Ошибка начинающего предпринимателя: Отсутствие стратегии набора критической массы

1960
31

Хочу рассказать об одной ошибке, которая встречается у большинства украинских, да и не только стартапов. Ошибка заключается в том, что часто, предприниматели делают продукт из рассчета, что им уже пользуются тысячи людей (имеет тонны сгенерированного пользователями контента итд) и потом сильно удивляются после запуска, что путь прохождения от 0 до этого момента, никак не соотносится с их ожиданиями. А все потому, что ожидания эти были чисто интуитивными и зачастую плана набора критической массы, достаточной для того, чтобы проект был полезен клиентам и пользователям изначально не было, все были увлечены разработкой. А ведь если бы этот план был, то мне кажется многие из этих проектов по другому оценивали свои шансы на успех и количество необходимых для достижения цели ресурсов. Возможно тогда многие неудачные стартапы просто не были бы начаты.

Одна из главных причин, по которым этот аспект игнорируются, это вера в то, что если у кого-то на западе это получилось, то это получится и у них. Не секрет, что большинство проектов в Украине это клоны успешных на Западе проектов, но беда в том, что мало кто из основателей задумывался над тем, в каких условиях и какой ценой добывалась начальная критическая масса, да и информации об этом не так много. Люди смотрят на убогий интерфейс Craigslist.org и думают, я же могу сделать в 100 раз удобнее и вебдванольнее садится, делает запускает и понимает, что без контента его проект никому не нужен, чтобы объявления добавлялись, нужно чтобы это место было популярным, а чтобы оно было популярным, нужно чтобы было много объявлений. Именно от способности решить эту проблему курицы и яйца а не от технической составляющей зависит чаще всего развитие проекта, и если план изначально не продуман и не просчитан, то ваш проект в опасности.

Когда мы делали Prom.ua, мы тоже этого не просчитали, но нам повезло и мы смогли при ограниченных начальных ресурсах раскрутить маховик контент/посещаемость/пользователи. Но во многом это нам удалось из-за того, что мы и без контента и посещаемости были ценными для клиента — позволяли ему своими силами создать сайт визитку с продукцией своей компании. Таким образом мы обеспечили рост контента и связанный с этим рост посещаемости и полезности для покупателей и постепенно набрали необходимую массу клиентов, которая постоянно увеличивается, но если бы что-то пошло не так, этого могло и не произойти.

А теперь задайте себе вопрос, а есть ли у вас понимание того, что нужно сделать чтобы вырасти с 0 до момента, когда вы будете ценны для ваших клиентов? Наличие ответа на этот вопрос зачастую не менее важно для успеха чем сам продукт

Оставить комментарий

Комментарии | 31

  • Николай, спасибо за дельный совет. Именно такого практичного подхода, не отягощенного когнетивными искажениями, очень не хватает многим из нас.

    • Андрей, спасибо, что пригласили прочесть эту статью. Совет действительно дельный.

      «а есть ли у вас понимание того, что нужно сделать чтобы вырасти с 0 до момента, когда вы будете ценны для ваших клиентов?» Вряд ли здесь уместно продолжать дискуссию, начатую тут: http://ain.ua/2011/07/06/50889 , но коротко отвечу: да, такое понимание у нас есть.

  • Действительно полезно, а главное вовремя. Я как раз так увлекся разработкой, что думал, но очень мало и ничего конкретного для решения этой проблемы е придумал. 

  • Статья обязательна к прочтению перед заявкой на онлайн стартап краштескт.

  • Просто и в точку. Миколка, молодец! 🙂

  • Другими словами, успех предприятия решает маркетинг. Правильно я уловил Вашу мысль?

  • Коле — респект. Четко и конкретно изложены мысли. Есть примеры и краткость — сестра таланта.

    Теперь не в обиду тем, кто считает, что эта статья дала ему ценные знания, — у вас скорее всего ничего не получится. Чтобы получилось, эта статья должна жить, а лучше рождаться в собственном мозгу, возможно в другой форме, но с точно такими же тезисами на фундаментальном уровне, как еще и 20 других на другие темы. Ее нужно чувствовать, а не читать.

    Это хорошая лакмусовая бумажка, чтобы проверить свои собственные взгляды. Но если они не совпали… вряд ли что-то поможет. Лучший совет таким начинающим стртаперам — «не начинайте» 🙂

  • Коле — респект. Четко и конкретно изложены мысли. Есть примеры и краткость — сестра таланта.

    Теперь не в обиду тем, кто считает, что эта статья дала ему ценные знания, — у вас скорее всего ничего не получится. Чтобы получилось, эта статья должна жить, а лучше рождаться в собственном мозгу, возможно в другой форме, но с точно такими же тезисами на фундаментальном уровне, как еще и 20 других на другие темы. Ее нужно чувствовать, а не читать.

    Это хорошая лакмусовая бумажка, чтобы проверить свои собственные взгляды. Но если они не совпали… вряд ли что-то поможет. Лучший совет таким начинающим стртаперам — «не начинайте» 🙂

  • Замечательная статья. Минимум букаф 🙂 и максимум сути, давно таких не встречал. 

  • Всё верно, недавно задумывался над тем же, как много недооценивают вопрос «как будет расти контент и трафик» . Правильно написал Николай, что маркетинг — это необходимое условие успешного проекта.

    • Не обязательно маркетинг. Необходимое условие — это что-то, благодаря чему вы уверены, что проект будет работать и расти, в первую очередь. И это не всегда будет маркетинг. Просто маркетинг — чаще всего.

    • Не обязательно маркетинг. Необходимое условие — это что-то, благодаря чему вы уверены, что проект будет работать и расти, в первую очередь. И это не всегда будет маркетинг. Просто маркетинг — чаще всего.

  • Я задал себе вопрос и получил ответ — у меня нет понимания что надо сделать чтобы вырасти с нуля до критической массы.

    Какой следующий шаг?

  • Не по теме статьи, а к редакции АИН 🙂

    Запустите уже какой то интересный аналитический обзор полезный 🙂
    Скучноватые новости часто стали мелькать. Один Николай задал риторический
    вопрос, на которые с трудом кто то из начинающих стартаперов даст ответ.
    Легко казаться умным и великим когда уже чего достиг, это не в укор.
    Вопрос который предлагает задать Николай реально полезный для начинающих.
    Он вроде как и само собой разумеющийся, но основательно над ним мало кто думает, точнее над ответом на этот вопрос.
    И ответ на него приходит только после ошибок, терпения и большого труда (что, я не сомневаюсь преодолел Николай)
    Учиться, работать, анализировать и работать…

  • А инвестиции в ваш стартап ничего не значил?

  • «Но во многом это нам удалось из-за того, что мы и без контента и
    посещаемости были ценными для клиента – позволяли ему своими силами
    создать сайт визитку с продукцией своей компании.»
    Ключовий момент статті)))
    Ми на iBud.ua запустили цю фішку ще 4 роки тому, можу стверджувати, це був один з ключових моментів розвитку. Маса проектів, які зробили це після нас, ще встигли використати переваги субдоменів для компаній, в тому числі Prom.ua (тоді ще UAProm.net).

  • «Но во многом это нам удалось из-за того, что мы и без контента и
    посещаемости были ценными для клиента – позволяли ему своими силами
    создать сайт визитку с продукцией своей компании.»
    Ключовий момент статті)))
    Ми на iBud.ua запустили цю фішку ще 4 роки тому, можу стверджувати, це був один з ключових моментів розвитку. Маса проектів, які зробили це після нас, ще встигли використати переваги субдоменів для компаній, в тому числі Prom.ua (тоді ще UAProm.net).

  • Полностью согласен — то же самое произошло и продолжает происходить с нашим проектом http://www.interdom.ua — еще года нет проекту, а критическая масса появилась и постоянно растет — «Ни дня без мнимум 7-8 новых объектов жилья от владельцев»! 😉 Так что и вам ребята удачи, и нам, конечно!

  • Маркетинг, технические моменты, удобство для пользователей, уверенность в своем направлении у создателей и др. моменты —  ребята это все должно быть на максимальном уровне для того чтобы стартап был успешным.
      Если хоть что-то одно будет хромать и будет слабым звеном, то и вероятность успеха стартапа будет слабой.
    Это все как пальцы на руке, отруби один палец или порань и от этого вся рука (ладонь) уже не в состоянии нормально функционировать.

  • Собственно это всего лишь небольшая часть из «Getting Real» 🙂 Всем советую почитать 🙂

  • Собственно это всего лишь небольшая часть из «Getting Real» 🙂 Всем советую почитать 🙂

  • «позволяли ему своими силами создать сайт визитку с продукцией своей компании. »

    до сих пор не понимаю почему компании ведутся на этот бред … не проще выложить свои бабки и создать себе нормальный промосайт … 

  • Большое спасибо за материал, Николай :). 
    Мы (est.ua) так же столкнулись с этим вопросом еще пару лет назад. Именно перед запуском проекта. И выбрали аналогичну стратегию — предоставить лучшие сервисы в работе с недвижимостью профессионалам, которые создадут основу, костяк постоянной аудитории.Но как же оказалось сложно найти специалиста, который сможет просчитать точную критическую массу — посещаемость, после которой аудитория будет расти естественными темпами и проект будет приносить доход. Может у Вас есть формула расчета? ))

  • Наверное, каждый с этим столкнулся. Мы (dom2.by) пошли путем наименьшего сопротивления, сделали упрощенную версию сайта, за 1.5 года сделали SEO, теперь можно и фичи вводить и сайт обновлять.

Поиск