TechCrunch: новые стартапы в СНГ – хорошие идеи из США

1418
1

13 декабря я провела в Москве, где проходила конференция всемирно известного техноблога TechCrunch. Это было первое мероприятие TechCrunch на территории СНГ. На нем участники обсудили текущую ситуацию на рынке интернет рекламы, ИТ технологий, интересные стартапы и перспективы этого бизнеса в России и других странах СНГ.

Участниками конференции стали гендиректора крупнейших компаний в сфере интернет бизнеса: Яндекс, Mail.ru, SUP (владеет одним из крупнейших блогхостингов LiveJournal) и другие компании. Мероприятие посетили известные российские политики: помощник президента РФ Аркадий Дворкович и министр связи и телекоммуникаций Игорь Щеголев. Среди гостей из Украины — управляющий директор TA Ventures Виктория Тигипко.

О поисковиках

Обсуждение проходило в формате talk-show, участники выходили на сцену, садились на кожаные диваны и рассказывали о достижениях своих компаний интервьюеру. Большая часть обсуждений проходила на английском языке, некоторые спикеры все же общались на русском. И первой темой стали доходы от рекламы в интернете. Интересную информацию рассказал гендиректор «Яндекс» Аркадий Волож. «Яндес», который в России занимает 65% рынка поисковых запросов, пока не является лидером в Украине и Белоруссии из-за сильной конкуренции с Google. Но уже в следующем году «Яндекс» поставил приоритетом усилить развитие на зарубежных рынках. Чтобы не проигрывать пользователей конкурентам, «Яндекс» запустил англоязычный поиск. Тепер пользователи смогут отыскать информацию не только на руском языке. И конечно, компания продолжит развитие контекстной рекламы, ведь она приносит им болем 80% дохода. Правда, пока в «Яндексе» не готовы активно развивать поведенческий таргетинг, потому сконцентрируются на поисковом. По их мнению, он приносит  наиболее высокий CTR. Интересно, что своим конкурентом на рынке поисковой рекламы в первую очередь «Яндекс» считает Google, и не считает – Mail.ru. В то время, как представители Mail.ru позже сказали, что считают своими конкурентами «Яндекс» и Facebook. Общий рынок интернет-рекламы в России участники конференции оценили в $900 млн.

Как сделать удачный стартап

О тенденциях в создании стартапов рассказывала член совета директоров DarBerry (Groupon Russia) Елена Масолова. По ее словам, запускать проекты в России  на основе идей «с нуля» рискованно, поэтому многие предпочитают делать «клоны» успешных западных бизнес моделей. Ведущей этой секции иногда задавал довольно провокационные вопросы – например, является ли «Яндекс»и Mail.ru клонами Google?  На что получил встречный вопрос – а является ли Google клоном Yahoo? «Все уже давно забыли те проекты, которые были до появления этих гигантов, никто не называет их клонами», — подытожил Дмитрий Ставиский из Evernote.

«Я работала два года в инвестфонде, который специализировался на инвестициях в стартапы. Мы нашли 11 проектов, и все они были клонами каких-то западных бизнес проектов. С точки зрения инвестирования это было очень логично», — рассказала она. Ты выбираешь идею, котрая уже сработала в США, и единственное, что остается делать – это запустить подобный проект в России. В марте Елена Масолова стала одним из основателе компании DarBerry.ru, которая в августе была продана Groupon. Теперь компания называется Groupon Russia, и как сказала Елена Масолова, буквально «печатает деньги», и планирует вырасти еще как минимум в десять раз.

В России (и, наверное, в Украине) соблазн создавать такие клоны будет огромным. Риски минимальны, доходы – максимальны. «Все прекрасно понимают, что в США люди тратят огромные деньги и силы для разработки технологий и бизнес моделей, и также все понимают, что Россия в этом плане отстает. Было бы глупо пытаться изобрести что-то еще», — рассказал Дмитрий Ставиский. Но с другой стороны, простой «копикэт»  тормозит развитие инноваций и те, кто все-таки хочет создавать собственные идеи, вынуждены искать реализации на других рынках.

Для каждого стартапа важно найти подходящего инвестора. Но проблема с проектами СНГ – как вы можете презентовать свою идею. На конференции многие рассказывали о том, что презентационные навыки в России не очень высоки, а в США есть даже специальные центры, где можно научиться презентовать проект и убеждать инвесторов финансировать его. Для того, чтобы участники могли продемонстрировать свои проекты, на конференции была секция Startup Pitch Battle, где за три минуты нужно было рассказать о своем проекте. Ее победителем стала mixxmuse.com, сайт, позволяющий создавать собственную музыку на iPad. Правда, презентовали они свой проект очень коротко. Не уверена, что такая презентация могла бы произвести нужное впечатления на потенциального инвестора.

Отдельной темой для обсуждения стало развитие игр. Удачным стартапом участники конференции посчитали игру Cut the Rope, разработанную компанией ZeptoLab для iPhone. Игра вошла в топ 10 по количеству закачек и стала почти такой же популярной, как Angry Birds. Количество закачек уже достигло 3,5 млн. С учетом средней стоимости закачки $1, доходы компании могут исчисляться миллионами долларов ри вложении в разработку программы — около $20-30 тыс. Игры продаються лучше, получить доход можно  в считанные месяцы.  Есть и обратная сторона – можно написать программы для сотни игр, но понравится ли она пользователям – зависит от таланта создателя.

Поговорили и о присутствии СМИ в интернете. В дискуссии участвовали Демьян Кудрявцев (ИД Коммерсант), Анатолий Карачинский (IBS), Павел Черкашин (MSN), Guy Falconbridge (Reuters). СМИ идут в сторону мультимедийности, когда на одной и той же технологической площадке можно будет увидеть и текст, и видео. Но зарабатывать на интернете издания еще не научились. И для медиа большим вопросом является бизнес модель в новых условиях. Никто не готов просто отдавать свой контент бесплатно. «Медиа стоят перед дилеммой: то ли становиться огромной ИТ компанией со своим штатом программистов и заниматься тем, чем они по сути заниматься не умеют, или придумать другую модель. Мы предложили им другую модель – передавать нам свой контент, а мы будем переформатировать его в нужный технический формат и обеспечивать присутствие изданий в цифровом мире», — рассказал Анатолий Карачинский.  Правда,  представитель Reuters убеждал в том, что люди будут готовы платить за хорошие новости онлайн, но в то же время сами Reuters отдают часть своих новостей бесплатно.

В целом, было интересно, живо, успели обсудить очень разные темы, и наверное, каждый почерпнул что-то для себя. Единственным серьезным недостатком  конференции стал не очень качественный звук, участники то и дело проверяли микрофоны, и из-за этого спикеров иногда было плохо слышно. Надеюсь, в следующий раз организаторы учтут эту проблему.

фото (с) techcrunch.com

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск