Репортаж с iForum-2011. Поток интернет-бизнес

1278
6

Александр Ольшанский открыл форум вступительным словом на тему «Зачем мы здесь собрались», которая тронула меня до глубины души и как предпринимателя, и как гражданина нашей страны. На фоне последних событий, да и новейшей истории вообще, А. Ольшанский задается вопросом: почему кто-то может бомбить другую страну на глазах у всего мира и ему за это ничего не будет, как мы дошли до такого?

Посмотрев вокруг, мы замечаем, как много изобретений, сделанных в США, постоянно меняют весь мир: холодильник, мобильный телефон, персональный компьютер, навигация GPS, самолеты Боинг, джинсы в конце концов. Аудитории было предложено назвать схожие по значимости изобретения, сделанные после Второй мировой войны в Европе. Непростое задание, однако.

А. Ольшанский продолжает. США «производит» корпорации, которые меняют мир, торгуя не материальными, а интеллектуальными ценностями. И чем дальше ваша деятельность от материального мира, тем больше вы понимаете, что что-то не так. Все дело в налогообложении, в том, что практически весь мир платит налог на добавленную стоимость (НДС). Суть этого налога в том, что если вы закупили древесину, сделали из нее стулья и продали, то разница между стоимостью сырья и готового изделия называется добавленной стоимостью и облагает НДС. В случае, если вы занимаетесь интеллектуальным, наукоемким бизнесом, получается, что в вашем продукте вся стоимость добавлена.

«Я не американофил и не агент ЦРУ», — Александр Ольшанский

В США такого налога нет, их развитие было бы невозможным с таким налогом. Последующие примеры от А. Ольшанского ярко и доходчиво показали, как Штаты пришли к тому, что налоги по большей части должны платить граждане, а не компании.

Интернет превращается в гигантский финансовый насос, который будет выкачивать деньги со всего мира в США. Это и домены, и трафик, и продажи музыки, видео. Нам нужно срочно разобраться во все этом, чтобы не остаться в стороне.

Следует отметить, что тень осознания такой опасности есть, по мнению А. Ольшанского, даже в новом украинском налоговом кодексе, в котором НДС отменен для некоторых предприятий отрасли. Мы сможем создать сильные бизнесы и восстановить паритет. Альтернатива – только остановить технический прогресс, уверен А. Ольшанский.

Секция 1. Где деньги?

Виктор Достов. Где спрятаны деньги Рунета?

Доклад дал четкую и полную картину развития рынка электронных денег (ЭД) в России. Динамика роста объемов пополнений электронных кошельков:

  • 40 млрд. руб. в 2009;
  • 70 млрд. руб. в 2010;
  • 140 млрд. руб. – прогноз на 2011.

Количество активных электронных кошельков:

  • 20 млн. в 2009 г.;
  • 30 млн. в 2010 г.

Способы пополнения кошельков:

  • интернет – 47%;
  • мобильный телефон – 36%;
  • терминалы – 17%.

Следует отметить активный рост терминалов типа QIWI, которые не просто приминают наличные, а оперируют с электронным кошельком плательщика, что позволяет оплатить сразу несколько счетов, получать сдачу на электронный кошелек и пр. Общее количество терминалов по России – около 400 тыс.

Говоря о ликвидности рынка, В. Достов сообщил, что по оценкам экспертов, 15% QIWI было продано Mitsui за 50 млн. долл. США.

Особенностью рынка в России является то, что в 2010 г. так и не был принят долгожданный закон «О национальной платежной системе». В. Достов в шуточной форме отметил, что по мнению его украинских коллег, именно факт отсутствия закона позволил рынку так стремительно расти.

Тем не менее, 2010 г. стал годом окончательной легализации рынка. ЭД стали обслуживать ряд крупнейших российских банков, стало возможным рассчитаться за некоторые государственные услуги (например, штрафы ГАИ и оплата судебных приставов). Обслуживание ЭД стало существенной строкой дохода для банков.

В 2011 г. В. Достов ожидает:

  • массовое подключение государственных услуг к оплате ЭД;
  • принятие закона «О национальной платежной системе»;
  • выход крупных игроков, их особенность в том, что они не начнут работу, пока закон не принят;
  • трехкратный рост объема оплат через мобильные телефоны;
  • начало активного использования ЭД в социальных сетях, делая ставку на Вконтакте.

Информативной была и сессия вопросов-ответов. Основные тезисы:

  • самыми востребованными специалистами на рынке электронных денег как в России, так и в Украине будут менеджеры проектов;
  • сдерживающим фактором для использования ЭД является ограниченность способов пополнения кошельков (ввода) и недостаточное доверие покупателей («товар вперед»); тем не менее, ЭД отвоевали 15% у наличных как способ оплаты в российских интернет магазинах;
  • перспективы PayPal в России и Украине не ясны, возможно, они ждут принятия закона, либо сосредоточены на работе в Китае, как более крупном рынке;
  • на вопрос о заинтересованности в украинском рынке: выход QIWI предрешен, есть сложности в регулировании агентских отношений;
  • культура пользования банковскими картами остается низкой; 85-90% операций по картам это снятие наличности, при чем часто клиент сразу несет наличку в соседний терминал; снова растет мошенничество; стала возможной оплата картой в интернет магазинах через Яндекс.Деньги, этот способ является более безопасным по сравнению с традиционным процессингом, ожидает рост популярности;
  • в дискуссии в аудиторией выяснилось, что Нацбанк Украины, в своих постановлениях, возможно, не различает банковские карты и ЭД;
  • все компании, в т. ч. частные предприниматели, могут расплачиваться и принимать оплату с помощью ЭД абсолютно легально.

Кирилл Готовцев. Вся правда об инвесторах и рекламодателях, которую они сами никогда не расскажут

Докладчик начал с отличной иллюстрации того, что хорошие с точки зрения аудитории сайты являются не слишком интересными для рекламодателей. Сильное ядро аудитории быстро «убьет» бюджет рекламодателя. Поэтому сайты интернет СМИ, имея небольшое ядро посетителей, покупают трафик низкого качества и продают его рекламодателям.

Получается, ядро аудитории используется, чтобы рассказать, каков портрет посетителей сайта (пол, возраст, доход, род занятий) и продать рекламное место. Однако, самому рекламодателю затем важно получить как можно больше уникальных посетителей, и вот площадка ему их предоставляет – купленный низкокачественный трафик, о котором ровным счетом ничего не известно (это могут быть подростки в поисках банального порно).

Похожая картина и во взаимоотношениях стартаперов и инвесторов. Первые не имеют понятия о том, как вести бизнес, последние – бездумно дают им свои последние деньги, которые не готовы потерять. Проблема заключается в том, что такие люди создают экосистему на рынке и мешают адекватными предпринимателям найти адекватных партнеров и инвесторов.

К. Готовцев советует, как делать правильно. На этапе первой инвестиции от ангела, отдавайте ему не более 10%. Причина в том, что после завершения пилотного проекта вы станете опытнее, поймете, что его нужно переделать и вам потребуются еще деньги для уже настоящего продукта. На этапе пилота важно не сделать лишнего и не тратить деньги впустую:

  • пусть ваш пилот будет сделан «на коленке»;
  • пусть не выдержит нагрузку если она вдруг будет;
  • важно убедиться, что на него кто-то вообще захочет взглянуть;
  • еще раз, пилот должен быть сделать за копейки, крайне редко на него действительно нужно много денег;
  • логика продукта, бизнес модель, коммуникации – проверьте, в вашем проекте это чего-то стоит вообще?!

Здоровые отношения с инвестором, по мнению К. Готовцева, нужно строить, принимая к вниманию следующее:

  • Не бывает возврата с оборота. Мы не знаем, что будет завтра. Пример Facebook: инвесторы вкладывали не в оборот, а в капитализацию.
  • Каждый должен заниматься своими вопросами. Если инвестор знает, как сделать этот бизнес, пусть сам делает. Не доверяет вам – пусть не вкладывает.
  • Договариваться на берегу, поставить цель. Уже через месяц вы будете умнее и опытнее. Далее по мелочам обязательно «кинете» друг друга. И это нормально, не нужно ссориться. Ваш договор в том, чтобы достичь цели.

Секция 2. Стартапы и инвестиции в новый бизнес

Денис Довгополый, Николай Савин. Вступление

Секция началась с забавного эксперимента. Чтобы проиллюстрировать, как раздуваются пузыри на рынке (dotcom bubbles), организаторы вынесли банку с мелочью и предложили продать ее в режиме аукциона по справедливой для аудитории стоимости. Победитель торгов выложил за неё 300 грн.

Последующий подсчет показал, что мелочи там было около 70 грн. без учета иностранных монет, или около 120 грн. с учетом. Оставляя в стороне причины, по которой получилось, что победитель переплатил, мы понимаем, что так же инвесторы могут переплачивать за компании, в которые инвестируют.

Николай Савин назвал основные показатели развития отрасли за 2010 г.

Секция состояла из четырех дискуссий в формате панели, участниками которой были известные и уважаемые на рынке предприниматели и инвесторы.

Панель 1. Секрет создания успешного стартапа

Модератор: Денис Довгополый

Вопросы участникам:

  • От куда взялась идея для самого успешного проекта?
  • Ключевые факторы вашего успеха, что помогло?

Егор Анчишкин, CEO GVMachines

Рассказал, что он выделяет два пути для достижения успеха. Можно «игра в лотерею», то есть пробовать что-то совершенно новое, вероятность успеха ничтожная, но можно заработать миллиарды. А можно спокойно по чуть-чуть работать над тем, в чем мы очень хорошо разбираетесь и можете сделать лучше всех, так можно стать миллионером. Оба варианта могут привести к успеху.

Для Е. Анчишкина критерием успеха является завершенный цикл, продажа компании Viewdle. Создание Viewdle, которая занимается распознаванием лиц в режиме реального времени, было «игрой в лотерею». В то время только появился YouTube, что подогревало уверенность команды в будущем успехе.

Влад Воскресенский, CEO Invisible CRM

Идея проекта пришла из опыта работы в предыдущем оффшорном бизнесе. Успех его текущей компании условен, так как пока нет выхода (продажи). Среди клиентов компании ряд всемирно известных лидеров. Их продукт упоминают в своих докладах такие звезды отрасли, как Билл Гейтс.

Залогом успеха компании на начальном этапе стала способность пробовать много различных подходов, буквально все, что приходило в голову, и при этом не терять фокус на своей нише, на потребностях клиентов. Далее, на этапе роста, успех был достигнут благодаря людям, команде. Приходилось приминать сложные решения, чтобы убрать «плохих» людей от «хороших». В результате, когда остаются только лучше, возникает синергия. В команде по-прежнему остается дух новаторства, такой, как бывает в самом начале.

Евгений Курт, Ucoz

Идея появилась из мечты. Такого продукта (конструктор сайтов) не было. Успеху помог упорный труд и искра в глазах, вера в мечту. Если слишком долго искать, много думать, по конференциям ходить, то успех сам не случится.

Денис Олейников, Prostoprint

Выход не является критерием успеха для Д. Олейникова. Создав и продав ряд компаний, всегда сами зарабатывали деньги, не обращаясь в инвесторам. Д. Олейников рад, что так получилось, хотя не отрицает, что инвестиции лишними не были бы. Достичь успеха помогло чутье людей в команде.

Панель 2. Как распознать успешную компанию

Модератор: Денис Довгополый

Вопросы участникам:

  • Как вы стали инвестором?
  • Как предпринимателю добиться встречи с инвестором?
  • Какие проекты интересны?
  • Ваш отрицательный опыт, какие признаки плохого проекта?
  • Рекомендации предпринимателям?

Александр Лядов, Dekarta Capital

  • Любит предпринимателей и ученых, как особый тип людей. Нравится быть рядом и помогать, если представляется случай.
  • Общаясь с инвестором, как с любой аудиторией, важно понимать его проблему.
  • Предприниматель должен быть реалистом, не врать себе, должен искать обратную связь и менять концепцию (не относится к изначальной концепции как к ребенку, которого нельзя предать)
  • Инвестор это инструмент для достижения цели, не всегда нужен; просто поднять деньги – бессмысленно

Глеб Каплун, i-Free Innovations

  • Стал инвестором после собственного бизнеса.
  • При встрече с инвестором важно быть уверенным, увлеченным, готовым завоевать мир! Документы вторичны.
  • Интересуют проекты с проверенно бизнес моделью; если возможна синергия с материнской компанией (сфера мобильных «Post PC» технологий); важна команда, ведь ей проект продвигать!
  • Предприниматель должен быть гибким, уметь слушать и меняться, пассивность не допускается.
  • Не нужно бояться пробовать и ошибаться (Fail fast, fail often!)

Игорь Семенов, TA Ventures

  • Встречаться с инвестором лучше по рекомендации, на отраслевых мероприятиях. Если сами делаете первый контакт, описание проекта должно быть строго в стандартной форме, а не в виде сочинения на вольную тему.
  • Интересуют проекты, решающие большую проблему, с большим рынком, но с простым решением; важна быстрая окупаемость и сильная команда.
  • У предпринимателя должна быть страсть в глазах, быть команда (он уже кого-то зажег), быть в состоянии сфокусироваться, а не прыгать с проекта на проект
  • Рекомендует не создавать бизнес только ради денег (It’s art, not job!); считает, что не каждый может быть предпринимателем.

Александр Ольшанский, Internet Invest Group

  • Относится к партнерству, как к женитьбе. Партнер должен нравиться.
  • У предпринимателя должна быть вера в проект, готовность инвестировать в проект существенными для него деньгами (сумма не принципиальна, она может быть мелочью для одного человека, а для другого – состоянием);  готовность к риску (деньги или бросить прежнюю работу – риск)
  • Предприниматель – это состояние души, важно поймать его, советы лишни.

Панель 3. Выход на глобальный рынок

Модератор: Дмитрий Репин

Участники:

  • Влад Воскресенский, CEO Invisible CRM.
  • Алеша Дженко, CEO Httpool
  • Бас Годска, эксперт по интернет маркетингу и электронной коммерции

Эксперты обсудили, какими качествами должен обладать проект, чтобы работать на глобальном рынке; как сразу ориентироваться на глобальный рынок и как масштабировать локальную компанию.

Панель 4. Поддержка стартапов

Модератор: Максим Школьник

Участники:

  • Дмитрий Репин, CEO Digital October.
  • Анна Петрова, Cisco Institute Territory Manager.
  • Андрей Терехов, Microsoft BizSpark
  • Денис Довгополый, инкубатор GrowthUp, IDCEE, SCT

Участники рассказали о возможностях своих площадок для помощи предпринимателям.

Digital October – это центр в Москве, состоящий из пяти аудиторий и конферец зала. Стоит отметить, что здесь был организован и проведен первая в Москве конференция TechCrunch. Главная ценность центра – доступ к людям, которых там можно встретить (networking). Организаторы стремятся привнести в московского сообщество самые актуальные знания со всего мира.

Институт Cisco интересен программами обучения, разработанными в университетах Стэнфорда и Корнелла. Институт работает в рамках неприбыльной программы, целью которой является развитие страны присутствия корпорации Cisco Systems.

Microsoft BizSpark – это специальная программа для технологических стартапов, в рамках которой команда бесплатно получает лицензии на дорогостоящее программное обеспечение, тренингам. Целью компании является рост рынка.

GrowthUp – это бизнес-инкубатор, который предоставляет участникам обучение, коучинг, доступ к экспертам и инвесторам. Действует отбор проектов.

Секция 3. Парадоксы и ошибки бизнеса в Интернете

Владислав Флакс. Интернет-магазин: путь к успеху

Директор компании, разработчика интернет-магазинов, рассказал о распространенных мифах о торговле в Интернете. Кроме сайта, успешный магазин должен построить сложную цепочку, состоящую из поставщиков, склада, логистики, маркетинга, технических моментов, таких как колл-центр, наполнение сайта информацией о товарах и многое другое.

Игорь Ашманов. Ловушки интернет-стартапов

И. Ашманов привел отличную классификацию точек поворота стартапа, включающую проблемы в команде, с продуктом, с деньгами, выходом на рынок и т. д. После всего было радостно услышать, что наличие всех этих проблем это все-таки нормально.

На вопрос из зала о том, что нужно инвестору, следует отметить рекомендацию И. Ашманова идти к инвестору с готовым прототипом.

Секция 4. Бриф-доклады

Виктория Остапчук. Доменные войны по-украински

Была подана интересная статистика по доменным спорам, в том числе и в Украине. Следует отметить такой момент, связанный с украинским законодательством. Если вам придется через суд добиваться контроля над доменом, то все иски нужно подавать против владельца домена. Неправильно подавать иск против регистратора.

Жертвой такой ошибки стали ряд компаний, в том числе Google. Google подала один иск против владельца домена google.ua с требованием прекратить его использование. Этот иск был удовлетворен, домен не работает.

Однако, второй иск, в результате удовлетворения которого Google смогла бы зарегистрировать домен на себя, был ошибочно подан против регистратора. Здесь Google получила отказ, поскольку ответчик не нарушал никаких прав истца.

Максим Лукьяненко. Вы не интернет-магазин, если…

Очень живой и по сути доклад в виде списка контрольных вопросов. Среди пунктов есть такие, казалось бы банальные проблемы, как отсутствие звонка из магазина в течение часа или отсутствие сдачи у курьера. Однако,  это все действительно так. Аудиторию явно расшевелило повторение фразы

«Нет? Туфта! Не заказывайте, бейте рублем!».

Секция 5. Юзабилити

Дмитрий Сатин. В поисках юзабилити

Первый доклад на потоке с анимацией, приятной и уместной. Д. Сатин познакомил слушателей с четырьмя этапами общения при помощи сайта и особенностями каждого из них: вещание, информирование, взаимодействие и вовлечение.

После обсуждения  ярких примеров и осознав нелепость ошибок на сайтах серьезных организаций, можно было сделать единственный вывод: юзабилити – крайне важный элемент в работе сайта.

Евгений Мусиенко. Вау-интерфейс = вау-бренд

Е. Мусиенко рассказал об интересной концепции «Фак-интерфейсов», суть которого к тому, что обычный магазин (офлайн) может себе позволить некоторые проколы в организации, а интернет-магазин нет. Так же нам показали видео, записанное во время юзабилити тестирования нескольких сайтов. Люди могут с таким удовольствием, радостью работать с сайтами, которые им нравятся!

Оставить комментарий

Комментарии | 6

Поиск