Репортаж с iForum-2011. Поток интернет-реклама

1655
20

Третий раз уже традиционно 1 апреля вся украинская интернет-тусовка собралась на IForum. Мероприятие продолжает расти, как качественно (об этом ниже), так и количественно – была названа цифра в 3500 участников.

Если выразить впечатления о всем iForum в нескольких словах, то это будут: сиськи Femen, толпа, цифры, кейсы, конверсия, CTR, «тестируйте и делайте выводы». Поскольку охватить необъятное (то есть весь iForum) не стоит и пытаться, перейдем сразу к делу, а именно к потоку интернет-рекламы.

Заявлено было целых 17 докладов, поэтому были сомнения, что участники выдержат такое испытание. Оказалось зря, до самого конца зал был забит людьми, по личным впечатлениям время пролетело незаметно.

Исторически сложилось, что открывает iForum блок докладов, посвященных большим цифрам, затейливо названный организаторами «Реклама без философии». Андрей Заблоцкий (Украинская Ассоциация Интернет-Рекламы) поделился информацией о росте рынка. В 160 млн. грн. оценивается объем медийной рекламы, в 80-90 млн. грн. – контекстной. Среди аудитории 73% составляют пользователи до 40 лет (что стоит учесть при разработке рекламных кампаний). Основным трендом рынка Андрей назвал SMM, правда, в качестве модной фишки, поскольку «денег там пока нет». Также был отмечен интерес к интернету со стороны FMCG-брендов и фармацевтики. Недавний скандал с агентством Brainberry был оценен как косвенный показатель развития рынка. Если на рынке есть скандалы, значит он интересен, на нем есть что делить.

Дмитрий Лысюк (Gemius) тоже радовался росту украинского рынка, в частности тому, что Украина – самая быстрорастущая в Европе страна по проникновению интернета. Как правило, количество интернет-пользователей прямо пропорционально населению страны в целом, в Европе на сегодня есть только 2 исключения. В Польше больше юзеров, чем в Украине (хотя количество населения меньше), Болгария по этому показателю больше Беларуси.

Завершил подблок статистики (как бы я назвал первых три доклада) Иван Дубинский (InMind). Была названа цифра в 9 млн. «hard users», то есть людей, которые заходят в интернете далеко не 1 раз в месяц (ведь именно такую формулировку чаще всего используют, говоря об интернет-аудитории в различных исследованиях). В целом пользователи интернета оказались богаче, чем их офлайновые собратья.

Судя по вопросам из зала, всех интересовали методики измерений (понятно почему – количество юзеров оценивали по-разному от 9 до 13 млн.), но об этом докладчики подробно не рассказали. Наверное, оставили задел на следующий раз.

Блок «Реклама без философии» продолжается, следующие три доклада я бы назвал «поисково-контестным подблоком». Дмитрий Шоломко (Google Ukraine) обещал обойтись в докладе без цифр, но не сдержался ? Около 30% запросов к поиску связаны с локацией пользователя, а доля фрода в Google.Adwords на сегодня очень низка – не более 0,1%. Основные тренды: рекламные кампании так или иначе связанные с локацией пользователя, в чем поможет развитие мобильного интернета. Хорошая новость для «медийщиков» — по мнению Google у баннеров начнется вторая жизнь, только пока непонятно какая именно.

Следующий – Евгения Рыжов (Бегун). Среди трендов все та же мобильная реклама, а также интернет-реклама по телевизору (услуга, которую Бегун запустил в Москве на кабельных каналах). Об эффективности такой рекламы можно судить на примере кейсов (подробнее в презентации), но цена совершенно не телевизионная. Будет ли что-нибудь подобное в Украине непонятно, но зато уже есть возможность транслировать контекстные кампании из Бегуна в Adwords с целью экономии времени.

Завершил подблок Сергей Петренко (Яндекс — Украина), согласившись с коллегами, что мобильный интернет и локализация пользователя (по цифрам Яндекса таких запросов 29%) – это основные тренды на ближайшее будущее, которые позволят заниматься «мгновенным маркетингом». А если учесть, что в 2014 году (по некоторым прогнозам) объем мобильного трафика обгонит трафик «стационарный», то эти тренды становятся еще горячее.

Хотя официально блок «Медийная реклама» еще не начался, но выступление Ростислава Касьяненко (один из организаторов конкурса «Пропеллер Диджитал») скорее относилось к нему. Речь шла о кейсах с этого конкурса, наиболее интересные из которых были представлены публике. Мне запомнился проект «40 недель» — нечто вроде видеоблога на тему беременности. К сожалению, не были вживую показаны примеры работ, а особенно хотелось посмотреть на примеры Rich media (им уделялось много внимания). В целом, по словам Ростислава «вовлечение юзера рулит», с чем нельзя не согласиться.

Максим Хомутин (MI6/I.UA) показывал, что можно в буквальном смысле приготовить из баннера. Для этого он надел кухонный фартук и начал пошагово давать рецепт приготовления эффективной рекламной кампании, подробно разбирая все действия. Поскольку в медийной рекламе нынче без Rich media никуда, то был дан очень полезный совет – проверяйте качество кликов. Может быть хорошие показатели связаны с тем, что пользователь в панике пытался закрыть неумолимо надвигающийся на него баннер, вместо того, чтобы проникнуться им. Также не забывайте о пересекающихся аудиториях, и не бойтесь менять кампанию на ходу – это даже нужно делать, поскольку появляются данные для анализа.

Мария Захарченко (HTTPool) затронула интересную тему, о которой так много говорят, и так мало знают – поведенческий таргетинг. По ее словам уже существует инструмент (который, собственно, и предлагался), позволяющий на основании поведения одних пользователей прогнозировать поведение других. О технической стороне дела не спрашивайте – не очень понял, как работает технология. Но, по словам докладчика, с ее помощью можно даже отследить отложенный клик (что-то вроде «увидел рекламу на работе, запомнил, а зашел на сайт уже из дома). В рекламных кампаниях такая информация была бы более чем полезна, но, к сожалению, украинских кейсов пока нет. По сути, получается саморегулирующаяся кампания – запускаете рекламу без таргетинга, за короткое время видите кто кликал, подстраиваете таргетинг, замеряете опять и т.д. Как видите идея «изменения рекламы на ходу» живет в массах.

Андрей Пушкарев (Смартлинкс) поделился с аудиторией информацией относительно видеорекламы в интернете. Работает система так – при наведении (и удержании курсора!) на выделенное в тексте слово пользователю показывается видеоролик. Клик засчитывается только после 3 секунды просмотра (чтобы исключить случайное открытие), но в целом можно говорить и об оплате после просмотра всего ролика.

В завершение блока «медийной рекламы» Алексей Мась (УБС) рассказывал о вирусных видеороликах и показывал. Для успеха ролика нужно создать уязвимость (персонажа или бренда), завязать диалог, и запрограммировать его изменяемость. Впрочем, различных версий необходимых составляющих вирусного ролика есть несколько – выбирайте кому какие нравятся. Еще несколько полезных мыслей. Очень важна честность. Пользователь ценит трудозатраты (например, известный ролик с фермерами и овцами) и благодарит за них распространением ролика. Чем меньше человек знает о предмете, тем охотнее распространяет. Считать успешным вирусный ролик можно тогда, когда о нем рассказывают за пивом.

То ли организаторы так заранее задумали, то ли получилось само собой, но ближе к концу доклады начались более практичные, что помогло концентрировать внимание. Блок «поисковая оптимизация» открыл Александр Фомин (Adlabs), который при разборе последних изменений алгоритмов поисковых машин посоветовал беречь ссылочную честь смолоду. Затрагивался пресловутый поведенческий фактор, давались советы, например, для увеличения CTR в выдаче может помочь фавикон. Также была высказана интересная мысль относительно того зачем Яндекс советует в результатах своей выдачи воспользоваться чужим поиском – для того, чтобы проверить качество своего.

Роман Вилявин (Promodo) рассказывал об опыте продвижения сервиса на западном рынке. Особенно приятно, что разговор шел не о каких-то абстрактных материях, а о продвижении Promodo.com, причем рассказ пошаговый (за подробностями обращайтесь в презентацию). На вопрос относительно инструментов для сбора поисковых запрос были порекомендованы SemRush и база Пастухова, так что мотайте на ус.

Последний блок назывался «Повышение эффективности. Оценка эффективности интернет-рекламы». Открыла его Ольга Горенко (Usability Lab). О том, что с пользователем нужно говорить на его языке знают все. Другое дело, что язык пользователя это не только слова. Это еще и жесты, запахи, звуки, цвета, ощущения и т.д. Конечно, не стоит делать сайты с музыкой, которую нельзя выключить, а сам запах пока нельзя передать через интернет. Зато можно все это попробовать передать словами – это и есть «разговор на языке пользователя». Хороший пример – сайт парфюмерного магазина, где отфильтровать духи можно не только по производителю/марке, но и по составляющим запаха.

Два следующих докладчика получают мой личный приз зрительских симпатий. Александр Федотов (Ашманов и Партнеры) рассказывал о психологии убеждения пользователя. Разбирал инструменты, которые сайты используют, чтобы вызывать у пользователя чувство долга, использовать склонность следовать однажды выбранной линии поведения.  Еще инструменты убеждения: социальный фактор (следование толпе), ограниченность предложения, схожесть, симпатия, ассоциация.

Юрий Высовень (UAmaster) традиционно рассказывал о хитростях веб-аналитики и советовал поменять наконец старый код Google.Analytics на новый. Перед аудиторией ставились очень правильные вопросы. Например, зачем продвигаться по ключевым запросам, по которым у вас и так все хорошо, может быть лучше стоит узнать, по каким запросам продвигается конкурент? Приводились данные о Multitouch distribution – пользователь в среднем делает 6 запросов до того, как оформить заказ. В общем, тем для размышления было открыто очень много, за что и выражаю благодарность докладчику.

Самый последний доклад представил Олег Головных (Connect.UA). Без лишних слов были разобраны 4 кейса. Какой баннер будет работать лучше, как надо изменить дизайн страницы, чтобы получить больше конверсий, какие трюки можно использовать, чтобы сделать баннер более эффективным. Просто, понятно и по делу.

Вот и все, на этом для меня iForum завершился, несмотря на то, что была еще заключительная часть, афтерпати и афтерафтерпати. Все подробности в презентациях (которые я сознательно опустил в отчете) можно посмотреть на сайте мероприятия. Мне остается только поблагодарить организаторов в целом, и Евгения Шевченко (UAmaster) в частности, благодаря модерированию которого впервые секция интернет-реклама закончилась раньше времени. Надеюсь, в следующем году мы увидим продолжение iForum’а, но правда есть маленькая загвоздочка. 1 апреля 2012 года – это воскресенье.

Фото (с) — Яндекс

Оставить комментарий

Комментарии | 20

  • Очень плохо, что на потоке интернет-рекламы совершенно не соблюдался регламент. Когда я приходил с других потоков послушать то, что мне интересно, оказывалось, что этот докладчик уже отстрелялся. Так не годится.

  • Я балдею как люди серьезно относятся к РИЧ, это самое ужасное наверно что придумали в рекламе, кроме раздражения эмоций не вызывает никаких.

  • еще раз убеждаюсь, что iForum это не мероприятие для специалистов работающих в сфере, а конференция для людей, которые этими темами просто интересуются. Автору спасибо за отчет, благодаря вам секция интернет-рекламы теперь не кажется мне такой никчемной, какой казалась во время моего нахождения в зале 🙂
    К организаторам писал предложение после прошлогодней конференции, озвучу и сейчас — потоки должны быть разведены по уровню подготовленности аудитории. Есть люди, которым интересны доклады об основах, а есть люди, которым будет интересен более глубокий анализ затронутых тематик. Во всех залах кроме большого центрального было очень душно — поставьте кондиционеры в следующем году. Я хоть не прийду уже точно, но людям будет легче дышать.

    • Я как бы старался быть нейтральным 🙂

    • Так и есть, мероприятие массовое, рассчитано на людей со средним уровнем подготовки.
      Для iForuma есть два варианта — оставить все как есть, или пойти по пути КИБоРИФа — сделать 12 параллельных потоков, где можно проводить проф. секции. Но это добавит других оргпроблем и неразберихи. Или оставить все как есть.

      Мы в этом году попробуем на ИМУ разделить слушателей на два дня: Рекламодатели и Профи. Посмотрим что из этого http://imu.org.ua/2011/ получится.

  • еще раз убеждаюсь, что iForum это не мероприятие для специалистов работающих в сфере, а конференция для людей, которые этими темами просто интересуются. Автору спасибо за отчет, благодаря вам секция интернет-рекламы теперь не кажется мне такой никчемной, какой казалась во время моего нахождения в зале 🙂
    К организаторам писал предложение после прошлогодней конференции, озвучу и сейчас — потоки должны быть разведены по уровню подготовленности аудитории. Есть люди, которым интересны доклады об основах, а есть люди, которым будет интересен более глубокий анализ затронутых тематик. Во всех залах кроме большого центрального было очень душно — поставьте кондиционеры в следующем году. Я хоть не прийду уже точно, но людям будет легче дышать.

  • и еще раз убеждаюсь 🙂 прошу прощения за дублирование комментариев, два раза клацнул.

  • В следующем году Iforum должен стадион арендовать, чтобы все желающие попали. В этом году интернет-реклама забита была под завязку — на лестнице люди стояли. Ну и придерживаться расписанию не мешало бы.

  • А вот мне интересно: только я попадала вовремя на все интересующие выступления?)

  • Интересно как в следующем году будут ставить кондиционеры:) Мероприятие отличное, как для новичков, так и для профи. Кто так не считает — попробуйте создать что-то подобное с таким же масштабом и почувствовать что это такое — собрать 3500 народу.

    • мой негативный отзыва касается в первую очередь секции интернет-реклама. В технологиях и большом зале наверное было более интересно. Схема любого мероприятия для веб-рекламистов уже накатана и откатана. Утро — Гемиус презентует новые цифры в старых слайдах, Заблоцкий делает практически тоже самое. В этом году Инмайнд добавился, я в него верю.
      Дальше представители поиковых гигантов говорят обо всем глобальном и обобщают, на конкретные вопросы по своим системам предпочитают не отвечат, ссылаясь на секретность всего что они знают.
      Потом несколько сенсационных докладов о том что есть баннерная реклама, а также, что если прикрутить комменты к товарам в магазине, то люди будут писать и читать отзывы.
      На десерт авторитетный Кэп посоветует исследовать поведение привлеченных пользователей на сайте и вообще мерять эффективность кампаний для более рационального расходования рекламных бюджетов.
      Я конечно немного стебусь, но не на пустом месте. За последние несколько лет был на всех ИМУ, айФорумах и других образовательных мероприятиях.

      p.s. собрать 3500 человек чтобы заработать денег или организовать достойное внимание профильное событие?

      • А вы считаете, организаторы сумели заработать? Ошибаетесь.
        Что мешает сделать мероприятие без Гумиуса, Заблоцкого и лучше всех вместе взятых ИМУ.

        Вместо того, чтобы давать ненужные советы (про кондиционеры) в организации мероприятий, в которых вы точно ничего не понимаете — Возьмите и СДЕЛАЙТЕ что-то лучше.

        • А я знаю как сделать конференцию, которой бы были все довольны. Только на ней стоимость входа будет составлять 8000-10000 грн. Вопрос: сколько людей туда пойдет.

          P.S. И самое смешное, что при такой цене всё равно не заработаешь.

      • Спасибо за Ваши искренние комментарии — всегда интересно узнать все точки зрения про мероприятие. К сожалению, установить дополнительные кондиционеры в залах МВЦ нам не даст администрация выставочного центра, но с духотой делать что-то нужно обязательно, совершенно с Вами согласна.
        Что же касается Вашего p.s. — то всегда хочется организовать достойное внимание профильное событие, к чему и стремится оргкомитет iForum всеми силами (денег в данном случае действительно заработать нереально). Возможно Вы выскажетесь более предметно? Что именно Вам, как профи в данной области, хотелось бы непременно услышать в секции интернет-реклама?

        • По поводу кондиционирования воздуха проблема есть и ее очень желательно решить. Понятно что кондиционеры в МВЦ не вы должны монтировать, но уверен что решение разумное найти можно, так как в следующем году температура может быть на улице выше.

          По поводу зарабатывания денег спорить не буду, озвучил только свое мнение. Мой преподаватель политэкономии почти в каждой лекции повторял, что людьми движут чаще всего экономические интересы и если что-то вокруг вас происходит — анализируйте кому это нужно, кто прилагает усилия и какой свой экономический интерес он отстаивает. Для кого то из организаторов цель не заработать на билетах, а заработать лояльность аудитории, показать свою компетенцию в своем поле деятельности, получить новых клиентов и как следствие ЗАРАБОТАТЬ, ну реклама в общем 🙂 Продажи тех же доменов были организованы в непосредственной близости от букв на стене. Я считаю недостойным занятием считать чужие деньги, но я имею право озвучить свое мнение: конференция iForum для организаторов выполнила свою задачу, для слушателей знакомых с основами — нет.

          Человек, который спрашивал о Хомутина «где можно посмотреть список эффективных сайтов для рекламы?» я думаю услышал что-то новое для себя на событии, он не работает в этой сфере. Я к сожалению, полезной информации для себя практически не вынес. Под полезностью в данном контексте я понимаю возможность практического применения полученых знаний.

          Если более предметно: не хватает докладов из серии «практика интернет-маркетинга» интересных только людям, которые этим уже занимаются. Я не говорю о совершении открытий, я говорю о презентации результатов сводных анализов из личных практик, которые можно озвучить в обмен на другой опыт. Можно говорить о плюсах и минусах инструментов уже в контексте конкретных групп рекламодателей, о рисках при использовании тех или иных инструментов, о проблемах существующих на рынке с точки зрения взаимодействия сайтов, клиентов и агентств, которое никем и никак не регулируется… не уверен, что кто-то дочитал этот текст до конца, поэтому продолжать не буду 🙂 Моя мысль надеюсь ясна. Это субъектив, но я прошу его учесть в качестве мнения. Спасибо

          • Поддерживаю! За такую информацию можно и больше заплатить, зато будет толк. Один раз слушала доклад Оксаны Алиевой, на живых примерах показаны результаты. До сих пор ее доклад вспоминаю.

  • Спасибо за Ваши искренние комментарии — всегда интересно узнать все точки зрения про мероприятие. К сожалению, установить дополнительные кондиционеры в залах МВЦ нам не даст администрация выставочного центра, но с духотой делать что-то нужно обязательно, совершенно с Вами согласна.
    Что же касается Вашего p.s. — то всегда хочется организовать достойное внимание профильное событие, к чему и стремится оргкомитет iForum всеми силами (денег в данном случае действительно заработать нереально). Возможно Вы выскажетесь более предметно? Что именно Вам, как профи в данной области, хотелось бы непременно услышать в секции интернет-реклама?

  • Согласен с GoraLevakov на 100 %

    Душно и скучно. Что мешает пригласить более именитых людей, которые покажут практическую реализацию свежий идей, а не оденут фартух и будут втирать как приготовить баннер, да это любой школьник знает, мне бы стыдно за такой доклад было, до этого я сомневался что могу написать доклад, но после таких выступлений убедился, что совсем наоборот.

Поиск