сообщив, что его компания приобретает панорамы по 80 грн за вид.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск